Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о формах организации обучения в их историческом развитии




Формы организации обучения – это категория педагогики, обозначающая внешнюю сторону организации процесса обучения. Отвечает на вопрос: как организовать обучение?

Орг. формы обучения классифицируются по разным критериям:

- по количеству учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные, массовые;

- по месту учебы: школьные (уроки) и внешкольные (домашняя работа, экскурсии и т.д.);

- по длительности времени: классический урок (45 мин.), спаренное занятие (90 мин.), спаренное укороченное занятие (70 мин.), уроки «без звонков» (произвольной длительности).

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (средневековье), взаимного обучения (белланкастерская система в Англии, когда старшие получают знание от учителя и передают младшим), бригадное обучение (существовало в 20-е годы в сов. школе), американский «план Трампа», по которому 40% времени уч-ся проводили в больших группах (100-150чел.), 20%-в малых (10-15 уч-ся) и 40% времени отводилось на самостоят. работу.

Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более 300 л. Её разработал и воплотил в практику Я. А. Коменский.

Особенности:1)постоянный состав уч-хся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); 2)каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); 3)учебный процесс осущ-ся в виде отдельных взаимосвязан, следующих одна за другой частей (уроков); 4)каждый урок посвящается только одному предмету; 5)постоянное чередование уроков (расписание); 6)руководящая роль учителя; 7)применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся

Преимущества: строгая организационная структура, экономия (1 учитель работает с большой группой), создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности.

Недостатки: опора на «среднего» ученика, отсутствие возможности индивидуальной учебно-воспитательной работы.

Основной организационной формой обучения является урок. Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Признаки урока: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Типы уроков: комбинированные или смешанные; изучения нового материала; уроки закрепления и повторения знаний; уроки обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции. Самый распространенный – комбинированный урок. На таком уроке решаются дидактические задачи характерные для всех других типов урока: овладение новым материалом, систематизация и обобщение новых знаний, повторение и закрепление ранее усвоенных знаний и умений и применение их на практике, установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и умениями. Его примерная структура: 1)организационный момент (учитель организует учащихся к проведению занятия, постановка цели и задач урока); 2)проверка домашней работы и опрос учащихся, изучение нового материала, первичное закрепление нового материала в ходе тренировочных упражнений; 3)заключительный этап (определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению, подведение итогов и выставление оценок учащимся).

Урок как основная организационная форма обучения дополняется вспомогательными формами. К ним относятся: дополнительные занятия, консультации, кружковые и факультативные занятия, домашняя работа и др.

К числу основных и стабильных видов внешкольных занятий относится домашняя работа учащихся. Ее основная цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке, предотвратить их забывание, развить индивидуальные способности учащихся. Правильно организованная внеурочная деятельность имеет не меньшее значение, чем работа в классе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.