Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы предупреждения




 

1. во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов;

2. стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;

3. стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу;

4. участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями;

5. все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу.

 


36. Понятия «социальный институт» и «институциализация».

 

DEF: Институт социальный - относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Дюркгейм Э. называл социальные институты "фабриками воспроизводства общественных отношений".

DEF: Социальный институт - это организованная система связей и соц. норм, кот. объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Социальные институты организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Напр., такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и учени ка, а семья - роли родителей и детей.

 

Выделяют пять основных комплексов институтов:

1. Экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг;

2. Политические институты, регулирующие доступ к власти и ее осуществление;

3. Институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов;

4. Институты родства, связанные с браком, семьей, социализацией молодежи;

5. Институты культуры, связанные с образовательной, научной и религиозной деятельностью.

 

Явные функции социальных институтов:

 

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

4. Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется, т.е. институциализация - это превращение спонтанного поведения людей в организованное ("борьбы без правил" в "игру по правилам"). Институциализируются практически все сферы и формы общественных отношений, даже конфликты.

 

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. формирование общих целей;

3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

 

Институты, являются символами порядка и организованности в обществе.


37. Типы и функции социальных институтов

Соц. институты – исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей, призванная обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, соц. групп и общества в целом.

 

Типы и функции СИ

Тип СИ Функции
Политический СИ (государство, власть, силовые структуры) – Следить за безопасностью граждан – обеспечить выполнение законов – обеспечение суверенитета государства
Экономический СИ – Удовлетворение материальных потребностей людей
Институт культуры (образование и др.) – Передача знаний, умений, навыков воспитание
И. семьи и брака – Деторождение – воспитательная функция – мат. поддержка членов семьи
Религиозный институт (библия, храмы) – укрепление морали, нравственности – сплочение общества – утешение

 

Также СИ делятся на формальные и неформальные, а функции на явные и латентные

 


38. Семья как СИ

Главная функция семьи – продолжение рода.

Некоторые ученые считают, что институт семьи переживает кризис, другие считают, что изменяется форма семьи

Во многих обществах под семьей понимаются не супруги и дети, а группа людей, объединенных родственными связями.

Социологи считают семьей соц. группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях

Типы семьи:

– по составу

– по типу наследования

– по месту проживания

– по принципу распределения власти

Состав семьи: соц. взаимоотношения между взрослыми мужчинами и женщинами могут быть организованы по принципу супружеских или родственных связей.

 

Современная семья – нуклеарная (состоит из одной брачной пары с детьми), эголитарная (основана на равенстве супругов)

 

Типы брака:

– моногамный

– полигиния (у одного мужчины несколько жен)

– полиандрия (у одной женщины много мужей)

 


39. Виды соц. исследований и особенности их проведения

Исследования разделяются:

по целям:

– разведывательные

– описательные (характеристика всего объекта, включая все его аспекты)

– аналитические (объяснение ситуации и поиск причины ее изменения)

 

по способу формирования массива информации

– сплошное (изучению подвергаются все элементы системы)

– выборочное (изучению подвергаются часть элементов системы)

– монографическое (выбирается 1 типичный элемент системы)

 

по периодичности

– разовое

– повторное (делится на трендовое, панельное (одни и те же люди), кагортное (напр. один и тот же год рождения))

– ло(н?)гетюдное (непрерывное) – проводится в течение длительного периода времени

 

по методам сбора

– количественные

– качественные

– комплексные

 

Порядок проведения СИ

1) составить программу исследования

2) пробное исследование, корректировка методики и инструментария

3) большое исследование

– тиражение (?) инструментария

– подготовка интервьера

4) полевое исследование

– сбор инфы

– контроль за сбором инфы

5) подготовка данных для обработки

6) обработка, анализ и интерпретация данных

7) отчет


40. Выборочное исследование: правила и приемы подбора респондентов.

 

Способы извлечения выборки – это совокупность правил, по которым объекты репрезентации (единица отбора), входящие в состав генеральной совокупности, включаются или не включаются в выборочную совокупность.

 

1. Случайный отбор (вероятностный) - все объекты имеют равные вероятности быть выбранными.

2. Систематический отбор - использование списков и картотек.

3. Районированный отбор (стратифицированный) – извлечение объектов репрезентации из заранее выделенных в генеральной совокупности групп подобных объектов.

4. Гнездовой отбор – группировка разнородных объектов в однородные, похожие между собой.

5. Направленный отбор – условие случайности не соблюдается, проводятся для разведывательного исследования.

6. Квотный отбор – наличие надежных статистических данных по ряду важных характеристик генеральной совокупности.

7. Стихийный отбор – прессовые исследования, изучение первого встречного.

8. Отбор себе подобных – метод снежного кома.

 


 

41. Математические основы выборочного исследования. Расчет выборки

 

Для бесповторной случайной выборки:

- выборочная совокупность

N – генеральная совокупность

- предельная ошибка репрезентативности, достоверности

=0.01; 0.05; 0.1

z – коэффициент доверия определяется по таблице критических точек стандартного нормального распределения

при уровне значимости =2.5% z=1.96

p, q – вероятность событий в результате разведывательных исследований

p+q=1

Если не знаем, то p=0.5, q=0.5

Пример:

Генеральная совокупность населения Волгограда

Возраст Мужчины Женщины
14-34    
35-54    
55+    
Итого:    
   

Определяем долю различных половозрастных групп. Общая численность населения за 100%

Проценты:

Возраст Мужчины Женщины
14-34 18.97 19.23
35-54 15.68 18.2
55+ 10.23 17.69
Итого: 44.88 55.12
   

Рассчитаем объем выборки:

Зная объем выборки 384, определяем структуру респондентов

Выборка:

Возраст Мужчины Женщины
14-34    
35-54    
55+    
Итого:    
   

Способы извлечения выборки – совокупность правил, по которым объекты репрезентации или единицы отбора, входящие в состав генеральной совокупности включаются или не включаются в выборочную совокупность.

1. Случайный отбор (вероятностный) – все объекты имеют равные вероятности быть выбранными

2. Систематический отбор предполагает использование списков и картотек

3. Районированный (стратифицированный) отбор предполагает извлечение объектов репрезентации из заранее выделенных групп подобных объектам

4. Гнездовой отбор – группировка разнородных объектов в однородные похожие между собой группами – гнездами. (семья, отдел, бригада)

5. Направленный отбор для разведывательного исследования, случайность не соблюдается

6. Многоступенчатый отбор

7. Квотный отбор – наличие надежных статистических данных по ряду важных характеристик генеральной совокупности

8. Стихийный отбор осуществляется, насколько доступен респондент (пресса, первый встречный…)

9. Отбор себе подобных (метод снежного кома)


 

42. Понятие измерения в социологии. Виды шкал

Измерительные процедуры предполагают измерение шкал

Виды шкал:

1) Шкалы наименования (номинальные шкалы) описывают объект. Объекты делятся на взаимоисключающие категории (по полу: мужской – женский)

2) Ранговые (порядковые) шкалы позволяют провести ранжирование ответов и упорядочить каждую пару шкалы относительно друг друга

Пример:

Образование:

1 –начальное

2 – школьное среднее

3 – среднее полное

4 – среднее специальное

5 – неполное высшее

6 - высшее

3) интервальная шкала позволяет не только ранжировать и определять количественные показатели отличий

Результаты, представленные в шкале, позволяют указывать, на сколько один показатель больше другого.

Пример: 1987, 1985 гг.

4) Шкала отношений позволяет проводить количественные сравнения полученных результатов, а значения позволяют показать во сколько раз различаются показатели.


43. Методы эмпирического исследования

1. Наблюдение – целенаправленное планомерное и фиксируемое восприятие изучаемого объекта: признаки, свойства, факторы деятельности, поведение наблюдаемого объекта, их повторяемость и типичность

Разновидности:

1) включенное – невключенное

2) явное - скрытое

3) формализованное – неформализованное

4) случайное – систематическое

2. Эксперимент – информация об изменении показателей деятельности в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов

Задача: установить причинно-следственные связи

Выделяется 2 группы: контрольная и экспериментальная (на нее оказывает воздействие экспериментальный фактор)

Виды:

-«полевой» - в естественных условиях

-лабораторный

3. Анализ документов

Документ – специально созданный автором материальный предмет, предназначен для фиксации, хранения информации.

Документы бывают по характеру источника:

-официальные

-неофициальные (письма, дневники)

По способу фиксации документы бывают:

-письменные

-иконографические

-фонетические

Предмет анализа документов – признаки, свойства документов, которые могут характеризовать содержание изучаемого явления с точки зрения целей и задачей исследования.

Виды:

а) традиционный анализ:

- внутренний – содержание, оценка, выводы

- внешний – обстоятельства появления документа

б) контент-анализ – выявление некоторых количественных статистических характеристик текста, нахождение таких свойств и признаков, которые отражали бы его существенные стороны.

Данный метод применяется для анализа больших массивов документов.

Из СМИ – изучение газет, телевизионных программ

4. Опрос – основан на устном или письменном обращении к исследованию совокупности людей с вопросами, содержание которых представляют проблему исследования

Виды:

а) устный (интервью):

-формализованный

-неформализованный

-полуформализованный

б) письменный (анкетирование)

По способу организации:

- групповые

- индивидуальные

По способу общения:

-лицом к лицу

-телефонный

-почтовый. Важное преимущество почтового опроса - простота организации.

-прессовый

Опросы бывают:

-экспертный – оценка ситуации знающими людьми

-тестирование

-социометрия - это один из социально-психологических методов, разработанных профессиональным врачем-психиатром Якобом Леви Морено (США) для оценки межличностных эмоциональных связей в группе (1934 г.). По результатам социометрического обследования коллектива можно выделить неформальных лидеров, составить рейтинг сотрудников, определить тех, кто оказался в социальной изоляции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.