Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике




Травмы на занятиях по гимнастике могут быть в силу целого ряда причин. К основным из них относятся следующие:

1.Несоблюдение правил организации занятий;

2.Нарушение основных принципов и методики обучения;

3.Недостаточная воспитательная работа с занимающимися;

4.Неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря и оборудования;

5.Нарушение санитарно гигиенических условий занятий;

6.Отсутствие систематического врачебного контроля и самоконтроля;

7.Недооценка или неправильное применение приемов помощи и страховки;

8.Техническая неточность в исполнении упражнений;

9.Нарушение правил техники безопасности.

Нарушения в организации занятий проявляются в проведении занятий с большим числом занимающихся, чем это полагается, или с большим количеством групп одновременно; в несоблюдении направления движения потоков занимающихся; неправильном их размещении; несвоевременном начале и окончании занятий. Для того чтобы устранить эти причины надо заранее тщательно продумывать организацию и особенности проведения каждого занятия, учитывая особенности групп учащихся; продумывать возможности использования в качестве помощников лучших гимнастов, активистов, лиц освобожденных от занятий. Отделения должны размещаться на достаточном удалении от снаряда, сбоку от него. Чтобы не отвлекаться, лучше занять положение к другим отделениям спиной. При выполнении групповых упражнений очень важно соблюдать дистанцию, позволяющую без помех выполнять задание. Любое перемещение по залу, переход для смены снарядов допустимы только по общей команде или с разрешения преподавателя.

Нарушения в методике обучения могут проявляться в недостаточно точном планировании учебного процесса, а также в нарушении принципов дидактики (сознательности и активности, доступности, наглядности, индивидуализации, научности и прочности, повторности, системности, последовательности и постепенности); принципов воспитания физических качеств (соответствия педагогических воздействий возрастным особенностям занимающихся, развивающего эффекта педагогических воздействий, сопряженного воздействия, вариативности решения двигательных задач); принципов тренировки (специализации и направленности к высшим достижениям, единства общей и специальной подготовки, непрерывности, единства постепенности и стремления к максимальным нагрузкам, волнообразности изменения нагрузки, цикличности); принципов управления подготовкой гимнастов (четкого определения перспективной цели подготовки, предвидения тенденций развития гимнастики, жесткого профессионального отбора гимнастов, многолетнего перспективного планирования подготовки гимнастов, управляемой динамичности тренировочных нагрузок, постоянного контроля и коррекции процесса подготовки); общих принципов физического воспитания (оздоровительной направленности, всестороннего развития, связи с трудовой и военной практикой), принципов воспитания (уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью к ней, воспитания с опорой на положительное и т.д.).

К причинам травм связанным с отсутствием воспитательной работы относятся:

эмоциональные срывы, часто приводящие к проявлению грубости;

нарушения занимающимися дисциплины и установленных правил поведения во время занятий и соревнований;

недостаточный культурный уровень занимающихся.

К неудовлетворительному состоянию мест занятий, инвентаря и оборудования относятся несоответствие их требованиям, предъявляемых условиями занятий гимнастикой: малые размеры зала, неровность пола, отсутствие вентиляции и др. Травмы могут быть и по причине неисправности снарядов, матов, дорожек и другого оборудования и небрежного отношения к их эксплуатации.

Для устранения этих причин необходима систематическая проверка состояния зала, качества инвентаря и оборудования, своевременное устранение неполадок.

К причинам травм, связанных с нарушением санитарно-гигиенических требований, относятся: температурные факторы, плохое естественное или искусственное освещение, недостаточная вентиляция, избыточная влажность или сухость воздуха, отсутствие чистоты и порядка в зале, недостаточная личная гигиена занимающихся, несоответствие тренировочной формы и обуви предъявляемым требованиям.

В целях предотвращения травматизма гимнасты могут одевать тренировочные костюмы, шерстяные носки и перчатки, а также использовать наколенники, голеностопники, эластичные бинты, поролоновые прокладки.

Травмы могут быть также в связи с несвоевременным и не доста точно четким профилактическим осмотром, в несоблюдении занимающимися рекомендаций врача; в дефектах диспансеризации занимающихся после перенесенных травм, заболеваний или функциональных расстройств; в перенапряжении во время занятий в результате пренебрежительного отношения к индивидуальному дозированию нагрузки с учетом состояния здоровья и физической работоспособности; наращивании физических нагрузок по инициативе самого занимающегося; нарушении режима труда, сна, питания, допуска детей к занятиям без предварительного медицинского осмотра, что может привести к состоянию утомления или переутомления занимающихся. Основные признаки переутомления следующие: снижение внимания к учебному процессу, вялость, апатия, ухудшение качества выполнения упражнений, нарушение координации движений, дрожание конечностей.

Для предупреждения травматизма и сохранения здоровья занимающиеся закрепляются за одним из лечебно-профилактических учреждений (врачебно-физкультурный диспансер, кабинеты врачебного контроля, врачебные кабинеты в поликлиниках, школах, техникумах и ВУЗах) и проходят углубленное медицинское обследование не менее одного двух раз в год. После болезни или длительного перерыва в занятиях занимающемуся необходимо пройти тщательное врачебное обследование и получить разрешение на допуск к учебно-тренировочным занятиям.

Особое значение для предотвращения травматизма имеет самоконтроль. В специальном дневнике следует регистрировать самочуствие, настроение, степень утомления, вес, пульс аппетит, сон, болевые ощущения. Немаловажное значение имеет соблюдение правильного режима учебы, работы, отдыха, питания.

Значительную роль в профилактике травматизма имеет санитарно-просветительная работа, с помощью которой, используя беседы,лекции, агитацию и пропаганду, рекламу до занимающихся доносятся важные сведения, необходимые для профилактики травматизма.

К причинам травм, связанных с недооценкой или неправильным применением страховки и помощи, относятся: пренебрежительное отношение к страховке и помощи во время выполнения сложных и опасных упражнений; незнание требований, предъявляемых к страхующему, отсутствия необходимого опыта владения навыками страховки и ее организации.

К причинам травм, связанных с нарушением правил техники безопасности, относятся: неправильная расстановка снарядов; неправильное размещение занимающихся в спортивном зале или у снарядов; неисправность снарядов и подсобного оборудования; небрежное отношение к установке снарядов, укладке матов, особенно в местах приземления.

Снаряды должны располагаться на достаточном удалении от стен, неподвижных твердых предметов и от расположения группы занимающихся. В том случае, когда снаряды невозможно установить на достаточном расстоянии от стены, применяются соответствующие меры предосторожности (закрыть стену мягкими матами, усилить внимание на страховке и т.д.). Занимающиеся не должны мешать друг другу, нельзя пересекать путь разбега при выполнении прыжков.

 

 

39. Содержание и организация уч. занятий по л/а в школе

Основной формой занятия легкой атлетикой является урок.

В зависимости от характера и направленности поставленных задач, и подбора средств и методов обучения, приемов организации учащихся, а также этапа обучения различают следующие уроки легкой атлетики:

1. вводные, учебные, уроки повторения, совершенствования и закрепления усвоенного материала (тренировочный урок);

2. уроки проверки усвоенных знаний, умений и навыков, а также уровня физической и технической подготовленности (контрольный урок);

3. уроки смешанного типа (учебно-тренировочный урок).

Независимо от типа урока в каждом уроке по легкой атлетики принято различать:

1) вводную;

2) подготовительную;

3) основную;

4) заключительную.

В вводную часть входит построение, организация внимания учащихся, проверка присутствующих, сообщение главных задач урока (2-3)

Подготовительная часть урока призвана подвести учащихся к решению основных задач урока. С этой целью проводится медленный бег и общеразвивающие упражнения, беговые упражнения.

В основной части приобретаются и совершенствуются умения и навыки.

Задача заключительной части – постепенное снижение нагрузки, подведение итогов урока, задание на дом.

Упражнения в подготовительной части урока должны подбираться с таким учетом, чтобы повысить общую работоспособность организма и подготовить его к выполнению конкретной специфической работы в основной части.

Например: Если в основной части урока предстоит прыгать в высоту с разбега, то в подготовительной части надо ввести упражнения на гибкость (различные наклоны, махи и др.), а также прыжковые упражнения, выполняемые на месте и в движении.

В основной части подбираются упражнения таким образом, что бы первыми шли упражнения для разучивания и совершенствования техники отдельных видов. За ними могут следовать скоростные упражнения, затем силовые и наконец упражнения развивающие выносливость. (техника, скорость, сила, выносливость)

Подбирая упражнения и их последовательность, нужно учитывать их преимущественное воздействие на основные мышечные группы.

Например: вслед за прыжками в длину с разбега не следует проводить бег на скорость, так как в обоих случаях основная нагрузка приходится на мышцы ног.

Целесообразней в след за прыжками в длину с разбега провести один из видов метаний, в которых основная нагрузка будет приходится на мышцы ног, плечевого пояса и туловища.

Средства и методы проведения легкоатлетических уроков могут существенно меняться в зависимости от задач и от конкретных условий, в которых урок проводится. Обычно уроки легкой атлетики планируются в I-IV четвертях (весна- осень).

 

43. Планирование физического воспитания – это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся. По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное. Перспективное планирование – это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения). Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе – это планирование на учебную четверть). Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие). Планирование требует глубоких разносторонних профессиональных знаний и практического опыта, всегда предполагает творческий подход, так как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании:

1) Целевая направленность педагогического процесса. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели. Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности ее достижения (подготовленность занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-технической базы и пр.). Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе. Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).

2) Всесторонность планирования задач педагогического процесса. Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3) Учет закономерностей физического воспитания. Планирование только тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания (на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогресси-рования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности.

4) Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.). Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

Методическая последовательность планирования. При разработке любого плана желательно придерживаться такой последовательности основных операцый:

1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.). Без таких сведений нельзя полноценно осуществить планирование. Кроме того, данные нужны для комплектования однородных по состоянию здоровья и уровню подготовленности групп при проведении курса физического воспитания в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и других организациях. Преподаватель получает необходимые предварительные сведения посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физкультурного обследования.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного времени на разработку теоретического и практического содержания программы, ее прохождение.

5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интенсивность нагрузок.

6. Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета. Наглядные формы планов позволяют целостно воспринимать различные элементы содержания, показатели и представить взаимосвязь между ними. Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по признаку от обобщенного к более детальному. Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании. Основными документами планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.

По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа:

1) Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.

2) Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий).

3) Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов – учебного плана и программы. Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 6725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.