Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие науки, критерии научности. Научные революции и типы научной рациональности




Развитие науки представляется Куном как скачкообразный революционный процесс, сущность которого выражается в смене научных парадигм.

Критерии научности:

1)Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности.

2)Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.

3)Наука ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике.

4)Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий.

5)Применение приборов, инструментов, т.е. научное оборудование.

6)Строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

7)Методологическая рефлексия(выявление специфики изучаемых объектов).

Научные революции – переломные этапы в развитии научного знания, решающие этапы в прогрессивном развитии знаний, радикально меняющие прежнее видение мира.

Выделяют 4 глобальные научные революции:

1)Произошла в период 17-18 вв. Появление классического естествознания, главное требование – объективность знания, идеалы – построение абсолютной истины, картины мира. Механическая картина: процесс, вещь, причинность, целое, пространство и время.

2)кон.18-1ая пол.19 вв.: дисциплинарно-оформленная наука(биология, химия), главная проблема философии – поиск путей единства наук, формируется стиль мышления(17-сер.19)

3)кон. 19-сер.20 вв.: открытие делимости атома, квантовая теория, идеи нестационарноу вселенной, развитие генетики, кибернетики. Идеалы неклассического естествознания: теория и реальность абсолютно не тождественны; картины природы очень относительны. Рождается образ целостной картины мира: вселенная представлена как сложное иерархически организованное динамическое единство. В философии развиваются идеи: историческая изменчивость научного знания; относительная истинность теории; знание и наука социо-культурно обусловлены; образ объекта – сложная система, находящаяся в состоянии процесса, целое, которое не равняется суммически. Появляются такие категории, как случайность, возможность, действительность, вероятность.

4)2ая пол. 20 в до наших дней: постклассическая наука: изменяются средства познания; формы исследовательской деятельности являются комплексными, междисциплинарными. Объект исследования – не просто самоорганизующиеся системы, а исторически развивающиеся.(природные комплексы, медико-биологические, экология, биосфера, биотехнологии-ген. инженерия).

Типы научной рациональности.

1)Классическая рациональность: основное внимание на объекте исследования, разум суверенен.

2)неклассическая рац-ть: объект зависит от влияния субъекта, старые и новые теории связаны между собой.

3)постклассическая рац-ть:знание об объекте зависит не только от объекта, но и от ценностных структур деятельности социокультурного субъекта.

Толкования рациональности: 1) научная: апелляция, обращение к доводам разума и рассудка; 2) обращение к опыту; 3) способность нашего мышления приводить в порядок, согласно правилам, любую область жизнедеятельности. Базисная характеристика: мышление, согласно правилам и процедурам. Научная рациональность существует в форме дискурса (– членение мира (фрагмент) при помощи слов, определений на основе правил) и рефлексии (– целостный анализ знания на основе исходных постулатов, аксиом и законов, делает акцент на самом знании). Виды рефлексии: 1) экстрорефлексия – знания о внешнем мире; 2) интрорефлексия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.