Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4: Философия древнего Китая. Вопрос 3: Материализм и идеализм, как основные направления в философии: их сущность и значение




Вопрос 3: Материализм и идеализм, как основные направления в философии: их сущность и значение.

Основной вопрос философии -об отношении бытия и мышления. Две стороны этого вопроса:

1) Что является первичным?

материализм одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия:, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, кот. дана человеку в его ощущениях и кот. существует независимо от них. Это определение говорит о том, что:

1) Главное св-во материи – быть объективной реальностью, т.е. существовать вне нашего сознания (первичность материи по отношении к сознанию)

2) Материя существует в многообразии конкретных объектов, т.е. материя неисчерпаема.

3) Признается познаваемость материального мира.

4) Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие, а не Бог, выступает основанием мира.

идеализм такой способ философствования, кот. активную творческую роль в мире отводит исключительно духовному, лишь за ним признавая способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает ее как низший род бытия, как вторичное сотворенное начало.

Дух есть высший цвет материи, без чего материя не полна.

Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира) и субъективным (творец мира - разум человека).

Материализм и идеализм – противоположные философские учения. Определенной попыткой сближения можно считать дуализм – философское учение о существовании 2 независимых начал: материального и духовного. Однако дуализм лишь разновидность идеализма, поскольку как и идеализм в целом признает независимость духа от материи.


Зарождение философских представлений в Китае относится к эпохе Западного Чжоу (12-8 вв. до н.э.), а всю китайскую философию можно разделить на 3 периода:

1. предфилософский (12-8 в. до н.э.)

Для этого периода характерно:

· Формируются основные литературные памятники китайского народа: Пятикнижие - основа мировоззрения образованного китайца. (Книга
песен, Книга истории, Книга перемен, Книга обрядов и летопись Чунь-цю), здесь уже появляются сомнения в традиционном религиозно-мифологическом мировоззрении, поднимаются проблемы зла, зарождается теодицея, попытки найти причины, вызывающие явления
природы...

· Развивается почитание культа предков. С культом предков было связано учение о душе – анимизм. Китайцы приписывали себе 2 души: 1 после смерти возносилась на небо, 2 оставалась на земле и могла помогать и вредить живым. Поэтому китайцы приносили своим предкам жертвы.

· жертвоприношение духам природы и предкам

· мифологическая форма мышления – господствующая

 

· Формируется поклонение Небу - всеобщей судьбе, закону природы и принципу порядка в Поднебесной.

· Развивается кровнородственная община, осознается её ценность.

· Формируется представление о государстве, как о единой семье.

2. натурфилософский (8-6 вв. до н.э.)

Натурфилософия – ранняя стадия развития философских знаний, характеризуется формированием первоначальных реалистических воззрений на природу (что есть мир?)

Для данного периода характерно:

- формирования идеи перемен

- формирование учений об Ян и Инь – противоположные начала. Вначале это олицетворение света и тьмы, тепла и холода, муж. И жен. Начал. После это состояния «ци» - своего рода первобытной материи. Названо 6 состояний «ци»: суть инь, суть Ян, ветер, дождб, мрак, свет.

- формирование учений о первоэлементах (т.е. с чего состоит мир). Тогда выделяют воду(быть мокрой и течь вниз), огонь (гореть и подниматься вверх), дерево (поддаваться сгибаию), металл (изменяься), землю(принимать посев и давать урожай)

- формируется учение о Дао как о безличном мировом законе, кот. подчиняются и природа и люди

3. Золотой век китайской философии (6-3 вв. до н.э.).

Для этого периода характерно:

- происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю

- острая социальная борьба между царствами

- расцвет культуры и философии

- формирование даосизма, конфуцианства




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.