Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция техники и науки




Совокупность умений и навыков, составляющих профессиональную особенность того или иного рода человеческой деятельности, искусство и мастерство человека, занимающегося этой деятельностью.

Область человеческой деятельности (включая все возможные средства и процедуры), цель которой - изменение природы и господство над ней в соответствии с потребностями человека;

Область знания, выступающего в качестве связующего звена между эмпирическим и теоретическим знанием;

Наука как социальный институт. Роль и значение науки в современной культуре.

В общем виде наука - деятельность человека по выработке, систематизации и проверке объективных знаний о действительности. Наука есть необходимое следствие общественного разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий сначала очень малочисленной группы людей. Наука(н) в наши дни стан-ся все более значимой и сущест-ой составной частью окружающ нас ральности. Функции Н не заданы, а измен-ся и разв-ся исторически, как и сама Н. Совр Н имеет свои специф-е черты и хар-р ее взаимосвязей с обществом. Можно выделить 3 группы соц ф-ций Н: 1) культ-мировоззренческие, 2) ф-ции Н, как непосредс-ой произ-ой силы, 3) связанные с тем, что науч знание и ме­тоды сейчас все шире исп-ся при решении разл проблем, вознекающих в ходе общест развития, т.е как соц силы. Поря­док в кт перечислеы все эти ф-ции в сущности отражают истор процесс форми-ия и расшире­ния соц ф-ий Н. Так в период становления Н, как особого соц ин­ститута, ее влияние обнаружи­валось прежде всего в сфере мировзр-ия, где шла борьба м/у теологией и Н. В сред века господствовала тео­логия, но после открытий Коперника Н впервые оспорила у теол-и право влиять на форми-ие мировз-ия. Н в глазах общ-ва стан-ся самост-ой и важной сферой деят-ти чел общ-ва, т.е происходило формир-ие Н как соц института в стр- ре общ-ва. 2-ая ф-ция Н предст-ся не только очевидной, но и первейшей. Это понятно, если учитывать масштабы и темпы совр НТП, рез-ты кт проявл во всех отраслях жизни и всех сферах дея-ти чел-ка. Превращ-е Н в непосредст произв-ую силу произошло в сер прош столетия. Для этого б необх становл Н как соц института, выработка соот строя мышле­ния. Осознание значимости Н в непрерыв общ-ом прогрессе изменило отношение к ней и стало предпосылкой ее поворота в сторону практики. В этой сфере Н носила хар-р революционизи­рующей силы. А практика все более явно ори­ент-ся на расширяющуюся связь с наукой. Для соврем. про-ва и не только для него, все более широкое применение науч знания выступает как обяз усл-е самого сущ-ия и воспр-ва многих видов дея-ти, возникших в свое время вне всякой связи с Н. 3-ая ф-ция в наст время непо­сред вкл-ся в процессы соц развития. Наиболее ярко это прояв в тех ситуациях, когда данные и методы Н исп-ся для разработки масштаб­ных планов и программы соц и эк развития. Разра­ботка и осущ-ие этих планов предполагает взаим-ие общ-ых, естест и технич наук. Очень важны ф-ции Н как соц силы в решении гло­бальных проблем соврем-ти(эколог проблема). Наука в дан сл не огранич-ся созданием ср-в для решения постав-ых перед ней целей. Н оказ-ет полное воздей-е на общ-ую жизнь, особ интен­сивно затрагивает тех-эк-ое развитие, соц институты, кт учас-ют в формир-и мировоз-я. Возрастающая роль Н в общ жизни породила ее особый статус в совр культуре и нов черты ее взаим-я с разл слоями общ-го сознания. В этой связи остро ставится проблема особ-ей позна­ния и его соотношения с др формами познават деят-ти(иск-ом, обыденным сознанием). Осмыс­ление специфики Н явл необх предпосылкой внедрения науч методов в управление куль­турными процессами, для построения теории управления самой Н в усл-ях НТР, так как выяс­нение закономерностей науч познания требует его взаимод-ия с особенностями духовной и матер-ой культуры. Н ориен-на на предметное и объективное иссл-ие дейст-ти- одна из особен науч познания.

Рано или поздно приходится решать вопрос о правильном применении достижений науки. Он не является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в экологическом, ни в моральном плане. Не даром теперь рядом с каждым значимым научным открытием разгораются общественные дискуссии - применять или запретить? Ответственность за применение несут в первую очередь сами творцы науки, ученые, так как никто лучше них не может представить последствия, слабые и сильные стороны изобретения. Хотя в полной мере не могут это сделать и они. Вопрос об ответственности. Прогресс - не самоцель человечества, а средство развития человека, улучшения его материальных условий, и никто не отменял ценность таких понятий, как свобода, справедливость, счастье.

 

14. Философия техники – НТП и его социальные последствия.

Техника как область человеческой деятельности с давних времен привлекает к себе внимание философии. С 1960 философские исследования техники приобретает статус самостоятельной философской дисциплины. Предмет технического знания — это область создаваемого, находящегося в процессе становления, обретающего свое существование. Техническое знание представляет собой как бы связующее звено между опытными знаниями и знанием теории. НТП внес серьезные дополнения и расширил предметное поле этого понимания. Сегодня влияние техники распространяется на органическую и неорганическую природу. В тоже время существует «техника» мышления, изучения, техника живописи. Поэтому современное понимание техники, в широком смысле слова, представляет собой:

1 этап (1660-1750) начинается в эпоху реформации в Англии и распространения абсолютизма в Европе. Эта эпоха научной революции. Наука и техника в этот период находятся в тесной связи. Ориентация науки на 2 этап — институциональной дифференциации науки и техники. Независимое и самостоятельное развитие. Здесь наука автономна. В XX веке осуществляется интеграция взаимопроникновения научного и технического знания. Немецкий философ Бек полагал, что сравнение с искусством позволяет точно раскрыть сущность техники. Техника направлена не только на постижение действительности. Техника стремится господствовать над природой. В отличие от искусства мерой техники является полезность, предполагающая самопознание человека в его свободе и могуществе над природой, материей. Развитие техники в современном мире все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны, без техники невозможно представить развитие человечества, с другой, техника — мощная сила, способная вызвать самые негативные трагические последствия. Важны социальные последствия технического развития. Прямое следствие этих процессов — изменение самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориентаций. Основную причину всех социальных зол и потрясений эпохи Мэмфорд видит в возрастающем разрыве между уровнями технологии и нравственности, который уже в недалеком будущем угрожает человечеству порабощением со стороны безличной мегамашины, т.е. предельно рационализированной, технократической организации общества. Мэмфорд призывает остановить НТР и возродить социальные ценности средневековья. Проблемы технического развития рассматривает Хайдеггер: «Вопросы о технике”. Техника не ограничена рамками узко технического. Техника не только средство для достижения цели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.