Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема сознания в философии и науке. Современная наука о структуре психики человека




Движение, пространство и время как формы бытия материи. Классическая и современная научные картины мира.

Движение - категория материалистической диалектики, отображающая любое изменение в природе и обществе. Движение в общем смысле понимается как способ существования материи, охватывающий все происходящие во Вселенной изменения, начиная от простого перемещения и заканчивая мышлением.

Пространство - всеобщая форма бытия, характеризующая его протяженность, соразмерность его структурных форм и образований.

Время - одна из форм бытия, выражающая длительность и последовательность событий мира. Свойства времени: длительность, неповторяемость, необратимость. Трем модусам времени (прошлому, настоящему и будущему) соответствуют три состояния сознания: память, созерцание и творчество.

(к движению)Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляет собой результат взаимодействия и движения составляющих тела микроорганизмов. Таким образом, движение определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Движение материи многообразно и существует в различных фазах:

1) в неорганической природе (пространственное перемещение, движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул);

2) в живой природе (совокупность жизненных процессов в органических и в неорганических системах: обмен веществ, процессы саморегуляции, управления и воспроизводства, взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли и с обществом).

3) в обществе (многообразные проявления сознательной деятельности людей, все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.)

Пространство и время. Свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами выступают как первые, наиболее общие характеристики пространства. Понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована и структурирована. Объекты материального мира находятся в движении и развитии, они представляют собой процессы, которые развертываются по определенным этапам. В них можно выявить некоторые качественные состояния, некоторые стадии, сменяющие одна другую. Одна стадия может наступать быстрее или позже - длительность. Сравнение длительностей - скорость развертывания процессов. Если рассмотреть длительность как некоторый самостоятельный признак процесса - представление о времени как таковом. Представление о времени и понятие времени имеет смысл постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития; если бы материя была вне движения, понятие времени не имело бы смысла. В обыденной жизни понятие времени образуется благодаря сравнению, сопоставлению различных процессов движения.

Картина мира.

Являясь необходимым моментом жизнедеятельности индивида, КМ обуславливает специфический способ воспроизведения мира. Исторические попытки последовательного построения КМ в основном были связаны с натурфилософией. Чаще всего под картиной мира имеют в виду научную КМ, под которой понимают систему общих принципов, понятий и наглядных представлений, формируемых на основе синтеза научных знаний. Она выделяет основное исследование объектов, типологизирует их, характеризует общие их соотношения. Характер КМ в значительной мере обусловлен представлениями лидирующей фундаментальной области науки. Существ 3 разноуровневые типа НКМ:

1) общенаучная (объединяет представления о природе и человеке);

2) естественнонаучная (представления как комплекс общих взглядов на природу) и социально-историческая (система общих взглядов на общество);

3) частно-научные КМ (являются образцами отдельно значимых фрагментов действительности — биологии, геологии и т.д.).

В настоящее время наиболее распространена физическая КМ. Прогресс в науке сопровождается расширением знаний. Новые факты постепенно начинают приходить в противоречие с принятыми воззрениями и заставляют переосмысливать их. Возникают радикальные смены одних образов мира другими как в отдельных областях познавательной деятельности, так и на уровне НКМ в целом.

Современная научная КМ определяется синтезом разнообразных областей знаний, прежде всего за счет выработки общенаучных эволюционистских концепций, распространяемых и на природу.Движение (Д) — важнейший атрибут, способ сущ-ия материи. Д включает в себя все происходящие в природе и общ-ве процессы. В самом общем виде Д — это изменение вообще, всякое взаимод-ие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без Д, не может быть и Д без материи. Д материи абсолютно, всякий покой — относителен и представляет собой один из моментов Д. Тело покоящееся по оношению к Земле, движется вместе сней вокруг Солнца, вместе с Солнцем — вокруг центра галактики и т д. Мир бесконечен, поэтому всякое тело участвует в беск мн-ве перемещений. Д материи многообразно по своим проявлениям и сущ-ет в различных формах. Каждый уровень организации природы состоит из опред объектов, кот обладают той или иной протяженностью, сов-ть которых наз-ся пр-вом. В силу обладания протяженностью (линейными, объемными, двумерными характеристиками) объекты определенным образом располагаются относительно др др. Такие соотношения как «слева», «справа», «ниже», «выше», «под углом» называются пространственными соотношениями. Пр-во есть выражение сосуществ-ния материальных объектов. В отличие от пр-ва время хар-зует не сосуществ-ие, а сменяемость, процессуальность явлений. Время — это длительность процессов и соотношения между ними, фиксируемыми терминами типа: продолжительнее, раньше, позже и т п. Физики, космологи, астрономы обнаружили целый ряд явлений, которые они пытаются объяснить на основе единой модели. Извесно напр, что Вселенная в каждой точке находится в состоянии расширения. Но она расширяется не куда-то а просто увеличивается в размерах. У Вселенной нет центра, от которого могли бы отдаляться галактики. Почему «все разбегаются», ведь между галактиками существуют не силы отталкивания, а силы притяжения (силы гравитации). Ответ ученых гласит, что 18 миллиардов лет назад произошел Большой взрыв, в рез-те которого в процессе охлаждения Вселенной возникли элем-ые частицы, тела, звезды, планеты, человек. Взрыв произошел в силу особых св-в вакуума. Не теперешнего вакуума, кот тоже обл-ет причудливыми св-вами, а вакуума существовавшего до Б в. По мере остывания космический материал испытывал последовательные фазы перехода. Жизнь возникала в холодной Вселенной. Хлодная Вселенная привела к формированию уровней организации природы (материи), которые образуют некоторую иерархию: элем-ые частицы, атомы, молекулы, макротела. Уровни организации неживой природы след.: вакуум, элем-ые частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик, метагалактика. Уровни организации живой природы: доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы.

 

Значение этого состояния состоит в том, что в прошлом был момент, когда вся Вселенная была сосре­дото­чена в одной точке. Чем дальше идти в прошлое, тем плотнее становится Вселенная. И в конце концов достигается точка бесконечной плот­ности, откуда Вселенная начала разбегаться. Это событие получило название “Большого взрыва” (15 млрд. лет назад). Парадоксальным является то, что состояние “бесконечной плотности” равнозначно понятию “ничто”. Т.о. теория “Большого взрыва” требует создания мате­рии из ничего. Однако эта теория неприемлема для атеизма, так как слишком походит на христиан­ское учение о сотворении мира. Но если отверг­нуть модель “Большого взрыва”, остаются лишь два варианта: модель стационарного состояния и модель пульсирующей Вселенной.

Пространство и время неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движении и развитии материи. В домарксистской философии, а также в классич. физике пространство и время нередко отрывались от материи, рассматривались как самостоятельные сущности или внешние усло­вия сущ-ния и движения тел. В религиозных и религиозно-идеалистических учениях выдвига­лась сходная концепция пространства и вре­мени, как всеобщих внешних условий бытия тел, однако они трактовались как создан­ные вместе с материей Богом или абс. духом. В субъективно-идеалистических концепциях выдвигались толкования пространства и вре­мени как априор­ных форм чувственного созерцания (Кант) либо как форм упорядочения комплексов ощущений. Теории относительности и космология раскрыли нераз­рывную связь пространства и времени как единой формы сущ-ния материи. К всеобщим средствам пространства и времени относятся: объективность и независимость от сознания человека; их абсолютность как атрибу­тов материи; неразрывная связь друг с другом и с дви­жением материи; зависимость от структур­ных отношений и процессов развития в матери­альных системах; единство прерывного и непре­рывного в их структуре; колич. и качеств. беско­нечность. Наряду с едиными хар-ми про­странству и времени свойственны некоторые осо­бенности. К всеобщим свойствам про­странства отн-ся: протяженность, означающая расположенность и сосущ-ние различных эле­ментов, возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего элемента либо возможность уменьшения числа элементов; связность - означает отсутствие к.-л. разрывов в пространстве; относительная прерывность, проявляющаяся в разделенном сущ-нии мате­риальных объектов и систем, имеющих опред. размеры и границы; трехмер­ность - все материальные процессы и взаимо­действия реализу­ются лишь в пространстве трех измерений; метрические свойства, выра­жающие особенности связи пространственных элементов, порядок и количественные законы этих связей. К специфич. свойствам пространства матер. систем отн-ся: симметрия и асимметрия, кон­кретные формы и размеры; местоположение; рас­стояние между телами, пространственное распределение вещества и поля, границы, определяющие различные системы.

 

 

6. Общество и природа – современные научные представления о биосфере и законах её развития. Проблема коэволюции человека и природы.

Наиболее употребительно толкование понятия П. как совокупности естественных условий существования человеческого общества. В этом смысле понятие П. характеризует не столько П. как таковую и П. как объект наук, сколько место и роль П. в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Понятие П. употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования — "вторая П.". По словам К. Маркса, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и П. — закон, регулирующий общественное производство; без такого обмена была бы невозможна сама человеческая жизнь. Реальную основу отношения человека к П. образует его деятельность, которая всегда осуществляется в конечном счёте в П. и с данным ею материалом. Поэтому и изменение отношения к П. на протяжении истории общества определяется прежде всего изменением характера, направленности и масштабов человеческой деятельности. При этом происходит расширение рамок геогр. среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить соврем геогр. среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать. В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества. Природа — представляет собой объективную реальность, не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени в пространстве, находится в непрерывном изменении и развитии. Под природой понимают также биосферу нашей планеты. Именно она создала условия для возникновения человека. В биосферу входит атмосфера, гидросфера и верхняя часть литосферы. Характеризуется качественно новым состоянием земной поверхности, приобретенной в рез-те взаимодействия живой и неживой природы. биос. — рез-т развития живого вещ-ва. Ввел Ламарк. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Она развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию — ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера т.о. новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобраз воздействия общества на природу. ноосфера — это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором становится деят человека. По аналогии антропосфера, социосфера и техносфера. Иногда ноосфера рассматривается как идеальная сфера, мыслящий пласт, развивающийся вне биосф и над ней. В этой ситуации человек должен взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и эволюцию ноосф, деятельность его должна быть основана на научном понимании естеств и соц процессов.

Экология — наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания, с целью поддержания динамического равновесия системы “общество-природа”. Развитие человечества, его производительных сил столкнули человека с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия системы общество-природа.

Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: «чем полнее свобода, тем выше ответственность». В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания — Экологического сознания. Это прежде всего означает, что человечество должно осознать себя как единое.

Коэволюция — это не эволюция отдельного вида, а развитие и взаимодействие всех факторов и явлений.

 

СОЗНАНИЕ - в психологии совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание ("сопутствующее знание", "осознание", лат. conscientia) того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы (отсюда содержание сознания = переживание). Человек не только живет, но и переживает себя как способ существования живого существа (самосознание).

На ранних стадиях стадиях развития философии не было строго расчлененного сознания и несознательного, идеального и материального в трактовке психологических явлений. Так основа сознательных действий человека обозначалась Гераклитом термином “логос”. Ценность чело­веческого разума определялась степенью его приобщенности к этому логосу - объективному миропорядку. В учениях др. греч. мыслителей психологические процессы нередко идентифи­цировались с материальными. Впервые каче­ственные различия между процессами сознания и материальными явлениями были намечены софистами, а затем Сократом, акцентиро­вавшими своеобразие актов сознания сравни­тельно с материальным бытием вещей. Объек­тивное содержание этих актов было возведено Платоном в особый мир идей, противоположных всему материальному. Платон считал, что как для космоса бестелесный разум является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить самое себя, так и в каждом индивидууме человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является активным началом, регулирующим человеческое поведе­ние. Важную роль в формировании взглядов на сознание как особую форму психологического в отличие от других его форм, сыграли достиже­ния естествознания и медицины. Они позволили ограничить сознание как способность обладания человеком знанием о собственных умственных и волевых актов от других проявлений психоло­гического. В античной философии сознание сопричастно разуму, который космичен и пред­стает как обобщение действительного мира, как синоним универсальной закономерности (Гераклит, Сократ, Платон). В средние века сознание трактуется как надмировое начало (Бог), который существует до природы и творит ее из ничего. Также в недрах христианства возникла идея спонтанной активности души, причем в понятие о душе включалось и созна­ние. По Августину, все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Основанием истинности этого знания является внутренний опыт: душа поворачивается к себе, постигая с предельной достоверностью собственную деятельность. В дальнейшем понятие о внут­реннем опыте стало основным для так назы­ваемой интроспективной концепции сознания. Для Фомы Аквинского внутренний опыт - сред­ство самоуглубления в форме сознательного разума. У человека все психические акты, начиная с ощущения, наде­лены признаками сознательности. Было введено понятие об интенции как особой операции сознания, выраженной в его направленности на объект, лежащей за пределами сознания (интенциональный образ). На разработку про­блемы сознания в философии Нового времени наибольшее влияние оказал Декарт, выдвигав­ший на первый план момент самосознания. Он рассматривал сознание как внутренне созерца­ние субъектом содержания своего собственного внутреннего мира как непосредственную суб­станцию, открытую лишь для созерцающего ее субъекта и противостоящую пространственному миру. Этот взгляд оказал определенное влияние на все последующие учения о сознании, которое отождествлялось со способностью субъекта иметь знания о собственных псих. состояниях. В противовес Декарту было выдвинуто учение о бессознательной психике (Лейбниц).

 

С — высшая, св-нная лишь чел форма отражения объективной действ-ти, способ его отношения к миру и самому себе. С представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-произв-ой деят-ти людей и неразрывно связано с языком, который так же древен, как и С. Чел с сомого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшеств-х поколений, и форм-ся как таковой лишь в процессе целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действ-ти определен не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с др людьми навыками предметных действий. В общении собств-я жизнедеят-ть чел-ка предстает перед ним и как деят-ть др. Поэтому и каждое свое действие он оценивает общей ему с др людьми общественной мерой. Чел относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и наз-ся С. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку явл-ся частью С, поскольку они обладают опред значением и смыслом. Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, напрвляют и дифф-ют чувства чел, волю, внимание и др психические акты, объединяя их в единое целое С. Психика (П) — продукт и условие сигнального взаимод-ия живой системы и его среды. Непоср-но для чел П выступает в виде явлений т наз субъективного мира человека: ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и т п. Фил-ое понятие П связано с осн вопр фил-ии и отождествл-ся с гносеологическими понятиями«сознание»,«мышление», «познание», «разум» и т п и рассм-ся особое св-во высокоорганизованной материи, закл-щеся в отражении объективной действ-ти в форме идеальных образов. В психологии понятие «П» испол-ся для хар-ки специфического для животных и чел сигнального взаимод-вия с окр-щим. В ходе этого взаимод-ия в мозгу чел-ка форм-ся динамич структуры, отражающие окружающую среду, его самого, включая сюда и состояние организма; обеспечивая отражение действ-ти, эти модели выступают вместе с тем и как регуляторы процесса взаимод-ия чел с окр миром, позволяют ему ориентироваться в нем, используя источники информации и ее переработку. Возникновение П связано с развитием жизни, усложнением форм взаимод-ия жив сущ-в с окр средой. В ходе эволюции животных форм-ся спец орган П — нервная система, а позднее — ее высший отдел — мозг. П человека развилась в процессе соц-го общения, труда, в неразрывной связи с развитием речи.

 

Центральным философским вопросом всегда был вопрос об отношении сознания и бытия, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляют человеку сознание. Диалектико-материалистическая философия рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи. Определяющим фактором в развитии телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания, является характер взаимоотношений носителей соответствующих форм отражения с окружающей средой. Человек сознает при помощи мозга, но сознание не есть функция самого мозга, а функция определенного типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. Сознание выступает как ключевое исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями. Под сознанием по Спиркину понимается способность идеального отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека. Источники:

1) внешний предметный и духовный мир;

2) социокультурная среда;

3) весь духовный мир индивида;

4) мозг как макроструктурная природная система.

Бессознательное — понятие, имеющее очень широкий спектр толкования: от автоматических действий человека (не получающих отражения в его сознании) до особой сферы психической реальности, влияющей на жизнь и поступки людей. В современной глубинной психологии бессознательное трактуется как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей.

Идеальное — субъективный образ объективной реальности, получивший разработку в марксистской концепции соотношения духа и материи, как «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К. Маркс). Идеальное не только отражает реально существующий мир вещей и явлений, но и активно формирует его, преобразует, причем не только в адекватной, но и в иллюзорной форме.

С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Любое ощущение или чувство является частью сознания, так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой сторон нельзя отождествлять сознание и психику, т. к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-производственной деятельности человек и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в 2 формах – общественной и индивидуальной. Основными подходами к происхождению сознания были следующие.

Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душ управляет всем во вселенной.

Христианство: разум человека, его мышление - искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании.

Декарт: сознание - внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблем самосознания.

Гегель: сознание - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма.

В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории, сознание это высшая форма отражения. Таким образом, сознание формируется деятельностью, чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

Психика.

Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени Зигмунда Фрейда австрийского врача-невропатолога и психиатра. Убежденный детерминист, Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистических в своей основе попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных методов исследования психики.

Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с "принципом реальности", к кот. приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-психическое (и прежде всего непознаваемое "Оно" - бессознательное) становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т.п.

В первом приближении теория такова. Либидо, в первых работах сексуальная энергия человека, является движущей силой психики. Процесс развития сознания связан в первую очередь с фазами сексуального развития ребенка. Но свободное выражение сексуальности подавляется обществом и воспитанием, накладывается ряд табу, тогда вступают в действие вытеснение и сублимация.

Стыдные поступки, запретные мотивы и желания вытесняются в область бессознательного, но продолжают жить в психике человека и оказывают влияние на его действия. Но энергия либидо не может накапливаться, не находя выхода. Поэтому срабатывает механизм защиты, и энергия осуществляется в разрешенных действиях -- спорт, искусство, работа, творчество. Таким образом, либидо становится движущей силой прогресса.

Если сублимация не происходит, то человек может психически заболеть. Конь-бессознательное и всадник-разум. Если конь взбесится, то несет всадника, куда ему вздумается.

Рационализация - понятие психоанализа, обозначающее способность и стремление человека объяснить разумными доводами свое поведение, продиктованное мощными импульсами из бессознательного.

Раздвигая рамки учения и под влиянием критики, а так же поразившего его факта, что на войне многие сами искали смерти, учение изменилось. Либидо истолковано как Эрос и жизненная сила вообще, и введено новое стремление - влечение к тому, откуда мы произошли. Так как произошли от неживого, то это влечение к смерти Танатос (инстинкт агрессии). схема психики состоит из трех слоев. Древний, глубинный, неосознанный - Оно. Оно живет в себе и для себя, не считаясь с внешним миром. определяет судьбы народов и даже мира. Второй слой- эго - Я, сознание и самосознание личности. Его функция - быть посредником между эмоциями, которые задает Оно и внешним миром, между влечением и его удовлетворением. Третий слой сверх-Я - подсознание, формируется в процессе воспитания и впитывания социальных норм. Зачастую неосознаваемые, они функционируют в качестве внутреннего цензора между Оно и Я. несоответствие требований реальности, требований Оно и сверх-Я приводит к депрессиям, чувству страха, подсознательное - это место, где хранятся некоторые знания и воспоминания, не прорывающиеся в сознание.

Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, где в виде изначальных психологических структур - архетипов хранится опыт человечества. Основное содержание жизни человека - "индивидуализация", стремление к самореализации. Если жизнь этому препятствует, происходит оживление архетипов бессознательного, возникают символические образы, захватывая человека. Юнг толковал архетипы. При этом считал, что на них покоятся все великие идеи. Способствовал развитию сравнительной мифологии. Иррационалистические стороны были использованы для обоснования абстрактного искусства и бессознательного характера художественного творчества.

Современные сторонники Ф. - неофрейдисты, представители школ "культурного психоанализа" (Хорни, Кардинер, Александер и др.), сохраняют нетронутой основную идеалистическую линию З.Фрейда, отказываясь лишь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др.методологически несущественных особенностей классического Ф.

Фромм - психокультурный фрейдизм. Переход от биологической части к социопсихологизму. Пытается понять механизм взаимодействия психологических и социальных факторов общественного развития. Игнорирует классовую структуру, а сущность человека и исторического процесса понимает только абстрактно-психологически. Верно говорит о превращении человека в вещь, отчуждении, говорит, что капитализм больное иррациональное общество, пытается соединить марксизм с фрейдизмом.

Фрейдо-марксизм - Райх, Маркузе. Отличие: при избытке энергии индивид вступает в противоречие с обществом, отчуждается. Все отношения и прогресс есть результат влияния секс энергии. Господство одних людей над другими обусловлен но склонностью людей к садизму и мазохизму. Репрессивная деятельность свойственна не только культуре, но и социально-политическим, государственным структурам. Преодоление отчуждения может быть найдено на пути превращения секс энергии в творческую силу. Райх - концепция секс. Экономии - значит свободно удовлетворять свои влечения, избегая соц. табу. Маркузе - третий путь общества, создание нерепрессивной цивилизации, которое управляется жизненной энергией любви. Появится новая контркультура, основанная на принципах гуманизма и свободы, в том числе сексуальной.

Идея исцеления общ через исцеление индивида не учитывает социальных закономерностей и потому утопично. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области культуры, и особенно заметное – на теорию и произведения западного искусства. Меньшее влияние Ф.имеет сейчас в неврологии и психиатрии.

 

8. Гносеология – философское учение о познании. Основные проблемы современной гносеологии.

План: гносеология, ее становление, основной вопрос, роль в науке (гносеологическая интерпретация научных теорий, разработка общенаучных методов, формирование научного факта, уровни научного знания), методы познания (теоретический и эмпирический уровни знаний), взаимоотношения объекта и субъекта, деятельностная трактовка познания, изучение субъекта.

В античности центральной была проблема отношения мнения и знания, истины и заблуждения. Знания понимались в единстве с его предметом. Античная философия преимущественно изучала процесс, посредством которого предмет переводится в состояние знания. Истинным объект может быть лишь «дан» познающему; все продукты его субъективно познавательной деятельности — неистинное мнение.

Для европейской философии 17-18вв. главной стала проблема связи «Я» и внешнего мира, внешнего и внутреннего опыта. Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания. Это привело к появлению рационализма и эмпиризма. Рационализм применял методы науки, проводил аналогию с геометрическими аксиомами. Эмпиризм признавал чувственный опыт единственным источником знаний, утверждал, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.

В немецкой классической философии проблемы теории познания связывались с исследованием исторического развития форм практической и познавательной деятельности. Кант строит такую теорию, которая была бы независимой от всяких допущений о реальности. Он определял зависимость реальности от самого познания: реальность существует как таковая лишь в формах и деятельности познания.

В западной философии 20в. существовало две особенности: 1) идеалистический эмпиризм сочетается с онтологизмом (определенное допущением о реальности и ее свойствах); 2) понятие элементарных данных, чувственности истолковывается как относящееся к некоторым объективно существующим чувственным сущностям.

Гераклит является основоположником гносеологии (учение о познании). Первый различал чувственное и рациональное познания. Истина постигается умом, который познает сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувственное и рациональное познание.

 

Теория познания или гносеология — раздел философии, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познавания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Современная теория познания строится на теории отражения. В философии существуют 3 основные точки зрения на познаваемость мира: оптимизм, агностицизм и скептицизм. Подлинный субъект познания никогда не бывает подлинно гносеологическим — это живая личность с ее страстями, интересами, желаниями, чертами характера темперамента и т. д. Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания. В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет же — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Движущей силой познания является практика. Практика — это материальная предметно-чувственная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение, преобразование природных и социальных объектов, и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

1) явл. источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал;

2) практика явл. способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания;

3) практика служит мерилом, критерием истинности результатов.

С середины XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская дисциплина. Тогда ее называли гносеологией (гносис–познание). В последние десятилетия чаще используют принятое в англоязычных странах слово эпистемология. Каких-то особо глубоких причин для этих терминологических изменений не существует. Они, прежде всего, отражают тот факт, что больше всего работ по теории знания пишут англоязычные философы. «Что я могу знать?» — так Кант сформулировал общий вопрос, на который должна ответить теория познания. Основное внимание эпистемологии направлено на общие, фундаментальные проблемы знания. Эпистемология — это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы основания и границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.

 

Исторически гносеология развивалась в тесной связи с другими разделами философского знания — онтологией, антропологией, аксиологией, моралью. Так, в эпоху античности и средневековья вопросы познания, как правило, рассматривались с позиций определенной онтологической концепции, установки. Платон сущность познания определял как “припоминание” бессмертной души о своем инобытии в мире идей.

В средневековье ведущей стороной познавательной деятельности утверждалась интерпретация священных текстов (экзегетика) как все более глубокое постижение воли творца — Бога. Познавательные отношения формировались исходя из некоторой онтологической картины мира, недостаточно рационально обоснованной, но, тем не менее, облаченной в статус непререкаемости.

Впоследствии, начиная с XVII века (Новое время) философы все чаще ставят под сомнение первенство онтологии над гносеологией, формируется новая познавательная установка. Декарт, Локк, Лейбниц, Беркли, Юм, Кант и др. усматривали основания познавательной деятельности в самих человеческих чувствах, разуме и во взаимоотношении между ними. Поэтому одной из главных задач гносеологии становится овладение “человеческой природой” (Юм). В связи с этим человекознание (антропология) занимает существенное место в разрешении проблем теории познания. Эта ситуация в прошлом получила название “коперникианского переворота”, которое подчеркивало радикальность происходящих перемен в гносеологии. Но, несмотря на внутреннюю связь с различными сторонами взаимодействия мира и человека, гносеология остается относительно самостоятельной частью философского учения, решает свои специфические задачи. Главный вопрос теории познания — познаваем ли мир? В соответствии с ответом на него сложились две позиции: познавательно-реалистическая и агностическая. Агностицизм (проявляющийся в истории философии в форме скептицизма или критицизма) подвергает отрицанию (или сомнению) принципиальную познаваемость природной или социальной реальности. Крупнейшими представителями агностицизма XVIII века, оказавшими значительное влияние на дальнейшее развитие философского знания, являются Юм и Кант. Агностицизм Юма основывался на утверждении, согласно которому человек может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за их границы является теоретически незаконным. В силу этого такие понятия, как “причина”, “материя” и другие не имеют объективного содержания, а являются продуктами наших впечатлений, привычек и т.д. Кант критически относился к подобным взглядам. Но, доказывая возможность неограниченного и достоверного познания явлений, одновременно утверждал принципиальную непознаваемость сущности вещей, мира. Агностические идеи Канта в различной интерпретации были использованы последующими направлениями западной философии. К ним можно отнести: “физиологический идеализм” (Мюллер), “теорию символов” (Гельмгольц, Пирсон), конвенционализм (Пуанкаре, Поппер) и др. Агностические концепции возникают в сфере науки, философии как отражение противоречивого характера процессов, протекающих в материальной и духовной реальности. Сторонники этих концепций подчеркивали сложность и неоднозначность познавательного процесса, выступали против безосновательного гносеологического оптимизма и тем самым внесли немалый вклад в развитие теории познания.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.