Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеи гуманизма и натурфил-и в учениях эпохи Возрожд-я




Гум-зм: Центр фигура не Бог, а чел-к. Бог-начало всех вещей, чел-к-центр всего мира Сотворив мир и чел-ка, Бог дал чел-ку свою волю, и теперь чел-к д дейст-ть сам. Данте Алигьери: к бла­женству ведут чел разум и “дух поучение”, исходящее из святого духа. Задача чел-ва-реализация возможностей разума. Марсилий из Падуи: 2 предпосылки чел счастья-мир и власть монарха. Народ-источник всякой власти. Фран­ческо Петрарка: активная самореализация чел-ка, обращал вним-е на внутр., этич проблемы чел-ка. Лоренцо Валла: подчеркивал ест-сть чел-ка, добродетель-все, что отн-ся к инстинкту самосохр-я. Марсилио Фичино: задача чел-ка самосовершен-ся и тем самым возно­ситься к Богу. Пико делла Мирандола: надо практически действенно проникать в тайны природы. Чел- к сам творит свое счастье и судьбу. Эразм Ротер­дамский: фил-я должна заниматься осн вопро­сами жизни чел-ка. Монтень: идея самост-ти и независ-ти чел личности. Фил-я д вести к прав жизни. Натурфил-я: На смену теизму приходит пантеизм (“Бог во всем”). Бог сливается с природой, и она обожествляется. Кузанский: Учение о совпад-ии противоп-тей-абс max-ма и абс min-ма: единое (min-мум) есть все, оно тождеств-но бесконечному (max-му). С max совпадает min, а max тем самым нах-ся во всем. Этот абс max есть Бог. Отн-я мира и Бога-отн-я части и целого. Бесконечн мир, Вселенная - огранич max, который произошел от абс-ого поср-вом огранич-я, т.к. все конечн или огранич вещи находят свое место между абс max и абс min. Центр и окружность Космоса - Бог, т.к. мир не бесконечен, но его нельзя помыслить и конечн, т.к. у него нет пределов, в кот-х он был бы замкнут. Бруно: единство и бесконечность, несотворимость и неуничтожимость мира. Земля не м б центром Космоса, т.к. в мире вообще нет ни центра, ни границы и сущ-ет много солн систем.

 

Возрождение – философские и социологические учения в эпоху становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Особенности 1) отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и изучение самой природы; 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблем человека.

Прежде всего возрождение проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуреизма (Валла), направленных против христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление всего живого к избеганию страданий. Душа есть единое и неделимое, её способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение - высшее благо. На личном благе строятся отношения людей в обществе. Добродетель есть не только аскетичная (схоластика), но и светская - разумно пользоваться богатством, брак. То есть попытка вывести нравственность из самой природы человека.

Для Возрождения характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм. Натуралистический – Бруно - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). Нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Человек есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.

Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного направления в философии были:

1) методы эксперимент-но - математического исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в целостности). Плюс эксперимент = научная методология. В нее вводится количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ исследования природы.

2) детерминистское истолкование действит., противоположное теологическому истолкованию; найдены фундаментальные законы механики, что говорит о том, что существует естественная необходимость.

3) формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с кот. человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).

Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм- предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.

Огромные соц.-эконом. изменения нашли свое отражение во многих социолог. концепциях, для кот. было характерно понимание общ-ва как суммы изолированных индивидов. Макиавелли - обоснование необходимости светского государства. Движущая сила–человеческий эгоизм, что и надо обуздывать государством. При этом утверждение независимости государственных форм общественной жизни от церкви, поиски способов выражения народной воли (еще Бодэн и Можевский). Кроме того, в силу представления о разумной деятельности, родились утопии (Мюнцер, Мор, Кампанелло).

В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм - воззрение, согласно кот. человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм - отражаемый антропоцентризм, кот. исходит из человеч. сознания и имеет своим объектом ценность человека, презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную "божественность" человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, содержанием кот. является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.