Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рационалистическая линия в европейской философии Нового времени (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц)




Рационализм (Р.)- филос. Учение, согласно к-рому разум является основой бытия (онтологич. Р.), познания (гносеологич. Р.), морали (этич. Р.).Рационализм противостоит иррационализму и сенсуализму. Как целостная система гносеоло­гич. воззрений Р. Начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания. Рационализм 17-18 вв.(Декарт, Спиноза, Лейбниц) исходил из идеи ес­теств. порядка-бесконечной причинной цепи, пронизы­вающей весь мир.Т.о., принципы Р. Разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц): рационализм у них приобретал различный характер в зависимости от того, как решался вопрос о происхождении знания.

Декарт - фран. ф-ф.Декартом называют “отцом новой ф-фии”,т.к. он является основателем современного рационализма, убежденным в философской суверенности разума. Его фило­софские размышления приводят к тому, что он в конце концов начинает во всем сомневаться и в традиционных мышлениях, и в истинности чувственного познания.Несомненным остается для него лишь факт сомнения как способа мышления.Декарт,т.о., делает вывод: “Я мыслю, след-но, я существую”. На основании этого вывода Декарт снова приобретает доверие к разуму.

Спиноза- выдающийся голландский философ. Главное его сочинение “Этика”. Решению про­блемы необходимости и свободы Спиноза под­чиняет свою теорию познания, в к-рой он высту­пает как типичный представитель рационализма. По С., имеется три рода познания: чувст­венное познание, рассудок и интуиция. Руководствуясь чувственным познанием, чел-к не может образо­вать адэкватных идей. Этот род по­знания С. именует воображением.Чел-к, руководствую­щийся воображением, склонен приписывать реальное существование всякого рода призра­кам. Такими призраками являются, согласно С., широко распространенные представления людей о случайности тех или иных собы­тий, а также о свободе человеческой воли. Полностью подчиняя чел-ка природе, С. объявил глубочай­шей основой всех действий чел-ка стремление к самосохранению, играющее, по его мнению, в человеческом мире ту же роль, какую в физич. Природе имеет з-н инерции. проявление этого з-на “человеческой природы” С. видел в эффек­тах, эмоциональных переживаниях чел-ка.Поднявшись до рационального и интуи­тивного познания, чел-к видит, что все вещи не случайны, а необходимы и что все его поступки и переживания включены в цепь всеобщей детерминации.Это осознание дает чел-ку воз­можность подчинить руководству разума соб­ственные эффекты, в чем и состоит, по С., свобода.

Лейбниц- нем. философ. В своей теории позна­ния Л. исходил из учения о монадах, их пред­ставлениях и восприятиях. Монадами он называет простые телесные, душевные, более или менее сознательные субстанции; их действующие силы заключаются в представлениях. Различие монад состоит в различии их представлений. Бог есть первомонада, все др. монады - ее излучения. То, что нам кажется телом, в действительности есть совокупность монад. Душа - тоже монада. Минералы и растения - как бы спящие монады с бессознательными представлениями; души животных обладают ощущениями и памятью; человеческие души способны к ясным и отчетливым представлениям, Бог же обладает исключительно адекватными, т.е. наиболее осознанными и наиболее объективными, представлениями. Ход представления каждой монады замкнут в самом себе; ничто из нее не выходит и ничто не входит в нее. Разум, согласно Л., это монада, он заключает внутри себя потенци­ально, в зародышевом состоянии все идеи абсолютно достоверных наук- ф-фии и матема­тики.Он пытался найти компромиссную позицию между декартовским рационализмом и локков­ским эмпиризмом и сенсуализмом.Он утверждал, что эмпирич. познание природы играет роль толчка для деятельности прирожденных идей, но не явл. истинным родом познания.

Рене Декарт - основопол рационализма(рассужд. о методе).Осн. черта ф. мировоззрения — дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию".

В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую". В уч. о бытии он не только признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

В познании главную роль играет разум — рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.

Матер и духовн субстанции не явл-ся совершенными. Совершенной субстанцией явл-ся лишь Бог, кот сущест-т «сам из себя» и сам явл-ся своей причиной. Все остальн нуждается для своего существ-я в присутствии Бога. Функции Бога залюч-ся в гарантии истинности познания.

В отличие от Бекона, кот в «Новом Органоне» считал индукцию осн методом получения истинных фактов, Декарт таким методом считает рациональную дедукцию. Исходные положения — аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно. Также: принцип очевидности при доказательстсве истинности знания;субстанция – вещь, которая для своего существования не нужно ничего, кроме самой себя (Бог);заблуждение – грех(источник – свободная воля);

Бенедикт Спиноза (материалист) — (1632 — 1677). С. учил, что сущ лишь одна субстанция — природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. — природой сотворенной. Как прир. творящая она есть субстанция, или, что тоже самое — бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.

Атрибуты матер-ой субстанции также вечны, как и сама материя: они никогда не возникают и не исчезают. Конкретные состояния субстанции – модусы. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субст — едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество.

2 группы модусов: 1) вечные, бесконечные (определ-ся атрибутами субтанции), 2) временные, конечные (опред-ся остальными явлениями и вещами) Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.

Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. Есть существо, кот. модусу протяжения — телу, соотв модус мышления—душа. В любом случае человек—часть природы. Интуиция—высший вид, непосредственное знание. Критерий правильности —ясность и отчетливость. Способствовал атеизму и свободомыслию. По его мнению, наилучшее общественное устройство — демократическое правление, всевластие государства ограничено требованием гражданских свобод.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 — 1716). Старался соединить теорию с практикой. Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление. Также дуалист (как и Декарт).

Философские исследования познания. Априорные принципы бытия: непротиворечивость всякого возможного или мыслимого бытия; возможность действительного множества непротиворечивых миров; достаточная обоснованность, что существует именно данный мир и происходит именно данное событие; совершенство данного мира как достаточное условие его существования (гармония существующих вещей: минимум средств при максимуме результата). Также другие законы и принципы.

Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть абсолютно простой. Монада есть неделимая духовная субстанции, из кот складывается вся вселенная. Число монад бесконечно.Они вечны и неуничтожимы. Они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Монады не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Деятельность и движение — сущность монады. Как субстанции монады независимы друг от друга. Действие их предопределены. Между ними нет физ взаимодействия. Однако, будучи независимы, мон. не изолированы.

Мон представляют разл. ступени развития, определяемые разл. в способности представления. На низшей ступени стоят мон, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального) — монады жизни (неорганическая природа). Затем мон с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя) — монады души(животные). Высш. ступень — отчетливое представление — монада духа (человек). Всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последов. развертывании ее нач. состояния.

Осн. мысли Лейбница: 1) разумная соразмерность и божественная связанность Вселенной; 2) значительность индивидуального, личного в этой Вселенной; 3) гармоничность Вселенной в целом и в индивидуальном; 4) количественно и качественно бесконечное многообразие Вселенной; 5) динамичность осн. состояния Вселенной.

 

 

28. И. Кант – основоположник немецкой классической философии.

В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции. Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук. Кант -основоположник нем. классич. идеализма. Разработал концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности. Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе ("ноумен"). Но последняя с другой стороны, принципиально непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию (трансцендентной). Два периода творчества - докритический и критический. Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной из туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика классич. разума, практическая теория познания, этика, эстетика и теория о целесообразности. Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о вещи в себе. Предлагает объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит какое-то конкретное "Я". Мир можно познать через интеллектуальную интуицию. Метод познания: истину можно вывести с помощью тезиса, антитезиса и синтеза. Тезис -высказывание, антитезис - противоположное высказывание, синтез = тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из тезиса. Субъективный идеалист. Гегель - все, что существует, существует в мышлении. В основе мира - абсолютная идея - мировой разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах - материалист. Выступал против идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта. Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есть образ объективного мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.