Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетная политика на разных уровнях управления




Управление - это элемент функционирования организационных систем.

Уровни управления - относительные градации субъектов управления сложной системы, сгруппированных и выделенных в соответствии с иерархическим принципом. Элементы управления разных уровней взаимосвязаны и имеют чёткое подчинение. В иерархических системах управления каждая подсистема решает задачи только своего уровня.

Политика (гос-ные или общественные дела) - сфера деят-сти, связанная с отношениями между классами, нациями и др. соц. группами, ядром которой является удержание и использование гос. власти.

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и МСУ;

Гос-ный бюджет - представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов гос. власти.

Бюджетная политика (БП) — направление эконом. политики гос-ва, связанное с разработкой и использованием гос. бюджета и бюджетов террит.-административных единиц, входящих в это гос-во (в РФ фед-ный бюджет и бюджеты суб-в Фед.). Поскольку основной инструмент формирования бюджетов — налоги, то БП часто называют также фискальной политикой.

Задача БП — выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Это:

а) величина дефицита бюджета или же отсутствие,

б) размеры или отсутствие гос. долга, а также время, отводимое на его погашение,

в) определение долей Федерации и регионов в доходах и расходах бюджета (проблема “бюджетного федерализма”), соотношение основных разделов бюджета и т. д.

БП может быть более мягкой и более жесткой. Она должна способствовать устойчивому и эффективному эконом-му развитию страны посредством оптимизации сбора налогов и рационального планирования гос-ных расходов. Как правило, эта цель достигается при условии минимизации дефицита гос-го бюджета и накопленного гос-го долга.

В составе БП обычно реализуются следующие виды политического воздействия:

- налоговая политика;

- инвестиционная политика;

- политика управления гос-ным долгом и бюджетного федерализма.

Госдолг - долговые обязательства перед юр. и физ. лицами, ин. гос-ми, международными орг-ми и иными субъектами международного права. Госдолг обеспечивается всем находящимся в собственности гос-ва имуществом, составляющим гос. казну.

Бюджетная политика гос-ва, доходы и расходы бюджетов разных уровней.

Под БП понимаются целенаправленные действия прав-ва, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денеж. средств, предназначенных для удовлетворения общегос-ных потребностей. Этот централизованный фонд денеж. средств получил название гос. бюджет.

Гос. бюджет (фед. бюджет) – это особая форма перераспределительных отношений, связанная с обособлением части нац. дохода в руках гос-ва и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, гос.-территориальных образований.

С помощью гос. бюджета происходит перераспределение нац. дохода между отраслями народного хозяйства, сферами деят-ти, территориями страны, соц. группами населения.

В РФ бюджет гос-ва выступает в виде системы состоящей из 3х уровней: фед. бюджета, бюджетов суб-в РФ и местных бюджетов. Фед. бюджет РФ входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Фед. бюджет - основной фин-вый план гос-ва, утверждаемый Фед. Собранием в виде ФЗ.

Для свода статистических показателей бюдж. системы и их анализа используется консолидированный бюджет РФ, который включает фед. бюджет и консолидированные бюджеты суб-в Фед. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти, т.е. не является юр. док-том.

Правовую основу функционирования бюдж. системы составляют БК РФ и ФЗ о фед. бюджете на соответствующий год, законы субъектов фед. о бюджетах суб-в фед. на соответствующий год и аналогичных законов местных органов власти. Главная роль в регулировании бюджетных процессов принадлежит БК РФ (от 1998 г.).

Принципы функционирования бюджетной системы РФ следующие:

1. Единство бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации и пр.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельности всех бюджетов, т.е. право представительных органов гос. власти и органов МСУ на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов.

5. Сбалансированность бюджета, т.е. объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов.

6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств (необходимость достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств).

7. Гласность – это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.

9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза с-э развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Бюджеты любого уровня системы власти представляет собой главные фин. планы гос-ва, субъектов Фед. и МО на текущий год. Все эти планы имеют силу закона. Составляются они в форме баланса расходов и доходов.

Доходы бюджетов разных уровней.

Согласно БК РФ доходы бюджетов – это часть нац. дохода, подлежащая централизации в бюджеты различных уровней. Они могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений. Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством.

Регулирующие доходы бюджетов – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов, бюджетов др. уровней бюдж. системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

Доходы гос. бюджета — денеж. средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Доходы формируются за счет:

- налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

- неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкон-кой деят-ти, а также доходов от имущества, находящегося в гос. собственности;

- доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84 % Фед. бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.

Доходы бюджетов суб-в РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов.

1. К налоговым доходам бюджетов суб-в Фед. относятся:

- собственные налоговые доходы от региональных налогов и сборов,

- отчисления от фед-ных регулирующих налогов и сборов.

2. Неналоговые доходы бюджетов суб-в РФ формируются за счет:

- части прибыли унитарных предприятий, созданных суб-ми РФ.

- доходы от продажи имущества, находящегося в собственности суб-в РФ;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов гос. власти суб-в Фед. в порядке и по нормативам, устанавливаемым ФЗ и законами суб-в РФ.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от фед-ых и рег-ных регулирующих налогов и сборов.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

- собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым закон-вом РФ;

- отчисления от фед-ых и рег-ных регулирующих налогов и сборов;

- гос. пошлина.

Неналоговые доходы местных органов власти формируются за счет прибыли муниц-ных унитарных предприятий, продажи имущества, находящегося в муниц-ной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых органами МСУ и бюджетными учр-ми, находящимися в ведении органов МСУ.

Расходы бюджетов разных уровней.

Расходы бюджетов представляют собой процесс выделения и использования фин. ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законами о бюджетах на конкретный фин. год.

Расходы бюджетов в зависимости от их экон-го содержания делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов связаны с расширенным воспроизводством, при осуществлении которого создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, суб-в Фед., МО. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деят-ть. Также здесь формируются бюджеты развития.

Текущие расходы бюджетов обеспечивают текущую работу органов гос. власти, МСУ, бюджетных учреждений, оказание гос. поддержки др. бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме бюдж. кредитов, бюдж. ссуд, дотаций, субсидий и субвенций.

1. Бюджетный кредит – средства, выделяемые из бюджетов юр. лицам на возвратной и платной основе, не являющимся гос-ми или муниц-ми унитарными предпр-ми, бюджетными учр-ми.

2. Бюджетная ссуда – бюдж. средства, предоставляемые бюджету др. уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 мес. в пределах фин. года.

3. Дотация – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

4. Субсидия – бюдж. средства, предоставляемые на условиях долевого финан-ния целевых расходов физ. или юр. лицам.

5. Субвенция – бюдж. средства, предоставляются на финан-ние определенной цели и подлежит возврату в случае нарушения ее целевого использования.

Значительная часть бюдж. расходов принадлежит трансфертам (безвозмездная передача средств) для финан-ния обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, др. соц. выплат, установленных закон-ом РФ, суб-в и правовыми актами МСУ.

Осуществление бюджетных расходов в РФ основано на разграничении полномочий и ответственности между уровнями бюдж. системы.

Расходы гос. бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций гос-го и МСУ. Все расходы можно подразделить на следующие группы: военные; экономические; на соц. нужды; на внешнепол-кую деят-ть; на содержание аппарата управления.

Расходы средств бюджетов суб-в РФ: содержание аппарата упр-я, реализацию рег-ных целевых программ, содержание и развитие предпр-ий, учр-ий и орг-ций, находящихся в ведении органов власти суб-в Фед., оказание помощи местным бюджетам и пр.

Расходы средств местных бюджетов - содержание местных органов власти, формирование и управление муниц. собственностью, охрану общест-го порядка, содержание и развитие муниц. жилищ. фонда, содержание муниц. дорог, охрану окружающей среды на территории МО и т.п.

Совместно за счет средств фед. бюджета, бюджетов суб-в РФ и местных бюджетов финансируются расходы на гос. поддержку отраслей промышленности, обеспечение правоохр-ной деят-ти, противопожарной безоп-ти, соц. защиту населения, обеспечение деят-ти СМИ, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрег-ного масштаба и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.