Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политэкономия




Теории международной торговли

1) Теория абсолютных преимуществ(страна экспортирует товар в производстве которого она обладает абсолютным преимуществом)-это условие при котором страна имеет превосходство в стоимости над другой в производстве определенного товара.

2) Теория сравнительных преимуществ(страна получает выгоду от специализации и экспорта продукции в производстве которой она имеет сравнительное преимущество)-сравнительное преимущество характер.способность страны производить товар с относительно меньшими издержками замещения,чем в других странах Р1=V2/V1

3) Теория факторов производства-страна будет использовать тот товар,для которого используется относительно распространенный ресурс и импортировать тот товар в производстве которого используется дефицитный ресурс

4) Теория технологического разрыва-развитие торговли между странами при одинаковой наделенности факторами производства вызвано техническими изменениями,возникающими в какой либо отрасли в одной из стран

5) Теория эффекта масштаба-страна экспортирует продукцию в отношении которой действует эффект масштаба

6) Т еория жизненного цикла товара-страна экспортирует товар,находящийся на ранней стадии жизненного цикла,а затем при переходе товара на стадии зрелости начинает его импортировать

7) Теория конкурентных преимуществ-страна специализируется на продукции по которой она рапологает к конкурентной преимуществу-превосходство над конкурентами

 

Вопрос 39 Товарная и географическая структура внешней торговли РФ

Доля РФ в экспорте - 2,6 млрд. $, в импорте - 1,6 млрд. $.

     
Экспорт, млрд. $ 396,6  
Импорт, млрд. $ 229,1 305,3
Сальдо, млрд. $ 167,5 210,7
Оборот, млрд. $ 625,7 821,3

 

Внешняя торговля РФ имеет экспортную направленность, имеется стабильное положительное сальдо внешнеторгового баланса.

Экспорт РФ имеет сырьевую направленность (2010 год):минеральные продукты – 68,4%металлы, драгоценные камни изделия из них – 12,8%продукция химической промышленности – 6,2%машины, оборудование и транспортные средства – 5,4%древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 2,4%

Наибольшую долю в импорте занимают (2010 год):машины, оборудование и транспортные средства – 44,4%продукция химической промышленности – 16,1%продовольственные товары – 15,9%

Географическая структура внешней торговли РФ характеризуется преобладанием торговых связей с промышленно-развитыми странами.

Рейтинг торговых партнеров РФ Экспорт РФ Нидерланды 13,6%Италия 6,9%Германия 6,3%Украина 5,8%Китай 5,1%

Импорт РФ Китай 17%Германия 11,7%Украина 6,1%США 4,9%Франция 4,4%

 

 

  1. богатство нации в материальном производстве, а не в сфере обращения
  2. Главный источник богаства-труд
  3. трудовая теория стоимости
  4. труд основная мера ценности товаров

Неоклассическое направление

1. Частнопредпринимательская рыночная система, способная к саморегулированию

и поддержанию экономического равновесия.

2. Государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики

Кейнсианская школа сложилась в 30-е гг. XX в

1. Разработана теория спроса

и предложения, а также равновесной цены.

2. Государство должно активно регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать социально-экономическую стабильность общества.

3. Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя

кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства.

4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эффективного инвестирования

Институционализм – научная школа, введшая в научный анализ, помимо рынка, различные институты – корпорации, профсоюзы, государство, а также национальные особенности, традиции и т. д.

Монетаризм как ответвление неоклассики, ставящее во главу анализа экономики денежные отношения, считая их решающим фактором в экономике.

1. Выдвинул монетарную теорию национального дохода и новый вариант количественной теории денег.

2. Главный способ воздействия на экономику — государственное регулирование через эмиссию, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы

 

4. Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результат научной абстракции — выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

Метод анализа и синтеза. Анализ — это метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические по-

казатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении

сложного теоретического материала.

Экономические эксперименты — это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

 

5. Нерыночные и рыночные формы благ. Созданные блага люди первоначально использовали для своих собственных нужд. Такая система экономики называется натуральным хозяйством. Постепенно ей на смену пришло товарное хозяйство, когда в ходе разделения и специализации труда люди стали обмениваться благами, причем не только излишками, но и специально изготовленными на продажу. В результате возникла специфическая разновидность экономических благ – товар.

Товар – это продукт труда, предназначенный на продажу.

 

6. В экономической теории рынок – это сфера экономических отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.

Рынок выполняет важные функции:

– функцию саморегулирования экономики, основанную на взаимодействии спроса и предложения, с помощью которой даются ответы на вопросы: что, как и для кого производить?

– стимулирующую функцию, позволяющую победить в конкурентной борьбе сильнейшим;

– учетную функцию, посредством которой устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены и подаются информационные сигналы продавцам и покупателям;

– посредническую функцию, позволяющую сводить агентов рынка.

7. Экономический закон спроса и предложения. Обратная зависимость между ценой и спросом называется законом спроса, который, как и все другие экономические законы, не носит абсолютного характера и проявляется лишь в массовом порядке.

Закон спроса имеет исключение: его действию не подвержены товары первой необходимости, при увеличении цен на которые спрос не снижается (соль, хлеб и др.). Круг таких товаров зависит от национальных особенностей и традиций потребления.

Проявление действия закона спроса осложнено также:

– эффектом престижного потребления

– ажиотажным спросом на дефицитные товары и др.

Факторы спроса: Pa– цена товара; Pb...z– цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих; K – денежные доходы покупателей; L – вкусы и предпочтения людей; M – потребительские ожидания; N – общее число покупателей; T – накопленное имущество людей.

 

8,10. Эластичность – быстрота реакции спроса или предложения на изменение цены. Если ее выразить в виде процентных изменений, то можно рассчитать коэффициент эластичности:

 

где Э dp –коэффициенты эластичности спроса и предложения по цене; %?Р – изменение цены; %?D,?S – изменение спроса и предложения.

Практическое значение эластичности. Знание эластичности спроса и предложения имеет практическое значение для предпринимателя: если спрос на товар эластичен, то продавцу выгоднее снижать цены, так как в этом случае он увеличивает общую выручку от продажи. Если же он будет действовать иначе, то не сможет рационально воспользоваться сложившейся конъюнктурой рынка и недополучит возможного дохода.

 

9. Факторы предложения: Pa– цена товара; Pb...z – цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих; C – наличие проиводственных ресурсов; K – применяемая технология (время); R – налоги и дотации у производителей; N – число продавцов.

 

11. Рыночное равновесие. Рынок сводит покупателей и продавцов, в результате чего спрос и предложение, как правило, пересекаются.

Если интересы продавцов и покупателей совпадают, то возникает рыночное равновесие.

Равновесная цена – это результат большого количества сделок на рынке (хотя каждому из продавцов и покупателей она представляется как заранее сложившаяся)

P – цена (руб); D – спрос; Q – товар (шт.); S – предложение.

Ценовое равновесие рынка носит устойчивый характер, так как любые волевые действия по изменению цены со стороны продавцов вызывают противоположную реакцию со стороны покупателей и наоборот. Завышение цены приводит к затовариванию и вызывает необходимость снижать цену, а занижение – к возникновению дефицита и последующему росту цен.

Изменение спроса и предложения. Если меняется цена, то спрос и предложение не изменяются, а лишь растут или убывают, перемещаясь по кривой в новое положение.

 

На спрос и предложение, помимо цены, влияют и другие факторы. В случае изменения остальных факторов спрос и предложение изменяются, что находит выражение в сдвиге кривых вправо или влево.

 

12. Фирма – название организации, предприятия, компании или корпорации предпринимательского сектора, осуществляющих экономическую деятельность в целях получения дохода, прибыли.

Классификация:

1) индивидуальная (семейная) фирма;

2) товарищество (общество) в трех разновидностях:

а) полное;

б) смешанное (коммандитное) товарищество;

в) общество с ограниченной ответственностью.

Предпринимательская деятельность – вид хозяйственной деятельности, целью которой является получение дохода, прибыли.

Для развития предпринимательства важны следующие условия:

– наличие частной собственности в различных формах (интеллектуальной, имущественной, капитала и др.) и ее правовая защита;

– поддержка со стороны государства;

– обеспечение свободы предпринимательской деятельности;

– проведение разумной налоговой и таможенной политики без льгот и привилегий для избранных.

Виды предпринимательской деятельности. Предпринимательство охватывает различные сферы деятельности человека

13. Издержки – это затраты на приобретение факторов производства.

Выручка – это денежное поступление от реализации продукции на рынке.

Выручка, представленная как результат всей деятельности фирмы за определенный период времени, есть валовой доход фирмы. Выручка, рассчитанная на единицу проданной продукции, есть средний доход фирмы.

Прибыль – это главный мотив и обобщающий показатель эффективности функционирования фирмы.

Современная теория предпринимательского поведения источником прибыли считает:

– труд, новаторскую деятельность самого предпринимателя;

– плату за риск, способность предпринимателя ориентироваться в неопределенных экономических обстоятельствах;

– доход от применения в производстве капитала, инвестиций;

– экономическую власть фирмы над рынком (монополизм).

Факторы производства — средства производства (в виде товаров и услуг), используемые в общественном производстве экономических благ.

На всех этапах развития человеческого общества признавались два главных фактора производства: рабочая сила (человеческий фактор) и средства производства (вещественный или

материальный фактор).

 

14. Экономическая прибыль – это разница между валовым доходом и экономическими издержками (включающими в себя нормальную прибыль), поэтому ее часто называют сверхприбылью.

Вмененные издержки — это то, от чего мы отказываемся, когда выбираем из двух наиболее желаемых альтернатив.

Вмененные издержки — цена выбора, или упущенная выгода при смене производственных альтернатив; определяется пользой, стоимостью или количеством тех благ, которые принесены в жертву при выборе других (альтернативных) благ.

 

15. Закон замещения гласит: при полном использовании ресурсов и неизменной технологии увеличение производства одного продукта приводит к сокращению производства другого.

 

16. Валовой доход зависит от уровня цен и объемов производства, т. е. TR = P х Q,

где TR – валовой доход; P – цена товара; Q – объем производства товара.

Валовые издержки – это сумма постоянных и переменных издержек. Они представляют собой денежные расходы фирмы на производство продукции.

Предельный доход – это дополнительный доход, возникающий при увеличении производства на единицу продукции.

MR –предельный доход.

Предельные издержки – это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной добавочной единицы продукции.

где МС – предельные издержки;?TC – изменение общих издержек;? Q – изменение выпуска продукции.

 

17. Совершенная конкуренция – это идеальное представление об условиях купли-продажи товаров на рынке. Она предполагает, что:

– никто в отдельности не может повлиять на рыночные цены, так как количество продавцов и покупателей на рынке очень велико и, как следствие, доля каждого в сделках купли-продажи чрезмерно мала;

– на рынке отсутствуют входные барьеры, и он доступен каждому;

– обмен осуществляется стандартизованными товарами, исключающими предпочтения как для покупателей, так и для продавцов;

– информация доступна всем в равной мере;

– покупатели и продавцы ведут себя рационально.

 

18. Монополия – форма несовершенной конкуренции, при которой цену на рынке контролирует один продавец. Такая ситуация возможна при соблюдении следующих условий:

а) у товара нет аналогов, и покупатель вынужден его приобретать;

б) доступ на рынок для других продавцов закрыт посредством финансовых, юридических, технических и др. преград.

Если монополизм возникает на стороне покупателя, то такую разновидность монополии называют монопсонией. В случае, когда монополист встречается на рынке с монопсо-нистом, возникает билатеральная, или двусторонняя, монополия.

 

19. Олигополия — это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.

Монополистическая конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Основные характеристики монополистической конкуренции:

1) относительно большое число некрупных (мелких) фирм;

2) эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

3) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

 

20. Коэффициент Лернера — экономический показатель монополизма конкретной фирмы. Измерителем монополизма является доля в цене той величины, на которую цена реализации превышает предельные издержки.

Исчисляется:

где P — цена; MC — предельные издержки.

Также коэффициент можно вычислить через эластичность спроса, как обратно пропорциональную величину:

где Ed — эластичность спроса на продукцию фирмы

21. Картель — простейшая форма монополистического объединения. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использования патентов. Действуют картели, как правило, в рамках одной отрасли, попадают под действие антимонопольного законодательства. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором — соглашением о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д.

Синдикаты — организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляются централизованно.

Трест — форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра.

Концерн — организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации — страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и др. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании.

Холдинг — акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями.

Конгломерат — объединение фирм, иногда - юридическое лицо, в состав которого входят компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики. Как правило, конгломераты образуются путем поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, не имеющих между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей.

Финансово-промышленная группа — объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия. Может быть в форме коммерческой организации.

 

22. Рынок труда — это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связи между фирмами, предъявляющими спрос на труд, и предложением труда со стороны населения; сфера контакта продавцов и покупателей трудовых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг.

Основные элементы рынка труда:

- спрос

- предложение

- равновесная цена (зарплата)

- равновесный объем (занятость).

Заработная плата — денежное вознаграждение, выплата работодателем за выполненный работником труд.

1) как общий заработок человека, в который включаются гонорары, премии, различные вознаграждения за труд;

2) как ставка или цена, выплачиваемая за использование единицы труда в фиксированный период времени (час, день, неделя, месяц, год).

Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

 

23. Формы заработной платы и системы оплаты труда. Цена труда может быть выражена в категориях времени и продукта. Соответственно зарплата бывает повременной и поштучной (сдельной). Повременная зарплата выступает в виде часовой, дневной, недельной, месячной и годовой. Повременная зарплата используется там, где имеется принудительный машинный ритм или невозможно точно учесть результаты труда работника.

Поштучная (сдельная) зарплата реализуется в количестве произведенных за определенный период времени продуктов, поэтому является вторичной, производной от повременной формы зарплаты. Эта форма заработной платы применяется там, где можно полностью учесть результаты труда работников. Она стимулирует роль производительности и интенсивности труда, создает мотивацию к соревновательности, где победитель получает более высокую зарплату.

На основе названных форм зарплаты формируются различные системы оплаты труда:

– повременно-премиальная;

– сдельно-премиальная;

– повременная с нормируемым заданием;

– аккордная и др.

 

24. Предложение рабочей силы — это количество рабочего времени, которое работник готов предложить работодателю при каждом конкретном уровне заработной платы. Как и всякий то-

вар, величина его предложения увеличивается по мере роста цены (заработной платы) и уменьшается при снижении, т.е. действует закон предложения.

 

25. Спрос на труд формирует работодатель исходя из предельной производительности труда и сложившейся на рынке цены труда (ставки заработной платы). Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы.

 

26. Рынок капиталов, как и любой другой рынок, функционирует на основе механизмов взаимодействия спроса и предложения; результатом является установление цены равновесия. На рынке капиталов такой уравновешивающей ценой выступает ставка ссудного процента.

 

27. Банки – это специализированные кредитно-финансовые учреждения, принимающие денежные средства у вкладчиков и предоставляющие их заемщикам на условиях возвратности, срочности и платности в целях получения прибыли.

Коммерческие банки

Специализированные банки выбирают для себя особые сферы деятельности. К ним относятся:

1) инвестиционные банки

2) ипотечные банки

3) экспортно-импортные банки

4) сберегательные банки

По территориальному признаку банки делятся на республиканские, региональные, межрегиональные, местные, национальные, международные.

По способности формирования уставного капитала банки делятся на акционерные и паевые.

По степени независимости банки разделяют на самостоятельные, дочерние, сателлиты (полностью зависимые), уполномоченные (банки-агенты), филиальные.

По видам банковских операций различают:

1) депозитные банки

2) инвестиционные банки

3) ипотечные банки

4) сберегательные банки

Банк международных расчетов (БМР)

Международный валютный фонд (МВФ)

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

Процент — это плата за право получения ресурсов в свое распоряжение до того, как будут накоплены средства, чтобы эти ресурсы купить.

Учетная ставка, или ставка рефинансирования, — это процент, под который Центральный банк РФ (или другой страны) страны предоставляет кредит коммерческим банкам.

Ставка процента определяется на денежном рынке и зависит от соотношения спроса на деньги и предложения денег.

Номинальная процентная ставка — это денежная процентная ставка. Реальная процентная ставка — это процентная ставка с поправкой на инфляцию, т.е. выраженная в неизменных ценах.

 

28. Дисконтирование- сумма годовых эффектов или разница между суммарным продуктом и суммарными затратами за расчетный период.

Дисконтирование затрат — приведение всех будущих доходов и затрат к одному периоду времени, оно применяется при оценке различных проектов для сравнительного анализа их доходности и сроков окупаемости в зависимости от сегодняшней стоимости будущих затрат и доходности.

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода.

Формы инвестирования:

- вложение денежных средств в ценные бумаги;

- вложение денежных средств в доходные виды денежных инструментов;

- вложение денежных средств в уставные фонды других предприятий и организаций.

 

29. Земельная рента — часть прибыли, возникающей при использовании невоспроизводимого производственного фактора — земли.

Выделяют две формы земельной ренты — дифференциальную и абсолютную.

Дифференциальная рента существует в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Условиями возникновения дифференциальной ренты 1 являются различия в плодородии отдельных участков земли и различия в местоположении участков земли по отношению к рынку сбыта. Дифференциальная рента II связана с дополнительными капитальными вложениями в землю.

Абсолютная земельная рента связана с наличием частной собственности на землю. Условием абсолютной ренты является низкое органическое строение капитала в сельском хозяйстве.

Цена земли зависит от:

1) размеров земельной ренты, которую может получить землевладелец, став собственником данного участка;

2) ставки ссудного процента.

Арендная плата - плата за предоставленное в порядке аренды имущество. Размер А.п. определяется соглашением сторон, а в случае аренды государственного имущества - на основе нормативов, утверждаемых соответствующими органами государственной власти или местного самоуправления.

 

30. Реальный доход отражает покупательную способность нашего денежного дохода, представляет собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода времени (т.е. здесь учитываются возможности изменения цен).

Номинальный (денежный) доход – сумма денег, полученная человеком в течение определенного периода времени.

Реальный доход = Номинальный доход – Индекс цен

 

31. Кривая Лоренца. Люди различаются по своему положению в обществе – значит, доходы их различны. Чтобы отследить характер распределения доходов в обществе, используют различные методы:

– определение различными статистическими приемами среднего уровня дохода (среднеарифметический, медианный, модальный доход);

– группировка населения по уровню дохода и сопоставление средних уровней крайних групп между собой;

– построение кривой Лоренца, характеризующей неравенство в обществе через действие кумулятивного (нарастающего) эффекта

OABCD – линия гипотетического абсолютного равенства в распределении дохода;

OA1B1C1D – кривая Лоренца.

Кривая Лоренца строится как линия фактического отклонения от идеального распределения. Чем больше она расходится с лучом идеального распределения, тем сильнее неравенство людей проявляется в доходах.

Коэффициент Джини (индекс Джини) — статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку (к примеру, по уровню годового дохода).

 

32. Основные проблемы макроэкономики — инфляция, безработица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы государственного регулирования и т.д.

 

Совокупный спрос – это объем национального производства, который государство, потребители и предприниматели готовы купить на рынке.

Совокупное предложение – объем национального производства, который предприниматели могут произвести и предложить на продажу на рынке.

33. Показатели национальных счетов:

1) валовой национальный продукт (ВНП);

2) чистый национальный продукт (ЧИП);

3) национальный доход (НД);

4) личный доход (ЛД)

5) валовая продукция (ВП);

6) валовой внутренний продукт (ВВП)

Национальный доход (НД) — общий доход, полученный поставщиками ресурсов за их вклад в создание ВНП. Национальный доход включает все виды доходов (заработную плату,

ренту, процент, прибыль).

Валовой национальный продукт (ВНП), в т.ч. импорт, экспорт:

Продукция отечественных производителей

Продукция отечественных производителей за рубежом

Валовой внутренний продукт (ВВП), в т.ч. амортизация (А):

Продукция отечественных производителей

Продукция иностранных производителей

Чистый национальный продукт (ЧНП),.в т.ч. косвенные налоги (КН):

Отечественные предприятия

Иностранные предприятия

Национальный доход (НД):

Отечественные предприятия

 

34. Основные показатели уровня экономического развития:

1) ВВП (валовой внутренний продукт) или НД (национальный доход) на душу населения;

2) отраслевая структура национальной экономики;

3) производство основных видов продукции на душу населения;

4) уровень и качество жизни населения;

5) показатели экономической эффективности производства.

Инфляция — это снижение покупательной способности денег, проявляющееся через относительно быстрый рост цен.

Существуют два основных типа инфляции — скрытая и открытая. В основе обоих типов лежит нарушение равновесия между стоимостью всей массы товаров и услуг и противостоящей ей денежной массой.

Безработица — социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу. Безработица означает неспособность государства эффективно использовать один из важнейших факторов производства — труд. Причины безработицы — падение темпов экономического роста, технический прогресс, структурная перестройка экономики, инфляция, демографическая политика государства.

Основные формы безработицы — фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, застойная.

 

35. Деньги – это товар особого рода, исторически выделившийся из ряда других товаров и ставший всеобщим эквивалентом для всех остальных товаров.

Деньги в своем развитии прошли большой путь от экзотических случайных форм до золота и бумажных денег.

Функции денег. Использование денег в хозяйстве заключается в выполнении ими пяти взаимосвязанных функций.

Капитал – созданные людьми средства производства и деньги, используемые при производстве товаров и услуг.

 

36. Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.

- системы металлического обращения, при которых денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменны на металл;

- системы обращения кредитных и бумажных денег, при которых полноценные деньги вытеснены из обращения.

- металлическое денежное обращение. В зависимости от металла, который в данной стране был принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различаются биметаллизм и монометаллизм.

В зависимости от характера размена знаков стоимости на золото различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт и золотодевизный (золотовалютный) стандарт.

 

37. Уравнение количественной теории. Ее смысл сводится к тому, что деньги имеют стоимостную основу, поэтому их увеличение в экономике не приводит к росту национального богатства, а только к увеличению цен. Следовательно, уравнение обмена можно записать:

MV=РQ,

где М-количество денег в обращении; V– скорость обращения денег; Р – цены товаров; Q– количество товаров (объем производства).

Данное уравнение выведено американским экономистом И. Фишером в 1911 г. По существу, уравнение обмена является тождеством и постоянно соблюдается в экономике, однако оно имеет немаловажное значение, так как показывает, к чему может привести неразумная политика выпуска бумажных денег государством.

 

38. Инфляция — это снижение покупательной способности денег, проявляющееся через относительно быстрый рост цен.

Существуют два основных типа инфляции — скрытая и открытая. В основе обоих типов лежит нарушение равновесия между стоимостью всей массы товаров и услуг и противостоящей ей денежной массой.

Инфляция – чрезмерное переполнение каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх потребностей товарооборота, приводящее к обесцениванию денег, росту цен, ухудшению качества выпускаемых товаров.

 

39. По степени конвертируемости различаются следующие виды валют:

1. Свободно конвертируемая валюта (СКВ) – полностью выполняет роль мировых денег, т. е. без всяких ограничений и препятствий используется во всех внешнеторговых операциях текущего и инвестиционного характера, признается всеми странами в качестве всеобщего платежного и расчетного средства между ними. В составе СКВ – американский доллар, швейцарский франк, немецкая марка, английский фунт стерлингов, японская йена и др.

2. Частично конвертируемая валюта. Самая распространенная форма валюты, предполагающая различные ограничения на операции с валютой. Эти ограничения, как правило, связаны с применением клиринговых (двухсторонних) расчетов, лицензированием экспорта и импорта, применением различных валютных курсов в зависимости от вида сделок, ограничением ввоза и вывоза национальной валюты, регламентацией вывоза прибыли, ввоза инвестиций и др.

3. Неконвертируемая валюта. Распространена среди развивающихся стран и предполагает жесткие запреты и ограничения по операциям с национальной и иностранной валютой. Подобной валютой являлся советский рубль.

Конвертируемость валюты можно оценить с позиций как населения страны, так и иностранцев.

4. Внутренняя конвертируемость валюты означает ее способность обслуживать сделки по товарам и услугам внутри страны и возможность для населения обменять ее на иностранную валюту.

5. Внешняя конвертируемость валюты означает возможность для иностранцев свободно обменивать национальную валюту на любую иностранную по официальному курсу.

Валютный курс – это цена одной валюты, выраженная в единице другой. В зависимости от того, какая валюта является базой для сравнения, он подразделяется на два вида: обменный и девизный валютные курсы.

Обменный валютный курс – это цена единицы иностранной валюты, выраженная в национальных деньгах, а девизный – наоборот.

 

40. Если соотношение на рынке меняется, то Центральный банк проводит валютную интервенцию (продажу) на рынке с целью восстановления установленного твердого курса национальной валюты. Плавающий валютный курс определяется в процессе свободного рыночного обмена под воздействием спроса и предложения. В РФ валютный курс является плавающим с некоторыми ограничениями со стороны Центробанка и устанавливается ежедневно.

 

41. Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) — это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического роста, укрепления денежной единицы.

Основные инструменты центрального банка в реализации кредитно-денежной политики:

- Регулирование официальных резервных требований

- Операции на открытых рынках

- Регулирование учетной ставки процента (дисконтная политика)

 

Факторы, влияющие на спрос, предложение и процентную ставку, можно объединить под названием «инструменты денежно-кредитной политики». К ним относятся:

- Процентная политика Банка России

- Нормативы обязательных резервов

- Операции на открытом рынке

- Рефинансирование

- Валютное регулирование

- Прямые количественные ограничения

- Ориентиры роста показателей денежной массы

 

42. Безработица — социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу. Безработица означает неспособность государства эффективно использовать один из важнейших факторов производства — труд. Причины безработицы — падение темпов экономического роста, технический прогресс, структурная перестройка экономики, инфляция, демографическая политика государства.

Причины безработицы — падение темпов экономического роста, технический прогресс, структурная перестройка экономики, инфляция, демографическая политика государства.

Основные формы безработицы — фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, застойная.

Фрикционная безработица охватывает работников, ищущих или ждущих получения работы в ближайшее время или в будущем. Это период между увольнением с одного места работы и поступлением на другое или возвращением на прежнее место.

Структурная безработица вызвана действием научно-технического прогресса, существованием диспропорций в развитии отраслей, географическим распределением рабочих мест.

Циклическая безработица вызвана спадом производства, затрагивает все сферы и отрасли экономики и может существовать в скрытой и открытой формах.

Сезонная безработица возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года, обусловлена особенностями производства в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и охотничьих хозяйствах, в строительстве.

Застойная безработица обусловлена избытком рабочей силы, перенаселением, охватывает наиболее профессионально не подготовленную часть трудовых ресурсов. Это, как правило, разорившиеся предприниматели, бывшие домохозяйки, неквалифицированные рабочие и др.

 

43. Экономический кризис — одна из фаз воспроизводственного цикла, включающего последовательно кризис, депрессию, оживление и подъем. Он возникает в результате перепроизводства, падения цен и прибыли, снижения заработной платы, уровня жизни. Экономические кризисы могут быть отраслевыми, структурными, национальными, региональными, местными.

Экономический цикл (цикл деловой активности) — это регулярно повторяющиеся периоды в развитии национальной экономики.

Циклы развития общественного производства можно классифицировать в соответствии с их продолжительностью. Следует выделить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные циклы.

Краткосрочные циклы — это колебания рыночной конъюнктуры, изменения соотношения «спрос — предложение» под влиянием сезонных факторов. Особенно наглядно такие циклы

проявляются в сельскохозяйственном производстве, гостиничном и туристическом бизнесе.

Среднесрочные циклы — это циклы воспроизводства основного капитала и соответствующего изменения рыночной конъюнктуры. Характер изменения среднесрочных экономических циклов во многом зависит от того, какой фазе долгосрочного цикла они соответствуют.

Долгосрочные циклы, или длинные волны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.