КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность политических партий и их роль в политической системе общества. Типология партий и партийных систем
В политической системе демократического общества важное место занимают политические партии. Политическая партия представляет собой политическую организацию, объединяющую людей с общими социальными интересами и идеалами, осуществление которых они связывают с участием в политической власти, либо ее ориентацией на достижение своих требований. Политические партии в современном понимании, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине XIX в. В этом плане они могут рассматриваться как институт, возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по другим культурным регионам современного мира. Первая массовая политическая партия – либеральная – возникла в Англии в 1861 г. В 1863 г. Ф.Лассалем организован Всеобщий Германский рабочий союз. К концу века массовые партии (в основном социал-демократические) формируются в большинстве стран Западной Европы. Политическая партия осуществляет взаимосвязь и взаимодействие между государством и гражданским обществом. Партия участвует во всех фазах политического процесса: от артикуляции интересов до принятия и осуществления решений. Роль партий в политической жизни сводится к формированию вариантов правительственной политики, влиянию на политическую социализацию, мобилизации избирателей. В рамках противоречивого единства государства и гражданского общества политическая партия занимает посредническое положение, имея основу в гражданском обществе и направляя свою деятельность на развитие государственных структур путем борьбы за политическую власть конкретными методами и средствами. Народные массы влияют на программы и политические платформы партий. С другой стороны, партии воздействуют на народные массы, стараясь привлечь их к своим программам, обеспечить их поддержку.
От других политических институтов партию отличают ее характерные особенности и признаки: · политическая партия – это организация идеологического порядка, носитель определенной идеологии; · партия – это объединение, относительно продолжительное во времени; · партия стремится к завоеванию и осуществлению политической власти; · партия стремится к обеспечению массовой поддержки со стороны граждан. Сущность партии состоит в объективном выражении, защите и проведении в жизнь политических интересов определенных социальных групп и слоев общества, поэтому партия является определенной группой политических интересов. Наиболее ярко место партии в политическом процессе демонстрируют функции партии: · социального представительства – выявления, формулирования интересов больших социальных групп, обоснования этих интересов (или функция политической артикуляции); · социальной интеграции – активизации и интеграции больших социальных групп; · создания политической идеологии и политических доктрин; · формирования общественного мнения; · борьбы за власть или участие в политической власти; · участия в борьбе за власть в государстве, участия в аппарате государственной власти, в формировании политической системы – ее общих принципов, элементов, структур и т.д.; · разработки и осуществления политического курса, программ деятельности государства · социализации личности – политического воспитания общества в целом, либо его определенной части; · кадровая – подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, общественных организаций. Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Политические партии цивилизованных демократических стран являются элементами политической организации гражданского общества. Они не обладают государственными функциями, самостоятельны и автономны, борются за завоевание избирательного корпуса, готовят политических руководителей с тем, чтобы, войдя в государственные структуры, через своих представителей управлять государственной и общественной жизнью страны.
Между политическими партиями и государством четко разделены функции. Партии организуют политический процесс, а власть находится у государства. Политические партии не обладают государственной властью, но, становясь парламентскими, они частью своих представителей-депутатов выполняют государственные функции, которые не являются постоянными, так как парламент периодически сменяется, в то время как государственный аппарат постоянен. При этом партии и государство не противостоят друг другу, а служат взаимодополняющим противовесом, позволяющим избегать монополизации властных отношений, их абсолютизации путем формирования сдерживающих механизмов. Исходя из природы партий и их социальной опоры, можно выделить следующие типы партий: · партии, представляющие интересы отдельных классов и социальных групп (рабочие, крестьянские, интеллигенции); · партии нескольких классов и социальных групп, возникающие, например, на основе национально-освободительных движений. По принципу организации различают партии: · кадровые – немногочисленные партии, объединяющие в своих рядах менее 10 % своего электората, в основном профессиональных политиков. В них отсутствует механизм официального приема, они действуют в основном в период предвыборных кампаний; · массовые – имеющие в своих рядах свыше 10 % граждан, систематически голосующих за данную партию (критерий 10 % связан с тем, что для современных цивилизованных стран характерна невысокая избирательная активность граждан – ниже 50 %). Основной источник финансов – взносы членов партии. Массовыми партиями являются Республиканская и Демократическая партии США, Консервативная партия Великобритании, многие европейские партии консервативной ориентации.
По идеологическому признаку (идеологической направленности) выделяют следующие партии: · идейно-политические, или так называемые мировоззренческие партии, которые в своей деятельности руководствуются идеологическими принципами; · прагматические, или избирательные партии, которые не имеют идеологических программ, а ставят своей целью мобилизацию возможно большей части электората для победы на выборах. По способу функционирования выделяют партии: · демократические. Они не регулируют четко прием в свои ряды, признают фракции и фракционную борьбу. Это партии конституционные, действующие строго в рамках закона; · авторитарные; · тоталитарные. Для тоталитарных и авторитарных партий характерны четкая регламентация отношений членства. В них существует строгая дисциплина, отсутствуют фракционность, оппозиция. Это партии монополистические, директивные. Политические партии различаются также по месту, занимаемому ими в системе государственной власти: легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные. Оппозиция – от лат. оппозито – противопоставление – в политике означает противопоставление своей политики другой политике, либо выступление против большинства или господствующего мнения в законодательных, партийных или иных структурах. В демократических государствах оппозиция предсьавляет собой норму политической жизни. Оппозиционная партия выдвигает альтернативу в противовес правящей партии, критикует ее недостатки и упущения. Она уравновешивает политический процесс, постоянно корректирует свою программу. Различается оппозиция умеренная, радикальная, лояльная (готовая к соглашению и поддержке власти), конструктивная (предлагающая деловые предложения), деструктивная (разрушительная). Основой политической организации общества являются принципы политического монополизма и плюрализма. В ходе политической борьбы формируется определенная система партий, образуется партийная система – целостная система взаимоотношений между партиями; совокупность политических партий, их блоков и союзов, взаимодействующих между собой в рамках определенной политической системы и строящих свою деятельность на принципах сотрудничества или соперничества в осуществлении политической власти. Выделяются следующие партийные системы:
· альтернативные (плюралистические) – многопартийная, бипартийная, двухблоковая; · безальтернативные – система кооперации партий с образованием одного блока; система партий национального согласия; ограниченные партийные системы; однопартийная система.
32.33. Общественно-политические организации и движения: содержание и формы проявления их деятельности Общественно-политические организации и движения – это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть. Они представляют собой «группы интересов» – разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т.д.). Способ действий общественно-политических организаций – убеждение, советы тем, кто управляет, информирование общественности и политических лидеров о потребностях и взглядах тех или иных социальных групп, организованные действия в поддержку своих интересов, например забастовки, митинги; социальный контроль граждан за органами власти; воздействие на процесс принятия политических решений. Таким образом, общественные организации можно определить как добровольные, самодеятельные объединения, в основе которых лежит общность частных интересов граждан. Общественные организации и объединения – это инструмент для реализации потребностей, социальных и политических интересов людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность. Могут существовать вне политических партий, но партии всегда базируются на них как своей основе, поэтому борются за привлечение на свою сторону общественно-политических организаций как своих союзников. Признаками общественно-политической организации выступают широкая социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей. Социальной базой общественно-политических организаций являются массы, социальные группы, корпоративные организации, общественные, национальные и экологические движения. Общественные организации отличаются от политических партий следующими признаками: · не придерживаются определенной идейно-политической ориентации; в них могут участвовать люди с самыми разными интересами; · добиваются, как правило, решения лишь одной, масштабной социально-политической проблемы, имеют перед собой одну цель, а не их комплекс, как партии; · чаще всего стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти. Однако здесь следует различать общественные движения неполитического характера, которые не участвуют в борьбе за власть и не ставят своей целью изменить или укрепить существующую в данном обществе систему политических отношений; и общественные движения политического характера (или политические движения), которые пользуются политическими средствами, то есть ведут борьбу за политическую власть или за влияние на способ осуществления этой власти; · имеют ядро – инициативные группы, различные советы, но при этом отличаются от политических партий отсутствием формальной иерархии, систематической дисциплины. Движения развиваются на основе солидарности и самостоятельности их добровольных участников, имеющих общие цели. Отступление от солидарности ведет к распаду движений, а усиление иерархии, организованности и дисциплины – к трансформации их в политические партии; · лидер политической партии обладает властью внутри партии, которая может сочетаться с его авторитетом; руководитель же общественного движения властью не обладает, его лидерство базируется на авторитете. Таким образом, в отличие от партий общественные движения, имея определенные, но зачастую достаточно узкие цели, характеризуются организационной рыхлостью (у них нет единой программы, уставных документов), открытым характером и свободным членством. Причем эти признаки общественного движения не следует оценивать как недостаток, поскольку данные особенности дают им возможность быстро трансформироваться, позволяют гибко и динамично реагировать на происходящие в обществе изменения. Следовательно, определяя сущность общественных движений, можно констатировать, что они в самом широком смысле слова представляют собой организованную общественную деятельность части граждан, сознающих свои интересы и готовых действовать в их защиту. Общественные организации и движения выполняют следующие функции: · политической социализации и мобилизации (ориентации индивида на конкретные политические роли); · агрегации (аккумуляции) и артикуляции политических интересов; · социальная интеграции (включения граждан в политическую систему через сотрудничество или конфликт); · представительства социальных интересов и связи между другими политическими институтами и общественностью; · создания дополнительных каналов политического участия, компенсирующих недостаток таковых на формально-институциональном уровне; · моделирования новых политических структур, поиск и испытание новых нетрадиционных форм социальных связей. Типология общественных организаций связана с их характером и функциями. Можно выделить следующие общественные организации в соответствии с группами интересов: · в экономической сфере; · в социальной сфере; · в сфере отдыха и досуга; · в сфере религии, науки и культуры; · в общественно-политической сфере, кроме политических партий; · региональные и др. Задача общественных организаций – выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества. Союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления – таковы основные типы общественно-политических организаций. Важным элементом политической системы являются также и общественные движения. В них участвуют граждане, которые в той или иной степени понимают свои интересы и проявляют некоторую активность для их защиты. Общественно-политическое движение есть добровольное консенсусное объединение людей с целью защиты общественных интересов. Общественно-политическая активность масс в движениях имеет разные уровни, формы и степени действий. Выделяются действия пассивные – простой интерес к политике, более активная форма – выступления на митингах, участие в массовых движениях (забастовки, манифестации, демарши), наивысшей формой общественно-политической активности можно считать членство в политической партии.
34. Многопартийность в России: становление и развитие
Многопартийная система в России сформировалась в 1905–1908 гг. В 1916 г. насчитывалось 244 политических партии. В советское время в России действовала безальтернативная однопартийная система. В 1988–1991 гг. в условиях перехода к демократической государственности начался процесс зарождения многопартийности: организационного становления политических партий, выработки политических программ. Принятие в октябре 1990 г. закона «Об общественных объединениях» стимулировало формирование партий. В основной своей массе новые партии возникали как антитоталитарные и выдвигали задачи формирования правового государства, многопартийной системы, многоукладной экономики, организованного народовластия (конституционной демократии). В выборах в Государственную Думу 1993 г. имели право участвовать 167 общероссийских общественных объединений, реально участвовало лишь 13 избирательных объединений и блоков. В 1995 г. правом участвовать в выборах обладали 273 общероссийских общественных объединения, в бюллетени было внесено 43 избирательных объединений и блоков. Правом участвовать в выборах в Государственную Думу 1999 г. обладали 139 общероссийских политических общественных объединений, в бюллетенях были зафиксированы лишь 26 избирательных объединений и блоков. В 2001–2003 гг. была осуществлена партийная реформа. В июле 2001 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон «О политических партиях Российской Федерации», в соответствии с которым минимальная численность федеральной политической партии должна составлять 10 тыс. чел. При этом партии должны иметь свои отделения не менее чем в половине регионов России. Закон стимулировал развитие крупных общенациональных партий как инструмента социального представительства и разработки политических решений. Окончательно закон вступил в силу в июле 2003 г., после завершения двухлетнего переходного периода. В выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва в декабре 2003 г. имели право участвовать 44 политические партии и 20 общероссийских общественных движений, приняли участие 23 политических партии и избирательных блока. По результатам выборов в Государственную Думу прошли, преодолев 5-ипроцентный барьер, следующие политические партии: Политическая партия «Единая Россия» (37,57 %), КПРФ (12,61 %), ЛДПР (11,45 %), «Родина» – Народно-патриотический союз (9,02 %). Соответственно в Государственной Думе четвертого созыва было сформировано 4 фракции. В выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ пятого созыва 2 декабря 2007 г. имели право участвовать 15 политических партий. Избирательное законодательство закрепило отказ от смешанной (мажоритарно-пропорцио-нальной) системы на выборах в Государственную Думу и переход в 2007 г. на полностью пропорциональную систему (выборы по партийным спискам). Был установлен 7 %-й барьер прохождения в Госдуму. За кандидатов Всероссийской политической партии «Единая Россия» проголосовало 64,30 % избирателей, пришедших на выборы, за КПРФ – 11,57 %, ЛДПР – 8,14 % и за впервые попавшую в Госдуму партию «Справедливая Россия» - 7,74 %. Все партии сформировали свои фракции в парламенте страны. Общая тенденция последних лет – ослабление правого и левого радикальных политических флангов, не сумевших предложить реалистических программ, и рост центристских настроений, связанных с переходом к эволюционному развитию и последовательному решению назревших общественных проблем на основе предложений центристов. Основные социальные ожидания масс, адресованные российским политическим партиям, можно сформулировать следующим образом. Это потребность в стабильной общественно-политической ситуации, динамичном экономическом росте, существенном увеличении уровня и улучшении качества жизни людей. В 2005 г. в России принят и вступил в действие закон «Об общественной палате Российской Федерации», которым определена правовая база создания и эффективной работы в стране органа общественной власти, независимого ни от одной из ветвей власти государственной. Палата численностью 126 человек формируется из представителей общероссийских, региональных и межрегиональных общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций. У гражданского общества в России появляются уникальные возможности и права для проведения общественной экспертизы проектов законодательных актов, а также нормативных документов правительства, органов исполнительной власти. Создается широкое правовое поле для привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики, выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |