Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научное познание, его формы и методы




Науч. познание надо рассм.как сложную сис-му,вкл.в себя многие эл-ты.(субъект и объект) методология представляет собой философское учение о способах познания и преобразования дей­ствительности, применении принципов мировоззрения к процессу по­знания, творчеству и практике. Философия выступает как методологи­ческая основа для всех других наук.

разрешение может быть достигнуто посредством либо эмпири­ческих, либо теоретических методов. На практике обычно использу­ются и те и другие.

В общих чертах процесс познания выглядит следующим образом: от эмпирии — к теории, от фактов, данных наблюдений и результатов экспериментов — к гипотезам, законам и теориям

Эмпирическое исследование основывается на наблюдении, измере­нии, эксперименте. На этом уровне знание фиксирует качества и свой­ства изучаемого предмета, доступные чувственному созерцанию. Дан­ные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу тео­ретического исследования.

Теоретический уровень исследования опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия

Основными средствами (методами) эмпирического исследования являются наблюдение и эксперимент. Их дополняют многочисленные измерительные процедуры, нередко требующие применения специ­альных приборов и соответствующего математического аппарата.

Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприя­тие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувст­венное познание. Объектом наблюдения выступают не только предме­ты внешнего мира. Б случаях, когда наблюдению подлежит восприя­тие переживаний, чувств, психических и эмоциональных состояний самого субъекта, речь идет о самонаблюдении (интроспекции).

Наблюдение не ограничивается механическим и автоматическим фиксированием фактов. Активную функцию в процессе наблюдения выполняет сознание человека. Это значит, что наблюдатель не просто регистрирует факты, а целенаправленно отыскивает их, опираясь в своем поиске на гипотезы и предположения, привлекая уже имею­щийся опыт. Полученные результаты наблюдения используются либо для подтверждения гипотезы (теории), либо для ее опровержения.

Наблюдения подразделяются на непосредственные и косвенные. В отличие от прямых, непосредственных наблюдений косвенные имеют место, когда предметом исследований становится не сам объект или процесс, а эффект его взаимодействия с другими объектами и явлениями. Особенность таких наблюдений в том, что заключение об исследуемых явлениях делается на основе восприятия результатов взаимодействия ненаблюдаемых объектов с наблюдае­мыми.

Наблюдение в научном исследовании выполняет следующие функ­ции: обеспечения эмпирической информацией; проверки гипотез и те­орий, которую нельзя осуществить с помощью эксперимента; сопос­тавления результатов, полученных в ходе теоретического исследова­ния, проверки их адекватности и истинности.

Эксперимент — это метод эмпирического исследования, обеспечи­вающий возможность активного практического воздействия на изуча­емые явления и процессы.

По своим целям эксперименты объединяются в две группы. К пер­вой относятся эксперименты, посредством которых осуществляется проверка различных теорий и гипотез, ко второй — эксперименты, предназначенные для сбора эмпирической информации, уточнения

тех или иных предположений. Иногда такие эксперименты называют поисковыми.

. Наряду с повышением его технической оснащенности этому спо­собствовало распространение моделирования. Невозможность осуще­ствить подчас прямой эксперимент (непосредственное взаимодействие с изучаемым объектом) побудила ученых использовать различного ти­па модели

По характеру методов и результатам исследования эксперименты подразделяют на качественные и количественные. Качественные экс­перименты направлены на выявление последствий воздействия раз­личных факторов на исследуемый процесс, когда можно пренебречь установлением точных количественных характеристик. В тех же слу­чаях, когда на первый план выдвигается задача точного измерения ис­следуемых параметров процесса или объекта, осуществляется количе­ственный эксперимент. На практике оба эти типа эксперимента вы­ступают как последовательные этапы единой задачи, поэтому их не следует противопоставлять. И количественный, и качественный экс­перименты способствуют более полному раскрытию признаков и свойств предмета, приводя в итоге к его целостному познанию

Рассматривая методы познания

используются и на эмпирическом, и на теоре­тическом уровне исследования. К ним относятся абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, экстраполя­ция. Этот перечень может быть дополнен динамическим, статичес­ким, а также системно-структурным методами. Абстрагирование как метод познания заключается в мысленном отвлечении от несуществу­ющего в предмете и фиксации основных его свойств и отношений. Раз­личают процесс абстрагирования и его результат, называемый абст­ракцией. Примерами абстракций могут служить понятия «товар», «деньги», «фирма»

Под анализом понимается совокупность приемов, связанных с рас­членением предмета исследования на составляющие его части. В роли последних выступают или отдельные вещественные составляющие предмета, или его связи и отношения.

Под синтезом понимают метод познания, основывающийся на со­вокупности соединения частей предмета в единое целое.

Как методы, анализ и синтез представляют собой противоположно­сти, взаимосвязанные и дополняющие друг друга. Можно синтезиро­вать лишь то, что было предварительно проанализировано. Анализ и синтез широко применяются и в эмпирическом познании, и в теорети­ческом исследовании. Примером анализа на теоретическом уровне ис­следования является математическое дифференцирование.

Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором вывод о содержании некоторого элемента множества делается на основании знаний общих свойств, относящихся к элементам всего множества

. Под индукцией понимают умоза­ключения, в которых мысль движется от частного к общему, когда на основании знания о части множества предметов делается вывод о мно­жестве в целом.

Обнаруживая сходные характерис­тики у многих предметов некоторого класса, мы делаем вывод о при­надлежности этих характеристик всем предметам данного класса.

моделирование основывается на построе­нии структуры, воспроизводящей особенности поведения оригинала, и ее последующем экспериментальном и мыслимом исследовании. Под моделью имеют в виду систему, замещающую другую систему-оригинал и находящуюся с последней в отношении родства, поэтому изучение модели дает возможность получить информацию об оригина­ле. Модели могут быть материальными и мыслительными

Метод экстраполяции представляет собой такой метод, который ос­новывается на распространении знаний об одних предметах на другие, сходные в определенном отношении с первыми или составляющие с ними единую предметную область.

Большое значение в научном познании явлений и процессов имеют динамический и статический методы. Первый базируется на системе процедур, позволяющих выявить динамику развития того или иного явления. Второй основывается на вероятностном подходе к объясне­нию явлений действительности

Формализация представляет собой метод научного познания, осно­вывающийся на выявлении структуры мыслей и ее символическом обозначении. При этом оставляют без внимания внутреннюю измен­чивость объектов и выражают их содержание с помощью относитель­но жестко фиксируемых элементов его формы. На основе применения метода формализации исследователь получает возможность заменять вывод какого-либо содержательного положения выводом формулы, его выражающей.

Аксиоматический метод выражается в такой организации знания, когда ряд утверждений принимается без доказательства, а все осталь­ное знание выводится из них по определенным логическим правилам. Положения, принимаемые без доказательства, называются аксиома­ми, а выводное знание фиксируется в виде лемм, теорем, законов.

Логический метод применяется при выявлении сущности основно­го содержания и этапов развития объекта. Здесь внимание фиксирует­ся не на деталях, а на тех свойствах, с помощью которых можно опре-

Исторический метод исследования предлагает воспроизводство яв­лений или следствий в их хронологической последовательности, с мо­мента возникновения и до определенного периода. Его преимущест­вом является детальный анализ событий, в процессе которого можно видеть всеобщее, особенное и единичное

делить самое существенное, выявить основные закономерности и оп­ределить тенденцию развития.

Исторический и логический методы тесно взаимодействуют между собой и, можно сказать, неразрывны, так как их использование в от­дельности не дает истинного представления о предмете исследования

. Под интуицией понимается человеческая способность пости­жения истины, достижения нового знания без помощи чувственного и рационального опыта, как бы в результате некоего озарения, источ­ник которого, как полагают, находится в душе человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.