Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимание и объяснение




В познавательной деятельности особое значение принадлежит пони­манию и объяснению. Понимание представляет собой форму освоения действительности, основанную на постижении и реконструкции смыс­лового содержания реальности. Развитие знания предполагает понима­ние тех сведений, которые были добавлены в ходе познавательных уси­лий предшествующими поколениями. Это предоставляет возможность, опираясь на знания предшественников, двигаться вперед по пути по­знания. Однако способность личности к пониманию знаний предшест­вующих поколений нуждается в формировании в ходе обучения. Этому способствует объяснение младшим со стороны старших содержания и смысла накопленных прежними поколениями знаний. Овладев способ­ностью пользования механизмом объяснения, младшие начинают само­стоятельно использовать его в своей собственной познавательной дея­тельности. Таким образом, объяснение является средством познания на основе описания объекта познания, обобщения знаний о нем, а также установления связи полученного вновь знания с добытым прежде. Рас­крытие сущности предметов и явлений на основе объяснения приводит к установлению в них закономерного

36. Формационная и цивилизационная концепции объяснения истории общества.

 

К.Маркс является разработчиком формационного подхода к обьяснению истории общественного развития.Основными понятиями этого учения выступают общественное бытие и общественное сознание, способ материального производства, общественно- экономическая формация, социальная революцияи т.д.

Историю человечкства по марксу можно предстваить как последовательную смену общественно – экономических формаций, которые возникают, развиваются и уничтожаются в ходе револючионных преобразований.К. Маркс выдляет пять общественно экономических формаций: первобытно общинную, рабовладельческую,феодальную, буржуазаную и коммунистическую(социалистическую).

Критика формационного подхода:

1)Разработанная на матерале истории западной европы она без достаточных оснований была перенесена на всемирную историю.Реальные тенденции и формы развития обществ во многих регионах и странах мира в частности на востоке не подходят под схему пяти фомаций.

2)История в рамках формационной теории преобретает однолинейный теологический характер.Теория предписывает истории строгую последовательность стадий развития, определенную заданность.Цель и смысл этого развития коммунизм-как идеальное состояние общественной жизни.

3) При формационном рассмотрении общества картина его социальной структуры суживается, что все социальные слои за пределами основных классов выступают как маргинальные элементы.

4) Формационный ананлиз государства акцентирует внимание на его роли инструмента политического господства экспулататорского класса, что далеко не исчерпываетего сути.При формационном подходе функционально обедненной является роль духовной сферы общества, так как она свтаится в жесткую зависимость от материальной сферы.

Формационный подход к истории не можест претендовать на глобальную эвристическую функцию в историческом познании вообшще, поскольку оставляет вне поля зрения множество элементво и связей общества как системы.При всем том теория обществнно-экономических формаций, созданная Марксом и Энгельсом, раскрывает механизмы и движущие силы исторического развития общества.

Ф.подход начинаетпостижение общества снизу, т.е со способа производства.

 

Единой цивилизационной теории как таковой не существует.Сам термин цивилизация сам по себе неоднозначен.Сам цивилизационный подход представляет собой некую сумму сходных методологических устсановок,принципов.Слабые моменты цивилизационного подхода- аморфность,расплывчатость критериев, по которым выделяются цивилизации, их типа:слабая определенность причинно следственных связей междуу этими критериями.Некоторые исследовательи(вольтер,Фергюссон,Тюрго,Гирзо, Гегель).

на первом этапе Понятие цивилизация употребялется исключительно в единственном числе обозначая человеосттво в целом и носит ярко выраженный оценочный характер(дикость,варварство,цивилизация) Национально-культурные различия рассматривались как торостепенные, связанные с особенностями среды обитания, расы,култьуры.

На втором этапе (вторая полвина 19 в) в теориях исторического процесса продолжают господствовать представления о целостности и связности истории.-Конт,Спенсер,Бокль,Риккерт,Дюргейм.Начинают развиваться предстваления омножестве локальных цивилизаций(Риккерт)

На третьем этапе(20 в) стали доминировать представления об истории как совокупности локальных цивилизаций или култур(Шпенглер,Тойнби,Сорокин)

Важным моментом изучения цивилизационного подхода к объяснению истории обществ выступает определение типов цивилизационного развития. Сегодня общепризнано выделение в качестве основных двух таких типов-западного и восточного.

Цив.подход начинает постижение истории сверху..е с культуры вов сем многообразии ее форм(религия,искусство,нравственность)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.