Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.87. Основные свойства системы социального страхования




Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Объектом страховой защиты различных видов соци­ального страхования является риск утраты заработной платы (доходов) у трудозанятого населения и риск нести дополни­тельные расходы, связанные с лечением. Виды, субъектный со­став и круг общественных отношений, сходных между собой по причинам возникновения материальной необеспеченности лиц наемного труда и самозанятого населения, объединяет та­кая универсальная социально-экономическая и правовая кате­гория, как «социальный риск». Ситуация социального риска может возникнуть вследствие:

• утраты самой способности к труду (в результате бо­лезни, несчастного случая, рождения ребенка и ухода за ним, старости и т.д.);

• отсутствия спроса на труд (безработицы).

Таким образом, социальный риск представляет собой ве­роятность наступления материальной необеспеченности в ре­зультате утраты заработка или трудового дохода по объектив­ным, социально значимым причинам, а также необходимости дополнительных расходов на лечение и социальные услуги.

Следует отметить, что возникновение и становление ин­ститута социального страхования объективно обусловлено и органично связано с капиталистическими общественными от­ношениями, к базовым характеристикам которых, как прави­ло, относят:

• частную собственность на средства производства, товарную (договорную) форму экономических связей между социальными субъектами, конкуренцию и рыночную стихию регулирования общественного производства, что в итоге пре­вращает способность человека к труду в товар, а заработную плату наемного работника в единственный источник обеспе­чения средств существования для него и его семьи;

• свободу (де-юре) выбора вида трудовой деятельности и сопряженную с ней ответственность (де-факто) каждого ин­дивидуума за формирование условий своей жизни на всех ее эта­пах, включая этапы утраты трудоспособности (временной или постоянной, частичной или полной) или утраты места работы, что приводит к рисковым ситуациям, связанным с невозможно­стью продать свою способность к труду, а значит, порождает случаи материальной необеспеченности суи^ествования.

Необеспеченность вследствие болезни, инвалидности, безработицы, в силу которых работник не может участвовать в производственном процессе и таким образом лишается зара­ботной платы, представляет для отдельного индивида явление случайное, а в целом для рыночной экономики явление посто­янное и массовое.

Данную форму материальной необеспеченности наемных работников вследствие указанных причин Л.В. Забелин назы­вал необеспеченностью «социальной», подразумевая под ней массовый характер, а причины, ее вызывающие, объединил в общем понятии «социального риска, или социальной необеспе­ченности»

Механизмы экономико-соц. защиты

Учитывая крупный масштаб общественного производства социальные риски поддаются количественной оценке и прогнозу, как с позиции вероятности наступления рисковых ситуаций (чис­ленность больных, инвалидов, погибших, пенсионеров и т.д.), так и с позиции их стоимостных параметров (продолжительность за­болеваний, средний возраст наступления инвалидности, установ­ленный законом возраст выхода на пенсию и т.д.).

Следует подчеркнуть, что ключевым моментом в методо­логии социального страхования выступает экономическая ха­рактеристика взаимосвязи материальной необеспеченности на­емного труда и объективно существующих для него социаль­ных рисков из-за болезней, несчастных случаев (с временной и постоянной утратой трудоспособности), старости, утраты кор­мильца или места работы.

Поэтому социальное страхование с экономических пози­ций выступает как институт экономико-социальной защиты, органически включающий в себя механизмы:

• страхования (накопление страховых резервов для по­крытия будущих расходов);

• прогнозной оценки и статистики страховых событий, распределении убытков между теми, кто подвержен риску;

• социальной защиты, организованной на сочетании принципов солидарности и возмездности в рамках обществен­ной взаимопомощи.

Для солидарных форм самозащиты, по мнению В.Г. Яроцкого, характерно «соединение людей в различные группы общений и имеет в своей основе известную долю само­пожертвования членов и общений — одного в пользу осталь­ных и обратно»

При этом сочетание слов «риск» и «социальный» подчер­кивает объективный, общественный (массовый) характер данно­го вида риска как возможной опасности для индивида в силу широкого распространения его в жизни общества, а также опре­деляющей ролью общества в организации общественных форм защиты.

Предмет соц. Страхования

Подобная трактовка сущности взаимоотношений субъектов социального страхования позволяет рассматривать его как совокупность социальных, экономических и правовых отношений по формированию и распределению финансовых средств, предназначенных для защиты трудозанятого насе­ления от социальных рисков (экономический аспект), и как систему прав и обязанностей субъектов по обеспечению со­циальных гарантий застрахованным (правовой аспект).

При этом следует подчеркнуть, что для эффективного функционирования систем социального страхования крайне важно обеспечить органическое соединение этих аспектов. Так, в основе экономики данного института социальной защиты лежит принцип эквивалентности между величиной страховых взносов и соответствующих социальных выплат по конкретным видам социального страхования и страховых организаций, что обеспечивает финансовую надежность правовых гарантий. В свою очередь для права социального страхования принципи­ально важным является его увязка с экономическим механиз­мом: застрахованные приобретают права самим фактом уплаты страховых взносов.

Предметом со­циального страхования являются экономические и право­вые отношения субъектов по формированию и расходова­нию финансовых средств, предназначенных для защиты трудозанятого населения от социальных рисков, а также по организации медицинской и реабилитационной помощи.

Социальное страхование не только обеспечивает социаль­ную защиту трудящихся, но служит одновременно механизмом социальных инвестиций. «Доходы» от этих инвестиций воз­вращаются в форме обеспечения стабильности в обществе, формирования побудительных мотивов к труду, повышения образования и квалификации работников.

Отличие соц. страхов. от других форм соц. Защиты

Принципиальные моменты, которые отличают социальное страхование от других форм социальной защиты (социальной помощи или личного страхования) состоят в следующем:

• застрахованные защищаются от утраты заработной платы, т.е. размер страховых взносов и компенсационных вы­плат увязан именно с заработной платой;'для сравнения — со­циальная помощь и личное страхование такой зависимости не обеспечивают;

• получателями страховых выплат могут быть только застрахованные (при этом размер выплат учитывает наличие у них иждивенцев — членов семьи), которые своими личными страховыми взносами и взносами в их пользу работодателей приобрели право на данный вид социальной защиты.

Других условий не выдвигается.

Основными признаками социального страхования являются: предварительный учет или прогнозирование риска; коллективная ответственность за индивидуальный риск; определение внутренней структуры страховых учреждений (способ управления и ведения дел); определение круга действий (местное и частное страхование); всеобщее страхование, охватывающее всю территорию страны и значительное число граждан; международное страхование (8, С.60).

Система социального страхования состоит из двух частей: первая призвана обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий; вторая гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее. Материальной основой данных частей социального страхования выступают соответствующие денежные фонды с характерными для них направлениями использования.

Современную систему государственного социального страхования в России представляют три самостоятельных государственных внебюджетных страховых фонда: Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования. Средства этих фондов являются федеральной государственной собственностью, не входят в состав государственного бюджета, бюджетов других уровней и не подлежат изъятию.

Современная система государственного страхования в РФ включает: страхование старости; страхование инвалидности; потери кормильца; временной трудоспособности; по беременности и родам; в случае безработицы; медицинское страхование.

На содержание членов общества, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам, направляется часть созданного валового продукта, специально обособляемая обществом для этих целей. В условиях товарно-денежных отношений эта часть общественного продукта используется посредством формирования и использования определенных денежных фондов.

Система отношений, с помощью которых формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения указанных лиц, представляет социальное страхование.

Социально-экономическое содержание страхования заключается в создании целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов участников этих фондов. По существу фонды социального страхования имеют ту же природу с некоторыми особенностями в их организации, функциях и условиях формирования.

Основная экономическая роль фондов социального страхования состоит в сборе и аккумуляции тех средств, которые государство обязывает граждан, хозяйствующих субъектов и органы исполнительной власти направлять на страховую социальную защиту.

 

 

В.88. Цель создания и основные этапы развития Пенсионного фонда Российской Федерации.Основные этапы развития ПФРФ

Деятельность пенсионной системы государства должна быть направлена на реализацию конституционных прав всех граждан на получение материального обеспечения при установленном законом возрасте либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться. Такое материальное обеспечение граждан по старости получило название «Пенсия», а точнее, «Государственная пенсия».

Впервые старость была признана законным основанием для гарантированной помощи со стороны Датского государства в виде пенсии. В Дании в 1891 году был принят закон, предопределивший переход от страхования на случай старости к прямому пенсионному обеспечению без каких-либо предварительных взносов со стороны пенсионера. Согласно этому закону, каждый гражданин, достигший 60-летнего возраста, имел право на получение пожизненной пенсии, выплачивающейся за счет государственного казначейства и доходов местных обществ.

Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран - в начале XX века и не получило широкого распространения. Событие произошло 6 декабря 1827 года, когда император Николай I утвердил «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим и подписал указ Правительствующему Сенату «к приведению его в действие» с 1 января 1828 г. Пенсии и пособия государственным служащим в России выплачивались и ранее, но правила, по которым эти выплаты производились, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности.

До 1917 года - обеспечивались пенсиями только государственные служа­щие.

Принципиальные положения пенсионного законодательства в России оставались неизменными в течение 90 лет. После Октябрьской революции в 1918 г. было принято «Положение о социальном обеспечении трудящихся», в котором предусматривалось оказание государственной помощи лицам в случае постоянной утраты трудоспособности, вызванной различными причинами, в том числе и старостью.

Но с начала 20-х годов социальное обеспечение престарелых стало строиться не на основе учета возраста, а в зависимости от степени утраты трудоспособности и наступления в связи с этим инвалидности по старости.

В период с 1920 по 1932 год - пенсионное обеспечение основывалось не на возрасте, а на утрате трудоспособности и наступлении инвалидности.

Пенсиями по старости обеспечивались отдельные категории граждан, как то: преподаватели высших учебных заведений по достижении ими возраста 65 лет, начиная с 1924 года, с 1928 года - рабочие текстильной промышленности, с 1929 года - рабочие ведущих отраслей тяжелой про­мышленности и транспорта.

В 1929 году впервые были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Был законодательно введен пенсионный возраст: 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

Конституция СССР 1936 года закрепила всеобщие права на пенсионное обеспечение рабочих и служащих. На колхозников социальное страхование не распространялось.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного страхования начался в 1956 году с принятием Закона о государственных пенсиях. Закон увеличил размеры назначаемых пенсий по отдельным группам пенсионеров в два раза. Данный Закон действовал до 1990 года, то есть 34 года.

Впервые в 1964 году был принят Закон о пенсиях и пособиях членам кол­хозов, в соответствии с которым впервые с 1965 года колхозники приобрели право на пенсию: мужчины по достижении возраста 65 лет, а женщины ~ 60 лет. И лишь с 1968 года члены колхозов получили право на пенсию по старости наравне с рабочими и служащими с 60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины.

Во второй половине 60-х годов в стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

До 80-х годов пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых зависел от прошлого заработка.

С началом рыночных преобразований в экономике и в целях стабилиза­ции материального положения пенсионеров в 1990 году был принят Закон СССР, однако с изменением государственного устройства страны 20 ноября 1990 года был принят уже самостоятельный Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Российский пенсионный Закон 1990 года по существу стал первым зако­ном, в котором страхование выделено в автономную систему, оформлен­ную в последующем в виде структуры Пенсионного фонда РФ, и этим было положено начало пенсионной реформе.

Однако серьезные просчеты экономической реформы привели к тому, что пенсионная система не смогла полностью адаптироваться к рыночным условиям и стать автономной от государственного бюджета.

В связи с либерализацией цен и с целью предотвращения падения сред­него уровня пенсий ниже прожиточного минимума в период с 1992 по 1994 годы были приняты Указы Президента РФ о компенсационных выплатах пенсионерам и индексации пенсий.

Серьезным недостатком пенсионного обеспечения в 1992 - 1994 годах был низкий уровень максимальной пенсии. Она была ограничена по разме­ру и складывалась не более, чем из 3-х минимальных пенсий, что практи­чески не позволяло учитывать трудовой вклад граждан в свою пенсию.

В1995 году Указом Президента РФ была введена дифференцированная компенсационная выплата к пенсии, которая подняла фактическую мини­мальную пенсию до 85% прожиточного минимума.

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, реальное содержание пенсий устойчиво снижалось, и реальные доходы пенсионеров продолжали падать, что подтверждало необходимость ускорения пенсионной реформы.

Одним из первых шагов пенсионной реформы было принятие Феде­рального закона от 21 июля 1997 года №113-Ф3, который позволил увеличить размеры пенсий индивидуально каждому пенсионеру в зависи­мости от его трудового стажа и среднемесячного заработка и, кроме того, ограничил уравнительные тенденции в пенсионном обеспечении. Закон предусматривал гибкий порядок отказа от использования пенсионных льгот отдельными категориями пенсионеров по исчислению стажа, а также рационализацию выплаты пенсии в период работы[1].

Основы данного Закона в последующем нашли свое отражение в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения пенсионных прав, приобретенных гражданами до введения его в действие, то есть до 1 января 2002 года. В новом законе нашел свое отражение один из важнейших страховых принципов пенсионной системы - исчисление пенсий из того дохо­да, который был использован при формировании финансовой базы этой системы, то есть из тех видов денежных выплат, на которые начислялись страховые взносы, закрепленных законом «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года.

С принятием Федерального Закона № 173-ФЗ с 1 января 2002 года структура трудовой пенсии претерпела принципиальные изменения, раз­мер пенсии стал складываться из отдельных частей.

Концепция многоступенчатой пенсии направлена, прежде всего, на достижение трех целей пенсионного обеспечения: борьбу с бедностью, компенсацию утраченного заработка и обеспечение материальной достаточности. Соответственно этим целям трудовая пенсия по старости и по инвалидности состоит из трех частей: базовой, страховой, накопительной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.