Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.91. Системы пенсионного обеспечения в странах Северной и Южной Америки




За последние два десятилетия 12 латиноамериканских стран реформировали свои пенсионные системы, сняв с государства обязанности по социальному пенсионному обеспечению и предоставив гражданам возможность самостоятельно заботиться о своем будущем.

Правительства этих стран сократили государственный распределительный компонент и установили частные компоненты, такие как обязательные личные сберегательные счета и добровольные пенсионные планы, таким образом создав многокомпонентную пенсионную систему.

Первой из латиноамериканских стран к реформам приступила Чили, где в 1980 году правительство заменило обанкротившуюся систему пенсионного страхования PAYGO, финансируемую государством, на абсолютно новую схему.

Национальная система обязательных пенсионных сбережений, регулируемая частным образом, гарантирует минимальный размер пенсии для всех физических лиц. Вместо отчисления налога на социальное обеспечение служащие депонируют 10% своей ежемесячной заработной платы на личном именном инвестиционном счете в любом из 21 частного пенсионного фонда. Средства, которые накапливаются на протяжении активной деятельности служащего, а также доходы от инвестиций, осуществляемых пенсионными фондами, будут использованы для выплаты пенсий. Пенсия участника программы по достижении им пенсионного возраста должна составлять в среднем 70% его годовой заработной платы за последние десять лет. По состоянию на март 1995 года 21 пенсионный фонд имел 3 млн активных вкладчиков и управлял активами на сумму 23 млрд долларов США - это половина ВВП Чили.

Пенсионные фонды имеют право только на инвестиционную деятельность. В целях обеспечения диверсификации портфеля с низким уровнем риска и предотвращения фактов расхищения, мошенничества или неэффективного управления осуществляется жесткое государственное регулирование со стороны специального правительственного агентства. Три раза в год фонды обязаны предоставлять выписки вкладчикам, содержащие расшифровки по вкладам, внесенным работодателем за последние четыре месяца, показатели финансовой деятельности фонда, а также информацию о накопленном остатке и ставке дохода по личным счетам. Правительство выступает конечным страхователем, однако личные пенсионные сбережения отделены от бюджета и не могут быть использованы им в каких-либо иных целях. Чилийская система создает прямую взаимосвязь между размером вкладов и размером пенсии, переориентируя систему со схемы с определенным размером пенсионных выплат на схему с определенным размером вклада.

Аргентина, Колумбия и Перу, где системы пенсионного страхования также испытывали проблемы из-за высоких ставок, бюджетных затрат, инфляции и значительных нарушений закона, тоже приняли (правда, с некоторыми изменениями) чилийскую систему пенсионного страхования. Эти страны продолжают использовать регулируемые правительством системы PAYGO, а кроме того, ввели частно-общественные пенсионные фонды, действующие на базе взносов служащих. Служащим предоставляется выбор: либо остаться в государственной системе, либо перейти в частную. В Аргентине начиная с 1996 года служащие, перешедшие в частную систему пенсионного страхования, уже не могут вернуться в государственную. Сейчас 26 частных пенсионных фондов Аргентины обслуживают 2 млн активных вкладчиков и уже привлекли средства на сумму 800 млн долларов США. В Перу и Колумбии служащим разрешается переходить из одной системы в другую. В Колумбии сейчас действует девять компаний, имеющих 80 млн долларов США в активах, в Перу шесть частных пенсионных фондов управляют 200 млн долларов США.

Двухсистемный подход, принятый в Аргентине, Колумбии и Перу, позволяет населению диверсифицировать риск посредством сочетания государственного и рыночного страхования. Вкладчики капитализированных частных фондов получают относительную защиту от какой-либо правительственной экономической программы, нацеленной на сокращение системы страхования PAYGO. В то же время система, основанная на гарантиях государства, оградит вкладчиков от изменчивых инвестиционных доходов в частных пенсионных фондах.

Северная Америка.

На протяжении более 60 лет основой пенсионного обеспечения американцев служила государственная пенсионная система (Social Security), получившая название Общей федеральной программы (ОФП). В 2003 г. свыше 45 млн. чел. получают выплаты по ОФП. Средний размер пенсии составляет около 900 долл. в месяц для одинокого пенсионера и около 1500 долл. в месяц для пенсионера с женой (на которую положена 50% надбавка). Общие расходы на программу в 2003 г. оцениваются в размере 465 млрд. долл.

Однако феноменом последних двух десятилетий прошлого века стал необычайно быстрый рост частных пенсионных систем практически до уровня второй пенсионной системы национального масштаба. Этот рост привел к важным сдвигам как на уровне пенсионного обеспечения, так и на макроэкономическом уровне.

Основных видов частного пенсионного обеспечения в здесь три. Это — частные пенсионные планы (ЧПП) по месту работы, личные пенсионные счета (ЛПС), и аннуитеты, т.е. те же пенсии, накапливаемые и выплачиваемые при помощи страховых компаний. В отличие от государственной пенсионной системы, все частные пенсионные системы носят добровольный характер. Ни предприниматели, ни работники не обязаны организовывать, или участвовать в таких планах. В то же время каждый человек имеет право, в соответствии со своими жизненными обстоятельствами, быть участником не только одного, но и двух и даже большего количества планов по месту работы, а также открывать свой личный пенсионный счет. Таким образом, растущее число американцев приобретает не один (государственная пенсия), а два-три и даже большее количество источников пенсионного дохода.

Частные пенсионные планы по месту работы, в отличие от государственной Общей федеральной программы, охватывают не всю, а приблизительно половину рабочей силы страны. Прежде всего далеко не все предприниматели предлагают пенсионные планы своим работникам. Свыше половины работников частного сектора заняты в сфере мелкого бизнеса (в США к малому бизнесу относят предприятия с количеством работников до 100 человек). Согласно обзору Бюро переписи США за март 2000 года уровень охвата работников пенсионными планами непосредственно связан с размерами предприятия. По данным Бюро переписи на предприятиях с уровнем занятости до 10 человек ЧПП охватывают (т.е. работодатели организуют и предлагают пенсионные планы своим работникам) только 20% занятых, а фактически в них участвуют 15% работников, на предприятиях с количеством работников от 10 до 24 уровень охвата 32%, участия 24%, в компаниях с численностью наемных работников 25-39 человек уровень охвата 48%, участия 36%. По более крупным компаниям данные следующие: численность занятых 100-499 — охват 61%, участие 46%; 500-999 человек — охват 68%, участие 54%; свыше 1000 человек — охват 74%, участие 57%.

Также далеко не все наемные работники задумываются о своем пенсионном доходе в старости. Молодых это, естественно, волнует меньше. Согласно тем же данным уровень участия в ЧПП низок для молодых работников (14% в возрасте до 25 лет), достигает пика в середине жизни (39% участия в возрастной категории 25-29 лет, 56% в возрасте 45-49 лет) и несколько снижается к концу трудовой деятельности (50% в возрасте 60-64 лет).

Чтобы представить реальное значение цифр, которые кажутся большими, следует отметить, что по данным Американской академии актуариев накопления в размере 100 тыс. долл. могут купить аннуитет (т.е. регулярные пожизненные выплаты) в размере 10 тыс. долл. в год для мужчины в возрасте 65 лет и 9 тыс. долл. — для женщин в том же возрасте. В месячном исчислении (833 долл.) это — меньше средней пенсии по ОФП для одинокого пенсионера (895 долл.) и тем более для пенсионера с женой (1483 долл.). Если же человек выходит на пенсию в более молодом возрасте, как поступает большинство американцев, эти цифры будут еще меньше. Американские специалисты подчеркивают также, что стоимость медицинских услуг для человека в возрасте 65 лет до конца его жизни в среднем составляет 150 тыс. долл., из них программа «Медикэр» покрывает только 50-55%. Поэтому накопления в размере 200-300 тыс. долл. американские специалисты считают более адекватными для поддержания примерно того же уровня жизни среднего американца после его выхода на пенсию, как и до выхода.

Что касается ЧПП, то существует два главных вида пенсионных планов: планы с установленными выплатами (defined benefit plans или DB plans) и планы с установленными взносами (defined contribution plans или DC plans). Планы с установленными выплатами гарантируют ежемесячные пенсионные выплаты в заранее оговоренном размере, либо в какой-то сумме долларов, либо (чаще всего) в виде какой-то формулы, например, 1% средней зарплаты за последние 5 лет работы в фирме за каждый проработанный год. Не только частные планы, но и государственные пенсионные системы — федеральные, охватывающие как гражданских служащих федерального правительства, так и военнослужащих, а также большинство пенсионных систем штатов и местных органов власти построены как планы с установленными выплатами.

Государство не только гарантирует сохранность пенсионных накоплений, пресекая злоупотребления и наказывая нарушителей закона, но и всячески стимулирует рост частных пенсионных фондов. Главная роль в этой сфере отведена налоговому стимулированию.

В целом американцы сами определяют источники, размеры и форму своего будущего пенсионного дохода, все чаще обеспечивают себе не один, а два, три и большее количество источников пенсионного дохода. Управление пенсионными накоплениями, т.е. их наиболее надежное и выгодное размещение в рамках инвестиционно-накопительных схем становится одной из постоянных форм экономической активности большинства населения, наравне с собственной трудовой деятельностью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.