Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1.Финансы как экономическая категория




Понятие и значение парафискальных сборов.

Парафискальные сборы - это обязательные платежи, обладающие признаками сборов, обязанность по уплате которых закреплена в ст. 57 Конституции РФ, но при этом: поступающие исключительно в целевые бюджетные (внебюджетные) фонды либо в иные фонды специально уполномоченных публичных субъектов; взимаемые с субъектов предпринимательской деятельности, заинтересованных в силу характера своей деятельности в развитии определенного сегмента экономики, и (или) уплачиваемые ими (этими субъектами) для финансирования мер по защите прав и интересов определенной категории субъектов. В ыделяются следующие категории парафискальных сборов: 1) парафискальные сборы, уплачиваемые субъектами в сфере оказания услуг связи (отчисления операторов связи общего пользования в резерв универсального обслуживания); 2) отчисления организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты; 3) третейские сборы. Парафискалитеты (“квазналоги” или “чиновничьи таксы”),

позволяют отдельным социально значимым и выполняющим публичные функции организациям финансировать свою деятельность самостоятельно, не требуя бюджетных ассигнований. парафискальные платежи являются одним из допустимых источников доходов публичных финансовых фондов. Соотношение поступлений от парафискалитетов и налоговых платежей устанавливается по усмотрению органов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства, и составляет финансы общества. Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовыеотношения.

Термин «finansia» возник в X-XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. Слово «финансы» происходит от латинского слова «finis» - конец, окончание, финиш.

Любая экономическая категория проявляется в ее функциях. Из определения финансов, данного выше, вытекают и функции финансов. Их две:

- формирование фондов государства;

- использование этих фондов государством для выполнения им своих функций.

У финансов существует ряд признаков, по которым можно выделить их из совокупности денежных отношений:

- субъекты финансовых отношений обладают разными правами в процессе этих отношений. Одним из этих субъектов является государство и имеет особые полномочия;

- в процессе финансовых отношений формируются общегосударственный фонд денежных средств, бюджет.

 

Вопрос 2. Экономическая сущность финансов и основы управления ими.

 

Финансы как экономическая категория не выходят за пределы денежных отношений. Финансы - это всегда денежные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство.

Финансы – денежные отношения, но не любые денежные отношения – финансы. Например, рабочий получил зарплату – это денежные отношения, а когда рабочий заплатил налог – это финансы.

Финансы – экономическая категория, сущность которой заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения, отражая процесс движения денег в различных формах инвестициях, которые заменяют в какой – то момент денежные средства.

Финансы система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в рамках распределения и перераспределения ВВП и национального дохода (НД) для решения экономических, политических, социальных задач.

Централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. К ним относят:

- государственный бюджет;

- внебюджетные фонды.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства,. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствий с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Главным материальным источником денежных фондов является НД страны или стоимость ВНП за вычетом потребленных в процессе производства средства производства.

НД = С + V + т, или

НД = ВИП-С

где, С - стоимость израсходованных на производство продукции средств производства (орудий труда и предметов труда);

V - заработная плата;

m - прибыль.

Объем национального дохода определяет возможность удовлетворять общегосударственные потребности и расширить производство.

С учетом размеров НД и его частей (финансовое потребление и финансовое накопление) определяется пропорции развития экономики и её структура.

По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности, представляющие финансовые ресурсы страны. Поэтому главное условие роста финансовых ресурсов - рост НД.

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью:

1) распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов, обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость ВНП (в его денежной форме), а также национальный доход. Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

2) контрольная функция, связанная с движением стоимости общественного продукта, выраженная в денежной форме, обладает свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящих, как в фондовой, так и в нефондовой форме, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы "пронизывают" все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т. д. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Управление – совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект.

Система управления финансами - это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов направленных на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.

Цель управления – бездифицитность бюджета и снижение гос.долга – макроуровень, максимизация прибыли, оптимизация структуры капитала – микроуровень.

Управление финансами можно классифицировать по характеру и периоду управления, в соответствии с которыми различают стратегическое (общее) управление финансами и о перативное управление финансами.

Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и санкции.

Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти: Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ.

В процессе осуществления стратегического управления финансами:

- определяются источники и размеры финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство в тех пропорциях, которые были заложены в соответствии с основными направлениями финансовой политики;

- устанавливается оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления и субъектов хозяйствования;

- выявляются наиболее эффективные направления использования финансовых ресурсов и резервы их роста.

Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровнях.

- В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений (государственные финансы - макроуровень; финансы предприятий (организаций, учреждений) – микроуровень), а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

Механизм управления финансами на макро- и микро- уровнях требует разработки принципиально новых методов управления финансами, которые должны обеспечить финансовую самостоятельность административно- территориальных образований на территории РФ, финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, их инвестиционную активность и создавать необходимые условия для устойчивого и стабильного развития экономики.

Объектам управления соответствуют следующие субъекты управления:

- финансовые органы;

- налоговые инспекции;

- страховые органы и другие;

- финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений).

Система управления финансами, являясь сложным образованием, состоит из таких относительно самостоятельных, но тесно взаимодействующих блоков (функциональных элементов), как финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, комплекс правового обеспечения финансовой деятельности, система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Финансовые инструменты:

- первичные (кредиты, займы, дебиторско-кредиторские задолженности и т.д.0;

- вторичные (фин.опционы, фьючерсы).

Требования к управлению финансами:

- прозрачность,

- устойчивость,

- подотчетность,

- эффективность,

- преемственность – наличие и соблюдение правил и процудур.

Основная организация по управлению финансами – МинФин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.