Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзаменационный билет №3




1. Ценовая политика. Основные цели(2.1).

Без осмысления целей политики цен нет большой пользы от применяемых политикой цен ценовых стратегий, акций, инструментов. Проектирование системы целей является основополагающей задачей ценового менеджмента. Плановые ценовые решения предполагают систему целей. Под этим понимают большое количество важных целей, осознанно выбранных и упорядоченных по приоритетам. Каждое предприятие должно устанавливать эти ценовые приоритеты, соответствующие их индивидуальным целевым предпочтениям. Поэтому не существует научно обоснованной системы целей. Однако практика политики цен и результаты научных исследований ценовых влияний допускают описание и систематизацию выбранных ценовых целей и обсуждение возникающих эффектов. Система целей политики цен является для менеджера отправной точкой для действий

с точки зрения политики цен. Принципиально политика цен должна принимать во внимание не только маркетинговые цели, но и цели других сфер предприятия. В какой мере она их затрагивает, зависит от активности цен. Вследствие этого система целей попадает в напряженное поле сбытовых, производственных и финансовых

соображений, которое дополнительно «нагружается» необходимым включением в маркетинг-микс установления цен.
Цели, которые руководство предприятия может поставить перед политикой цен в определенный момент времени, различны. Различные цели вызывают применение различных стратегий цен. Правильно сформулированная цель должна отвечать следующим требованиям:
• конкретности (т. е. необходимо точно отразить ее содержание, время, объем);
• измеримости (т. е. цель необходимо представить количественно для оценки степени ее достижения);
• достижимости (цель должна быть реальна);
• согласованности (цель должна рассматриваться не изолированно, а во взаимосвязи).
К целям, которые предприятие может поставить перед политикой цен, можно отнести: получение заказов; максимизацию выручки; максимизацию прибыли путем «снятия сливок»; получение средней нормы прибыли; сохранение текущей прибыли; компенсацию всех затрат, понесенных по данному продукту; улучшение загрузки производственных мощностей; проникновение на рынок; вытеснение конкурентов; недопущение потенциальных конкурентов на рынок; сохранение или увеличение своей доли рынка; продвижение на рынок всех товаров, связанных между собой; стабильность или сохранение благоприятного клиента для своей деятельности; обеспечение выживаемости предприятия. В реализации той или иной цели принимают участие и другие маркетинговые инструменты.

За последние годы возросла роль цен в получении заказов и увеличении прибыли, причем первостепенное значение придается увеличению долгосрочной прибыли.

2. Дифференцированное ценообразование.

Под дифференцированным ценообразованием принято понимать продажу одних и тех же товаров фирмой по двум и более различным ценам. Основой применения стратегий дифференцированного ценообразования является неоднородность покупателей, в результате которой фирма имеет возможность продавать один и тот же товар по разным ценам. Следует отметить, что к данной стратегии не относятся случаи снижения цен на поврежденные или забракованные товары, на товары, по которым истек (приближается дата истечения) срок годности.

Стратегии дифференцированного ценообразования построены на том, что категории покупателей неоднородны. Конкретные покупатели по разному оценивают соотношение «цена — качество» одного и того же продукта. В связи с этим возможна реализация одного и того же товара по различным (дифференцированным) ценам разным покупателям. Стратегии дифференцированного ценообразования включают в себя следующие конкретные стратегии:

а) ценовую стратегию скидки на втором рынке;

б) ценовую стратегию периодической скидки;

в) ценовую стратегию случайной скидки;

г) стратегию ценовой дискриминации.

Систему стратегии дифференцированного ценообразования можно представить на рис.

Ценовая стратегия скидки на новом рынке. Суть этой стратегии заключается в том, что на одну и ту же продукцию цены могут быть сформированы на основе как полной, так и сокращенной себестоимости. Цены, основанные на полной себестоимости, относительно выше, чем цены, сформированные на основе сокращенной себестоимости. Причина — в состав сокращенной себестоимости не включаются постоянные затраты. Минимальный предел цены, основанной на сокращенной себестоимости, — величина переменных затрат. Данная стратегия может быть использована как на внутреннем рынке, так и для экспорта.

Ценовая стратегия периодической скидки основывается на дифференцированном спросе различных категорий потребителей. Проводя мониторинг рыночной конъюнктуры, организация выявляет, что определенная категория потребителей готова приобрести товар за первоначальную цену. Другая же категория потребителей более чувствительна к цене. Первоначально установленная цена может показаться этой категории завышенной. Поэтому организация, удовлетворив спрос первой категории потребителей по первоначальной цене, для второй категории может начать реализовывать товар по более низким ценам. Для последующих категорий потребителей организация может еще больше снижать цены. Организационно это осуществляется путем использования периодических скидок. При этом организация увеличивает объем реализации своей продукции и сохраняет занятый ею определенный сегмент рынка. Особенностью данной ценовой стратегии является то, что и предприятие, и все категории потребителей данной продукции могут прогнозировать снижение цены по конкретным периодам. Определенный эффект ценовая стратегия периодических скидок приносит при реализации скоропортящихся продуктов, товаров, выходящих из моды, установлении тарифов на потребление электроэнергии в дневное и ночное время, при тарифах на авиаперевозки регулярными и чартерными рейсами, при продаже товаров по сниженным ценам в определенный день недели и др.

Ценовая стратегия случайной скидки (случайного снижения цен) исходит из того, что различные группы потребителей неодинаково оценивают свое время на поиск и приобретение конкретного товара. Принцип случайности в данной ценовой стратегии в основном относится к покупателям. Организация, выпускающая и реализующая продукцию, устанавливает на нее разные цены, учитывая определенную закономерность в реализации этой продукции.

Стратегия ценовой дискриминации предполагает тщательное изучение различных слоев потребителей. Дискриминация при использовании данной стратегии заключается в том, что одинаковый товар различным группам покупателей реализуется по разным ценам. Естественно, потребители, приобретающие товар по относительно высоким ценам, будут дискриминированы по отношению к потребителям, приобретающим товар но заниженным ценам.

Анализируя опыт применения различных ценовых стратегий, можно отметить, что любая из них строится на принципе ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация это установление разных цен на один и тот же физический продукт (услугу). При этом эти различия не связаны с затратами. Название «ценовая дискриминация» применимо к назначению одной цены на абсолютно одинаковый продукт, несмотря на то что затраты на поставку этого продукта разным покупателям различны. Дискриминацией цен занимается фир­ма-продавец. Ценовые различия на одну и ту же продукцию, предлагаемую разными фирмами, конкурирующими между собой, не связаны с дискримина­цией цен.

При ценовой дискриминации первой степени продавец продает каждую единицу товара каждому покупателю по их цене спроса. В этом случае продавец полнос­тью изымает излишек покупателя (разница между ценой спроса и рыночной це­ной), превращая ее в свою прибыль. В чистом виде ценовая дискриминация пер­вой степени трудноосуществима. Ведь для этого монополист должен располагать информацией о ценах спроса различных потребителей. В качестве примера мож­но привести «базарного» продавца, продающего свой товар по разной цене раз­ным покупателям, или индивидуала, делающего вещи на заказ.

При ценовой дискриминации второй степени фирма продает продукт партиями, устанавливая для них разные цены, в соответствии с одной и той же кривой спроса. Такие цены часто называют нелинейными. На практике ценовая дискриминация второй степени часто принимает форму разных скидок. При ценовой дискримина­ции второй степени продавец предоставляет самому покупателю выбрать объем покупки и/или ее специфические условия и в соответствии с этим заплатить опре­деленную цену (равную цене спроса).

При ценовой дискриминации третьей степени фирма устанавливает разные цены на один и тот же продукт (услугу) для разных сегментов рынка, в основе которых лежит разная эластичность спроса у различных категорий покупателей. Цена устанавливается выше на том сегменте рынка, где менее эластичен спрос.

Ценовая дискриминация явля­ется одной из причин дифференциации цен. Различие цен может объясняться дифференциацией продукта.

Дифференциация продукта это способы выделения предприятием своего продукта из общей массы аналогичных продуктов. Продукты могут быть диф­ференцированы согласно отличиям в качестве, упаковке, дизайне, изобретени­ях, нововведениях, стиле, рекламе, в уровнях послепродажного обслуживания, вкусовых пристрастиях покупателей и т. д. В основе дифференциации продукта лежат запросы покупателей. Дифференциация продукта осуществляется с це­лью сохранения спроса на продукты предприятия, увеличения объема продаж продукта или поддержания его на постоянном уровне. Дифференциация про­дукта — это средство неценовой конкуренции между предприятиями.

Если ценовая конкуренция снижает прибыльность фирмы, то дифференциа­ция продукта помогает сохранить ее или даже повысить. Если предприятие пред­лагает покупателям уникальный продукт, то оно может установить цену выше цены конкурентов.

Дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок данного вида това­ра распадается па отдельные, сравнительно самостоятельные части (узкие сегмен­ты рынка). Дифференциация продукции, учитывающая специальные запросы потребителей, позволяет фирме быть мини-монополистом в узком сегменте рынка, получать дополнительную прибыль. Чем больше предприятие сегментирует рынок по отдельным товарам, потребителям, качеству, маркам, способам сбыта, сервису и т. д., тем больше возможностей для получения прибыли.

Однако дифференциация продукта с целью создания ниши на рынке — зада­ча не такая простая. Узкий сегмент должен быть защищен от входа на него кон­курентов. Работая на узком сегменте, предприятие становится его заложником. До тех пор пока существует сегмент, предприятие обладает преимуществами. Стоит этой нише исчезнуть, и для предприятия это может окончиться катастро­фой. Предприятию, работающему в узком сегменте, могут угрожать крупные фирмы и даже «поглотить» его. Следует отметить еще и проблему, обусловлен­ную границами роста предприятия, работающего в узком сегменте: такое пред­приятие имеет монопольные преимущества только в пределах «ниши», а за ее пределами таких преимуществ у него нет.

Различают горизонтальную и вертикальную дифференциацию продукта.

Горизонтальная дифференциация продукта происходит, когда единственный продукт превращается в разнообразную серию продуктов, различных по вкусу, дизайну и находящихся на одной и той же кривой спроса. При этом обеспечение Этих разнообразных свойств сопровождается одним и тем же уровнем затрат или весьма незначительным их различием. Примером горизонтальной дифференциа­ции продукта можно назвать кока-колу. Этот продукт предлагается в виде клас­сической коки, диетической коки, вишневой коки, бескофеиновой коки и т. д. Всем этим продуктам присущ один уровень качества. В основе выбора таких про­дуктов лежат предпочтения (индивидуальные вкусы) покупателей.

Вертикальная дифференциация продукции относится к группе продукции, в которой продукты упорядочены в соответствии с каким-либо качественным параметром, одни продукты имеют лучшие характеристики, чем другие. Верти­кальная дифференциация отражает идею «хорошо, лучше, еще лучше». Лучшие по качеству продукты требуют, как правило, больших затрат, чем худшие. На­пример, фирма Коdаk реализует пленку трех категорий качества: для случай­ных снимков, основной продукт и высококаче­ственный продукт.

За дифференциацией цен может скрываться ценовая дискриминация, которая в ряде стран запрещена. Доказать ее наличие не так просто, но практика имеет случаи ее доказательства, в частности тогда, когда дифференциация товаров и цен ограничивает конкуренцию.

К целям дифференциации цен относятся: повышение прибыли, обеспечение загрузки производственной мощности, «привязывание» покупателей к продук­там предприятия, улучшение конкурентных позиций и др.

3. Ценообразование на услуги. Ценообразование на рынке страховых услуг.

Сфера услуг – совокупность отраслей, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения. К сфере услуг относятся жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, народное образование, здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение; культура и искусство; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения, розничная торговля, общественное питание, страхование.

Сфера услуг – важнейшая составляющая нормального функционирования экономики страны и стабильности в обществе. Цены в условиях рыночной экономики играют первостепенное значение, поэтому от ценообразования в сфере услуг зависит благополучие каждого отдельного производителя и продавца каких-либо услуг и всего общества.

Услуга – это совершение определённых действий или осуществление определённой деятельности.

Специфика услуги, как товара, определяется 5 её свойствами:

1)неосязаемость – нематериальный характер услуги приводит к тому, что осложняется процесс формирования цены как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения производителя. Это обусловлено тем, что затрудняется выявление эконом.ценности услуги как товара. С точки зрения потребителя невозможно оценить её до получения и потребления. Потребитель, не имеющий возможности получить надёжную информацию о ценности услуги, обращает внимание цены безразличия (цены альтернативной услуги) и цены данной услуги. Это рассматривается как показатель качества. Производитель должен доказать полезность, положительность своей услуги, её значимость и качество;

2) непрерывность произв-ва и потребления услуги – услуга всегда оказывается по требованию потребителя в момент его обращения и носит индивидуальный характер;

3) непостоянство качества – поскольку произв-во услуги имеет местный, локальный, индивидуальный характер произв-ва, то это ведёт к тому, что ей чертой является непостоянство и изменчивость качества. Т.к. процесс произв-ва и потребления имеет протяжённый во времени характер, то ценность услуги для потребителя зависит от процесса, который сопровождает или предшествует услуге (время ожидания, окружение, внимательность персонала, удобство расположения, транспортная доступность). Т.о. возникает дифференциация цен в зависимости от качественных характеристик (срочное выполнение и т.д.);

4) несохраняемость – нельзя накапливать и перевозить;

5) своеобразие имущественных отношений (потребитель услуги в большинстве случаев не становится владельцем какого-либо осязаемого блага).

Специфика цены услуги состоит в том, что она, будучи по структуре оптовой, выполняет функции как оптовой, так и розничной цены. Важной особенность ц\о в сфере услуг является множество специфических её форм:

· На 1 ед.потребляемой услуги;

· Как интегральные (агрегатные) – сумма цен на отдельные виды работ, необходимых для оказания данной услуги;

· Комплексные услуги – при взаимодополняющих услугах;

· По принципу абонемента.

Специфика формирования цен в сфере услуг:

1. Чётко определить носителя цены – детализация содержания пакета услуг, предлагаемых потребителям.

2. При установлении цены ориентироваться на ценность предоставляемой услуги для потребителя, а не на затраты на её оказание (поиск наиболее подходящей услуги, затраты на приобретение самой услуги, затраты после приобретения этой услуги).

3. Рынку услуг присуще высокая чувствительность к изменениям цен, что находит отражение в высоком коэф.эластичности спроса по цене. Поэтому необходимо строить так ценовую политику, чтобы сгладить колебания цены и спроса, связанные с сезонностью.

4. Сфера услуг представляет собой положительную почву для применения ценовой дискриминации:

-ц.д.1ой степени – на каждую 1ед.блага (услуги) устанавливается своя цена, равная цене её спроса (адвокатура, банковские специалисты;

-ц.д.2ой степени – продажа различных объёмов услуг по разным ценам, цена 1 ед.услуги зависит от кол-во реализации конкретному потребителю (проездные);

-ц.д.3 степени – сегментация рынка (в зависимости от принадлежности потребителя к той или иной группе потребителей).

5. На цену услуги оказывают влияние особенности рынка, на котором она производится.

6. Организация, действующая в сфере услуг, должна учитывать большое кол-во взаимозаменяемых услуг (кино, рестораны), проводить соответствующую ценовую стратегию и сегментацию рынка.

7. Услуги характеризуются высокой общественной значимостью, обладают значительными и постоянными внешними эффектами.

Формирование цен на потребительские блага – одна из крупнейших по масштабам сфер деятельности специалистов по ценообразованию. При этом свойства потребительских благ столь различны, что порождают необходимость в использовании весьма отличающихся методов ценообразования.

Классификация услуг по степени невещественности полезна тем, что дает возможность ранжировать услуги по степени свободы при ценообразовании на них.

В сфере услуг сильно и своеобразно проявляется эффект затрудненности сравнений. Он означает, что чем менее значим в данной услуге ее вещественный компонент, тем труднее клиентам сопоставлять между собой услуги разных фирм. Фирмы, продающие наименее вещественные услуги, обладают большей свободой в установлении цен, чем фирмы, услуги кот-х связаны с созданием легко сопоставляемых материальных продуктов.

В ряде случаев клиенты не в состоянии осуществить объективное сопоставление качества услуг даже после того, как они их оплатили и потребили (получили). Это четко прослеживается в сфере медицинских и образовательных услуг. Отсюда берет свои корни проявление в сфере ценообразования еще одного эффекта – оценки качества через цену. Применительно к таким услугам чувствительность покупателей к ценам понижается и цена становится индикатором качества услуги.

На формирование цен услуг немалое влияние оказывает также мера их внерыночного регулирования. Соответственно подходы к установлению тарифов на услуги прямо зависят от того, к какой из трех перечисленных выше групп эти услуги относятся.

С этих позиций все услуги можно разбить на три категории:

Схема: Формирование тарифов на услуги.

В ценообразовании на услуги важным фактором является их сиюминутность, обусловленная тем, что они не поддаются накоплению в запасах – момент создания и потребления услуги совпадают во времени, а нереализованная возможность оказания услуги исчезает навсегда (например, пустые места в самолете). Отсюда проистекает возможность существенных колебаний величин спроса во времени без возможности регулирования величин предложения за счет запасов. Эта проблема может решаться путем регулирования тарифами интенсивности спроса во времени. Для этого применяются различного рода скидки с тарифов на услуги, получаемые вне периодов пиковых нагрузок.

Конечно, нельзя надеяться на то, что такого рода дифференцированием тарифов на услуги можно полностью сгладить колебания интенсивности спроса на них во времени. Это порождает необходимость для сервисных фирм нести затраты на удовлетворение спроса в пиковые периоды, а также осуществлять затраты в попытках сместить спрос на внепиковое время. При этом уровни и структура затрат по удовлетворению спроса в пиковые периоды и в остальное время практически никогда не совпадают. А это означает, что при проведении ценовых расчетов мы сталкиваемся с фактом существования двух уровней выигрыша: в пиковые периоды и в остальное время. В том случае, если необходимо определить условия безубыточности ценовых решений, в расчетах следует пользоваться меньшей из величин выигрыша. Если же фирма использует затратную модель ценообразования, то в основу тарифа должна закладываться большая из величин прямых затрат.

В связи с большой индивидуализацией услуги, окончательный характер которой часто определяется лишь в результате персонального взаимодействия сервисной организации с клиентом, здесь особенно важно применять процедуры стандартизации затрат. Это требует разработки нормативов затрат на осуществление некоторых типовых операций (работ) и опоры на них при обосновании тарифов на услуги с базовыми характеристиками. Если дополнить такие базовые тарифы гибкой системой скидок и надбавок за особые условия выполнения заказа, то можно получить достаточно удобную систему ценообразования на услуги.

В описании проблемы ценообразования на услуги необходимо обратить внимание на еще одно важное обстоятельство. Речь идет о том, что с затратами связано не только оказание, но и потребление услуг. Речь идет о затратах клиента, связанных с:

1. Расходованием времени на организацию получения услуги

2. Физическими усилиями

3. Нервно-психические затраты (услуга чаще всего предполагает личное взаимодействие клиента с обслуживающим персоналом, что может не доставлять клиенту особой радости).

4. Сенсорные затраты – их порождают неприятные побочные эффекты оказания услуг (например, шум, запахи и пыль во время ремонта или боль во время стоматологических процедур).

Смысл уделения внимания таким затратам состоит в том, что за избавление от них многие клиенты готовы платить повышенную цену. И если фирма способна предотвратить эти затраты клиентов, то она может акцентировать это в своей рекламе и обоснованно потребовать с клиентов более высокой оплаты.

Необходимо упомянуть о надбавках за специализированные услуги.

Надбавка к оплате специализированных услуг назначается независимо от того, больше или меньше их стоимость по сравнению с тарифом на обычные услуги. В более общем виде стоимость приобретения знаний в специальной или технической областях несколько выше, чем в обычных. Превосходство в оплате таких услуг обычно в процентном отношении значительно выше, чем разница в квалификации. Клиенты высоко оценивают специализированные знания и специфические технические услуги, поэтому они готовы заплатить за них больше, поскольку уверены, что приобретают редко встречающиеся услуги, необходимые для разрешения их специфических проблем.

Ценообразование в системе страхования.
Страховой рынок
- это особая социально-экономическая структура, сфера денежного обращения, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется спрос и предложение на нее. Объективная основа осуществления и развития страхового рынка заключена в необходимости оказания денежной пострадавшим в случае непредвиденных, неблагоприятных обстоятельств. Иначе говоря, страховой рынок - это форма организации денежного обращения по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества.

Структура страхового рынка может быть представлена в институциональном и территориальном аспектах. В первом случае страховой рынок представлен совокупностью страховых организаций, которые принимают участие в оказании соответствующих услуг. Первичным звеном такого рынка выступают страховые компании, представляющие собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживания. Во втором случае страховой рынок может быть охарактеризован как международный страховой рынок, на котором представлены страховые компании разных стран, национальный государственный, региональный (местный) страховой рынок, охватывающий отдельный город, регион, область.

Основными участниками страхового рынка являются продавцы в виде страховых компаний, страховщиков, реализующих страховой продукт (страховую защиту) и покупатели в виде физических и юридических лиц, страхователей, приобретающих страховой продукт, и посредников в виде маклеров и страховых агентов.

Ц\о на рынке страховых услуг. Состав и структура цены страховой услуги определяется специфическими особенностями страхования:

1. страховой тариф – инструмент раскладки ущерба.

2. наступление страхового случая – является случайным и вероятностным, поэтому фактическое отклонение может быть как положительным, так и отрицательным. Если фактический ущерб оказался больше среднестатистического и у фирмы не хватает ср-в для его возмещения, то в тарифной ставке предусматривается необходимая рисковая надбавка.

3. возвратность страхового взноса.

4. необходимость исследования ссудной ставки

Размеры тарифных ставок, определяющих долю участия каждого страхователя в создании страх.фонда, определяется с помощью актуарных расчётов.

Актуарий – специалист по страх. математике. Занимается разработкой методологии и исчислением страх.тарифов., расчётами по образованию резервов страх.взносов, долгосрочных видов страхования, определением размеров выкупных и редуцированных страховых сумм, ссуд по договорам страх.жизни и пенсии. Форма, в которой исчислены расходы на проведение данного страхования, называется страховой (актуарной) калькуляцией. Позволяет определить страховые платежи по договору.

Основные задачи актуарных расчётов: изучение и классификация рисков по определённым признакам (группам) в рамках страх.совокупности.; исчисление мат.вероятности наступления стра.случая, определение частоты и степени тяжести ущерба; мат.обоснование необходимых расходов на организацию и ведение дела; мат.обоснование необходимых резервных фондов страховщика и их источников.

Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, - страховая услуга имеет потребительную стоимость и стоимость. Потребительной стоимостью является обеспечение страховой защиты. Стоимость страховой услуги - это затраты труда, которые находят денежное выражение в цене страховой услуги (страховой тариф).

Страховым тарифом, или тарифной ставкой, является либо денежная плата со 100 руб. страховой суммы в год, либо процентная ставка от совокупной страховой суммы на определенную дату. С помощью тарифных ставок исчисляются страховые взносы, уплачиваемые страхователями.

Страховой взнос (платеж, премия) представляет собой произведение страхового тарифа на число сотен страховой суммы, либо процентной тарифной ставки на совокупную страховую сумму, деленное на сто. Основная задача, которая ставится при построении страховых тарифов, связана с определением вероятной суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя или на единицу страховой суммы. Если тарифная ставка достаточно достоверно отражает вероятный ущерб, то обеспечивается необходимая раскладка ущерба между страхователями. Страховые ставки тесно связаны с объемом страховой ответственности. Установление, расширение и ограничение объема страховой ответственности находят свое отражение в тарифных ставках.

Проводя страхование, страховщик стремиться решить двоякую задачу: при минимальных тарифах, доступных для широкого круга страхователей, обеспечить достаточно значительный объем страховой ответственности. С помощью доступных тарифных ставок достигается наименьшее изъятие части доходов страхователей в виде страховых платежей в целях оказания им необходимой помощи из страхового фонда. Если тарифные ставки рассчитаны правильно, то обеспечивается необходимая финансовая устойчивость страховых операций, т.е. устойчивое сбалансирование доходов и расходов страховщика, либо превышение доходов над расходами.

Завышение тарифной ставки приводит к перераспределению через страховой фонд излишних средств, занижение, наоборот, к образованию дефицита финансовых ресурсов в страховом фонде и к не выполнению страховщиком своих обязательств перед страхователями.

Тарифная ставка, лежащая в основе страхового взноса, называется брутто-ставкой. Она состоит из нетто-ставки и нагрузки к нетто-ставке. Нетто-ставка предназначена для формирования страхового фонда в его основной части, которая используется для выплаты страхового возмещения. Нагрузка необходима для покрытия затрат на проведения страхования. Нагрузка составляет меньшую часть брутто-ставки (9 – 40%).

Нетто-ставка, как вероятность нанесения страхователям определенного ущерба, отражает каждый вид страховой ответственности, которую взял на себя страховщик. Если условия страхования данной группы имущества или иных рисков содержат несколько видов страховой ответственности, то совокупная нетто-ставка может состоять из суммы нескольких частных нетто-ставок.

Нагрузка к нетто-ставке включает, как правило, следующие накладные расходы страховщика: оплату труда штатных и нештатных работников страховой организации, что составляет основу всех накладных расходов; затраты на заготовку бланкового материала, пропаганду и рекламу страхового дела; административно-хозяйственные расходы, отчисления в резервные фонды. В нагрузку может включаться также определенный норматив на формирование плановой прибыли от страховой деятельности. Поскольку при страховании происходит замкнутая раскладка ущерба между страхователями, при построении нетто-ставки принято исходить из равенства: П = В, где: П - страховые платежи, соответствующие нетто-ставкам; В - страховое возмещение. При указанном равенстве, рассчитав его правую часть, получают искомую величину страховых платежей. Если условно представить себе, что от каждого происшедшего страхового случая гибнет один застрахованный объект, то вероятность ущерба, лежащая в основе нетто-ставки, зависит прежде всего от вероятности наступления страховых случаев. Зная вероятное число страховых случаев за тарифный период, можно определить степень вероятности наступления этих случаев. Она представляет собой отношение количества страховых случаев к числу застрахованных объектов. В денежном выражении числитель указанного отношения равен сумме страхового возмещения (f), а знаменатель - максимально возможному страховому возмещению, равному совокупной страховой сумме всех застрахованных объектов (b). Данное отношение (f / b) есть показатель убыточности страховой суммы. Поскольку числитель этого показателя меньше знаменателя, его значение всегда меньше единицы. Показатель убыточности страховой суммы математически выражает вероятность ущерба в виде той доли совокупной страховой суммы, которая выбывает из страхового портфеля ежегодно или за тарифный период в связи с наступлением страховых случаев и возмещением ущерба.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.