Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзаменационный билет №6




  1. Основные закономерности ценообразования. Взаимосвязь цены и спроса. Состав и структура цены. Формы рынка.

Важнейшими принципами ценообразования являются:

· научная обоснованность цен, т.е. необходимость учета в ценообразовании объективных экономических законов. Научная обоснованность устанавливаемых цен базируется на тщательном сборе и анализе информации о действующих ценах, уровнях издержек, соотношении спроса и предложения, других рыночных факторах. Особое значение приобретает прогнозирование макро- и микроэкономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом при обосновании уровня цен;

· целевая направленность цен. Предприятие должно определить, какие конкретные экономические и социальные задачи оно будет решать в результате использования выбранного подхода к ценообразованию;

· непрерывность процесса ценообразования. Согласно этому принципу продукция на каждом этапе ее изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуации постоянно вносятся изменения в уровень действующих на рынке цен;

· единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. Прежде всего это касается установления цен продукции предприятий-монополистов, а также товаров первой необходимости, имеющих большое социальное значение. За нарушение определенных государством принципов ценообразования предусматриваются административные и экономические санкции.

Цены играют важную роль не только для экономики в целом, но и для предпринимательской деятельности отдельных бизнес-единиц (предприятий), так как от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены являются основным фактором при решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразность производства товаров или услуг, расчеты издержек производства и объемов инвестиций.

Состав цены характеризуется ее экономич. элементами (себестоимость, прибыль, наценка, скидка, НДС, акцизы, пошлины). Каждый вид цен формируется с учетом эти элементов, кот. выражены в их абсолютном значении (денеж. единице). В отличие от состава цены структура цены – это процентное соотношение отдельных элементов цены: постоянных расходов (прибыль, накладные расходы, амортизационные отчисления и др.) и переменных расходов на сырье, материалы и оплату труда.

Цена, назначенная продавцом, так или иначе отразится на уровне спроса на товар. Эта взаимосвязь объясняется двумя экономическими принципами (законом спроса и ценовой эластичностью спроса) и сегментацией рынка.

Закон спроса гласит, что чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, и наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Таким образом, спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости. Однако при повышении цен на престижные товары часто наблюдается увеличение спроса, так как потребители могут посчитать более высокую цену показателем более высокого качества. При слишком высокой цене спрос на престижные товары уменьшается.

Под влиянием цен происходит изменение величины спроса, а под влиянием неценовых факторов изменяется сам спрос. Изменение спроса может зависеть от положения экономики, изменения моды на товар, проведения рекламной кампании, многих других факторов. Таким образом, при повышении уровня спроса при прежней цене продавец может продать большее количество товара, а при уменьшении - меньшее.

Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателей к изменениям в ценах с точки зрения объема товаров, которые они приобретают.

Ценовая эластичность определяется отношением изменения величины спроса (в процентах) к изменению цен (в процентах).

Другой важной характеристикой рынка является его форма, определяемая количественным распределением продавцов (сторона предложения) и покупателей (сторона спроса). Так как такое распределение многообразно, то многообразны и формы рынка.

М онополист учитывает в своей ценовой (и в целом в сбы­товой) политике только реакцию покупателя. Полиполисту имею­щий по сравнению с другими типами продавцов минимальный вес и, соответственно, незначительные возможности влияния на других, вынужден пассивно воспринимать реалии рынка. Для него не имеет смысла активно варьировать цену своего продукта, ибо если эта цена будет выше, чем у конкурентов, то он останется без покупателей, а если ниже — на него сейчас же переключится со­вокупный спрос, который он не сможет удовлетворить. Олигопо­лией, напротив, в состоянии, используя свои относительно боль­шие размеры, сам формировать рынок (как и монополист), но при этом вынужден учитывать реакцию конкурентов. Таким образом, рыночная власть и, соответственно, самостоятельность ценовой политики находятся в прямой зависимости от числа участников и от доли данного продавца на рынке.

На несовершенном рынке всегда имеет место несовершенная конкуренция. На совершенных рынках также существует несовершенная конкуренция, когда число участников рынка ограничено (олигополия, монополия).

Совершенная конкуренция имеет место при полиполии, когда на рынке много продавцов и много покупателей одного и того же товара. Рынок открыт для каждого. Рекламная кампания вовсе не обязательна, так как на продажу предлагаются только гомогенные товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. Цена товара на таком рынке - заданная величина (цена при равновесии спроса и предложения). Поэтому продавец может лишь решать, какое количество товара следует продать по данной цене.

При олигополии на рынке присутствуют (или контролируют значительную долю рынка) несколько продавцов определенного вида товара и множество покупателей этого товара. Поведение каждого продавца оказывает определенное влияние на объем продаж его конкурентов и вызывает соответствующие реакции с их стороны. Эти реакции многоаспектны. Они касаются:

· определения политики продаж на данном рынке;

· выбора выгодных позиций в конкуренции путем определения доли своего присутствия на других рынках (на каких рынках следует укреплять свои позиции, на каких - уменьшать долю, с каких рынков уходить);

· выбора типа предпринимательских реакций.

Доступ к рынку другим продавцам при олигополии затруднен, так как может потребовать дополнительных затрат на конверсию производства, связанную с созданием требуемого ассортимента конкурентоспособной продукции, а также рекламу. Для этой формы рынка характерны взаимозависимость продавцов и их совместные действия. Различают "жесткую" олигополию, когда господствуют 2-3 фирмы, и "расплывчатую" (широкую) олигополию, когда 6-7 фирм занимают 70-80% рынка.

  1. Нелинейное ценообразование.

Нелинейное ценообразование — это одна из возможностей дифференциации цен по количеству купленного товара; принимает на практике различные формы. Цель нелинейного ценообразования — получать более высокую прибыль за счет «изыскания» ценовой готовности (ренты) покупателей, В основе нелинейного це­нообразования лежит первый закон Госсена, согласно которому предельная по­лезность единицы блага с увеличением количества его потребления снижается, т. е. каждая последующая единица блага приносит потребителю все меньший прирост полезности. В связи с этим снижается максимальная цена покупателя за каждую последующую единицу продукта. Нелинейное ценообразование нацелено на то, чтобы использовать эту разницу в максимальных ценах. Вместо единой цены за все единицы продукта запрашивается соответствующая максимальная цена за каж­дую единицу продукта. Первая единица продукта стоит дороже, чем вторая и т. д., т. е. применяется нелинейная ценовая структура.

Особой формой нелинейного ценообразования являются групповые цены, при которых второй или следующий покупатель платит меньше, чем первый, кото­рый является «полным ценовым клиентом». Основанием для этой скидки явля­ется готовность второй персоны платить меньше, чем первая.

Нелинейное ценообразование может повышать прибыль предприятия. Однако этот метод подходит не для каждого блага и не для любой ситуации. Этот метод связан с трудностями по получению информации и проведению в жизнь. Необходимо принимать во внимание правовые ограничения. Чтобы не­линейное ценообразование могло функционировать, следует исключить возмож­ность перепродажи, а также воспрепятствовать объединению спроса покупате­лей. Если перепродажа, или «объединение покупок*, или чрезмерные покупки в «запас» не могут быть эффективно предотвращены, то предпочтительнее бу­дут единые цены.

Очень важным аспектом нелинейного ценообразования является время. Если время действия скидок за количество слишком велико, то большинство клиентов будет претендовать на получение наибольшей скидки. Если же временной период слишком мал, то лишь несколько клиентов получают скидку. Более длительный период времени уси­ливает «привязывание» клиентов, так как все больше клиентов попадает в бо­лее высокий класс скидок. Эффект «связки» особенно силен, когда скидки или бонусы при продаже повышаются прогрессивно.

Особое внимание следует уделять информированию о нелинейном ценооб­разовании, чтобы покупатели понимали воздействие этой системы. Ввиду комплексности нелинейного ценообразо­вания предприятие может завуалировать собственное установление цен. Такую заинтересованность могут иметь производители дорогих благ. Сравнение цен затрудняется, если принимается во внимание несколько ценовых параметров,

При сильной конкуренции нелинейные цены должны применяться только тог­да, когда тщательно проанализированы реакции конкурентов. Конкуренты могут отреагировать на разные цены быстро и резко. В рамках нелинейного ценообразо­вания всем клиентам предлагается одинаковая система цен. Тем не менее средние цены клиентов различаются, если они покупают разное количество благ. Это явля­ется основным источником значительного увеличения прибыли за счет нелиней­ного ценообразования. Однако за нелинейным ценообразованием может скрывать­ся ценовая дискриминация.

  1. Особенности ценообразования на мировом рынке. Практика и методы определения внешнеторговых цен.

Всемногообразие экономических факторов, влияющих на мировые цены, можно условно объединить в несколько групп:

общеэкономические факторы (фаза экономического цикла, спрос и предложение, уровень инфляции и т.п.);

факторы, связанные с производством конкретного товара (издержки, прибыль, уровень налогов, потребительскиесвойства товара, спрос и предложение);

специфические факторы, которые связаны только с некоторыми видами товаров и услуг (сезонность, гарантии и пр.) или с особенностями валютной политики

Помимо экономических на цены могут влиять также политические или военные факторы.

Уровень цены на каждый товар на мировом рынке определяется с учетом конкретной рыночной ситуации и прежде всего зависит от соотношения спроса и предложения, а также уровня конкуренции на данном рынке. За мировую цену принимают цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках.

Обычно это цены сделок между крупнейшими продавцами и покупателями или цены основных торговых центров, таких, как Лондонская биржа металлов или Чикагская торговая биржа. Остальные участники рынка при заключении сделок ориентируются на эти цены. От уровня мировой цены возможны отклонения. Так, если под воздействием спроса часть покупателей готова заплатить за товар больше рыночной цены, то продавец использует ценовую политику ≪снятия сливок≫, устанавливая на товар более высокую цену.

Ценообразование на мировых рынках во многом зависит от типа рынка. В зависимости от количества субъектов торговли и характера конкуренции различают рынок совершенной конкуренции,чистой монополии, монополистической конкуренции и рынок конкурентов-олигополистов.

На рынке совершенной конкуренции, который характеризуется большим числом покупателей и продавцов и однородной продукцией, цены имеют тенденцию к сближению. Этому способствует стремление продавцов получить максимум прибыли: продавец незначительно снижает цены, увеличивая объемы поставок, и благодаря этому получает большую массу прибыли и сохраняет свои позиции на рынке.

Рынок чистой монополии — это рынок одного продавца, который варьирует цены, поставляя различное количество продукции в зависимости от спроса. Как правило, монополист заранее юридически закрепляет свое право поставки продукции на рынки зарубежных стран, не давая возможности проникнуть на них конкуренту.

Для увеличения объемов продаж он пользуется методом ценовой дискриминации, меняя цену в зависимости от страны-импортера. В мировой практике таких рынков относительно немного.

На рынках монополистической конкуренции продавцами выступа- ют как крупные производители, так и менее сильные фирмы. Цены на этих рынках образуются на конкурентных началах, но с элементами монополизма. В случае, когда крупные производители начинают повышать цены, всегда находятся более мелкие конкуренты, готовые продать аналогичную продукцию по более низким ценам. По этим принципам идет на современном рынке и конкуренция между производителями взаимозаменяемых товаров.

Олигополистический рынок представлен несколькими крупными производителями—поставщиками товаров, обладающими значительными сегментами рынка. Эти фирмы и страны-импортеры, как правило, заключают соглашения о сотрудничестве. Между собой эти фирмы заключают негласные соглашения о разделе рынков сбыта, ценах и объемах производства. Необходимость поддержания определенной стабильности на таких рынках привела к созданию международных картелей, определяющих ценовую политику и координирущих объемы производства.

Цены на мировом рынке существуют в нескольких видах.

Контрактная цена цена, согласованная между продавцом и покупателем в процессе переговоров. Она, как правило, ниже цены продавца, не меняется в течение всего срока действия контракта и является коммерческой тайной.

Справочная цена цена продавца, публикуемая в специальных справочных изданиях и в периодической печати. Но необходимо учитывать, что между справочными и фактическими ценами всегда существует определенная разница. Как правило, справочные цены всегда завышают, так как они не реагируют на изменения конъюнктуры рынка.

Биржевые цены — цены на товар, продаваемый на товарных биржах. В основном это сырье и оперативно отражают все изменения, происшедшие на рынках. Но поскольку в биржевых ценах не учитываются условия поставки, платежа и ряд других факторов, то эти цены не полностью отражают действительные тенденции в изменении цен.

Аукционные цены цены, установившиеся в результате торгов. Они реально отражают спрос и предложение товара в данный период.

Статистические внешнеторговые цены — средние цены, публикуемые в различных статистических сборниках. По ним возможно только проследить динамику изменения цен и внешней торговли, для отдельных субъектов рынка они могут служить только ориентиром. При определении цены используются два метода: полных затрат и прямых затрат. Метод полных затрат предполагает суммирование всех затрат на производство и реализацию продукции плюс предполагаемая прибыль. Метод прямых затрат предусматривает деление всех издержек на прямые инакладные расходы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.