Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные революции, их сущность и типология




Традиции в науке, их виды и функции

 

Впервые вопрос о традиции был поставлен Т. Куном. Действие традиции проявляется в следующих ситуациях:

1) выбор научного языка: понятия - основной инструментарий научного
познания, заимствованный из обыденной жизни или предшествующей традиции и неявно
задают определенное видение мира. Когда понятия неадекватны, применение понятий
тормозит развитие научного знания.

2) Выбор проблемы: несмотря на то, что в выборе проблемы играют роль
разные мотивы, здесь действия и роль традиций особенно проявляются в существовании
научных школ и направлений.

3) Использование методов: традиции организуют научное сообщество,
создавая условия для сопоставимости результатов и дальнейшего обучения.

Классифицировать научные традиции можно по следующим критериям:

1. по способу существования:

явные;

неявные - передаются при личных контактах и являются невербальными.

2. по роли в системе науки:

традиции, задающие способы получения знаний - исторические программы (методики исследования, приборы, образцы решения задач);

традиции, задающие способы организации знаний — коллекторские

программы (указание на объект изучения, принципы классификации, рубрикация дисциплин).

3. по сфере распространения:

общенаучные; специалънонаучные.

Жизнеспособность научных традиций коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями ученых в новых условиях. Роль традиций в развитии науки неоспорима, однако, в некоторых случаях они могут служить ее препятствием, так традиции и новации, взаимодействуя, исключают друг друга.

По мере своего развития наука может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, которые могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Последняя может осуществляться в двух разновидностях:

а) как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без
существенных изменений идеалов и норм исследования;

б) как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально
меняются идеалы и нормы науки и ее философские основания.

Т.о. научная революция - новации, отличающиеся следующими признаками:

1) связаны не с изменением отдельных теорий, а с перестроением оснований
науки;

2) имеют мировоззренческое значение и приводят к изменению стиля мышления;

3) во время революции происходит взаимодействие традиций и новаций
внутренних и внешних факторов.

Сущность научных революций, по Куну, заключается в возникновении новых парадигм, полностью несовместимых и несоизмеримых с прежними. Он стремится подтвердить это ссылкой на якобы несоизмеримость квантовой и классической механики. При переходе к новой парадигме, по мнению Куна, ученый как бы переселяется в другой мир, в котором действует и новая система чувственного восприятия (например, там где схоласты видели груз, раскачивающийся на цепочке, Галилей увидел маятник). Одновременно с этим возникает и новый язык, несоизмеримый с прежним (например, понятие массы и длинны в классической механике и СТО Эйнштейна).

Классификация научных революций:

1) по содержанию новаций:

1.1) внедрение новых методов - появление новых фундаментальных теорий
является самой очевидной причиной научных революций. Фундаментальные теории
нацелены на разработку основопологающих научных принципов и связаны с решением
мировоззренческих проблем;

1.2) построение новых теорий - стимулируют появление новых проблем,
стандартов исследования или новых областей применения;

1.3) открытие новых миров - применяется весь арсенал накопленных средств,
которые адаптируются к реальности и приводят к появлению новых дисциплин.

2) по сфере возникновения новизны:

2.1) внутрипарадигмальные - новые методы, идеи и философские предпосылки
изменения основания науки. Парадоксы разрешаются путем построения принципиально
новых теорий. Выработка методов и идеи - длительный процесс, в начальной стадии не
вступающий в оппозицию к прежнему стилю мышления, а создавая почву для идеи,
которые постепенно укореняются в мировоззрении для принятия новой научной
парадигмы;

2.2) межпарадигмальные - представления одной парадигмы переносятся в
другую. При таком переносе становится очевидным противоречие между картиной мира
(КМ) и спецификой новаций (формируется общая КМ).

3) по отношению к науке:

3.1) внутренние - связанные с развитием самой науки (1.1-1.3 и 2.1-2.2);

3.2) внешние

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.