Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа фирмы. Теоретические концепции фирмы




Основные функции фирмы в рыночном хозяйстве

современных условиях хозяйствования функции фирмы обычно трактуются как «снабжение - производство – сбыт». Как известно, в теории и практике существуют две возможные формы организации производительного процесса: сбытовая и маркетинговая. Итак, сбыт, хотя и является завершающей стадией производительного процесса, однако именно здесь (в рамках выбранного нами маркетингового подхода) решается вопрос производства (его качественной и количественной характеристики), а также снабжения.

В условиях рыночной системы хозяйствования под сбытом (сбытовой деятельностью, реализацией продукции) следует понимать комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок (формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции на транспортное средство и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию).[3] Под производством понимаются определенные формы, способы и методы комбинирования факторов производства[4]. функция снабжения включает в себя приобретение, хранение, подготовка к использованию в процессе производства необходимых материально-технических ресурсов для бесперебойного выпуска продукции и выполнения услуг, а также для технического развития фирмы. Снабжение à Производство à Сбыт

Снабжение: 1)мат.технологии

2)информация

3)финансы

4)трудовые ресурсы

Ресурсы à ПРОИЗВОДСТВО à Результат

Существующие теории фирмы обычно объединяют на: технологические (классические и неоклассические) теории фирмы и институциональные теории фирмы[5].

1. Технологические (классические и неоклассические) теории фирмы. Первыми, кто занялся изучением фирмы как особой организационной единицы рынка были представители классической и неоклассической школ экономической мысли. Они поставили задачу объяснить, почему в отраслях существуют фирмы определенного размера, почему фирмы имеют определенный объем выпуска, почему цена, которую они назначают, не может быть ни больше, ни меньше того, что определяет рынок. Большой вклад в развитие классической концепции фирмывнес А.Смит [6]. По Смиту, причина возникновения фирмы связана с развитием торговли, которая стимулирует развитие труда и рост производства. Увеличение размеров рынка способствует росту фирмы. Но и размер рынка служит естественным ограничением ее развития. Представления о фирме как производственной, так и торговой единице развивается в рамках концепции совершенной конкуренции.

Смит первым выдвигает идею о среднем размере фирмы как основе ее поведения и изучения. Эту среднюю величину производства при нормальных технологических условиях позже назовут «минимально эффективны размером фирмы»[7].

Неоклассическое направление. Исследование природы фирмы продолжил А.Маршалл. Он ввел понятие «организация производства» как особый фактор, обеспечивающий рост производительности труда в обществе. Маршалл приводит новые аргументы в пользу значимости машинного производства как стимула к бурному развитию фирмы – организации, занимающейся крупномасштабным производством[8]. Маршалл понимал склонность человека к поиску новых вариантов производства и организации производства, к риску. Это направление позже в рамках неоклассической теории фирмы развил Й. Шумпетер (концепция «предпринимательской фирмы»). Еще один представитель направления - Дж.Хикс, для которого теория фирмы – это теория капитала, его формирования и распределения.

Дж. Робинсон [9]расширяет возможности анализа, так как она анализирует фирму, действующую в условиях несовершенной конкуренции. Признает многообразие поведенческих характеристик фирм, среди которых не только конкуренция и монополия (как считалось до этого), но и другие варианты борьбы на рынке – конкуренция между производителями дифференцированного продукта и ценовая дискриминация.

2. Институциональные теории фирмы. Согласно институциональной теории фирма противопоставляется рынку как внутреннее производство внешнему, в отличие от неоклассического подхода, где фирма трактовалась как неотъемлемая часть рынка, как элемент его структуры, равноправные стороны. В институциональной теории фирма рассматривается как совокупность долгосрочных контрактов в отличие от рынка – взаимосвязей, опосредованных относительно краткосрочными контрактами. С точки зрения данной концепции фирма – совокупность индивидуальных и групповых участников производства – работников, управляющих, собственников различного рода активов, а также множества («пучка») явных и неявных контрактов – т.е. договоренностей между участниками производства, определяющих их взаимоотношения, традиций, правил, обусловленных рамками и особенностями их поведения.

В развитии данного направления теории фирмы участвовали: Р.Коуз, Ф.Найт, О. Уильямсон и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.