Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель рыночного экономического оборота




Закон стоимости

Закон стоимости – объективный экономический закон товарного производства. Он требует обмена товарами в соответствии с их стоимостью.

Функции закона стоимости: регулирует распределение ресурсов между отраслями экономики; стимулирует рост производительности труда; ведет к дифференциации товаропроизводителей.

Свое конкретное выражение стоимость получила в цене товаров. Цена есть денежное выражение стоимости товара.

Она выполняет следующие функции: учетную, стимулирующую, распределительную и балансирующую спрос и предложение.
Учетная функция сводится к учету и измерению общественно необходимых затрат труда в сфере производства и обращения.
Стимулирующая функция цены заключается в воздействии ее на темпы развития и эффективность общественного производства, на обновление ассортимента выпускаемой продукции, повышение ее качества, снижение затрат труда и себестоимости продукции. В стимулировании скорейшего ввода в действие высокоэффективного оборудования и сырья. Рационального использования природных ресурсов. Цена выполняет эту функцию посредством более полного учета затрат на производство, дифференцирования нормативов рентабельности, применения системы скидок-надбавок, учета в цене потребительских свойств продукции и т.д.
С помощью распределительной функции цены перераспределяются доходы отдельных отраслей народного хозяйства, предприятий, социальных групп населения. Распределительная функция цены используется для формирования и регулирования потребительского спроса.
Цена также уравновешивает спрос и предложение на товары, услуги. Если на рынке предложение какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения.
В зависимости от сферы товарного обращения различают следующие виды цен: оптовые, закупочные и розничные.
По оптовым ценам реализуется продукция промышленных предприятий. По закупочным – продукция сельского хозяйства.

 

При всех достоинствах возможности рынка как механизма эффективного экономического саморегулирования не безграничны, ибо он: проявляет безразличие к слабым, незащищенным категориям населения; воспроизводит социальное неравенство; не гарантирует право на труд и доход; не гарантирует сохранность природной среды человека и невоспроизводимых природных ресурсов; отсутствует интерес к производству «общественных товаров», т.е. товаров и услуг для совместного потребления всей нацией (образование, оборона, охрана общественного порядка, медицина и др.); не стимулирует развитие фундаментальных исследований в науке. Все это ставит государство перед необходимостью решать эти задачи в ходе общественного воспроизводства в общих интересах как противовес узости частных интересов рыночных субъектов, воздействуя на содержание рыночного экономического оборота по следующей модели:

Постоянное повторение этих процессов образует общественное воспроизводство в рамках национальной экономики. По характеру взаимодействия государства с другими субъектами выделяют 5 современных региональных моделей рыночной экономики. Через него осуществляется регулирующая антикризисная функция государства. Она предполагает применение политики и права к экономике не каким-либо внешним образом, а так, чтобы они были «встроены» в нее с целью достижения согласованности интересов всех участников общественного производства. Рыночная экономика и демократическое правовое государство должны составлять единое целое.
1. Американская модель применяется в США. Основана на рыночном саморегулировании экономики с низкой долей государственной собственности и незначительным прямым вмешательством государства в процесс производства Главные достоинства этой модели: большая гибкость экономического механизма, который быстро подстраивается к меняющейся рыночной конъюнктуре; высокая степень предпринимательской активности и ориентации на нововведения, обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала.Особенно результативна эта модель на высоком уровне развития производительных сил в условиях большой емкости внутреннего и внешнего рынков и при высоком жизненном уровне населения. 2. Европейская модель создана после Второй мировой войны в Германии, Швеции и Франции. Она получила название социально ориентированной рыночной экономики. Ее характеризуют: активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства; сильная система социального обеспечения; значительный удельный вес государственной собственности в валовом национальном продукте (ВНП). Считается, что эта модель обеспечивает достижение высоких конечных результатов лишь при строгом поддержании баланса интересов труда и капитала, хотя она относительно менее гибкая и слабо реагирует на изменение экономической конъюнктуры. 3. Японская модель распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Ее особенности: четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников, финансистов и правительства) в интересах достижения национальных целей; дух коллективизма и патернализма на производстве; особый упор на роль человеческого фактора. 4. Латиноамериканская модель. Ее черты:сильное и не всегда грамотное прямое вмешательство государства в экономику; коррупция и даже криминализация общества, включая хозяйственные связи; ориентация производства на удовлетворение спроса ведущих капиталистических стран, использующих три предыдущие модели развития экономики, на природные ресурсы и дешевую рабочую силу. 5. Африканская модель базируется на многообразии форм собственности и медленном переходе от традиционной экономики к рыночной. В странах Африки, для которых характерна эта модель, наблюдается прежде всего малограмотность или беспомощность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на уровне предприятий, фирм и государства в целом. Без помощи развитых капиталистических стран африканцы вряд ли вообще смогут создать современную экономику. Нынешней африканской экономике присущи: нещадная эксплуатация неквалифицированного труда; широкое применение силовых методов прямого вмешательства государства в производство; неразвитость трудовых отношений и демократии вообще; крайне низкая эффективность. 6. Современная российская модель нашего времени экономики характеризуется состоянием переходности от системы «государственного социализма» к модели, которая должна иметь национальные черты и впитать в себя все самое перспективное из других моделей, в частности социальную направленность и последовательный либерализм.

 

21/ Спрос: содержание, факторы. Закон спроса

Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам в течение определенного периода времени. Графически спрос изображается в виде нисходящей кривой, показывающей обратную зависимость между ценой и количеством спрашиваемой продукции.

Изменение в величине спроса происходит под влиянием ценового фактора. На рисунке это можно показать движением вдоль кривой спроса от одной комбинации «цена – количество» к другой.
Изменения в спросе происходит также под влиянием неценовых факторов: вкусов покупателей; доходов покупателей;цен на товары-заменители;числа потребителей на рынке; инфляционных ожиданий.
Под влиянием неценовых факторов кривая спроса смещается вправо – при увеличении спроса, влево – при уменьшении спроса. D – кривая спроса

22/ Предложение: содержание, факторы. Закон предложения

Предложение показывает, какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам в течение определенного периода времени.

Кривая предложения является восходящей, так как выражает прямую связь между ценой продукта и предлагаемым его количеством.

Изменение в величине предложения происходит под влиянием ценового фактора. На рисунке это можно показать движением вдоль кривой предложения от одной комбинации «цена – количество» к другой.

Изменения в предложении происходят также под влиянием неценовых факторов: цен на ресурсы; технологии производства; налогов и дотаций; числа продавцов на рынке; ожидания изменения цен.

Под влиянием неценовых факторов кривая предложения (в координатах) смещается вправо – при увеличении предложения, влево – при уменьшении предложения. S – кривая предложения;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.