Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мыслители Оксфордской школы (Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон). Средневековый эмпиризм и натурализм и их принципиальное отличие от новоевропейской науки. 1 страница




Начало спора об универсалиях, его истоки. Реализм Шартрской школы (Бернард Шартский и Гильберт Порретанский). Петр Абеляр и его учителя (Гильом из Шампо и Росцелин). Концептуализм Абеляра. Метод quaestio.

Вопрос об отношении общего к единичному. Известен как спор о универсалиях, т.е о природе общих родов и понятий. Номинализм отрицает онтологическое содержание общих понятий, а реализм признает. Истоки представления – в философии Платона и Аристотеля. Это видели и сами богословы. Говоря о богословской дискуссии об универсалиях на соборе 1156, Сотирих Пантевген сравнивал ее с борьбой филос. систем Платона и Аристотеля. Он напоминал, что "теорию Платона опроверг великий мудрец Аристотель". В 12 в. ареной борьбы между номинализмом и реализмом неоднократно становились церк. соборы, причем номинализм был осужден церковью.

Теоретич. источник спора – «введение» Порфирия и комментарии к нему и «Категориям» Ар., принадлежащие Боэцию. Боэций трактует категории/универсалии как наиболее типичные высказывания о бытии, что подводит к номинализму. Сам Ар. учил об объективность неких форм, существующих не самостоятельно, но в самих вещах. Они составляют онтологическую основу общих понятий.

Сущ. 3 основных решения этого вопроса.

1. общие роды (универсалии) сущ. реально, независимо от человека – реализм (Умеренный реализм: Иоанн Скот Эриугена, Альберт Великий, Гийом де Шампо, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: "до вещей" в бож. разуме как идеи (неоплатонизм), "в самих вещах" как их сущность или формы и "после вещей" – как абстр. понятия в чел. разуме (Авиценна, а вслед за ним Фома Аквинский). Крайний реализм: универсалии сущ. только в бож. уме, но не в вещах – Ансельм Кентерберийский.Иоанн Дунс Скот: общеe имеет основу в единичных вещах.

2. Универсалии не сущ. реально, независимо от человека. Они суть только именаноминализм (Росцелин, Уильям Оккам, Орем, Буридан). Сущ. только единичное, и только оно, а не общее может быть предм. познания. Общее только в уме человека. В самих вещах нет ни общего, ни единичного. И то, и др. присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему Оккам вводит понятие интенции, т.е. направленности мысли. Все общие понятия – это знаки, логически обозначающие многие объекты.

3. Боеций доказывает, что общие идеи не мб только именами, т.к. иначе у них не будет предмета; но и не существуют как единичные вещи, они существуют как роды и виды, обозначая сходное в вещах. Подобную же позицию развивает и Пьер Абеляр – который пытался примирить идеи своих учителей Росцелина (крайний номинализм) и Гильома из Шампо (реализм). В природе универсалии не сущ., сущ. только един. вещи. Но они мб сходны между собой, на этом сходстве и основ. возможность универсалий. Понятия – обобщения в уме сходных свойств вещей (концептуализм). Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, утверждение относится не к вещам, а к слову. Но наряду с этим реальность общих понятий в уме Бога: это образцы, по кот. Бог творит вещи (аналогично реализму Ансельма).

Методология: настаивал на тщательном выяснении значения слов. Диалект. анализ достигает точности, когда выясняется отношение вещей к именам.

Реализм ви­дел основу индивидуализации вещей в форме (у каждой вещи свой особенный эйдос); концептуализм: типич. различия создает форма, а индивидуальные — материя; номина­лизм же все сущее (онтологич. статус) полагает единичным и индивидуальным.

Росцелин (1050-1120) – крайний номинализм. Его воззрения известны из выступления его противников: Ансельма, Абеляра, Иоанна Солсберийского. Действительным существованием обладают только единич. вещи «res singularis». Общие понятия – имена «nomina» - звуки голоса (кот. не имеют к вещам прямого отношения). Даже категории Ар. выражают не отношения вещей, а служат для классификации одних лишь слов. => могут существовать только 3 разных Бога, а не единая бож. субстанция (Троица). Именно поэтому номинализм был осужден Собором в 1092 году (как ересь тритеизма).

Против Росцелина выступал Гильом из Шампо (1068-1121)крайний реализм. Универсалии абсолютно реальны и прибывают в предметах, а все индивид. различия созданы внешними случайными свойствами. Эта позиция вызвала критику Абеляра.

Гильом учился в Ланской школе, возглавляемой Ансельмом Ланским (ум. в 1117 г.), учеником Ансельма Кентерберийского. Туда явился учеником 34-летний Абеляр. Архидиакон в Париже. Около 1108 Гильом основал Сен-Викторское аббатство, с 1113 – епископ Шалонский.

Абеляр родился в Пале, близ Нанта (1079-1142), и учился сначала у Росцелина, а затем у Гильома из Шампо - оба они впоследствии пали жертвами его диалектического искусства.

Проблема универсалий изложена в «Диалектике» - размышление Абеляра над «Введением» Порфирия. Универсалия не м. содержаться в единичн. вещи, т.к. одна и та же сущность нередко должна объяснять существование противоположных свойств (напр. души и тела в человеке). Поэтому число универсалий должно быть как у Ар. – 10. Под влиянием этой критики Гильйом стал утверждать, что общность индивидов опред. нетождественностью их сущностей, а лишь сходством их – пободие универсалий в качестве сущностей единичных предметов.

Абеляр пришел к выводу о невозможности реального существования унивесалий, однако отверг истолкование Росцелином унивесалий как слов, не имеющих обобщающего смысла.

Абеляр задает вопросы:

1. Существуют ли роды и виды самостоятельно (подлинно есть) или только в мыслях? Существуют в мыслях, но обозначают реальное бытие.

2. Если истинно существуют, то телесны они или бестелесны? Как имена - телесны, как значения - нет.

3. Отделены ли они от чувственного или неотделимы, как линия от тела? Да.

4. И он добавил еще один вопрос – четвертый: как существует общее имя, когда тех вещей, для которых оно - общее, нет? не существует.

“Универсальными, кажется, называются как вещи, так и слова (vox)"». «Нам остается приписать универсальность только звучащим словам». Он обращается к Аристотелю: «Общее – то, что по природе может сказываться о многообразном и многом. Универсалия определяя предметы, служит сказуемым, по отнош. к ним. Способность предметов составлять класс Абеляр обозначил термином «состояние/status». Но унивесалия как общее понятие – рез-т не скольско существования неких объективных черт этого класса, сколько продукт деятельности человеческого ума. Т.о. универсалии в качестве общих понятий существуют только в человеческом уме.

Универсалии «по сходству» (Платон), «по предикации» (Аристотель) – «общие схватывания» (conceptio). Присциан: универсалии – собственные имена этих «схватываний», они направляют душу слушателя на общий концепт.

1. Роды и виды обозначают через называние истинно существующие вещи, у которых единичные имена… [они] составляют единичное, простое и чистое понятие - сonceptus.

2.Телесны ли эти сущности или бестелесны? – В одном смысле они телесны – как обособленные в своем существовании - но, будучи обозначены универсальным именем, они бестелесны. Ибо универсалия именует вещь не по отдельности, но лишь в общих чертах. В том, что касается природы вещей, универсалии телесны, по способу обозначения – бестелесны.

3. Принадлежат ли роды и виды чувственному? Универсальное обозначает ту субстанцию, которая актуально существует в чувственно воспринимаемой вещи, сама же по себе универсалия существует как естественно отделенная от чувственно воспринимаемой вещи (Платон). Поэтому Боэций и утверждает, что роды и виды мыслятся помимо чувственного, что не означает, будто реальности родов и видов сами по себе простираются внутри разума помимо всякой чувственности.

4. Если нет вещей, то нет и предикатов к их множеству, нет, стало быть имени розы, если нет ни одной розы.

Собор в Сансе (против Абеляра).

 

Метод questio. Схоластический метод предполагал прежде всего обобщение старой, хорошо известной процедуры, которую раньше применяли при толковании Библии: questiones и responsiones, вопросы и ответы. Метод рассуждения и преподавания, разработанный в XII веке, послужил прологом к схоластическому преподаванию, воспринятому университетами. Исходя из этого метода, требовалось сперва выстроить проблему, поставить вопрос (questio), и этот вопрос обсуждался, то есть происходила дискуссия (disputatio) между преподавателем и студентами. В завершение, в конце дискуссии магистр дает студентам решение проблемы (determinatio).

Книга Абеляра «Да и нет» повлияло на внедрение этого метода. Стандартным учебником церковного права в этот период был учебник Грациана, написанный в 1140 г., в качестве образца которого послужили «Да и нет» Абеляра. Подборки текстов не сопровождались решениями проблем: преподавателю или студенту предлагалось самим размышлять над ними. Формулировка и разработка вопросов считались существенным моментом качественного преподавания, написания сочинений и словесных баталий. Этот метод противоположен монастырскому методу lectio divina, заключавшемуся в медитативном чтении Писания с обращением к комментариям отцов церкви.

Для Абеляра диалектика - способ исследования, инструмент в работе над данным текстом. Это метод лингвистически-аналитической интерпретации "Божественных" терминов. С именем Абеляра связано оформление схоластического антитетического метода, основанного на идее эквивокации (термин введен Боэцием), или двуосмысленности, разобранной в " Логике для начинающих " и наглядно представленной в «Да и нет», где были собраны 158 противоречивых высказывания отцов Церкви по поводу одной и той же проблемы. Это происходит в силу 3-х аспектов: 1) термин выражает разные смыслы; 2) разные смыслы одного и того же термина суть следствие высказывания в языке, и 3) следствие переноса термина из одного вида знания в другое (выражение «человек есть», справедливое для естественного знания, несправедливо для знания теологического, где истинно «сущий» только Бог). Задача - сформировать процедуру уточнения понятий и суждений, чтобы тексты были логически непротиворечивы. Это возможно в практике диалектических рассуждений: необходимо сопоставить разные позиции, но тем самым они лишались статуса абсолютной истинности, присущей в теологии авторитету, и теология приобретала диалектический характер. Т.о. формируется методология интерпретации богословских текстов в форме вопросов и ответов, обращенных как к авторитетному источнику, так и к собственной способности понимания вопрошающего в рамках формально-логических правил и грамматич. значений и смыслов. Это превращает теологию в школьную дисциплину и задает традицию средневековых университетских диспутов. (В прологе в "Да и нет" пример 12летнего Христа,задающего в храме вопросы священникам, хотя он обладает всей полнотой мудрости, для самого Абеляра важен пример Сократа).

 

В «Теологии Высшего блага» на основании идеи двуосмысленности Абеляр выделяет 4 значения термина «персона»: теологическое (бытие Бога в трех Лицах), риторическое (юридическое лицо), поэтическое (драматический персонаж, «передающий нам события и речи») и грамматическое, выраженное через идею речи. Желая показать ипостасные различия, Абеляр, однако, жестко связал Персоны Троицы с определенными предикатами (Бога Отца с предикатом всемогущества более, чем у двух других Персон, Бога Сына с предикатом мудрости более, чем у двух других Персон, Бога Святого Духа с большим, чем у двух других Персон, предикатом благости), что было неприемлемо для ортодоксальной позиции.

В «Логике для начинающих» Абеляр начинает с 10 категорий Аристотеля (" предикаментов "), кот. Боэций назвал первыми " сказуемыми ", обозначающими роды вещей, и которые используются для толкования высказываний. Так осуществляется первая импозиция имен над вещами (досл. наложение на вещи общих понятий). Вещи по природе предшествуют понятиям (Арист.), а слова имеют двоякое обозначение: относительно вещей и относительно понятий (Ансельм, см.ниже). Т.о. возможный метод верификации толкований - обсуждение импозиции "предикаментов". Абеляр разбирает причины двуосмысленности. А также экивокацию идеи субъекта: субъект - это и подлежащее (subjectum), и основание (fundamentum),и предположение (suppositum).

Абеляр положил начало дисциплинарности знания, обозначив процедуры верификации. Он представил теологию как завершенную теоретическую дисциплину. Сам термин «теология» начинает входить в обиход именно с Абеляра, постепенно замещая собою термин «священная доктрина». Метод теологии в том, что мы опосредует результаты рационального рассуждения текстом Библии, с его помощью осуществляя проверку на истинность.

Логика Абеляра представляет собой теорию речи, поскольку в ее основании лежит идея высказывания, осмысленного как концепт. Концепт, представленный как связь вещи и речи о вещи, есть, по Абеляру, универсалия, поскольку именно речь " схватывает ", отбирает необходимое для конкретного представления вещи. Концепт отличается от понятия. Понятие непосредственно связано с языковыми структурами, которые выполняют функции становления мысли, независимо от общения. Понятие связано с сигнификацией, значением, ибо «главное значение имени называется понятием». Концепт связан с общением, или со смыслом, он формируется речью. Универсалия - не человек, не животное и не имя «человек», «животное». В момент речи актуализируется онтологическая составляющая универсалии -как звуком выраженная связь между вещью и нашим общим понятием о ней.

В «Глоссах» к Аристотелю [фрагмент - "Логика для начинающих"] интерес представляет идея именования и связанные с нею понятия «импозиция», «сигнификация», «денотат-обозначаемое», «суппозит» и операции, связанные с суппозицией и апелляцией. После анализа знака и значения, проделанного Августином и Боэцием, Ансельм Кентерберийский провел различие между significatio и appellatio [значением и называнием], показав, что первый термин выражает отношение между словом и обозначаемым, которое свидетельствует о содержании значения, или интенции; а второй термин выражает отношение между словом и предметом, о котором ведется речь. Абеляр, продолжая линию Ансельма, намечает различия между разными уровнями нарицания, то есть между двумя импозициями имен: относительно обозначения вещей и относительно обозначения тех имен, которые обозначили вещи. Импозиция - это особый род связи между вещью и словом. Анализируя процедуры обозначения вещей, он обратил внимание, что имена означивают не все в вещи, а только то, что они обозначают в соответствии со своим определением. Ведь «тело» выражает то целое, что содержит телесную субстанцию, «животное» - что содержит чувственную одушевленную телесную субстанцию.

Можно предположить, что акт означивания предполагает интенсиональный контекст, конституируя содержание, которое не есть вещь. Это абстракция от денотированных единичных вещей. У Абеляра этот вид значения называется significatio intellectum, на основании которой нельзя сделать правильного заключения о вещи. Следовательно, необходим анализ контекста. Но контекст исчерпывается значением, не учитывая смыслов вещи. Учение о состояниях или статусах (status rei ) (способностях вещей составлять классы) пытается погрузить сигнификацию понятий в сами вещи, чтобы обнаружить процедуры выявления их смыслов.

 

Реализм шартрской школы. Располагалась недалеко от Парижа. Была основана Фульбертом, знатоком араб. науки, в конце 10 в. Переводы Аделярда – знакомство с матем., асторонией, идеями античн. атомистов. В 12 в. шк возглавил Бернар из Шартра, кот. сравнивал своих единомышленников с карликами, стоящими на плечах у ант. гигантов. И с этой позиции имеют возможность видеть больше и дальше. Стал вдохновителем платоновского движения (опора на Тимей) => Придерживались реализма. Комментарий к Боэцию («Против Евтихия и Нестория»).

Его ученик Гильберт Порретанский (Жильбер Де Ля Порре) (1085\90-1154) магистр в Париже, («Книга о 6 принципах») с 1142 – епископ Пуатье – перешел от Плат. решения проблемы универсалий к Ар. Преемником его стал Бернард Тьерри («О 7 днях и 6 различных творениях» ), союзник Абеляра во время его процессов.

Гильберт утверждал, что теологически рассуждения не возможны в понятийной форме, поскольку понятия отражают особенности конкретных вещей, поэтому философию нельзя смешивать с теологией. Понятия основаны на опыте и индукции, а теология использует дедукцию (из положений Писания) - зарождение концепции 2 х истин.

Гильбер различал в каждой вещи индивид. существование, кот. он называл субстанцией, от общей сущности – родовой и видовой – кот. он называл субсистенцией. Субстанция - quod est (вещь как целое вместе со своими акциденциями), субсистенция - quo est (то, благодаря чему она такова, – предсущее, то, что делает возможным переход от сущности как возможности вещи к действительности. Субстанция имеет случайности индивид. существования, субсистенция полностью лишена их. Божественное бытие наделяет индивидуальные субстанции соответствующими субсистенциями. В понятии божественного бытия субстанция совпадает с субсистенцией. Это приводит к р азличению Бога (deus) и божественности (deitas) - В 1147 г. Бернард Клервоский (1090-1153) на Парижском соборе обвинял Гильберта за это.

Также к Шартской шк. принадлежал Иоанн Солсберийский. Рассматривает 5 вариантов решения проблемы универсалий. На самом деле, мы не знаем способа существования универсалий, но можем говорить о том, как мы получаем представления о них (эту проблему помогает решить уч. Арист. об абстрагировании). Если мы рассмотрим сущностное подобие разл. индивидов, то получим вид, а когда рассмотрим сходство м/д видами, получим род. Освобождая в нашем мышлении субстанции от акциденций, кот. они различаются, мы достигнем универсалий.


23. Этика Абеляра. Школы и университеты. Аббат Сюжер и начало Готики. Мистика Бернарда Клервоского. Иоанн Солсберийский. Сен-Викторские мистики. Иоахим Флорский: содержание и судьба учения.

Этика Абеляра (1079-1142) «Познай самого себя» и«Диалог м/д философом, иудеем и христианином». Этика – цель всех наук. В обществе развиваются правовые понятия (пример - Клюнийская реформа). Одним из центральных пунктов философии Абеляра стало определение этических понятий (прежде всего понятия греха) в их отношении к правообеспечению, что породило проблему соотношения двух форм права: естественного и позитивного. Естественное право определяло понятия греха и добродетели применительно к Высшему Благу (Богу), позитивное - к праву общему, человеческому, принципы которого были разработаны еще в античной философии; проблема же того, как возможно достижение блага - собственным усилием или предначертанностью закона - обращала к религии.

В «Этика, или Познай самого себя» вводится понятие интенции (intentio) - осознанного умысла поступка) - переносе внимания с поступка на оценку состояния души, которое позволяет выявить при внешне одинаковых поступках различные намерения («двое вешают некоего преступника. Один движим ревностью к справедливости, а другой - застарелой вражеской ненавистью, и хотя совершают одно и то же деяние... из-за разницы в намерении одно и то же делается разно: одно - со злом, другое с добром»). Действия человека оцениваются по его намерению. Грех – поступок, совершенный человеком вопреки его совести.

Следствия такого отношения к греху таковы: поскольку грех определялся через интенцию и искупался осознанным раскаянием и покаянием, что происходило благодаря внутреннему вопрошанию души, то 1) грешнику не нужен посредник (священник) в общении с Богом; 2) грешниками не являются люди, совершившие грех по неведению — п оэтому язычники, преследовавшие Хр., не совершили греха, т.к. не действовали вопреки своим убеждениям. И язычники, жившие до хр-ва должны быть спасены – реабилитация ант. философов. Сократ не уступал мученикам хр-ва.; 3) человек наследует не первородный грех, а наказание за этот грех.

Сомнение в искупительной миссии Христа, на кот. основывалась церковь. Роль Хр. не в том, что он снял с человечества грех Адама и Евы, а в том, что был примером и учителем морали. Отрицал догмат первородного греха - А. и Е. передами потомкам не грех, а способность раскаиваться. Отрицание необходимости бож. благодатиблагодать не предварительное условие моральных поступков человека, а награда за них. Т.о. Абелар делает человека самого ответственным за свои заслуги и грехи.

Идея веротерпимости. Нет ни одного учения, кот. не заключало бы в себе элементов истины.

Абеляр называет христиан – безумцами, а истина формулируется философами, кот. руководствуется разумом и естественным законом. Нравственное познание сводится к этому закону. А добавленные к нему в церкви моральные предписания – внешние определения, излишние для морали.

 

В архитектуре также отражалась идейная направленность того времени. Сходство готики и схоластики: 1) устремленность ввысь, к Богу 2) нематеримальность 3) субъективизм (статуи)

Аббат Сюжер (Сугерий) (1088 - 1151) - преобразователь аббатства Сен-Дени, которое по своему политическому значению и своим земельным владениям превосходило большинство других епархий Франции; «крёстный отец» готического стиля средневековой архитектуры. Регент Франции во время Второго Крестового Похода, советник и друг двух французских королей. Был убежден в непоколебимости 3-х истин. Первая - король, и в особенности король Франции, есть «наместник Бога», «несущий образ Божий в себе и проводящий этот образ в жизнь», постулат, согласно которому король не должен поступать неправедно («если король преступает закон, это бесчестит его, ибо король и закон - Rex et lex - являются вместилищем одной и той же верховной власти»).Когда Людовик VII вернулся во Францию из Крестового Похода в Святую Землю, Сюжер, который был в его отсутствие Регентом, передал ему страну мирную и объединенную, каковой она редко бывала ранее, и полную казну. С тех пор народ и король называли его "Отцом Отечества".

Готика - синтез всех французских региональных стилей. Сюжер обнаружил в словах самого Святого Дионисия такую христианскую философию, которая позволяла ему приветствовать материальную красоту как форму воплощения духовной красоты и блаженства. Сам ходил в лес выбирать высокие стропила для храма. Оправдывая свои архитектурные начинания, Сюжер не устает подчеркивать четыре момента. Первое: все, что ни делалось, делалось лишь после тщательного обсуждения с братьями, «чьи сердца возгорались к Иисусу, а Он все время говорил с ними», и многие братья безо всяких обиняков просили о проведении соответствующих изменений. Второе: проведенные работы снискали Благоволенье Божье и Святых Мучеников, и этому были явлены знаки: так, Ими было чудодейственно явлено наличие подходящих строительных материалов, причем о существовании подобных материалов раньше никто не подозревал; Ими был защищен от страшной бури незаконченный свод и Ими же поощрялось проведение работ наиразличнейшими и наискорейшими способами, так что восточный конец церкви был построен в невероятно короткий (и полный символического значения) срок в три года и три месяца. Третье: было сделано все, чтобы сохранить старые камни перестраиваемой церкви, к которым относились так, словно это были реликвии. Четвертое - перестройка церкви являлась бесспорной необходимостью в связи с ее обветшалым состоянием и относительно небольшими размерами, что приводило к беспорядкам в праздничные дни. Сюжер, свободный от «какого бы то ни было пристрастия к пустой славе», никогда бы не «рискнул взяться за такую работу или даже подумать о ней, если бы того не требовали такие огромные, такие необходимые, такие полезные и достойные обстоятельства»..

 

Бернард Клервоский (1091-1153) придерживался мистического направления в теологии, сторонник папской теократии. Боролся с ересями (катаров) и осуждал тенденции к рассудочному подходу в теологии (в частности был инициатором осуждения ГильтертаПорретанского и Пьера Абеляра и Арнольда Брешианского на церковном соборе 1140 года). Участвовал в создании духовно-рыцарского ордена тамплиеров, написал для него первый устав духовно-рыцарских орденов. Вдохновитель II Крестового похода 1147 года. Содействовал росту монашеского ордена, в его память получившего название бернардинцев. Уже при жизни его считали святым.

Подчеркивал равнодушие к философии. Утверждал, что светские науки имеют ничтожную ценность в сравнении со священными. Называл своими учителями апостолов. "Моя философия — знание Иисуса распятого". Учение о мистической любви: " О необходимости любить Бога ". 3 наставления Христа: смирение, труд, плоды труда. " О супенях смирения и гордости " - 12 ступеней смирения: добродетель заставляет нас упасть в собственных глазах; испытать сочувствие к бессилию ближнего, увидеть собственные грехи и устремится к праведности. Когда человек бескорыстно любит Бога, он уподобляется Богу. (Отличие от неоплатонизма: в слиянии с Богом душа не отождествляется с ним, а только уподобляется.) Созерцание Бога наступает как результат осознания ничтожности собственного существования. Кульминация — утрата себя в экстазе любви к Богу, предельная точка единения воль и как бы отделение души от тела. "Всякое человеческое чувство у святых должно расплавиться, чтобы перетечь в волю Божью. Как Бог будет во всем, если в человеке останется что-то от человека?" Экстатическое состояние, к в котором человек как бы прорывает ограниченность собственного существа, мгновенно расширяет до бесконечности границы его духа. Это сугубо интимный инидивидуальный процесс, поэтому даже нет смысла описывать слияние с Богом. Если Бог пожелает, он может соединить с собой душу человека, волюбив себя в этом своем образе, как он любит себя в себе самом. Грех — любое небескорыстное действие, в котором человек желает что-то для себя. Хотение для себя нарушило подобие человека Богу. Христианство как перевоспитание любовью.

Иоанн Солсберийский (1115/1120 - 1180) — епископ Шартра, получил образование и сложился как богослов, писатель и педагог в Париже, где слушал Пьера Абеляра и др. Известен политическими и педагогическими трудами, среди которых — «Поликратик» и «Металогик». В «Поликратике» Иоанн Солсберийский рассуждает о строении государства и общества, высказывает приверженность платоновским идеям о том, как следует управлять государством, а также соображения о необходимых качествах государя и путях их достижения. «Металогик» — типичное сочинение по педагогике эпохи Средневековья. Появилось одним из первых, знаменуя собой выделени е педагогики как отрасли знаний о человеке. В «Металогике» изложена теория и практика преподавания дисциплин, входивших в тривиум, вопросы психологии ученика и логики подачи материала. Сочинения Иоанна Солсберийского отличаются простотой, стройностью, логикой, его язык и стиль стали эталоном для средневековых учёных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.