Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исполнительная власть и ее место в системе властей




В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Таким образом, исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти, тесно взаимодействующая с законодательной и судебной ветвями.

Самостоятельность исполнительной власти выражается:

1) организационно, т.е. реализующие ее органы исполнительной власти не входят в структуру каких-либо иных органов государственной власти;

2) функционально, так как ее главное назначение – исполнение законов и других нормативно-правовых актов, состоящее в организующей деятельности по руководству в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах общественной жизни.

Вместе с тем за деятельностью исполнительной власти осуществляется контроль со стороны законодательной и судебной ветвей власти. Так, законодательная власть участвует в формировании кадрового состава власти исполнительной (Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной думы (ч.1 ст. 111 Конституции РФ)). Утверждая государственный бюджет, законодательный орган санкционирует финансовые полномочия исполнительной власти. Кроме того, законодательная власть может привлечь Правительство к политической ответственности путем вынесения вотума недоверия (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ).

В то же время исполнительная власть наделяется правом законодательной инициативы. В отношении отдельных законопроектов Правительство РФ дает заключения о финансовой возможности их принятия. Правительство РФ может включать в состав своих советов и комитетов представителей законодательного органа власти, реализуя взаимодействие с ним.

Президент Российской Федерации организационно не включен в систему какой-либо ветви государственной власти, осуществляя ее в качестве главы государства. Однако он обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти, позволяющими ему фактически руководить Правительством, а также рядом федеральных органов исполнительной власти. Несмотря на это Правительство остается независимым органом, осуществляющим в полном объеме исполнительную власть.

Судебная власть осуществляет контроль законности актов и совершаемых действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Так, Конституционный суд Российской Федерации рассматривает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Правительства РФ, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и т.п. Он также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов, а также дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.

Кроме того, любое действие или решение органов исполнительной власти или их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке гражданином или организацией, которые считают, что этим действием или решением нарушены их права либо на них возложена дополнительная обязанность.

Исполнительная власть реализуется в деятельности специальных органов, действующих на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Высшим органом исполнительной власти является Правительство Российской Федерации. В систему федеральных органов исполнительной власти входят также федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства[1]. Система органов исполнительной власти субъектов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Конституция Российской Федерации определяет предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Федерации и субъектов РФ (ст. 72), самостоятельного ведения субъектов РФ (ст. 73). При этом, согласно п. 2 ст. 77 Конституции РФ, в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

 

4. Соотношение исполни­тельной власти и государственного управления

Вопрос о соотношении государственного управления и исполнительной власти стал актуальным в нашей стране со времени изменения общественно-политического строя. В советском законодательстве и научной литературе широко использовался термин «государственное управление», который отождествлялся с исполнительно-распорядительной деятельностью. Действующий в настоящее время принцип разделения властей, закрепленный в Конституции РФ 1993 г., сделал общеупотребительным понятие «исполнительная власть», при этом термины «исполнительно-распорядительная деятельность», «государственное управление» уже не применяются в нормативно-правовых актах.

Изменения в терминах отражают произошедшие изменения форм и методов государственной управленческой деятельности, продиктованные условиями общественного развития. Во многих областях общественной жизни, прежде всего, в сфере экономики, влияние государства в значительной степени сократилось. Приоритетное использование понятия «исполнительная власть» подразумевает отказ от функций прямого непосредственного управления, характерного для условий преобладания государственной собственности.

Тем не менее, государственное управление, понимаемое как специфический вид государственной деятельности (исполнительно-распорядительная деятельность), не должно противопоставляться исполнительной власти. Их взаимосвязь выражается в том, что государственное управление представляет собой вид деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Она, в свою очередь, составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая ее функциональную (исполнительную) направленность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «государственное управление» следует рассматривать как более широкое, чем понятие «исполнительная власть», и последняя является его производной, поскольку призвана определять объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.