Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единая государственная система экологического мониторинга




Понятие и правовое регулирование экологического мониторинга

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» определил экологический мониторинг как комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.

Статья 63 этого закона регламентирует организацию государственного экологического мониторинга. Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ [Постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 г. № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)»] в форме Единой государственной системы экологического мониторинга, а предоставление информации о состоянии окружающей природной среды регулируется законодательством.

Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, используется органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, а также органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки комплексных федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, а также целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ.

Правовой основой государственного мониторинга окружающей среды является Конституция РФ (ст. 42), ФЗ «О гидрометеорологической службе» от19.07.1998 г. № 113-ФЗ, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст.45), Водный кодекс РФ (ст. 30), ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (ст.36), ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ст.29), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст.23), ФЗ «О недрах» (ст.36), ФЗ «Об охране озера Байкал» (ст.29), ФЗ «О мелиорации земель» (ст. 21), Лесной кодекс (ст.69), ФЗ «О животном мире» (ст.15) и др.

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 г. № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды» в обеспечении функционирования Единой государственной системы экологического мониторинга участвуют следующие органы, каждый из которых или выполняет собственную функцию, или осуществляет мониторинг своего подведомственного объекта:

- Росгидромет – организация мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения (атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, околоземного космического пространства), радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов; формирование и обеспечение деятельности и охраны государственной наблюдательной сети; ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также централизованного учета экологической информации.

- Росводресурсы, Рослесхоз и Роснедра – организация мониторинга животного и растительного мира, а также наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов совместно с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, в т.ч. Росрыболовством, а также мониторинг лесов.

- Государственная санитарно-эпидемиологическая служба – осуществление мониторинга воздействия вредных факторов среды обитания на состояние здоровья населения.

- Роснедвижимость – мониторинг земель.

- Россельхоз – мониторинг окружающей природной среды, животных и растений на землях сельхозназначения.

В Единой государственной системе экологического мониторинга участвуют многие другие федеральные органы исполнительной власти, которые координируют деятельность подведомственных предприятий и организаций отрасли в области мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду.

В целом Единая государственная система экологического мониторинга решает следующие задачи:

разработка программ наблюдения состояния окружающей природной среды на территории России, в отдельных ее регионах и районах;

- организация наблюдения и проведения измерений показателей объектов экологического мониторинга;

- обеспечение достоверности и сопоставимости данных наблюдений как в отдельных регионах, так и по всей территории России;

- сбор и обработка данных наблюдений;

- организация хранения данных наблюдений, ведение специальных банков данных, характеризующих экологическую обстановку на территории России в целом и в отдельных ее районах;

- оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды и антропогенных воздействий на них, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на изменение окружающей природной среды;

- организация и проведение оперативного контроля и прецизионных изменений радиоактивного и химического загрязнения в результате аварий и катастроф, а также прогнозирование экологической обстановки и оценка нанесенного природе ущерба;

- обеспечение доступности интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации;

- информационное обеспечение органов управления состоянием окружающей природной среды, природных ресурсов и экологической безопасностью;

- разработка и реализация единой научно-технической политики в области экологического мониторинга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.