Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5. Источники ЭП




Источники экологического права - нормативно-правовые акты, которые регулируют общественные отношения по охране окружающей среды и ационального использования природных ресурсов. Особенности источников: 1) ст.72. Конституции РФ: Экологическое законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Совместное ведение означает на федеральном уровне устанавливаются принципы, разрабатываются общие положения, а субъекты РФ реализуют их с учетом своих региональных особенностей. 2) Экологические нормы закреплены не только в специальном экологическом законодательстве, но и НПА других отпраслей(н-р, Градостроительный кодекс, КоАП РФ, УК РФ итд)

 

Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:

1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму — в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом.

2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на при-нятие данных нормативно-правовых актов.

3. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом.

4. Наконец, для того, чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.

 

Классификация источников.

1. Международные договоры и соглашения. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, - составная часть ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть четвертая ст. 15 Конституции РФ).

Все международные договоры можно поделить на 2 группы: 1. международные договоры государств СНГ; 2) международные договоры с другими иностранными государствами.

Основным межправительственным соглашением государств участников СНГ от 8.02.98 «О взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды»(заложен основной принцип сотрудничества).

Договоры с иными государствами заключаются либо в отношении окружающей среды в целом(н-р, всемирная хартия природы 1982г.), либо международные договоры, направленные на охрану отдельных природных объектов(международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954г.)

2. Конституция РФ. Имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Она закрепляет право собственности на природные ресурсы в ее различных формах (ст. 9), провозглашает основные экологические права и обязанности граждан РФ (ст. 42, 58). Специальная статья посвящена праву граждан РФ иметь в частной собственности землю и свободно владеть, пользоваться и распоряжаться ею в пределах, установленных законом (ст. 36).

В Конституции определены организационно-правовые основы осуществления экологической функции государства. Ст. 71, 72 и 114 устанавливают компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, полномочия высших государственных органов по проведению экологической политики.

3. Федеральное законодательство. 1. Экологическое законодательство; 2)Природо -ресурсное законодательство; 3) законодательство иных отраслей.

Экологическое законодательство: 1) ФЗ «Об охране окружающей среды» (вступил в действие 12.01.2002, структура 16 глав, 83 статьи)Данный закон в отличие от ранее действовавшего экологического законодательства в ст.1 предусматривает основные понятия и определения экологического законодательства; предусматривает экологические требования ко всем стадиям хозяйственной деятельности; перечень объектов охраны дополнен: околоземное космическое пространство; экологический аудит и экологическая сертификация; предусмотрен специальный срок исковой давности по искам о возмещении вреда окружающей среде в 20 лет.

2) ФЗ «Об экологической экспертизе» закрепляет требования проектной документации, нормативная, техническая реализация которых может негативно сказаться на окружающей среде. Без положительного заключения финансирование и строительство не допускается.

Природо -ресурсное законодательство: 1)Водный Кодекс РФ от 2007г. увеличил количество водных объектов, которые могут находиться в частной собственности (пруды, обводненные карьеры, замкнутые водоемы), отменил лицензии на водопользование(договор, либо решение органа гос. власти).

2)Лесной кодекс от 2007г. В отличие от прежнего не использует понятие древесно-кустарная растительность, отменил разрешительные документы в виде ордера, лесного билета, лесорубочного билета: либо договор, либо решение органа гос.власти.

3) ФЗ об особо охраняемых природных территориях от 1995г. Заказники, запасники, национальные и природные парки, памятники природы и др.

Законодательство иных отраслей: 1)ГК РФ. Организационно правовые формы для субъектов ЭП, закрепляет вещные и обязательственные права в отношении природных ресурсов, устанавливает общие начала оборотоспособности природных ресурсов.

2) налоговый кодекс. Налоги: земельный, водный, налог на добычу полезных ископаемых.

3)КоАП: адм. Экологич. Правонаруш.

4)УК РФ. Отдельная глава – Экологические преступления.

4. Подзаконные нормативные акты. Указы Президента, Постановления Правительства, Ведомственные правовые акты.

актам субъектов Российской Федерации относятся законы и

подзаконные акты субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации:

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

 

Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, действующие только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

распоряжения;

решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.