Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И необходимость разграничения ее между органами




Понятие компетенции в сфере охраны окружающей среды

Образований в сфере охраны окружающей среды

государственной власти Российской Федерации

и субъектов Российской Федерации

Статья 72 Конституции РФ, как уже говорилось выше, устанавливает, что вопросы охраны окружающей среды относятся к предметам совместного ве­яния Российской Федерации и ее субъектов. Такая формулировка нормы основного закона не дает ответа на вопрос о том, чем же конкретно должны заниматься соответствующие уровни государственной надстройки в рас­сматриваемой сфере. При этом далеко не праздным является решение вопро­си о недопустимости, во-первых, совпадения компетенционных правомочий органов государственной власти федерального и регионального уровней в конкретной сфере деятельности, а, во-вторых, чтобы не сложилось такой си­туации, когда объективно важные в экологическом плане проблемы окажутся не учтенными и не контролируемыми никем.

В экологической сфере государственное присутствие имеет ярко выра­женный характер и обусловливается это чрезвычайной заинтересованностью государства в стабилизации экологической обстановки и последующем улучшении ее, а также в необходимости обеспечения неукоснительного сочлюдения законодательства об охране окружающей среды различными субъ­ектами экологических правоотношений. Следует отметить, что во второй половине 1990-х - начале 2000 гг. наметилась в целом позитивная тенденция снижения уровня регулирования экологических процессов со стороны собст-нснно Российской Федерации с одновременной передачей компетенционных правомочий на уровень субъектов Российской Федерации. Это обстоятельст­во рассматривалось объективно необходимым с разных точек зрения и не в последнюю очередь, исходя из соображений целесообразности сокращения численности федеральных государственных служащих, осуществляющих конкретные функции непосредственно на местах, с естественным снижением расходов федерального бюджета на соответствующие цели. Кроме того, это позволяло субъектам Российской Федерации более оперативно, учитывая региональные особенности, реагировать на те или иные негативные тенденции и мобильно перестраивать свою работу.

Вместе с тем далеко не всегда и не везде субъекты Российской Федерации должным пониманием относились к своей ответственной роли в деле регулирования экологически значимых процессов, что в целом сказывалось на качестве реализации на уровне конкретных регионов федеральной экологи-

ческой политики. Нередко региональный интерес преобладал над общегосу­дарственным. Данное обстоятельство послужило основанием для внесения в августе 2004 году серьезных корректив в ряд законодательных актов Россий­ской Федерации экологического характера, в которых компетенционные пра­вомочия регионов были существенно урезаны. Речь идет о Федеральном за­коне от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых за­конодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федераль­ных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1, который установил с 1 января 2005 года новый круг компетенционных правомочий Российской Федерации и ее субъектов в рассматриваемой сфере, перераспределив его первоначально в пользу феде­рального центра.

Вместе с тем, выявившиеся в ходе подготовки к реализации новых поло­жений недостатки послужили основанием для принятия еще одного законо­дательного акта — Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ «О внесе­нии изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федера­ции и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня во­просов местного значения муниципальных образований»2, который установил казалось бы окончательный (по состоянию на 1 января 2005 г.) статус-кво публичных органов власти в экологической сфере.

Однако практика реализации нововведений в 2005 г. дала повод для по­следующей корректировки норм федерального законодательства и принятия Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в от­дельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенст­вованием разграничения полномочий»3, который в свою очередь предопреде­лил новые компетенционные возможности органов публичной власти (федерального, регионального и местного уровней) с 1 января 2006 года, причем в при очевидном расширении правомочий субъектов Российской Фе­дерации произошло определенное сужение компетенции муниципальных об­разований

Под компетенцией в рамках данной темы понимается круг вопросов, ре­шение (реализация, осуществление) которых отнесено к ведению Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образова­ний. Речь может идти о функциях, направлениях деятельности. В этом смыс­ле компетенция выступает даже не столько как право Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования осуществлять ту или иную деятельность, а как их обязанность, поскольку нереализация отдельных ком­петенционных правомочий, например, неопределение на федеральном уровне круга исполнительных органов, уполномоченных осуществлять государст­венный экологический контроль, превращает такую функцию в фикцию, да­же при наличии закрепленных в законодательстве полномочий (прав), кото­рые могли бы реализовывать эти самые федеральные органы исполнительной власти. Равно как утверждение системы специально уполномоченных феде­ральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей сре­ды без наделения их соответствующими полномочиями превращало бы такие органы в неработоспособные структуры.

Данное обстоятельство далеко не всегда принимается во внимание в зако­нодательных актах, в том числе и федерального уровня, когда понятие ком­петенция подменяется понятием полномочия. Вместе с тем, по нашему мне­нию, полномочия выступают как средства реализации компетенционных возможностей того или иного субъекта.

Ниже будут рассмотрены вопросы компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере в установ­ленных федеральным законодательством случаях. Вопросы компетенции на­званных субъектов правоотношений в сфере природопользования освещают­ся в соответствующих главах особенной части курса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.