Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники НП и законодательства о налогах и сборах




1. Конституционно-правовая система (Конституция как её интерпретирует КС) – посмотреть практику

2. Международные договоры (имеют преимущество на федеральным законодательством, но не всегда!). Есть определённые модельные конвенции, которыми руководствуются все государства:

• Соглашения об избежании двойного налогообложения в сфере прямых налогов (77 ратифицировано в РФ, а всего подписано 86 договоров, почти со всеми странами ЕС) – касаются налога на прибыль организации, имущества организации, НДФЛ, налога на имущество ФЛ. Эти соглашения заключаются в соответствии с одной из 2х моделей (модель – это типовое соглашение с комментариями, soft law, их можно игнорировать, но тогда есть риск, что никто не будет подписывать соответствующие договоры): модель ООН и модельные конвенции ОЭСР (наиболее распространена)

• Соглашения об обмене информацией и об оказании правовой помощи по налоговым делам

• Соглашения, касающиеся косвенное налогообложение – суть определить прядок налогообложения реализации товаров или услуг (для того, чтобы гос-ва понимали, где располагается место реализации определённых услуг). Соглашения в рамках Таможенного союза.

• Соглашения о защите и поддержке инвестиций, об обеспечении консульских иммунитетов, о сотрудничестве в сфере транспорта и т.д. Здесь налоговые нормы следуют наряду с другими, это более комплексные акты.

• К источникам этого же уровня относят практику международных судов (например, ЕСПЧ, суд Евразес, экономический суд СНГ и д.т.).

3. ФЗ – НК РФ и Закон РФ о налоговых органах, Закон РФ о налогах на имущество ФЛ (1991) – инкорпорации этого акта в НК нет. Соотношение налоговых и неналоговых законов. Ст 6 нацелена на урегулирование отношений между равными актами по юридической силе. Начиная с 1992 дискуссия – налоговые льготы применяются, только если они закреплены в налоговом законодательстве (до 1994 года суды поддерживали эту практику), затем, когда внесли льготы в закон о статусе судей, практика поменялась – применяется ФЗ (1996-1999 гг.). В итоге: законодатель стал вводить в сам НК РФ определённые запреты, специальная норма, которая регулирует узкие вопросы. Закон, принятый позднее, подлежит применению. Винницкий: правило специальной и общей нормы в контексте юриспруденции – специализация проявляется в отраслях, следовательно, НК будет более специальной нормой. КС упоминал эту проблему в контексте – именно в налоговом законодательстве должны содержаться налогово-правовые нормы, если мы рассредоточиваем такие нормы, то мы не сможем обеспечить единство финансовой системы. Приоритет налоговых законов над неналоговыми.

4. Акты исполнительной власти, постановления правительства, указы президента (все элементы налогообложения д.б. урегулированы на уровне ФЗ). По общему правилу, все основные правовые нормы должны закрепляться в законе. Ст. 4 НК предусматривает ограниченный перечень случаев, когда по налоговым вопросам могут приниматься постановления правительства и указы президента. На практике акты исполнительных органов власти могут приниматься:

• В порядке делегирования, когда закон предусматривает для правительства возможность правительства принятия решений по вопросам в развитии налогового законодательству (ставка вывозных пошлин носит расчётный характер и в конечном счёте устанавливается Правительством и т.д.)

• При принятии правовых актов для восполнения существующих пробелов в законодательстве (по некоторым видам сборов правительство определяло режим взимания)

• Регулирование некоторых пограничных вопросов (указом президента создаются структурные подразделения)

Общим являет то, что принимаемые указы и постановления не затрагивают сферу исключительного государственного регулирования.

5. Специализированные органы – министерство финансов, федеральная налоговая служба. Минфин своими приказами в ряде случаях может осуществлять нормотворческое регулирование, принимать акты вспомогательного характера. В ст 284 НК в ряде случаев предусматривается возможность применение ставки 0% при налогообложении дивидендов, но во всех случаях данная ставка не принимается, если организация зарегистрирована в офшоре, а список офшоров устанавливает министерство финансов. Полномочия ФНС – когда ей делегируются полномочия утвердить форму документа. Они могут давать пояснения как заполнять декларацию и т.д. (квазинормативные акты). Но это не н/а. Есть практика арбитражных судов, когда признавали недействительными акты – письмо Министерства финансов о командировках … изначально это не н/а, но суд рассматривает его как будто это н/а, чтобы не лишать налогоплательщиков права на защиту

6. Региональный и местный уровни. Могут приниматься законы субъектов федерации: н/п/а, которые регламентируют налоговые льготы по региональным и местным налогам. Могут приниматься акты общего характера в пределах компетенции – и региона и МО правомочны регламентировать условия предоставления кредитов, отсрочек и рассрочек. Они уполномочены предусматривать пониженные налоговые ставки и т.д.

7. Источники налогового права, связанные с судебной практикой. Эффект отрицательного нормотворчества. Выступают как интерпретационные источники права. Особое значение имеет практика в рамках системы арбитражных судов. Необходимо отличать просто практику от собственно источников права. Как источники права мы можем расценивать только решения, методические указания ВАС. ВАС считает, что принятое постановление ВАС не просто является основанием для пересмотра конкретного дела, по которому оно принимается, но и правовая позиция ВАС является основанием для пересмотра ранее вынесенных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам по аналогичным делам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.