Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы защиты гражданских прав 2 страница




– прекращается договор поручения (ст.977 ГК), договор комиссии (ст. 1002 ГК), агентский договор (ст. 1010 ГК) и др.

4. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Ее основные характеристики состоят в следующем:

1) отмена указанного решения производится только судом;

2) основанием отмены решения о признании гражданина безвестно отсутствующим являются либо явка лица, либо обнаружение места его пребывания;

3) суд рассматривает вопрос об отмене решения при наличии заявления, поданного как самим гражданином, признанным безвестно отсутствующим, так и другими заинтересованными лицами;

4) решение суда об отмене решения о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для отмены опеки над имуществом, прекращения договора доверительного управления. Если был расторгнут брак, то он может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов при условии, что ни один из супругов не вступил в новый брак.

Основные положения института объявления гражданина умершим состоят в следующем.

1. Объявление гражданина умершим возможно только по основаниям, указанным в законе, при этом:

– по общему правилу основанием объявления гражданина умершим является факт отсутствия о нем сведений в месте его жительства о месте его пребывания в течение 5 лет;

– если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью, или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, факт отсутствия сведений о нем в месте его жительства о его месте пребывания составляет 6 месяцев;

– если военнослужащий или иной гражданин пропали без вести в связи с военными действиями, они могут быть объявлены умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

2. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

3. Объявление гражданина умершим осуществляется только судом. Порядок судебного разбирательства аналогичен порядку признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 252-257 ГПК РФ).

4. Объявление гражданина умершим по правовым последствиям во многом приравнено к естественной смерти, однако полного тождества нет:

– на основании решения суда об объявлении гражданина умершим производится запись в соответствующей книге органов Загса;

– открывается наследство;

– прекращаются обязательства, которые носят личный характер;

– брак считается прекращенным;

– гражданин, объявленный умершим, если он жив, сохраняет правоспособность.

5. Объявление гражданина умершим судом следует отличать от установления судом факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах (ст. 247–251 ГПК РФ).

6. В случае явки гражданина, объявленного умершим, или обнаружения его места пребывания наступают следующие последствия:

– суд отменяет решение об объявлении его умершим по заявлению этого гражданина или других заинтересованных лиц;

– гражданин, в отношении которого отменено судебное решение об объявлении его умершим, вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 302 ГК РФ;

– гражданин вправе потребовать возврата своего имущества, перешедшего к другим лицам по возмездным сделкам при условии, что эти лица, приобретая имущество, знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость;

– на основании решения суда об отмене решения об объявлении гражданина умершим аннулируется запись в Книге записи актов гражданского состояния.

7. Понятие и виды юридических лиц.
Юриди́ческое лицо́ — созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении илиоперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлятьимущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
В зависимости от формы собственности:

· государственные

· частные (негосударственные)

В данной классификации можно учесть прямую аналогию с принятым зарубежным делением:

· юридические лица публичного права

· юридические лица частного права

В зависимости от целей деятельности:

· Коммерческие

· Некоммерческие

По составу учредителей:

· Юридические лица, учредителями которых являются только юридические лица (союзы и ассоциации)

· Только государственные (унитарные предприятия)

· Любые субъекты гражданского права (все остальные юридические лица)

По характеру прав участников выделяют организации:

· на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения)

· в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы)

· в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения, религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц)

В зависимости от объёма вещных прав организации выделяют юридические лица, обладающие правом:

· оперативного управления на имущество (учреждения, казённые предприятия)

· хозяйственного ведения (государственные и муниципальные предприятия, кроме казённых)

· собственности на имущество (все другие юридические лица)

В ГК РФ и других законах («О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», Жилищном кодексе РФ) предусмотрены следующие виды организационно-правовых форм юридических лиц:[6]

· Коммерческие организации

· Хозяйственное товарищество

· Полное товарищество

· Товарищество на вере (коммандитное)

· Хозяйственное общество

· Публичное акционерное общество

· Непубличное общество

· Непубличное акционерное общество

· Общество с ограниченной ответственностью

· Производственный кооператив

· Унитарное предприятие

· Основанное на праве хозяйственного ведения

· Основанное на праве оперативного управления (казённое предприятие)

· Хозяйственное партнёрство

· Некоммерческие организации

· Общественное объединение в том числе

· Общественная организация в том числе:

· Национально-культурная автономия

· Профессиональный союз

· Общественное движение

· Общественный фонд

· Общественное учреждение

· Орган общественной самодеятельности

· Политическая партия

· Община коренных малочисленных народов Российской Федерации

· Торгово-промышленная палата

· Религиозное объединение

· Некоммерческое партнёрство

· Учреждение, включая органы государственной власти

· Фонд

· Автономная некоммерческая организация

· Ассоциация и союз

· Потребительский кооператив

· Специализированные кооперативы: гаражно-строительные, жилищные, жилищно-строительные

· Товарищество собственников жилья

· Кредитный потребительский кооператив

· Общество взаимного кредитования (кредитный потребительский кооператив граждан)

· Государственная корпорация

· Государственная компания

Территориальные отделения общественных организаций могут регистрироваться в качестве юридических лиц самостоятельно.

Коммерческие юридические лица могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ. Некоммерческие юридические лица могут создаваться и в иных предусмотренных законом организационных формах.

Вопрос 8. Образование юридических лиц. Государственная регистрация юридических лиц.
Согласно ст.51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Порядок государственной регистрации юридических лиц определён Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" (с изменениями от 12 августа 2002 г.), таким регистрирующим органом является Министерство РФ по налогам и сборам.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Для регистрации обычно представляются:

· заявление учредителей о регистрации;

· устав организации;

· учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица или протокол собрания;

· документ об уплате регистрационной пошлины;

· документ об оплате половины уставного капитала коммерческой организации.

Регистрирующий орган проверяет соблюдение необходимых для создания субъекта права условий, регистрирует учредительные документы и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего обозрения.

Отказ в регистрации допускается лишь в случаях несоответствия учредительных документов закону и несоблюдения установленного порядка образования юридического лица. Отказ, а также уклонение регистрирующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суде.


Порядок государственной регистрации юридических лиц определён Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». За государственную регистрацию ЮЛ оплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей, а за гос. регистрацию ИП — 800 руб, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Документы представляются заявителем в налоговые органы в соответствии с территориальной принадлежностью адреса места нахождения исполнительного органа юридического лица, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, лично или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Законом определено, что уполномоченным лицом (заявителем) могут быть только физические лица. К ним относятся:

· руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

· учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

· руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

· конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

· иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утверждённой Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюдён установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц (при необходимости) соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Вопрос 9.Прекращение юридических лиц. Несостоятельность (банкротство) юридического лица как основание его ликвидации.
Прекращение юридических лиц происходит в порядке, предусмотренном законодательством России и союзных республик. В соответствии со ст. 37 ГК юридическое лицо прекращается путем ликвидации или реорганизации (слияния, разделения или присоединения).

При ликвидации юридического лица, которая в условиях нашего государства является редким явлением, полностью прекращается его деятельность. В данном случае ликвидационная комиссия либо директор ликвидируемого предприятия, организации определяют активы и пассивы этого предприятия, организации и в течение определенного (обычно месячного) срока производят расчеты с кредиторами.

Основные фонды и имущество, оставшиеся после удовлетворения претензий кредиторов (а при ликвидации кооперативной или другой общественной организации - и после возврата членам данной организации паевых либо иных подлежащих возврату взносов), передаются вышестоящей организации либо организации, указанной в постановлении о ликвидации. Имущество ликвидированной межколхозной, государственно-колхозной или иной государственно-кооперативной организации, оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов, распределяется между ее участниками пропорционально их взносам.

При реорганизации юридического лица в отличие от ликвидации возникает правопреемство, которое означает переход к новому юридическому лицу не только прав, но и обязанностей реорганизованного юридического лица. Правопреемник отвечает по долгам реорганизованного юридического лица не только принятым от него имуществом, но и своим имуществом, на которое по закону может быть обращено взыскание.

Прекращение юридических лиц осуществляется в распорядительном, принудительном и добровольном порядке.

В распорядительном порядке прекращение деятельности государственных организаций, предприятий и учреждений производится тем органом, по решению которого они образуются.

В принудительном порядке, т. е. по решению суда или компетентного государственного органа, прекращается деятельность колхозно-кооперативных, общественных, а также государственно-кооперативных организаций, если они уклоняются от цели, для которой созданы, либо по другим основаниям, предусмотренным в законе или уставе.

В добровольном порядке, т. е. только по решению общих собраний членов или собраний уполномоченных, реорганизуются кооперативные, государственно-колхозные, государственно-кооперативные и общественные организации.

1. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. (в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 6-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ) Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. 2. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.01.2006 N 6-ФЗ. 3. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве). (п. 3 в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ)
Комментарий к статье
1. Одним из оснований ликвидации некоторых категорий юридических лиц является их несостоятельность (банкротство), понимаемая как неспособность организации удовлетворить требования ее кредиторов. Статья 2 и п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве уточняют понятие несостоятельности, определяя ее как признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При этом дело о банкротстве по общему правилу может быть возбуждено арбитражным судом лишь при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. Так же как и в других случаях ликвидации организаций (см. коммент. к ст. 61 ГК), объявление (признание) юридического лица несостоятельным (банкротом) может производиться как принудительно - по решению суда, так и в добровольном порядке - по заявлению самого должника - юридического лица. 2. Согласно п. 2 коммент. ст. и п. 4 ст. 61 ГК возможность объявления (признания) юридического лица банкротом предусмотрена лишь для коммерческих организаций (за исключением казенных предприятий) и для потребительских кооперативов или фондов. С другой стороны, п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве распространяет действие этого закона на большинство юридических лиц. Исключением являются лишь казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации. Как видим, сфера действия этого Закона гораздо шире, чем предусмотренная аналогичными нормами ГК. Разрешить эту коллизию непросто. Дело в том, что п. 2 ст. 3 ГК исходит из приоритета ГК переддругим федеральными законами, регулирующими гражданско-правовые отношения. Но аналогичная норма содержится и в п. 3 ст. 232 Закона о банкротстве. Подходя к этой проблеме с сугубо формальной точки зрения, по-видимому, следовало бы отдать предпочтение Закону о банкротстве как акту, принятому позже ГК. Но против такого решения восстает все правопонимание, сознающее фундаментальную роль ГК в регулировании частноправовых отношений (см. коммент. к ст. 3 ГК). 3. Основания и порядок признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, равно как и особенности ликвидации такого юридического лица регулируются Законом о банкротстве и специальными законами, посвященными банкротству отдельных видов юридических лиц (см., напр.: ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097). Регулирование процедуры банкротства специальным законодательством не влияет на очередность удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, которая в любом случае определяется п.1 ст. 64 ГК.

10. Хозяйственные товарищества как юридическое лица: понятие, отличительные признаки, виды.
Товарищество
– это вид коммерческой хозяйственной организации.

- некоторые некоммерческие организации (ТСЖ).

- вид договора (договор простого товарищества).

Специального закона о хозяйственных товариществах нет.

Понятие: Товарищество – это коммерческое корпоративное объединение лиц с целью занятия предпринимательской деятельностью от имени организации.

Товарищество создается, чтобы сами учредители занимались предпринимательской деятельностью. Учредители действуют непосредственно.

Корпоративность значит, что в организации существуют членские отношения. Участники организации – полные товарищи.
Отличительные признаки:

1. Организационное устройство.

2. В имуществе.

3. В ответственности.

1. Организационное устройство:

А) Состав учредителей – не менее 2х, т.к. говорится о договорном основании (учредителями являются полные товарищи, которые имеют в соответствии с законом особенный статус: индивидуального предпринимателя или коммерческой организации. Не обладающие таким статусом не могут быть учредителями хозяйственны товариществ.) (п.4 ст.66 ГК) Требования предъявляются к учредителям в процессе их деятельности в х.товариществе (они должны обладать особым статусом) Участник товарищества должен сохранить в полном объеме дееспособность. Участник должен быть в наличии, а не должен безвестно отсутствовать. Участник должен сохранять способность к разумному ведению дел. Хозяйственное товарищество = объединение лиц).

Б) Особенность управления делами товарищества; Закон не предусматривает обязанности для х.товариществ формировать органы управления, возможно существование товариществ без таких органов. Управление делами хозяйственного товарищества (ст.71 ГК) могут производиться по 2 схемам:

-единогласное решение всех вопросов (все полные товарищи участвуют)

-по большинству голосов (1 член=1 голос) если иное не определено участниками.

Участники х.товарищества сами выбирают вариант (схему).

В) Особенность ведения дел х.товарищества:

· порядок ведения дел определяется следующим образом: каждый полноправный товарищ по своему усмотрению может вести дела х.товарищества. Законодатель предлагает и иные варианты.

· совместное ведение общих дел (требуется согласованное волеизъявление участников)

· ведение дел поручено отдельному полноправному товарищу, а другие полноправные товарищи отстраняются от дел, либо осуществляют действия.

Г) учредительные документы - лишь учредительный договор, который подписан всеми учредителями (учредителей должно быть 2 и более).

2. Отличия в имуществе:

А) Права на имущество самого юридического лица: хозяйственные товарищества являются собственниками имуществе. Закон не предъявляет минимальных требований к имущественной обеспеченности.

Б) Участники х.товарищества обладают обязательствами правами в отношении имущества.

1.Право на ликвидационную квоту

2.Право на участие в распределении прибыли (прибыль распределяется пропорционально доле) (ст.74).Полное отстранение от получения прибыли не во власти товарищества, но оно может увеличить либо уменьшить долю участника. Передачи доли в складочном капитале – распоряжение своим участием в складочном капитале – вправе заменить себя другим с согласия других товарищей.

3.Право на выход (прекратить участие в хозяйственном товариществе и потребовать от товарищества доли участия).

Обязательственные права участника закрепляются только в учредительном договоре.

3. Особенность ответственности товарищества.

К ответственности по своим долгам привлекается прежде всего само х.товарищество. Дополнительно (субсидиарно) по долгам товарищества к ответственности может быть привлечен любой и каждый участник товарищества, причем ответственность его не ограничена (он отвечает всем своим имуществом).

Виды хозяйственных товариществ (по составу участников):

1. Полное товарищество (1 вид участников). Участники являются полными товарищами.

2. Товарищество на вере (коммандитное). 2 вида участников – полные товарищи и вкладчики (коммандитисты - не имеют голоса, не управляют делами товарищества, не ведут дела товарищества и не за что не отвечают по результатам деятельности (не отвечают по долгам товарищества)).

11. Хозяйственные общества как юридические лица: понятие, отличительные признаки, виды. Дочерние и зависимые общества.

Хозяйственные общества как юридические лица: понятие, отличительные признаки, виды. Дочерние и зависимые общества.
Хозяйственное общество – это коммерческая корпоративная организация, участники которой несет риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Участники организации предполагают получить прибыль от её деятельности.
Личного участия не предполагается, лишь участие капитала.
Риск от участия определяется убытками,которые участник понесёт в связи с взысканием по долгам общества на имущество самого общества, сформированного вкладами участников. Дополнительные риски для участника исключены.
Признаки хозяйственных обществ:
1. Организационные особенности:
А) состав учредителей – не менее 1 лица, не более 50. Качественный состав – любой: физические лица, юридические лица, публично-правовые образования.
Б) управление делами – коллегиальными и единоличными органами управления (может действовать принцип наёмного менеджмента.
В) ведение дел – единоличным органом управления, а для некоторых видов хозяйственных обществ – по договору другим хозяйственным обществом (управляющей компанией).
Г) Учредительные документы – устав обязателен (можно дополнить).
2. Имущественное положение:
А) Имущественное положение самого общества. Общество – собственник имущества.
Минимальные требования имущественной обеспеченности – минимальный размер уставного капитала от 100 до 1000 МРОТ. Чистые активы – не менее минимальной величины уставного капитала.
Уставной капитал – это денежная оценка суммы вкладов учредителей, зафиксированная в учредительном договоре.
Чистые активы – это разница между активами и пассивами юридического лица.
Б) Имущественные права участников.
Участники и учредители обладают обязательственными правами:
• Правом на прибыль.
• Правом на ликвидационную квоту.
• Правом на передачу доли в уставном капитале.
Право на выход свойственно не всем.
3. Ответственность.
А) Обычная – у самого хозяйственного общества.
Б) Ответственность участников отсутствует либо ограничена.
Виды хозяйственных обществ:
Каждый из видов – это организационно-правовая форма.
С 1 сентября 2014 г. разделение на закрытые и открытые акционерные общества перестанет существовать. По новым правилам акционерные (и иные хозяйственные) общества будут подразделяться на публичные и непубличные. Публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ в редакции от 01.09.2014).
Итак, законодатель установил следующие основные признаки публичных АО:
§ свободная продажа акций;
§ указание в наименовании на признак публичности.
Публичные АО обязаны представлять для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что такие общества являются публичными (п. 1 ст. 97 ГК РФ в редакции от 01.09.2014). Функции реестродержателя и счетной комиссии публичного АО может осуществлять только независимая организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 ст. 97 ГК РФ в редакции от 01.09.2014). Состав коллегиального органа управления в пуб-личном АО не может составлять менее пяти членов.
Акционерное общество, которое не отвечает перечисленным признакам, признается непубличным. При этом приобретение непубличным обществом статуса публичного делает недействительными положения его устава, противоречащие правилам о публичном АО.

12. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица. Казенные предприятия
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (абз.1 п.1 ст.113 ГК).
Унитарные предприятия – юридические лица, учрежденные государственным или муниципальным образованием в целях, определяемых их уставами, имущество которых неделимо и находится в государственной (муниципальной) собственности. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию. Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия утвержден распоряжением Минимущества России от11. 12. 2003 №6945р.
Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам своего учредителя-собственника. Собственник не несет ответственности своим имуществом по долгам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, но может быть привлечен к дополнительной ответственности по долгам предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного). По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем ему имуществом вплоть до банкротства (кроме казенных предприятий). Это не исключает действия общих правил ГК о возможной дополнительной ответственности собственника-учредителя по долгам созданной им организации, когда такая организация стала банкротом из-за выполнения обязательных для нее указаний собственника (п.8 ст.114 и п.3 ст.56 ГК).
Унитарные предприятия могут выступать в двух формах - основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (казенные).
Казенное предприятие согласно прямому указанию п.1 ст.115 ГК может быть создано только на базе федерального имущества и по решению Правительства РФ и в случаях, прямо предусмотренных законом о государственных и муниципальных предприятиях. Они реорганизуются и ликвидируются также исключительно по решению федерального правительства и действуют на основании Типового устава для казенных предприятий утвержденного Правительством РФ.
Одна из особенностей унитарного предприятия состоит в том, что оно может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с законом допускается участие юридических лиц.
Таким образом, государственные и муниципальные унитарные предприятия, не являются собственниками закрепленного за ними имущества, и без согласия собственника этого имущества не вправе распоряжаться им по своему усмотрению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.