КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Естественнонаучный подход к изучению природы
Ключевые термины Научный метод Единство науки
Естественнонаучный подход имеет глубокие исторические корни, основан на многовековом продолжительном наблюдении за явлениями природы, имеющими, как правило, циклический характер.
Основные особенности этого подхода: a) разработано большое количество измерительных средств, позволяю- щих оценить состояние окружающей среды;
b) найдены эталоны многих физических величин, благодаря которым появилась возможность измерять и сравнивать;
c) разработан математический аппарат обработки результатов измере- ний, позволяющий оценивать состояние изучаемых объектов. Естественнонаучный подход основан на следующих свойствах из- меряемых величин и оцениваемых параметров математических моделей:
a) воспроизводимости измеряемых величин; b) правильности математических моделей и использования статисти- ческих методов; c) избыточности данных, допускающей вероятностное оценивание.
К недостаткам естественнонаучного подхода можно отнести то, что он требует наличия множества однородных по каким-либо признакам явлений (объектов). Ценность подхода во многом зависит от выбора признаков, являющихся общими для элементов множества и подлежа- щих оцениванию. Если признаки являются не существенными, а второ- степенными, то правдоподобность выводов значительно снижается. Кроме того, качество оценок зависит от объема множества, коррелиро- ванности наблюдений. Широко распространены интервальные оценки в предположении о вероятностном распределении измеряемых величин, отвечающих одному из типовых (стандартных) законов распределения случайных величин. Некоторые из наиболее распространенных законов, приведены ниже.
Пример 1. Типовые законы распределения случайных величин. y y
x x a) равномерный b) нормальный
y y
x x с) экспоненциальный d) Ферми- Дирака
Пример 2. Свойства функции распределения y
x 1 x 2 x
+¥ ò y (x) dx -¥
= 1; Условие нормирования функции распределения
< x < y (x) dx;
p (x = x 1)= p (x = x 2)=0 В ряде гуманитарных наук, например в истории, трудно подвести отдельные события под какой-либо общий закон или теорию (т.e. не имеется возможности набрать статистику однородных событий). Поэто- му многие историки возражают против переноса естественнонаучных методов для анализа исторических процессов. Для объяснения событий ими предлагаются методы телеологии, опирающиеся не на причинные законы и направленные на раскрытие целей, намерений, поведения, дея- тельности людей. Многие считают, что методы объяснения вообще бесполезны, а ва- жен метод понимания, позволяющий раскрыть смысл события, особен- но, если оно уникально и неповторимо. Теоретически понимание осно- вывается на интерпретации то есть истолковании целей, мотивации смысла действий и поступков людей и поэтому сходно с телеологиче- ским объяснением. Так нередко понимание текста сводится лишь к рас- крытию и усвоению смысла, который вложил в него автор. Однако, если бы переводчики разных эпох раскрывали бы только авторский смысл произведения, то все переводы были бы тавтологией. Исторические события также обычно интерпретируются с позиций своего времени. С другой стороны, иные исследователи истории с неменьшим упор- ством отстаивают мнение о возможности применения общих методов и теорий, однако, по их мнению, невозможность объединения отдельных событий в однородную группу свидетельствует о недостаточной прора- ботке материала, малой информационной емкости событий. В целом, понимание- более сложный, противоречивый и запутан- ный процесс, чем объяснение.Различие между ними состоит в том, что если объяснение сводится к логическому выводу, то понимание- к ин- терпретации.И если объяснение относится к событиям прошедшим и на- стоящим, то к будущим событиям относится предвидение (предсказа- ние, прогноз). Предвидение и объяснение сходны по своей логической структуре и представляют собой логический вывод (умозаключение). Структура одного из простейших умозаключений приведена ниже.
Пример 3. Простой категорический силлогизм (дедуктивное умозаключение).
Здесь С- субъект, П- предикат суждения.
Так из посылки: «Все студенты первого курса изучают КСЕ» и посылки: «Иванов учится на первом курсе» cледует логический вывод: «Иванов изучает КСЕ». Предвидение как способ отражения действительности имеет ог- ромное практическое значение, обеспечивая возможность прогнозиро- вания событий и явлений. Статистические выводы (заключения) имеют вероятностный характер (а не достоверный), в них используют- ся интервальные (а не точечные) оценки, что прежде всего объясняет- ся отсутствием общих фундаментальных законов в гуманитарных нау- ках (подобных законам Ньютона в механике), а также влиянием субъ- ективного фактора на исследуемые процессы.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |