Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественнонаучный подход к изучению природы




Ключевые термины

Š Научный метод

Š Единство науки

 

 

Естественнонаучный подход имеет глубокие исторические корни, основан на многовековом продолжительном наблюдении за явлениями природы, имеющими, как правило, циклический характер.

 

 

Основные особенности этого подхода:

a) разработано большое количество измерительных средств, позволяю-

щих оценить состояние окружающей среды;

 

b) найдены эталоны многих физических величин, благодаря которым появилась возможность измерять и сравнивать;

 

c) разработан математический аппарат обработки результатов измере-

ний, позволяющий оценивать состояние изучаемых объектов.


Естественнонаучный подход основан на следующих свойствах из-

меряемых величин и оцениваемых параметров математических моделей:

 

a) воспроизводимости измеряемых величин;

b) правильности математических моделей и использования статисти-

ческих методов;

c) избыточности данных, допускающей вероятностное оценивание.

 

 

К недостаткам естественнонаучного подхода можно отнести то, что

он требует наличия множества однородных по каким-либо признакам явлений (объектов). Ценность подхода во многом зависит от выбора

признаков, являющихся общими для элементов множества и подлежа-

щих оцениванию. Если признаки являются не существенными, а второ-

степенными, то правдоподобность выводов значительно снижается. Кроме того, качество оценок зависит от объема множества, коррелиро- ванности наблюдений. Широко распространены интервальные оценки в предположении о вероятностном распределении измеряемых величин, отвечающих одному из типовых (стандартных) законов распределения случайных величин. Некоторые из наиболее распространенных законов, приведены ниже.

 

 

Пример 1. Типовые законы распределения случайных величин.

y y

 

x x a) равномерный b) нормальный

 

 

y y

 

x x

с) экспоненциальный d) Ферми- Дирака

 

Пример 2. Свойства функции распределения

y

 

x 1 x 2 x


 

ò y (x) dx


 

= 1;


Условие нормирования функции распределения

 

 

=
Вероятность интервальной оценки

 

 

)
x 2


 
p (х


< x <


y (x) dx;

2 ò
x 1


 

х
Вероятность точечной оценки

 

 


p (x =


x 1)=


p (x =


x 2)=0


В ряде гуманитарных наук, например в истории, трудно подвести отдельные события под какой-либо общий закон или теорию (т.e. не имеется возможности набрать статистику однородных событий). Поэто-

му многие историки возражают против переноса естественнонаучных методов для анализа исторических процессов. Для объяснения событий ими предлагаются методы телеологии, опирающиеся не на причинные

законы и направленные на раскрытие целей, намерений, поведения, дея-

тельности людей.

Многие считают, что методы объяснения вообще бесполезны, а ва-

жен метод понимания, позволяющий раскрыть смысл события, особен-

но, если оно уникально и неповторимо. Теоретически понимание осно-

вывается на интерпретации то есть истолковании целей, мотивации смысла действий и поступков людей и поэтому сходно с телеологиче-

ским объяснением. Так нередко понимание текста сводится лишь к рас-

крытию и усвоению смысла, который вложил в него автор. Однако, если

бы переводчики разных эпох раскрывали бы только авторский смысл произведения, то все переводы были бы тавтологией. Исторические события также обычно интерпретируются с позиций своего времени.

С другой стороны, иные исследователи истории с неменьшим упор-

ством отстаивают мнение о возможности применения общих методов и теорий, однако, по их мнению, невозможность объединения отдельных событий в однородную группу свидетельствует о недостаточной прора- ботке материала, малой информационной емкости событий.

В целом, понимание- более сложный, противоречивый и запутан-

ный процесс, чем объяснение.Различие между ними состоит в том, что если объяснение сводится к логическому выводу, то понимание- к ин-

терпретации.И если объяснение относится к событиям прошедшим и на-


стоящим, то к будущим событиям относится предвидение (предсказа-

ние, прогноз).

Предвидение и объяснение сходны по своей логической структуре и представляют собой логический вывод (умозаключение). Структура одного из простейших умозаключений приведена ниже.

 

 

Пример 3. Простой категорический силлогизм

(дедуктивное умозаключение).

Посылка 1 Суждение 1 С1 + П1
Посылка 2 Суждение 2 С2 + П2
    Ö Вывод     Суждение 3     С3 + П3

 

 

Здесь С- субъект, П- предикат суждения.

 

 

Так из посылки: «Все студенты первого курса изучают КСЕ» и посылки: «Иванов учится на первом курсе» cледует логический вывод:

«Иванов изучает КСЕ».

Предвидение как способ отражения действительности имеет ог- ромное практическое значение, обеспечивая возможность прогнозиро- вания событий и явлений. Статистические выводы (заключения) имеют вероятностный характер (а не достоверный), в них используют-

ся интервальные (а не точечные) оценки, что прежде всего объясняет-

ся отсутствием общих фундаментальных законов в гуманитарных нау-

ках (подобных законам Ньютона в механике), а также влиянием субъ-

ективного фактора на исследуемые процессы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.