Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПРАКТИКУМ. Командир атомной подводной лодки С




Задача № 1

Командир атомной подводной лодки С. дал команду утопить контейнеры с радиоактивными отходами в Олюторском заливе в районе поселка Пахачи и устья рек Пахача и Апука. Эти реки служат миграционными путями к месту нереста лососевых рыб, а на мысе Олюторский находится лежбище морских котиков. В связи с неисправностью одного контейнера произошла утечка отходов и значительное повышение радиационного фона.

Согласно инструкции контейнеры с отходами радиоактивного топлива команда должна была сдать на базе подводных лодок вбли­зи порта Петропавловск-Камчатский.

Как квалифицировать деяния командира подводной лодки:

а) нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ);

б) нарушение правил обращения экологически опасных ве­ществ и отходов (ст. 247 УК РФ);

в) деяния должны быть квалифицированы по совокупности ст. 349 и 247 УК РФ;

г) не подлежит ответственности, так как не наступили реальные преступные последствия.

Задача № 2

В целях досрочного ввода в действие завода резиновых и синте­тических изделий директор завода подписал акт приемки без очистных сооружений. При этом он договорился с начальником строительства М. о том, что в ближайшее время они будут изготов­лены. Однако очистные сооружения так и не были изготовлены в установленный срок, а Б. дал указание о начале производственного цикла. Отходы производства, в которых содержались ядовитые вещества, сбрасывались в протекающую рядом с заводом реку и в пруд. В результате был причинен существенный вред рыбным за­пасам, а у нескольких подростков, купавшихся в пруду, начались кожные заболевания.

Дайте уголовно-правовую оценку деяниям Б. и М.:

а) Б. и М. должны нести ответственность по ст. 250 УК РФ «загрязнение вод» как соучастники;

б) деяния Б. должны быть квалифицированы по ст. 250 УК РФ, а М. по ст. 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ»;

в) к уголовной ответственности может быть привлечен только директор завода Б., санкционировавший начало производственно­го цикла.

Задача № 3

Заместитель лесничего Тамбовского района Амурской области Смирнов и рыбинспектор района Синько во время нереста кеты в Амурском водоеме перекрыли протоку (места нереста лососевых). За два дня они заготовили 200 кг красной икры. Однако вывезти ее не смогли, так как были задержаны оперативной группой, задей­ствованной в операции «Путина».

Квалифицируйте деяния Смирнова и Синько:

а) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

б) незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ — по каким квалифицирующим признакам);

в) по совокупности ст. 285 и 256 УК РФ;

г) деяния Смирнова должны быть квалифицированы по ст. 285 УК РФ, а Синько — по ст. 256 УК РФ.

Задача № 4

На участке нефтепровода Уфа—Чишмы произошел разрыв трубы. Выброс нефти был столь значителен, что нефтяное пятно покрыло несколько десятков гектаров пахотных земель и сенокос­ных угодий, а также покрыло речку и озеро, являвшиеся источни­ками питьевой воды г. Чишмы. Авария стала возможной потому, что начальник участка Сухов халатно относился к исполнению своих обязанностей, своевременно не осуществлял проверку состо­яния нефтепровода и не обеспечивал его профилактическое обслу­живание.

Как должны быть квалифицированы деяния Сухова:

а) халатность (ст. 293 УК РФ);

б) загрязнение вод (ст. 250 УК РФ);

в) порча земли (ст. 254 УК РФ);

г) по совокупности всех названных статей.

Задача № 5

Николаев, как беженец из ближнего зарубежья, получил талон на 10 кубометров строевого леса для строительства жилья. Запла­тив леснику Сергееву 2 млн руб., он вырубил 20 кубометров. Одна­ко при транспортировке леса был задержан работниками мили­ции.

Квалифицируйте деяния Николаева:

а) за дачу взятки — по ч. 1 ст. 291 УК РФ, а за незаконную порубку деревьев ответственности не несет, так как имел талон;

б) ч. 2 ст. 291 УК РФ и за незаконную порубку 20 кубометров леса — ч.1 ст. 260 УК РФ;

в) по ч. 2 ст. 291 УК РФ и за незаконную порубку 10 кубометров леса (разница между фактическим объемом порубки и определен­ной талоном) — по ч. 1 ст. 260 УК РФ.

ЛИТЕРАТУРА И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Экологическое законодательство Российской Федерации. Сборник за­конов. Москва; СПб., 1998.

Жевлаков Э.Н. Общие вопросы квалификации преступлений в области охраны окружающей среды. М., 1986.

Жевлаков Э.Н. Экологические преступления. Понятие, объект и сис­тема // Проблемы борьбы с экологическими правонарушениями. М., 1990.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 15 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодатель­ства об ответственности за экологические правонарушения» // Россий­ская газета. 1998. 24 нояб.


 

Глава XXXI. преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

 

Ключевые вопросы: понятие и система преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта; характеристика преступлений, связанных с управлением и эксплуатацией транспор­та (ст. 263, 264, 265, 266, 271 УК РФ); характеристика преступле­ний, не связанных непосредственно с нарушением правил движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 267, 268, 269, 270 УК).

 

В Российской Федерации ежегодно регистрируется до 40 тыс. погибших и 600—700 тыс. раненых в результате дорожно-транспортных происшествий, авиационных, железнодорожных, вод­ных катастроф и крушений. При этом причиняется и колоссаль­ный материальный ущерб гражданам, государству. Поэтому зако­нодатель принимает необходимые меры по правовому регулирова­нию безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Принят ряд законов и подзаконных актов, среди которых ос­новными являются: Федеральный закон «О федеральном железно­дорожном транспорте» от 25 августа 1995г.,* Федеральный закон «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» от 8 января 1998 г.,** Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г.,*** гл. 27 УК РФ 1996 г.

 

* СЗ РФ. 1995. №35. Ст.3.

** Российская газета. 1998. 17 янв.

*** Российская газета. 1995. 26 дек.

 

Законом о безопасности дорожного движения установлены ос­новные понятия и категории, которые должны быть учтены при анализе уголовно-правовых норм.

Видовым объектом этой группы преступлений являются обще­ственные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей. При этом уголовный закон выделяет следующие виды транспорта: морской, речной, воздушный, железнодорожный, автомобильный и трубопроводный.

В большинстве составов преступлений имеются дополнитель­ные объекты — жизнь, здоровье личности, собственность.

Объективная сторона шести составов сконструирована по типу материальных, т.е. предусмотрено наступление преступных пос­ледствий; трех составов — по типу формальных. Деяние представ­ляет собой, как правило, активные действия, но возможно и в форме бездействия (например, выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств). Диспозиции уголовно-правовых норм бланкетные, поэтому конкретное содержание деяния устанавливается с помощью других нормативных актов.

Субъективная сторона шести составов преступлений характе­ризуется неосторожной формой вины, трех составов — прямым умыслом (ст. 265, 270 и 271 УК РФ).

Субъектом преступления признается участник движения и эксплуатации транспорта, т.е. специальный субъект. С учетом осо­бенностей непосредственных объектов выделяются две группы преступлений. В первую включают преступления, связанные с уп­равлением и эксплуатацией транспорта: ст. 263 — нарушение пра­вил управления и эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного транспорта; ст. 264 — нарушение правил дорожного дви­жения; ст. 265 — оставление места дорожно-транспортного проис­шествия; ст. 266 — недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправнос­тями; ст. 271 — нарушение правил международных полетов.

Вторую группу составляют преступления, не связанные непо­средственно с нарушением правил движения и эксплуатации транспортных средств: ст. 267 — приведение в негодность транс­портных средств или путей сообщения; ст. 268 — нарушение пра­вил, обеспечивающих безопасную работу транспорта; ст. 269 — нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте трубопроводов; ст. 270 — неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие.

Характеристика преступлений, связанных с управлением и эксплуатацией транспорта.

Статья 263 УК РФ — «Нарушение правил безопасности движе­ния и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта». Непосредственный объект преступления (основ­ной) — это общественные отношения, возникающие по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации этих видов транспорта. Дополнительный непосредственный объект — жизнь, здоровье личности, отношения собственности.

К железнодорожному транспорту относятся электровозы, теп­ловозы, вагоны, краны, дрезины; к воздушному — самолеты, вер­толеты, планеры, аэростаты, дирижабли; к водному морскому — пассажирские, буксирные, нефтеналивные и иные самоходные суда мощностью не менее 75 л.с.; к водному речному — баржи, катера, иные самоходные суда мощностью не менее 50 л.с.

Состав преступления сконструирован по типу материальных, поэтому объективную сторону характеризуют три признака: дея­ние, преступные последствия, причинная связь.

Деяние заключается в нарушении правил безопасности движе­ния (превышение скорости движения, проезд поезда на запрещаю­щий сигнал светофора, неправильное маневрирование капитаном судна при встрече с другими судами, игнорирование сигналов ба­кена или маяка, нарушение маршрута полета самолета и т.д).

Деяние может выступить и в нарушении правил эксплуатации (выпуск на линию транспортного средства с неисправными тормо­зами, сигнальной системой, несоблюдение правил безопасности при посадке пассажиров и т.д.).

Преступные последствия выступают в виде причинения тяж­кого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 111,112 УК РФ) или крупного ущерба (разрушение транспортного средства, уничтоже­ние перевозимого имущества). К определению стоимостного кри­терия материального ущерба следует применить примечание к ст. 158 УК РФ — в пятьсот раз превышающий минимальный раз­мер оплаты труда.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной фор­мой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный, нару­шая правила безопасности движения или эксплуатации транс­портного средства, предвидит возможность причинения вреда здо­ровью или крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предви­дит возможности их наступления, хотя при необходимой внима­тельности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

Субъект преступления — специальный — машинист, капи­тан, пилот, диспетчер и т.д.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 263 УК РФ) связан с при­чинением смерти человека по неосторожности. Особо квалифици­рованный состав (ч. 3 ст. 263 УК) выделен по признаку — причи­нение по неосторожности смерти двух или более лиц.

Статья 264 УК РФ — «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет движение как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств в пределах дорог. А его безопасность — состояние этого процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортного происшествия.

Поэтому необходимо выяснять, причинен вред жизни и здоровью в процессе движения и эксплуатации машины как транспортного средства или же в процессе иной производственной деятельности. Например, водитель по поручению завскладом пытался своим автомобилем подтолкнуть ближе к складу железнодорожный вагон. В качестве рычага использовал бревно, которое выскочило, а кузовом маши­ны был прижат к вагону грузчик. От полученных травм потерпевший скончался. В данном случае налицо преступление против жизни и здоровья личности, но не транспортное преступление.

Непосредственным объектом анализируемого преступления являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорт­ных средств. К ним относятся автомобили, трамваи, троллейбусы, трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механи­ческие транспортные средства (примечание к ст. 264 УК РФ).

Дополнительным объектом является жизнь и здоровье чело­века.

Объективная сторона характеризуется нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью чело­века и причинной связью между ними. В первоначальной редак­ции ст.264 УК РФ было предусмотрено причинение крупного ущерба. Но сейчас это правонарушение декриминализировано и влечет за собой административную ответственность.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления пред­полагает неосторожную форму вины в виде легкомыслия или не­брежности.

Субъектом преступления признается лицо, управляющее транспортным средством, достигшее 16 лет. При этом не имеет значения, имел ли виновный право на управление, управлял ли личным транспортом или угнанным.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 264 УК РФ) предполагает причинение по неосторожности смерти человека, особо квалифи­цированный (ч. 3 ст. 264 УК) — причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.

Статья 265 УК РФ — «Оставление места дорожно-транспортного происшествия». Эта уголовно-правовая норма введена в УК РФ 1996 г. для того, чтобы повысить дисциплинированность, ответст­венность водителей за неоказание помощи пострадавшим от дорожно-транспортного происшествия. Лицо, управляющее транс­портным средством и нарушившее правила дорожного движения, повлекшее причинение вреда здоровью человека, обязано принять все возможные меры по оказанию им помощи.

Непосредственный объект аналогичен рассмотренному в рам­ках ст. 264 УК РФ.

Объективная сторона характеризуется деянием (состав фор­мальный). Деяние заключается в оставлении лицом места ДТП при наличии у него возможности остаться и оказать помощь пострадав­шим от его действий людям, независимо от того, виновен он или нет в нарушении правил движения. В случае, если будет установ­лена вина, то содеянное следует квалифицировать по совокупности ст. 264 и ст. 265 УК РФ.

Субъективную сторону преступления характеризует прямой умысел.

Субъект — лицо, управляющее транспортным средством, до­стигшее 16 лет, вменяемое.

Характеристика преступлений, непосредственно не связан­ных с нарушением правил безопасности дорожного движения.

Статья 267 УК РФ — «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения». Непосредственный объект пре­ступления — общественные отношения, складывающиеся по по­воду обеспечения безопасности движения и эксплуатации транс­порта.

В качестве предмета преступления выступают транспортные средства всех видов транспорта, пути сообщения, средства сигна­лизации или связи, транспортные коммуникации.

Состав преступления материальный, поэтому объективную сторону характеризуют деяния, преступные последствия, причин­ная связь. Деяние в соответствии с диспозицией может быть пред­ставлено в следующих формах: разрушение (приведение в полную негодность, исключающее возможность использовать по прямому назначению), повреждение или приведение иным способом в не­годное для эксплуатации состояние транспортного средства и иных предметов, указанных выше. Деяние может быть в форме блокирования транспортных коммуникаций (перекрытие желез­нодорожных путей, взлетно-посадочных полос, преграждение автомобильных дорог и т.д.).

В качестве преступных последствий закон называет причине­ние по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоро­вью человека либо причинение крупного ущерба (эти признаки уже рассмотрены в предыдущих составах).

Для наличия состава преступления необходимо установить причинную связь между деянием и указанными последствиями.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосто­рожной формой вины. Субъект преступления общий — физичес­кое лицо, достигшее 14 лет, вменяемое.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 267 УК РФ) связан с при­чинением по неосторожности смерти человека, особо квалифици­рованный (ч. 3 ст. 267 УК РФ) — причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.

Статья 268 УК РФ — «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта». Данная уголовно-правовая норма предусматривает уголовную ответственность для всех иных участ­ников движения — пешеходов, пассажиров, кроме лиц, указан­ных в ст. 263, 264 УК РФ.

Непосредственный объект преступления тот же, что и в рас­смотренных выше составах.

Объективная сторона преступления характеризуется:

а) деянием, т.е. нарушением, несоблюдением или ненадлежа­щим соблюдением действующих на железнодорожном, водном, воздушном, автомобильном, городском электротранспорте правил по охране порядка и безопасности движения;

б) преступными последствиями — причинение по неосторож­ности тяжкого и средней тяжести вреда здоровью человека;

в) причинной связью между нарушением правил и наступив­шими последствиями.

Субъективную сторону преступления характеризует неосто­рожная вина в виде легкомыслия или небрежности. Субъект пре­ступления — любой участник движения, за исключением лиц, указанных в ст. 263 и 264 YK РФ.

Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 268 УК РФ) связан с причинением по неосторожности смерти человека; особо квалифицированный (ч. 3 ст. 268 УК РФ) — с причинением по неосторожности смерти двух или более лиц.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.