Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 314. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие




Непосредственный объект преступления – общественные отношения, обеспечивающие безопасность на водных путях.

Потерпевшие – люди, терпящие бедствие на море и ином водном пути, жизни и здоровью которых угрожает серьезная опасность.

С объективной стороны преступление выражается в бездействии − невыполнении возложенной на капитана судна правовой обязанности оказания помощи людям, терпящим бедствие.

Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие опирается на положения ст. 98 Соглашения об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров: оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать; после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.

Уголовная ответственность по ст. 314 УК возможна, если установлено, что: 1) на море или ином водном пути (реке, озере) люди терпят бедствие; 2) данное обстоятельство известно капитану судна (терпящие бедствие обнаружены визуально, получены сигналы бедствия либо иные сведения, с достоверностью свидетельствующие об этом); 3) капитан судна имеет реальную возможность (с учетом метеоусловий, технических характеристик судна и т. д.) оказать помощь; 4) оказание помощи не подвергает серьезной опасности судно, его экипаж и пассажиров; 5) несмотря на наличие указанных обстоятельств, помощь людям, терпящим бедствие, не оказывается.

Отказ терпящих бедствие от принятия помощи по общему правилу исключает состав данного преступления.

Преступление, предусмотренное ст. 314 УК, имеет формальный состав и признается оконченным с момента установления факта неоказания помощи при наличии такой возможности и отсутствии серьезного риска, независимо от того, наступила смерть кого-либо из числа терпящих бедствие или нет.

По объективной стороне преступления на квалификацию влияет место совершения преступления и обстановка. Местом совершения выступают водные пути. Под водными путями понимается водное пространство, которое используется для судоходства. К ним относятся открытые и внутренние моря, территориальные воды ДНР и другого государства. Обстановка − терпящее бедствие судно, лодка и т. д.

С субъективной стороны преступление предполагает умышленную вину. Капитан судна осознает, что не оказывает помощь терпящим бедствие на воде, и желает этого, хотя имеет реальную возможность оказать необходимую помощь.

Субъект преступления специальный: им является капитан судна или лицо, в установленном порядке исполняющее его обязанности. Действия членов экипажа, не выполнивших приказ капитана об оказании помощи терпящим бедствие, могут быть квалифицированы как «Оставление в опасности». По этой же норме несет ответственность капитан судна, терпящего бедствие, за неоказание помощи членам своего экипажа или пассажирам. Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, влечет ответственность как «Оставление погибающего военного корабля».

 

 

Контрольные вопросы:

1.Назовите понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

2.Перечислите преступления, нарушающие безопасность пользования транспортными средствами.

3.Охарактеризуйте нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железно-дорожного, воздушного или водного транспорта. Назовите квалифицирующий и особо квалифицирующий признаки данного преступления.

4.Охарактеризуйте состав преступления: нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Назовите квалифицирующий и особо квалифицирующий признаки преступления, отличие этого преступления от причинения потерпевшему смерти по неосторожности как самостоятельного состава преступления.

5.Охарактеризуйте состав преступления: оставление места дорожно-транспортного происшествия. Определите отличие данного состава преступления от оставления в опасности.

6.Охарактеризуйте состав преступления: недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Назовите квалифицирующий и особо квалифицирующий признаки данного преступления. Определите отличие этого преступления от причинения вреда здоровью потерпевшего.

7.Охарактеризуйте нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Назовите квалифицирующий и особо квалифицирующий признаки данного преступления.

8.Дайте характеристику преступления: нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Назовите квалифицирующий и особо квалифицирующий признаки данного преступления.

9.Охарактеризуйте транспорт как источник повышенной опасности.

10.Дайте видовую характеристику предмета транспортных преступлений.

11.Какие особенности элементов объективной стороны и конструкции составов транспортных преступлений?

12.Назовите проблемы выявления причинной связи в составах транспортных преступлений.

13.Определите специфику субъективной стороны составов транспортных преступлений.

14.Назовите проблему разграничения транспортных преступлений со смежными составами преступлений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.