Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники экологического права. Задачи для семинаров тоже из рабочей программы бери, задачник старый




23.09.14.

22.09.14.

Задачи для семинаров тоже из рабочей программы бери, задачник старый. Первая тема к первому семинарскому занятию.

Жаркова Ольга Александровна.

[email protected]

Экзамен – рабочая программа содержит требования.

Учебники:

Бринчук, Красов – хорошие учебники. Остальные – дислайк.

Газпром – причина увеличения курса Экологического права. Специалисты сырьевого сектора нужны.

Интересное судебное дело подготовить – и выступить на занятии. Поможешь себе к экзамену. Подборка судебной практики! Для выступления на лекции. Например, к 18 и 20. Возможная тематика (можно работать в паре!):

1) Водопользование – договор водопользования (что делать с берегом), заключать д-р аренды, предлагают благоустройства

2) Много споров по отходам – но после позиции КС все понятно

3) Лесопользование – заставляют оформлять права на земучастки,

4) Споры по возмещению вреда.

 

Экологическое право – система норм для охраны окружающей среды? Жаркова так никогда к нему не относилась. Скорее это экологические проблемы бизнеса. Экол право как отрасль права возникло в начале 1990ых. Центральное место – платежи за загрязнение окр среды. 1988 – совместное пост-ние ЦК КПСС и СовМина о коренной перестройке, решено перейти к рычагам охраны окр среды. Так и создан экономический механизм охраны окр среды, что по сути является взиманием платежей за загрязнение окр среды и использование ресурсов. Правовая природа – возмещение вреда, а называются платежи за загрязнение. Экол права граждан по существу носят декларативный характер. Так что сосредоточимся на призме экологических проблем бизнеса, как обезопасить сырьевой сектор от чрезмерных поборов.

Непосредственно соблюдение ваших экол интересов – это ваше личное дело, к сожалению. Нужны деньги для покупки того же чистого экологически жилья.

Система стандартов понятия «экологически чистый» - толком не определена. Есть ГОСТы. Соглашение о разделе продукции (иностр консорциум + Правительство РФ) – Сахалин-2 (консорциум, д-р заключен еще в 1990ых). Вкладывают средства, как пойдет прибыль – заберут то, что вложили изначально – это компенсационная часть. А дальнейшую прибыль делят с РФ. Дедушкина оговорка – не можем менять в одностороннем порядке. Однако, осталась возможность увеличивать себе компенсационную часть у иностранцев. Расторгнуть соглашение не можем, но нарушение экол права может позволить такое, так что нагнули иностранцев чуток.

Коэффициент жизнеспособности от экспертов ЮНЕСКО – по 5балльной системе с тз развития генофонда нации (интеллект, физич развитие нации). У нас – 1.4 (меньше 1.5 – нация обречена на вымирание).

Реализация проекта Дорожная карта. Без изменения закона о госрегистрации или ГК L. ЗК РФ: соглашение о прокладке линейных проектов, то есть соглашение о сервитуте мб заключено с арендатором земучастка! А сервитут то с собственником маст би.

2 концепции, выработанные в ответ на экологической кризис:

1. Концепция экоразвития – или концепция противостояния экономики и экологии. Четко сформулирована на Первой конференции ООН по окружающей среде 1972 (Стокгольмская конференция). Смысл концепции – между экономикой и экологией существует непреодолимое противоречие. Развить экономику только за счет увеличивающегося давления на окр среду только возможно. Доктринально представленное противоречие экономики и экологии получило название концепции экоразвития. Противостояние предопределяется 2 факторами:

А) Индивидуальная незаинтересованность по охране окр среды каждого конкретного субъекта. Объясняется, прежде всего, сложностью установления взаимосвязи между фактом антропогенного воздействия и характером, местом и временем проявления его последствий. Пример – Чернобыльская авария, о том, что она произошла, мы узнали от финов, радиоактивный дождь. Кислотные дожди над Швецией шли из-за ТЭС Белоруссии. Привлечь к от-ти нельзя, нет механизмов. Иногда и найти виновных нельзя – безнаказанность влечет незаинтересованности. Да и вклад в экологию – пользу тебе не несет, а получает пользу все человечество.

Б) Товарное производство и его основными принципами: производство как можно большего количества товаров при наименьших затратах. Затраты на природоохранные предприятия влекут издержки для производителя.

2. Концепция устойчивого развития – причина появления концепции: кризис экологии достиг таких размеров, что состояние окр среды застопорит процесс соц-эк развития. Выработана идея др подхода. Концепция появилась в рамках природоохр д-ти ООН при подготовке ко Второй конференции ООН по окр среде и развитию. Была создана специальная Международная комиссия Брунтлант по окр среде 1984. Доклад Комиссии 1987 – «Наше общее будущее», дала понятие устойчивого развития: позволяет удовлетворить потребности текущего поколения, не угрожая будущему. Впервые вместе прозвучали 2 термина: потребности и ограничения. Надо ограничить потребности, надо менять структуру потребления. Как? 1992 – Рио-де-Жанейро, конференция Вторая по устойчивому развитию. Выдвинули там 2 постулата:

№1. В промышленно развитых странах надо ограничивать рост потребления. С тз экономики – «Товар-цена-товар» - это бессмысленно. Подход к ограничению потребления был выдвинут еще в 1972 году по заданию Римского общества. А что ограничить в развивающихся странах? Там и так потребности низкие L.

№2. В развивающихся странах надо ограничивать рост численности населения. Возмутительно звучит. Еще Мальтус призывал к ограничению роста численности населения. Однако, экологический колониализм – развитые гос-ва больше оказывают вреда окр среде, чем развивающиеся гос-ва. Смертность, миграция, рождаемость - три фактора населения. Уж лучше контролировать рождаемость. Хотя в Китае к успеху не привело. Поднять благосостояние – упадет рождаемость. Отказ от фронтальной экономики, снижать рождаемость, повысить благосостояние – вот пути.

Термины: Экология, окр среда, окр природная среда, природа.

ü Ни в одном гос-ве нет ecological law, есть environmental law.

ü Гегель: экология - учение о доме, месте, где существуешь, соц экология – наука о взаимоотношении общества и природы, однако, нельзя наказать дерево, что упало тебе на голову, надо искать виновного субъекта права. Надо регулировать взаимодействие субъектов права по поводу их отношения к окр среде! А не взаимодействие человека и природы.

ü Окр среда – более традиционный термин. Включает соц элементы

ü Окр природная среда

ü Природа – единственный нпа, где есть термин – КРФ.

В итоге три последних термина – как синонимы применяем. 2002 год – принят ныне действующих закон «Закон об охране окружающей среды»: природные, антропогенные, природно-антропогенные элементы включены в окр среду. Но тогда охрана труда дб в рамках экологического права J.

2009 – смешной Закон о внесении изменений в ст. 16 – теперь «окр природная среда».

Экол право – совокупность норм, регулирующих отношения в сфере охраны природы!

Взаимоотношения экол права и природоресурсового з-д-ва – регулирование недропользования всегда было на высоте у нас. А про экологические, природоохранные отношения не задумывались сначала. Мы ратифицировали все конвенции, которые можно. 1972 – Лонд конвенция о демпинге, запрет радиоактивных материалов под водой, а у нас атомные подлодки, мы же сказали, что проблем нет. 1993 – Указ Президента, приняты нпа, запрещающие радиоактивные материалы внутри морей. Ратификации мало, надо бы внутри актов национальных внести изменения.

Экол право – не единое с природоресурсным з-д-вом. Московская школа: общая часть - экол право, особенная – недропользование. Считаем, то отрасль экол права сформировалась к 1991 году, но включает природоресурсные отрасли, которые по факту самостоятельные отрасли права.

Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные отношения между субъектами права в целях рационального использования природных ресурсов и охраны окр среды.

Предмет экологического права: отношения между субъектами по поводу охраны окр среды и рационального природопользования, урегулированные нормами права.

В основе правоотношений – юрфакты. Для экол правоотношений характерно то, что они порождаются юрфактами только в форме действий!!! Антропогенное воздействие на окр среду. Что касается событий, происходящих помимо воли человека, не порождают экол правоотношений. Нюанс по поводу относительных событий – есть воля человека на возникновение, развиваются без воли человека уже, они порождают экол правоотношения.

 

2 метода – гр-пр и админ-пр.

Метод правового регулирования:

ü Сфера недропользования: гр-пр метод регулирования отношений – от лицензионной системы предоставления ресурсов к гр-пр (в аренду ресурсы берутся).

ü Сфера охраны природы: админ-пр метод. За исключением – возмещения вреда, причиненного окр среде (гр-пр метод). Хотя в последнем случае не чисто гр-пр метод, опосредованно природоохранные нормы используются.

В чистом виде наличие отрасли ГП сомнительно. Основная масса природных ресурсов в публичной собственности, порядок предоставления земельного участка – сначала решение публ субъекта о предоставлении участка, а потом д-р к-п или аренда. А с 2015 решили, что сразу будет предоставляться в безвозмездное срочное пользование, к-п, аренда – напрямую через договорные конструкции. Так что природоресурсное з-д-во приобретает более частный характер, но не абсолютно цивилистический характер.

Закон об охране окр среды – основной кодификационный акт. С тз юриспруденции много непривлекательных вещей. Статья 3 – Принципы охраны окр среды. В старом законе 1991 было 6 нормальных принципов. В данном же законе – принципы хоз д-ти или принципы пр регулирования? там 23 абзаца – 23 принципа. Лучше классифицировать принципы:

1. Обеспечение благоприятной окружающей среды. (абзацы – 1, 2, 4)

2. Принцип устойчивого развития (3, 12)

3. Принцип ответственности за нарушение экологического з-д-ва (5, 6?, 20). Шестой принцип – платность природопользования и возмещение вреда окр среде – как это можно было поместить в 1 принцип? НДПИ, земельный налог – особенная часть НК РФ, а возмещение вреда – юр от-ть по правилам гр з-д-ва! Отсюда проблемы Газпрома. Вред мб возмещен в натуральном выражении или в денежном. Если рекультивацию провели - вред возместили в натуре. А с тз з-д-ва – не возместили, сделали то, что были должны в админ порядке + теперь придется нести гр-пр от-ть! И получаются немеренные затраты. Рекультивационные мероприятия не рассм-ся как юр от-ть. И ВАС тоже поддержал эту нелепую позицию.

4. Принцип независимого контроля (7).

5. Обязательность проведения экол э-зы и оценки воздействия (ОВОС) в случаях, указанных в з-д-ве (хотя в законе написано) – перечень случаев сократился. (8, 9, 10).

Устаревший принцип, институт экол экспертизы канул в лету.

6. Нормирование воздействия на окр среду (13, 14)

7. Участие общ-ти в охране окр среды (15, 19, 22)

8. Принцип международного сотрудничества (1)

 

*сервитут из вещного права чуть ли не в обязательственное делают. Операторский д-р засунут в НК РФ. Иностранцы не мб недропользователями.

 

v НПА.

Количество нпа огромное. Забывают отменить старый, значит, новый круче старого, или специальный круче общего. ВАС раньше давал толкования.

1) КРФ – основополагающие нормы.

Ч. 1 ст. 9: земля и др природные ресурсы в РФ – основа жиз-д-ти народов, проживающих на соотв тер-рии – о какой тер-рии идет речь: РФ, субъекта РФ, МО? Непонятно. КС РФ высказывался по вопросу – как можно это игнорировать.

Ч. 2 ст. 9 – природоресурсное з-д-во – что мб во всех формах соб-ти природные ресурсы. Но пс на землю – ЗК РФ проигнорировал нормы КРФ, сказал – земля в соб-ти РФ, субъектов РФ, МО – тоже отнес мун соб-ть к гос-ной.

Статья 36 – частная соб-ть на землю.

Статья 42 – осн статья: право гр-н на благоприятную окр среду

Ст. 58 – обязанность охранять природу. Если не охраняю природу – дб от-ть? За негативные действия – если просто ничего не делаю, как привлечешь.

Ст. 72 – природоресурсовое з-д-во, экол з-д-во – в совместном ведении. Совместное ведение – не значит, что фед ресурсы мб в соб-ти субъектов РФ. (п-п двух ключей в сфере недропользования). Совместное ведение – это з-д- регулирование.

2) З об охране окр среды. Основной акт

3) З, принятые в развитие предыдущего закона. Природоохранительное з-д-во:

ü З об экол экспертизе 1995

ü З об отходах производства и потребления 1998

ü З о радиационной безопасности 1996

ü З об основах технического регулирования

ü З о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами

4) З-д-во о природных комплексах

ü З об особо охраняемых природных тер-риях 1995 – головная боль недропользователем: там запрещена хоз д-ть. А если хочешь провести реконструкцию, строительство там – нужна экол э-за. Можно провести геол изучение (а это 1 из видов недропользования) – но к добыче приступить нельзя, ибо на особо охр природных тер-риях нельзя. Можно перевести тер-рию в др статус.

ü З о лечебно-прир ресурсах, леч-оздоровит местностях и курортах 1995

ü З о континентальном шельфе 1995

ü З об ИЭЗ 1998

5) Природоресурсовое з-д-во:

ü З РФ о недрах 1992

ü ЗК РФ 2001

ü З о животном мире 1995

ü Водный кодекс 2006

ü Лесной кодекс 2006

ü +- З об охране атмосферного воздуха 1999

ü З о рыболовстве, безумный закон 2004

ü З об охоте и сохранении охотничьих ресурсов 2009

6) Подзаконные акты.

Указы Президента из 1990ых (мало), ППравительства, в основном ведомственные акты.

 

v Общие принципы права.

Статья 15 КРФ – тавтологична. Про общепризнанные принципы МП. Они мб источником права если есть прямое упоминание в законе. А межд договоры – в системе внутригос права! Это не значит, что межд договоры являются источником росс права в силу ст. 15 КРФ. А ведь до 1993 года не было КРФ, что же, ратифицированные межд д-ры не были источниками? Были. В силу ратификации. И п-п охраны природы из МП применим в нашем з-д-ве.

v Правовые обычаи.

Тоже как источники в учебниках отмечены.

До 1 января 2015 доли на зем участок опр-ся исключительно пропорционально долям в ПС на здание над земельным участком. В ЗК появилась интересная норма – зем уч на праве пост бессрочного пользования (доли в нем так то не определялись), на нем здание в долевой соб-ти. Потом заключили соглашение о перераспределении долей, у одного – 2/3, у второго – 1\3. Пошли переоформить пост бессрочное на соб-ть – и предлагают 2\3, 1\3. Они не знали, что такое положение в ЗК РФ примут. С 1 окт 2015 года мб отступать от порядка – размер долей на зем уч будут соразмерно долям по общему правилу, но отступить можно.

Но все это было не в соответствии обычной норме ЭП, хотя в учебнике по экол праву было сказано так.

 

v Судебная практика.

Спорный источник, официально к источникам ЭП не относим. Прецедентного права вроде нет – хотя это не совсем категорично. Нормы права суды не создают, но положения Пленумов обязательны для суд органов. Многие вещи в свете Ппрезидиума ВАС РФ рассматриваем.

 

v Международные договоры, ратифицированные РФ.

Конвенция по охране Балтийского моря.

Киотский протокол – самый провокационный. 1992 – была принята рамочная конвенция об изменении климата, нужен был ей протокол с механизмом детализованным. Вот и приняли протокол Киотский. К тому моменту был принят Монреальский протокол. Конвенция об изменении климата. Киотский протокол делил гос-ва на индустриальные и развивающиеся. Для развитых гос-в за отметку берется 1990 год – большое кол-во выбросов парникового газа, к 2012 году развитые гос-ва должны сократить выбросы на 5%, а развивающиеся просто должны быть в пределах 1990 года. Механизм Киотского протокола – могут продавать разницу между нормы 1990 года и фактически выброшенным, продавали квоту свою. Международный механизм торговли квотами. Сначала реакция РФ была на это негативная, не входили сначала в протокол. Но механизм вступления в силу протокола было предусмотрено 2 условия:

- должны ратифицировать не менее 55 гос-в-участников Рамочной конвенции об изменении климата. Ратифицировало 161 гос-во.

- качественный признак гос-в-ратифицирующих договор. (В морских конвенциях помимо кол-ва гос-в речь идет о тоннаже среди мирового). Здесь же – совокупный выброс парниковых газов этих гос-в дб не менее 55% на уровень 1990ого года! Кто производит парниковые газы – CO2 – чья промышленность работает на угле – США, Китай, РФ (Скандинавия – ГЭС, Европа и Япония – АЭС). США и Китай не вступили, РФ осталась из-за желания войти в ВТО, ратифицировали Киотский протокол в 2004, но ничего не получили оттуда. Потому что уже были сложены рынки квот в Европе по 30 евро за тонну, а у нас больше 3 евро за тонну никто не брал.

Декабрь 2012 - принят КИОТО -2. Действует до 2020. Но РФ: после 2013 никаких обяз-в по Киотскому протоколу на себя не возлагаем, поступили как США, после 2014 перестал Киотский протокол быть источником нашего внутригос права. КИОТО-2 для нас не действует.

Считается, что впервые Киотский протокол создал механизм торговли квотами. Но есть механизм – долги на природу – у гос-в есть внешние долги, например, перед ВМФ. Схема: частичная/полная реструктуризация внешнего долга. То, что прощается – на эти средства проводятся природоохранные мероприятия.

Мы схему долгов на природу понимаем иначе (конференция). У нас много бореальных лесов – активных поглотителей углекислого газа, много болотных угодий, поглотителей углекислого газа. Мы оказываем глобальное влияние на климат планеты – платите нам за это, простите нам внешний долг. Нас потроллили за это.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.