Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 7. Правоохранительные органы РФ




Судебная власть в правовом государстве. Судопроизводство. Правосудие. Принципы правосудия. Статус судей в РФ. Судебная система РФ. Ветви судебной власти. Судебное звено. Судебная инстанция. Мировые судьи. Суд присяжных

Правонарушение. Признаки правонарушения. Состав правонарушения. Объект. Субъект. Объективная сторона. Субъективная сторона. Преступления. Общественная опасность. Проступки. Юридическая ответственность. Законность Правопорядок

ТЕМА 4. Правонарушение и юридическая ответственность

 

Поведение людей в обществе, урегулированное нормами права, может быть правомерным и неправомерным (противоправным).

Правомерное поведение это такое поведение, которое соответствует предписаниям правовых норм.

Противоположность правомерного поведения – поведение противоправное, или правонарушение.

Правонарушение – это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.

Каждое отдельное правонарушение как явление реальной действительности конкретно: оно совершается конкретным лицом в определенном месте в определенное время, противоречит действующему правовому предписанию и характеризуется следующими признаками:

1. Любое правонарушение – это всегда определенное деяние,находящееся под постоянным контролем воли и разума человека. Это волевое, осознанное деяние, выражающееся в действиях или бездействии человека.

Не могут рассматриваться в качестве признаков правонарушения, например, черты характера, образ мыслей или личные качества человека. Однако если они проявляются в конкретных противоправных деяниях – действиях или бездействии, то в этом случае наступают юридические последствия.

2. Противоправность – следующий важный признак правонарушения. Нe всякое деяние – действие или бездействие – является правонарушением, а лишь то, которое совершается вопреки правовым велениям, нарушает закон.

Конкретным выражением противоправности деяния могут служить либо нарушение запрета, прямо установленного в законе или ином нормативно-правовом акте, либо невыполнение обязательств, возложенных на субъектов права законом или заключенным на его основе договором.

3. Одним из важнейших признаков правонарушения является наличие вины. Вина отражает психическое состояние лица и его отношение к совершаемому им противоправному деянию – действию или бездействию, а также к возникающим в результате такого деяния последствиям. Она означает понимание или осознание лицом противоправности (недопустимости) своего поведения и возникающих при этом последствий. Вот почему нельзя считать правонарушениями деяния несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом невменяемыми, даже если они противоречат праву, поскольку такие лица неспособны осознавать и понимать противоправность своих действий.

Различают две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел предполагает, что лицо, совершившее противоправное деяние, сознает общественно опасный характер своих действий или бездействия, предвидит их общественно опасные последствия и желает (либо допускает) их наступления.

В том случае, когда лицо, сознавая общественно опасный характер совершаемого им деяния, предвидит возможность и неизбежность его вредных последствий и желает их наступления, имеет место прямой умысел. Если же лицо понимает общественную опасность своего деяния и его последствий, но не желает их наступления, хотя и допускает такую возможность или безразлично относится к ним, имеет место косвенный умысел.

Неосторожность как одна из форм вины бывает двух видов: самонадеянность и небрежность.

Самонадеянность (легкомыслие) предполагает, что лицо предвидит общественно опасные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает их избежать.

Небрежность означает, что лицо не предвидит общественно опасных последствий своих деяний, но может и предвидеть. Небрежность указывает на безответственное и пренебрежительное отношение лица к выполнению возложенных на него обязанностей, к интересам общества и другого лица (лиц).

4. Правонарушение совершается людьми деликтоспособными,т. е. способными контролировать свою волю и свое поведение, отдавать отчет в своих действиях, осознавать их противоправность и быть в состоянии нести ответственность за их последствия. Деликтоспособность определяется в законах и других нормативно-правовых актах. Деликтоспособными признаются все вменяемые лица, достигшие определенного возраста. Например, в гражданском и уголовном праве России полная деликтоспособность наступает с 18 лет. В то же время за отдельные преступления ответственность наступает с 14 лет, за административные проступки и нарушения трудового права с 16 лет.

5. К основным отличительным признакам правонарушения отечественные и зарубежные юристы относят наличие вреда, причиненного лицу или организации другим лицом или организацией, и наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом.

Названные признаки правонарушения основные, но отнюдь не исчерпывающие. Кроме них существуют другие, хотя и менее важные. Все они обобщаются в выработанном юридической наукой понятии «состав правонарушения», с помощью которого группируются и описываются признаки последнего по схеме: объект, субъект, объективная и субъективная стороны правонарушения.

Субъектом правонарушения может быть физическое лицо или организация. При этом субъектом преступления в уголовном праве может быть только физическое, вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. Субъектами административного правонарушения могут выступать как физические лица, так и юридические лица (организации).

Объектомправонарушения являются охраняемые правом общественные отношения, которым наносится ущерб (жизнь, здоровье граждан, право собственности и т. д.).

Объективную сторонусостава правонарушения характеризуют внешне выраженное деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними (например, нарушение правил охраны труда, ставшее причиной производственных травм).

Субъективная сторонасостава правонарушения предполагает ответственность за противоправное деяние при наличии вины правонарушителя.

Соответствие деяния всем признакам состава правонарушения называется квалификацией правонарушения.Отсутствие какого-либо из признаков, образующих в своей совокупности состав правонарушения, приводит к тому, что оно не может считаться правонарушением.

По характеру и степени социальной опасности (вредности) правонарушения подразделяют на преступления и проступки.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Преступления – это наиболее тяжкий вид правонарушения. Они посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. В отличие от других видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом, является исчерпывающим.

Проступки – это виновные противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.

В зависимости от сферы общественных отношений, которым противоправным поведением причиняется вред, и от характера применяемого при этом взыскания все проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые (деликты).

Административный проступок – это противоправное, виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность, например, нарушение правил безопасности движения, противопожарной безопасности, безбилетный проезд в общественном транспорте и т. д.

Дисциплинарный проступок – это вредное для общественных отношений противоправное деяние физического лица, направленное на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины. Например, опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданский проступок – причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также причинение вреда организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности и других гражданских прав.

Юридической ответственностью называется применение к лицам, совершившим правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.Юридическая ответственность – это важная мера защиты интересов личности, общества и государства, так как она является одним из средств борьбы с правонарушениями, обеспечения правомерного поведения. Наиболее желательный для общества вариант – добровольное, сознательное соблюдение и исполнение норм права. Угроза реализации юридической ответственности и связанные с этим неблагоприятные последствия – это важный фактор в обеспечении правомерного поведения.

Признаки юридической ответственности:

1) юридическая ответственность устанавливается государством в правовых нормах; меры юридической ответственности содержатся в санкциях правоохранительных норм;

2) она всегда выступает в качестве меры государственного принуждения, наказания виновного в правонарушении и состоит в применении к нему санкций правовых норм;

3) юридическая ответственность применяется специально уполномоченными государственными органами;

4) юридическая ответственность характеризуется определенными лишениями личного, организационного или имущественного характера, которые виновный обязан претерпеть, т. е. понести определенное наказание. Эти лишения – естественная реакция государства на вред, причиненный правонарушителем обществу или отдельной личности;

5) юридическая ответственность наступает только за совершение правонарушения. Если поведение субъекта не подпадает под признаки правонарушения, то данное лицо не подлежит юридической ответственности;

6) применение мер юридической ответственности к правонарушителю возможно лишь при условии соблюдения определенного процедурно-процессуального порядка, установленного законом.

Юридическая ответственность может быть разделена на виды. Самая распространенная классификация юридической ответственности – в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушаются, какой вид правонарушения совершен. По этому критерию можно выделить следующие виды юридической ответственности.

1. Уголовно-правовая ответственность – ответственность, применяемая к лицу за совершение преступления – деяния, предусмотренного нормами уголовного права. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство. Основной формой реализации уголовной ответственности является уголовное наказание в виде лишения свободы, исправительных работ и т. д.

2. Административно-правовая ответственность наступает за совершение административных проступков, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях. Кроме того, эта ответственность может определяться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Федерации.

3. Гражданско-правовая ответственность наступает при совершении гражданского проступка и заключается в применении мер воздействия, имеющих, как правило, имущественный характер. Она состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия. Полное возмещение вреда – основной принцип гражданско-правовой ответственности. Закон предусматривает также возможность взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки в виде штрафа или пени, и в этом проявляется ее компенсационный, правовосстановительный характер.

4. Дисциплинарная ответственность наступает за дисциплинарный проступок, т. е. за нарушение трудовой, воинской, служебной дисциплины. Ее отличительная особенность состоит в том, что лицо, к которому применяется дисциплинарная ответственность, подчинено по службе, работе органу, применившему ту или иную меру взыскания.

5. Материальная ответственностьстороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия). Порядок возложения материальной ответственности и определение размера причиненного ущерба определены Трудовым кодексом Российской Федерации.

Применение всех видов юридической ответственности основано на определенных принципах. К ним относятся:

– принцип законности;

– принцип справедливости;

– принцип неотвратимости;

– принцип индивидуализации и др.

Традиционно в юридической науке под законностью понимается принцип государственного руководства жизнью общества, заключающийся в том, что все без исключения субъекты права должны строго, точно и неукоснительно соблюдать законы, установленные государством. В то же время законность – это неотъемлемый элемент демократии.

Законность характеризуется следующими основными чертами:

– единство закона, означающее, что закон действует повсеместно одинаково, не содержит каких-либо изъятий, относительно национальности, расы, служебного положения и иных обстоятельств;

– верховенство закона, означающее, что закон занимает верховное положение в иерархии нормативно-правовых актов; все подзаконные акты должны соответствовать закону;

– равенство всех перед законом без каких-либо привилегий или изъятий;

– неотвратимость юридической ответственности за совершенные правонарушения.

Если законность есть требование всеобщего соблюдения законов, то правопорядок – это фактическая реализация этого требования. Правопорядок является непосредственным результатом правового регулирования, осуществляемого государством с помощью правовых норм.

Правопорядок – это результат реализации правовых норм, т.е. система урегулированных правом общественных отношений, сложившаяся в результате реализации правовых норм.

Правопорядок есть результат соблюдения законности. Иными словами, законность – это требуемое поведение, а правопорядок – результат осуществления законности.

 


ТЕМА 5. Конституционное право Российской Федерации

Понятие, предмет конституционного права. Конституция как важнейший источник конституционного права. Органы государственной власти РФ. Президент РФ. Федеральное Собрание РФ. Законодательный процесс. Правительство РФ. Судебная власть РФ. Гражданство РФ. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина

Конституционное право – основополагающая отрасль права Российской Федерации, устанавливающая основы конституционного строя, охраняющая основные права и свободы человека, определяющая форму государственного устройства, механизмы осуществления власти и систему местного самоуправления.

Как и любая отрасль права, конституционное право имеет свой предмет, который охватывает две основные сферы общественных отношений:

– охрана прав и свобод человека;

– устройство государства и государственной власти.

Основным источником российского конституционного права является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., и вступила в силу со дня ее официального опубликования 25 декабря 1993 г. Одновременно были проведены выборы в новые органы государственной власти: Государственную Думу и Совет Федерации.

Основное содержание Конституции определяется ее принципами – основополагающими идеями Основного Закона, закрепленными в главе I Конституции:

1. Российская Федерация является демократическим правовым государством с республиканской формой правления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивая равноправие различных ветвей власти.

2. Демократизм РФ проявляется в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Важнейшим принципом Конституции РФ является народный суверенитет, т.е. полновластие народа. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, – говорится в ч. 1 ст. 3 Конституции, – является ее многонациональный народ».

3. Принцип федерализма. Согласно этому принципу субъектами РФ являются не административно-территориальные единицы, а национально-государственные и государственно-территориальные образования. «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ». Федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.

4. Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Конституция определяет, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

5. Принцип социального государства. Этот принцип означает, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В России охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка материнства и детства.

6. Многообразие и свобода экономической деятельности, равенство правовой защиты всех форм собственности. В России признаются и получают защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

7. Политический плюрализм. Этот принцип подразумевает признание идеологического и политического многообразия, многопартийности.

Органы государственной власти РФ. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственный орган власти – гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями, уполномоченный государством на осуществление его функций и действующий в установленном порядке. Федеральную государственную власть в России осуществляют следующие государственные органы: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Президент Российской Федерации. Президент является главой государства. Он обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать пост Президента более двух сроков подряд.

С момента принятия присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей. Президент назначает Председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает выборы Государственной Думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны. Конституция наделяет Президента РФ целым рядом полномочий. В силу обилия закрепленных за ним конституционных функций, полномочия Президента весьма многочисленны. Они закреплены в ст. 83-90 главы 4 Конституции РФ.

Конституцией определено, что Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в следующих случаях:

– в случае его отставки:

– в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия:

– в случае отрешения от должности.

Во всех этих случаях применяется определенная процедура, например, – отрешение от должности. Это основание подробно регламентировано Конституцией. Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключения Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Совета Федерации об отрешении Президента должно быть принято не позднее чем в 3-х месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если же в этот срок решение Совета Федерации не будет принято – обвинение против Президента считается отклоненным.

Федеральное Собрание РФ – высший законодательный и представительный орган Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ. Совет Федерации принимает или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой, участвует в принятии поправок Конституции РФ. К ведению Совета Федерации так же относятся назначение выборов Президента, отрешение его от должности, утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами РФ, назначение на должность судей высших судов РФ.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и избираются на пять лет.

К ведению Государственной Думы относятся следующие полномочия:

– дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;

– принятие законов РФ;

– назначение и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека;

– объявление амнистии;

– выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности и др.

Законодательный процесс. Проект закона рассматривается Государственной Думой, где он принимается (или отклоняется) простым большинством голосов от общего числа членов этой палаты. Затем закон поступает в Совет Федерации, который рассматривает его в течение 14 дней и решение принимается простым большинством голосов. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам, финансам). Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную Думу, после чего либо образуется согласительная комиссия, либо Государственная Дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов. Принятый Федеральный закон направляется на подпись Президенту, который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его. Отклоненный Президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным Собранием. Если при повторном рассмотрении Федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть подписан Президентом в течение 7 дней.

Правительство Российской Федерации. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в России. Согласно Конституции, оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Решающая роль в формировании правительства принадлежит Президенту РФ, который предлагает кандидата на пост Председателя Правительства на рассмотрение Государственной Думы. Председатель Правительства представляет Президенту свои предложения о персональном составе Правительства. Назначает членов Правительства и освобождает их от должности Президент.

Правительство РФ:

– разрабатывает и представляет Государственной Думе Федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета;

– обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

– проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

– осуществляет управление федеральной собственностью;

– осуществляет меры по обеспечению законности и правопорядка и пр.

По вопросам своей компетенции Правительство принимает постановления и распоряжения.

Судебная власть РФ. Самостоятельную подсистему государственного механизма образуют органы судебной власти. Судебная система РФ устанавливается Конституцией, где предусмотрено существование судов как общей, так и специальной юрисдикции (подробнее о судебной власти см. след. тему).

Гражданство РФ. Гражданство относится к атрибутивным признакам государства. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство России базируется на следующих принципах:

– принцип единого гражданства, означающий, что республикам в составе РФ не запрещено устанавливать свое гражданство;

– принцип равенства, т.е. каждый из российских граждан обладает одинаковым правовым статусом, независимо от оснований приобретения гражданства РФ и «давности лет» его приобретения;

– неотчуждаемость гражданства, недопустимость выдачи российских граждан иностранному государству и высылки граждан РФ за ее пределы;

– принцип двойного гражданства означает, что гражданин РФ может иметь гражданство иного государства;

– принцип покровительства и защиты российских граждан за границей и др.

Гражданство России приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, путем выбора гражданства и по иным основаниям.

Наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация (по рождению).

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка), один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка), один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства, оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода из гражданства Российской Федерации и по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица.

Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин Российской Федерации имеет не выполненное перед РФ обязательство, привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда, не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Решение о приеме в гражданство РФ отменяется в отношении лица, которое приобрело российское гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, что устанавливается в судебном порядке.

Основные права и свободы гражданина и человека. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. В каком государстве ни находился бы человек, он остается свободным, находясь под защитой мирового сообщества, собственного государства, а также государства, в котором он находится.Права и свободы человека и гражданина традиционно принято делить на три группы: личные, политические и социально-экономические.

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Это – естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности, права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 21 Конституции).

Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения.

К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).

Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).

В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30-33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).

Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.

Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей (ст. 32, ч. 5).

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции).

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. К ним относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 34-44).

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями.

Обязанности различны по своей природе. Одни вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие – не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции).

В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59).

 


ТЕМА 6. Судебная власть Российской Федерации

Судебная власть в правовом государстве. Ни одно общество, ни одно государство не может обойтись без такого специфического инструмента разрешения социальных конфликтов, каким исторически является суд. В зависимости от форм правления, от политического режима государства суд может быть «марионеточным», т.е. руководствующийся волевыми решениями властей, их административными предписаниями, подменяющими юридические акты. В этом случае ни о какой судебной власти не может идти речь. Суд превращается в запрограммированное управленческое учреждение. Такое положение суда в правовом государстве невозможно, так как важной особенностью такого государства является реализация принципа разделения властей. Исходя из него, вся судебная власть в правовом государстве принадлежит суду и только ему.

В правовом государстве должна существовать целая система «сдержек и противовесов», охраняющая судебные органы от насильственного воздействия, препятствующего осуществлению правосудия, обеспечивающая его независимое, самостоятельное функционирование. В правовом государстве судебная власть не может сосредоточиваться в руках одного лица или небольшой группы лиц. Принцип разделения властей, характеризующий правовое государство, предотвращает возможность использования судебной власти одними классами или группами людей во вред другим.

Ст.1 Конституции РФ провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Но это не значит, что после референдума, принявшего Конституцию РФ, Россия сразу же стала правовым государством. Это сравнительно длительный процесс, но двигаться по которому необходимо со всей решимостью и не отступая перед вызовами и проблемами, встающими перед российским обществом и государством. Приоритетным направлением этой деятельности явилась реформа судебной системы, с целью изменить прежнее унизительное положение суда, в котором он находился в условиях тоталитарного режима. Ведь в правовом государстве суд обязан быть авторитетным, властным, самостоятельным, подлинно независимым. Без такого суда, являющегося реальным гарантом прав людей, надежного защитника их интересов, невозможно построение правового государства. Подобную защиту могут осуществить только сильный суд, сильная судебная власть, независимая от других ветвей власти.

Правосудие и принципы правосудия. Правосудие – это детально регламентированная в законе деятельность суда по рассмотрению в судебном заседании различных категорий дел, связанная с возможностью применения особых мер государственного принуждения.

Правосудие может осуществляться в различных формах: единолично и коллегиально. Единолично дело рассматривается профессиональным судьей. Коллегиально дело рассматривают или в составе профессионального судьи и 2-х народных заседателей, или профессионального судьи и коллегии присяжных заседателей, или трех профессиональных судей.

Принципы правосудия – это основные положения, закрепленные в законе и которые определяют сущность организации и деятельности суда. В числе основных принципов правосудия следующие: 1) осуществление правосудия только судом; 2) равенство граждан перед законом и судом; 3) независимость судей и подчинение их только закону; 4) открытое разбирательство во всех судах и др.

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, ни один гражданин не вправе присвоить себе функции суда. Исчерпывающий перечень судебных органов предусмотрен в законе. Создание чрезвычайных судов не допускается. В этом есть гарантии от беззакония и произвола.

Все граждане, независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и судом. Равенство перед законом означает применение единых законов ко всем гражданам.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. Независимость судьи обеспечивается:

1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

2) запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность суда;

3) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

4) правом судьи на отставку;

5) неприкосновенностью судьи;

6) системой органов судебного сообщества (съезды, конференции, собрания судей);

7) предоставлением судьи за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья в РФ не сменяем, он не подлежит переводу на другую должность или другой суд без его согласия. Разбирательство во всех судах открытое. Есть, однако, случаи, когда дело может быть рассмотрено в закрытом заседании. Так, например, по уголовным делам это необходимо в ситуации, когда открытое заседание противоречит интересам охраны государственной тайны.

Судебная система РФ. Судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В настоящее время судебную систему России составляют Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские суды и арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды и военные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, а также мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

1. Конституционный суд Российской Федерации.В согласии с принципами разделения властей конституционный контроль передается в ведение судебной власти как наиболее беспристрастной и независимой.

Конституционный суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный суд РФ состоит из 19 судей. Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешают дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный суд РФ разрешает вопросы о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ.

Акты или их отдельные положения, которые признаются неконституционными, утрачивают силу. Не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Основными принципами деятельности Конституционного суда РФ являются законность, независимость, коллегиальность и гласность.

2. Верховный суд РФ.Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные суды. Верховный суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в некоторых случаях – и в качестве суда первой инстанции. Верховный суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам, военных округов, флотов, видов и групп войск.

Верховный суд РФ дает разъяснение по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливается федеральным конституционным законом.

3. Верховные суды республик в составе РФ, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов рассматривают дела в пределах своей компетенции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они же являются вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории субъекта РФ.

4. Районные суды рассматривают дела в качестве судов первой и второй инстанций. Районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

5. Мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

6. Арбитражные суды:

1) Высший Арбитражный суд РФ;

2) Федеральные арбитражные суды округов;

3) Арбитражные суды республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров.

Задачами арбитражных судов РФ являются:

– защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности;

– содействие укреплению законности;

– предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судьи в РФ. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и использующие свои обязанности на профессиональной основе. Их правовой статус регламентирован в Конституции РФ и в Законе от 26 июня 1992 г. «О статусе Судей в РФ» (ред. От 25.12.2008 г.). Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее Кандидаты на должность судьи должны сдать квалификационный экзамен и не иметь порочащих их поступков.

Судьи Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.

Полномочия судьи в РФ не ограничены определенным сроком, поскольку иное не установлено Конституцией и законами РФ. Мировые судьи избираются сроком на 5 лет населением округа, на который распространяется их юрисдикция. Судьи несменяемы.

Полномочия судьи прекращаются в случаях:

1) его письменного заявления об отставке;

2) продолжения судьей деятельности, не совместимой с его должностью;

3) истечения их сроков, если для судьи срок полномочий установлен;

4) вступившего в силу обвинительного приговора суда;

5) признании его недееспособным и в других случаях.

Полномочия судьи приостанавливаются решением соответствующей квалификационной коллегией судей в случаях, если: дано согласие квалификационной комиссией судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу; судья занимается деятельностью, несовместимой с его должностью; судья подвергнут принудительным мерам медицинского характера или ограничен в дееспособности; судья признан безвестно отсутствующим.

Личность судьи неприкосновенна. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ. Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд Российской Федерации или квалификационную коллегию судей вносит Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Отставкой судьи признаются почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Суд присяжных. Конституция РФ определяет, что в случаях, предусмотренных законом, возможно осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей. Суд присяжных в РФ введен с 1 ноября 1993 года. В отношении его закон предусматривает следующее:

1) суд присяжных вводится в судах не ниже городского (т. е. в краевом, областном, городском);

2) он рассматривает дела о наиболее тяжких преступлениях;

3) дело в таком суде может быть рассмотрено лишь по ходатайству обвиняемого.

Особенность суда присяжных в том, что в нем существуют раздельно «судьи права» (юристы – профессионалы) и «судьи факта» (коллегия присяжных заседателей). Первые ведут процесс, решают правовые вопросы и в соответствии с вердиктом присяжных заседателей квалифицируют состав преступления и назначают наказание. Вторые же определяют, «виновен» либо «невиновен» подсудимый. Суд присяжных действует в составе судьи и коллегии присяжных заседателей.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.151 сек.