Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательской деятельности 10 страница




Аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Элементы учетной политики условно можно классифицировать по степени обязательности их отражения. Так, можно выделить основные элементы, специальные элементы и факультативные элементы учетной политики для целей налогообложения.

К основной группе относятся элементы учетной политики, обязательное наличие которых предусмотрено налоговым законодательством, либо те, на которые в законе есть прямые ссылки. Так, каждый налогоплательщик должен указать момент определения налоговой базы по НДС либо по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг), либо по мере поступления денежных средств - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Специальные элементы необходимы тем налогоплательщикам, которые осуществляют определенные виды деятельности (либо налогоплательщикам, обладающим определенными отличительными признаками). Например, участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, должны определиться с формированием резервов под обесценение ценных бумаг. В соответствии со ст. 300 НК РФ такие налогоплательщики вправе относить на расходы в целях налогообложения отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг либо не относить на расходы такие отчисления.

В факультативной группе закрепляются элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо вообще не отнесены к элементам учетной политики, но тем не менее в законе предусмотрена альтернативная норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов. Например, при наличии затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе отнести такие расходы. Закрепление таких критериев в учетной политике позволит единожды разработать и применять в последующем одни и те же правила ко всем подобным затратам.

Соотношение бухгалтерского и налогового учета. Самое существенное отличие налогового от бухгалтерского учета заключается в целях, ради которых организуется их ведение.

Как указывалось, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", данный вид учета должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, наличии и движении имущества и обязательств, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Данная информация необходима внутренним и внешним пользователям для контроля за соблюдением законодательства РФ, предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. В свою очередь, целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о хозяйственных операциях, на основе которых внутренние и внешние пользователи могут осуществить контроль за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет определенных налогов.

Несмотря на то что налоговый и бухгалтерский учет регулируется разными отраслями законодательства, современная наука и практика постоянно сталкивается с вопросом, является ли цель налогового учета составной частью бухгалтерского или налоговый учет является самостоятельным видом учета.

Однозначное решение данного вопроса осложняется тем, что, помимо возможных расхождений в целях бухгалтерского и налогового учета, действующее законодательство допускает различия в системе и правилах учета. Для примера можно отметить то, что в отличие от бухгалтерского учета система и правила налогового учета могут организовываться налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения. Требования к системе бухгалтерского учета являются более строгими и определенными. В процессе ведения бухгалтерского учета обязательно должен использоваться утвержденный систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета - план счетов. Основным требованием к учету бухгалтерских операций является применение метода двойной записи. Учет операций налогового учета методом двойной записи не является обязательным, а в некоторых случаях является затруднительным. Например, если операция является расчетной (расчет объекта налогообложения, налоговой базы, налога). Существует множество иных различий между бухгалтерским и налоговым учетом в части используемых терминов, способов учета, методов оценки, норм и прочих показателей.

Одной из причин, не позволяющих считать налоговый учет составной частью бухгалтерского учета, является наличие субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести налоговый учет и не обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Так, для лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, НК РФ предусматривается обязанность вести налоговый учет в книге доходов и расходов. При этом Федеральный закон "О бухгалтерском учете" закрепляет положение о том, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов. Наглядным также является пример с индивидуальными предпринимателями, которые ведут налоговый учет и полностью освобождены от бухгалтерского учета.

 

28.10. Правовое регулирование налоговой отчетности

 

28.10.1. Понятие налоговой отчетности

и порядок ее представления

 

Налоговая отчетность является составной частью налогового контроля. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган на бумажном носителе одним из следующих способов:

- лично руководителем (предпринимателем) или бухгалтером;

- через уполномоченного представителя;

- по почте.

Также в последнее время все больше начинает применяться способ представления отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если декларация подается через уполномоченного представителя, то свои полномочия он осуществляет на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. При этом, если представляются интересы индивидуального предпринимателя, то соответствующая доверенность должна быть нотариально удостоверенной. Статус и требования к уполномоченному представителю закреплены в ст. 29 НК РФ.

Если налоговая отчетность представляется по почте, то она должна иметь вид почтового отправления с описью вложения. При данном способе днем подачи декларации будет считаться день почтового отправления, независимо от того, когда налоговые органы получат корреспонденцию.

Стоит несколько подробнее остановиться на правовом регулировании подачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи.

Основой для построения деловых отношений между государством и юридическими лицами при помощи электронных документов стал Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" <1>, согласно которому документ в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП), приобретает юридический статус, т.е. имеет такую же юридическую силу, как и бумажный документ с собственноручной подписью и печатью.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.

 

Приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 <1> был утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, который определяет общие принципы организации информационного обмена при использовании системы безбумажной технологии. Согласно вышеуказанному Порядку формы налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями законодательства, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению в архиве юридически значимых документов и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке. Представление налоговой отчетности в электронном виде должно осуществляться строго через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику; при этом налогоплательщик уже не обязан представлять отчетность в налоговый орган на бумажном носителе. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.

--------------------------------

<1> РГ. 2002. 22 мая. N 89.

 

Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, а также порядок представления налоговой декларации в электронном виде разрабатываются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 80 НК РФ налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации по каким-либо основаниям и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.

Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. При этом налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов (например, в связи с отсутствием налогооблагаемой базы).

По каждому налогу, установленному НК РФ в особенной части, предусмотрено понятие "отчетный период", т.е. период, по окончании которого налогоплательщик должен представить в налоговые органы соответствующую декларацию по налогу. Если налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов (например, по единому социальному налогу), то налогоплательщик обязан представить расчет авансовых платежей по данному налогу.

В состав налоговой отчетности могут быть включены не только декларации и расчеты авансовых платежей по определенным налогам, но и иные сведения. Так, в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной налоговым органом <1>.

--------------------------------

<1> См.: Приказ МНС РФ от 15 июня 2004 г. N САЭ-3-04/366@ "Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и инструкции по их заполнению" // РГ. 2004. 20, 21 июля. N 153, 154.

 

28.10.2. Ответственность за непредставление

налоговой отчетности

 

Налоговая ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок предусмотрена ст. 119 НК РФ. Размер штрафа зависит от количества дней, истекших со дня, установленного для представления декларации.

Непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган в течение срока, не превышающего 180 дней, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Если же налогоплательщик не представляет налоговую декларацию более 80 дней, то это влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Своевременная уплата налога или наличие переплаты по налогу на лицевом счете налогоплательщика от ответственности за просрочку сдачи налоговой декларации не освобождает. Однако эти обстоятельства могут быть учтены арбитражным судом как смягчающие ответственность.

Налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании штрафа в течение шести месяцев со дня обнаружения нарушения и составления акта об этом (п. 1 ст. 115 НК РФ). Днем обнаружения нарушения, как правило, считается день фактической подачи налоговой декларации в налоговый орган.

Налагаемый штраф определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. Шестимесячный срок обращения в суд является пресекательным. Иначе говоря, в случае его пропуска суд откажет налоговому органу во взыскании штрафа.

Нарушение сроков представления налоговой декларации, влечет наложение на виновных должностных лиц (руководителя и главного бухгалтера) организации административного штрафа. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ его величина составляет от 3 до 5 МРОТ.

За несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам организации грозит ответственность не по ст. 119 НК РФ, а по п. 1 ст. 126 НК РФ, т.е. как за непредставление в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Штраф в данном случае составляет 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Кроме того, как и в случае с просрочкой сдачи налоговой декларации, за несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам на виновных должностных лиц организации может быть наложен административный штраф от 3 до 5 МРОТ. Это предусмотрено ст. 15.6 КоАП РФ.

Помимо налоговой и административной ответственности в арсенале налогового органа есть еще один инструмент воздействия на налогоплательщика, вовремя не сдавшего налоговую декларацию. Речь идет о приостановлении операций по его счетам в банке. Эта мера может быть применена в случае, если просрочка сдачи налоговой декларации достигла двух недель (п. 2 ст. 76 НК РФ).

 

28.11. Правовые основы формирования и представления

статистической отчетности

 

Официальный статистический учет, который в соответствии со ст. 71 Конституции РФ отнесен к ведению Российской Федерации.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности, формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности. Руководство Федеральной службой государственной статистики осуществляет Правительство РФ. Положение о Федеральной службе государственной статистики утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 399 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3346.

 

В настоящее время нет законодательной базы для организации государственного статистического наблюдения. Нормы, определяющие взаимоотношения государства, органов государственной статистики и хозяйствующих субъектов, а также основные принципы организации статистической отчетности базируются в основном на многочисленных подзаконных нормативных правовых актах.

Государственное статистическое наблюдение осуществляется путем сбора от отчитывающихся субъектов статистической информации - государственной статистической отчетности в документированной форме. На ее основе формируется сводная официальная статистическая информация о социально-экономическом и демографическом положении страны. Официальная статистическая информация является частью государственных информационных ресурсов. Она формируется в соответствии с федеральной программой статистических работ, ежегодно разрабатываемой Росстатом (ранее - Госкомстатом РФ) и вносимой в Правительство РФ.

В целях реализации федеральной программы Росстат утверждает формы государственной статистической отчетности, порядок их заполнения и представления. Например, Постановлением Росстата от 5 августа 2005 г. N 58 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2006 г." <1> утверждены формы статистической отчетности, представляемые хозяйствующими субъектами начиная с отчета за 2003 г. Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" утверждены Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 9 февраля 2005 г. N 14 <2>.

--------------------------------

<1> Официально не опубликовано.

<2> Постановление Федеральной службы государственной статистики от 9 февраля 2005 г. N 14 "Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".

 

Единые требования к составу, построению и оформлению форм статистической отчетности определяются в Постановлении Госкомстата РФ от 22 августа 2001 г. N 61 <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Госкомстата РФ от 22 августа 2001 г. N 61 "Об утверждении Отраслевого (ведомственного) стандарта на формуляр-образец государственного статистического наблюдения" // Вопросы статистики. 2001. N 10 (с изм. от 23 мая 2002 г.).

 

Порядок представления статистической отчетности установлен Положением о порядке представления государственной статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений. Данное Положение утверждено Постановлением Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г. N 154 <1>. Определено, что юридические лица, их филиалы и представительства, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, представляют статистическую отчетность в федеральный статистический орган, его территориальные органы, другие федеральные органы исполнительной власти по утвержденным формам на безвозмездной основе.

--------------------------------

<1> Постановление Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г. N 154 "Об утверждении Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений" // РГ. 2002. N 166.

 

Основные требования при представлении статистической отчетности - полнота, достоверность, своевременность. Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм и в инструкциях по их заполнению, обязательны для всех отчитывающихся субъектов. Ответственными за представление статистической отчетности являются руководитель организации, ее филиала и представительства, а также индивидуальный предприниматель.

Статистическая информация составляется, хранится и представляется на бумажных носителях. В электронном виде она может представляться по согласованию с Федеральной службой государственной статистики (его территориальным органом) в установленном порядке <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Госкомстата РФ от 14 марта 1998 г. N 29 "О порядке представления организациями годовой статистической информации в органы государственной статистики на машинных носителях или с использованием средств телекоммуникаций" // Финансовая Россия. 1998. N 13.

 

Представлением недостоверной статистической отчетности считается неправильное отражение отчетных статистических данных в формах государственного статистического наблюдения вследствие нарушения действующих инструкций по заполнению форм, арифметических или логических ошибок. Отчитывающиеся субъекты, допустившие факты представления недостоверной статистической информации, не позднее трехдневного срока после обнаружения этих фактов представляют исправленную информацию адресатам с копиями документов, содержащих обоснования для внесения исправлений.

При ликвидации и реорганизации юридического лица, его филиалов и представительств, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в Росстат (территориальные органы) представляется статистическая информация за период деятельности в отчетном периоде до момента ликвидации (прекращения деятельности).

Представляемая хозяйствующими субъектами статистическая информация в зависимости от характера сведений, содержащихся в ней, может быть открытой и общедоступной или отнесенной к категории ограниченного доступа. Росстат обеспечивает защиту информации, разрабатывает перечень сведений конфиденциального характера.

Статьей 13.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической отчетности. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти МРОТ.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" <1>, отчитывающиеся организации возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.

--------------------------------

<1> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 27. Ст. 1556 (с изм. от 30 декабря 2001 г.).

 

Обработка статистической информации осуществляются на основе Единой системы классификации и кодирования информации Российской Федерации с использованием системы классификаторов технико-экономической и социальной информации. Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677 <1> утверждены:

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" // СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. II). Ст. 4472.

 

- Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области;

- Перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области.

Перечислим некоторые классификаторы:

ОКОФ - общероссийский классификатор основных фондов;

ОКДП - общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг;

ОКФС - общероссийский классификатор формы собственности;

ОКОПФ - общероссийский классификатор организационно-правовых форм;

ОКУД - общероссийский классификатор управленческой документации.

В процессе создания организации, при постановке на учет в территориальных статистических органах, субъектам присваиваются статистические коды. Эти коды проставляются в документах государственного статистического наблюдения, что позволяет осуществить оперативную обработку статистической информации. Все юридические лица учитываются в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО), в котором каждый хозяйствующий субъект имеет свой персональный, не повторяющийся код и совокупность описывающих его признаков.

Отметим, что статистическая отчетность по назначению и содержанию отличается от бухгалтерской и налоговой отчетности. Статистическая отчетность ведется и представляется не только хозяйствующими субъектами, но и органами государственной власти, регионами, муниципальными образованиями. Она охватывает не только показатели, относящиеся к ведению предпринимательской деятельности, но и другие, характеризующие различные стороны работы организаций, в том числе и не имеющие непосредственного отношения к хозяйствованию (характеристика кадров, социальные показатели, виды выпускаемой продукции, производимых работ, оказываемых услуг и др.). Назначением статистической отчетности является предоставление информации без установления каких-либо имущественных обязательств для субъекта - источника информации (уплатить налоги, обязательные платежи).

 

Глава 29. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

29.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности

 

29.1.1. История и предпосылки становления аудита

 

Становление рыночной инфраструктуры способствовало возникновению в России новой сферы предпринимательской деятельности - аудита.

Слово "аудит" происходит от латинского "audio", что означает буквально "он слышит" ("auditor" (лат.) - слушатель, "auditio" (лат.) - слушание <1>.

--------------------------------

<1> Латинско-русский словарь. СПб.: Типография Тренке и Фюсно, 1912. С. 62.

 

В латинском языке это слово возникло более двух тысяч лет тому назад. В средневековой Европе аудитором называли служащего, который обязан был выслушивать устные отчеты должностных лиц, так как многие из них просто не умели писать.

Самые древние упоминания об аудите как методе контроля, по мнению историков <1>, относятся еще к тем временам, когда древние цивилизации Ближнего Востока начали создавать высокоорганизованные государства и налаживать хозяйственную деятельность. Упоминания об аудиторах и аудите в англоязычных странах встречаются с XIII в.

--------------------------------

<1> Данный материал основан на трудах: Адамс Р. Основы аудита / Пер. с англ. М.: Аудит; ЮНИТИ, 1995; Андреева В.Д. Практический аудит: Справ. пособие. М.: Экономика, 1994; Дефлиз Филип Л. и др. Аудит Монтгомери / М.: Аудит; ЮНИТИ, 1997; пер. с англ.

 

В России звание аудитора было введено Петром I и имело несколько иное значение: аудиторами называли военных следователей, деятельность которых была связана с расследованием имущественных споров в армии. Впервые в этом качестве аудитор упоминается в Уставе генерала Вейде в 1768 г. В 1867 г. слово "аудитор" в этом понимании исчезло.

Однако примерно в те же годы в самой экономически развитой стране того времени - Великобритании получила мощное развитие рыночная экономика. Ее становление сопровождалось массовыми разорениями людей, вкладывающих свои сбережения в создаваемые компании. Известный юрист того времени Рудольф Иеринг (1818 - 1892) писал, что акционерные общества разорили больше людей, чем все войны вместе взятые. Происходящие процессы способствовали тому, что во второй половине XIX в. профессия аудитора - независимого стороннего специалиста, который мог бы дать объективное заключение о финансовом состоянии компании, и аудиторская деятельность стали важной неотъемлемой составной частью делового мира.

В этот период и сформировался аудит как институт независимого финансового контроля. В 1844 г. в Англии был принят ряд законов об акционерных компаниях, согласно которым правления обязаны были приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета. В 1879 г. в Англии был принят закон об обязательном аудите, а закон 1900 г. потребовал аудита всех компаний. Законодательно проведение обязательных аудиторских проверок во Франции установлено с 1867 г., в США - с 1937 г.

Мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг., когда после потери значительной доли средств инвесторы потеряли доверие к существующим финансовым структурам, способствовал ускоренному развитию аудиторской деятельности. Сегодня практически во всех странах мира с рыночной экономикой существует общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой.

Попытки создания аудита в дореволюционной и послереволюционной России оказались неудачными. В СССР в условиях административно-командной системы необходимости в независимом контроле не существовало. При Министерстве финансов СССР действовали специальные контрольно-ревизионные управления, в компетенцию которых входило проведение проверок и ревизий министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий.

Изменение экономических условий хозяйствования повлекло возникновение нового инструмента оценки хозяйственной деятельности - аудита.

Несмотря на то что первые аудиторские фирмы в России начали создаваться в конце 80-х годов, начало правовому регулированию аудиторской деятельности в России было положено в 1993 г., когда был принят Указ Президента Российской Федерации, утвердивший Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации <1>. Названные Правила регулировали отношения в сфере аудита до принятия 7 августа 2001 г. Федерального закона "Об аудиторской деятельности" - основополагающего правового акта, регулирующего отношения в сфере аудиторской деятельности и в настоящее время <2>.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.