КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы гармонизации правовой информацииИ все же главной задачей при обеспечении отношений и информационного взаимодействия в Союзном государстве, в СНГ или иной форме остается проблема гармонизации законодательства стран-участниц по тем позициям, которые определяют развитие экономики, социальной и культурной жизни. Нет сомнений, что каждое из государств внимательно отслеживает процесс развития законодательства друг друга и по возможности усваивает полезные и приемлемые нормы для своей сферы правового регулирования. Это можно проследить на примере документов, принятых Российской Федерацией и Республикой Беларусь за последние пять лет. При этом основным фактором является то, что каждая из участниц Союзного государства ориентирована на свои перспективные и ситуационные проблемы и одновременно делает шаги по направлению учета изменения правовых регуляторов в масштабах ЕС, ЕврЛзЭС и других форм международного взаимодействия. Для России последние годы в области развития информационного законодательства можно определить как умеренно активные. Если согласиться с тезисом о том, что единое информационное пространство страны понимается как совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры1, то в первую очередь формирование такого пространства основано на унификации гармонизации правовой информации. При этом упорядочивается не только сама правовая система, но и вся совокупность информационных ресурсов под влиянием законодательства в области информационного пространства. Напомним, что в ходе формирования ЕврАзЭС приняты такие правовые акты, как Таможенный кодекс таможенного союза, Статус Суда ЕврАзЭС в новой редакции, другие документы правовой базы таможенного союза. Именно поэтому необходимо обратить особое внимание на взаимодействие субъектов Союзного государства, равно как и взаимодействие сторон в других формах сотрудничества, на платформе развития своего и общего правового потенциала в области информационных взаимодействий. Скажем сразу, что каждый принимаемый в Российской Федерации закон в рассматриваемой области не воспринимается однозначно. За позитивными и рациональными нормами и позициями обязательно обнаруживаются недочеты, пробелы, а порой и противоречия. Например, по указанной публикации и по иным источникам, связанным с обсуждением проекта, а затем и принятой уже части четвертой ГК РФ, можно без труда обнаружить несколько весьма важных проблем, касающихся информации и отношений по созданию, использованию и защите информационных ресурсов, в том числе и в трансграничных контактах. Большая дискуссия проходила и перед принятием нового Закона об информации. Этот Закон существенно сузил сферу своего регулирования: отказался от регулирования проблем информатизации; фактически ушел от проблемы информационных ресурсов; тему правовых форм обладания информацией через институты интеллектуальной собственности и права собственности на вещные объекты не раскрыл. Эти вопросы неоднократно ставились при обсуждении проекта и в публикациях на эту тему, однако концепция разработчиков осталась неизменной. Открывается большой фронт работ в области гармонизации и сближения нормативной правовой основы как в рамках национального информационного пространства, так и в рамках крепнущих международных форм информационного сотрудничества на основе решения реальных задач его развития. Стоит остановиться еще на одном аспекте укрепления взаимодействия субъектов в сфере освоения информационного пространства. Он связан с укреплением научного сотрудничества и доктринальных основ взаимопонимания и взаимодействия. Библиография по вопросам развития информационной науки весьма обширна. И это специальный вопрос. Проиллюстрируем эту сторону развития информационного права на примере докторской диссертации К. И. Белякова «Организационно-правовое и научное обеспечение информатизации в Украине: проблемы и практика», защита которой состоялась в 2009 г. Она демонстрирует, что за последние годы каждая из стран накопила много интересных разработок и проблем, которые еще нуждаются в исследованиях. Упомянутая работа демонстрирует опережающее развитие теории проблемы на фоне значительного отставания практики информатизации, определения и реализации государственной политики в данной области. Совершенно справедливо замечание по поводу того, что в Украине (добавим, что и в ряде других стран) отдано предпочтение программно-целевому методу управления в информатизации как опыту финансовой поддержки прилегающих отраслей, что обусловило жесткую конкуренцию в области бюджетных средств, лоббирование узковедомственных и узкокорпоративных интересов. Автор весьма полно освещает процесс становления информационного нрава как отрасли права и базы для решения практических задач информатизации. Методология этого процесса во многом совпадает с подходами специалистов российского информационного права, и это тем более определяет интерес к дальнейшим шагам в этой области юридической науки и практики. Привлекает готовность к созданию Информационного кодекса как средства ухода от противоречивого, неэффективного законодательства, которое спонтанно складывается под влиянием ситуационного подхода при обеспечении разных концепций и программ. Определение правовой информатизации значительно шире уже привычного. Автор сюда включает не только процессы информатизации законотворчества и других видов нормативного регулирования отношений, но и все проблемы правового регулирования сферы государственного управления. Это подчеркивает связь с административными реформами и вместе с тем несколько отрывает управление от всей иной социальной сферы информатизации, которая, как известно, тесно связана с развитием правовой системы регулирования всего спектра экономических, социальных, культурных и прочих отношений. Позитивно стоит оценить подход к исследованию дифференциации и интеграции нормативной основы правового регулирования области информатизации. Это имеет общеправовое значение для упорядочения действующей структуры отраслей современного права. Нельзя недооценить внимание автора к проблемам терминологии и в целом к языку права в условиях информатизации. В целом проблема правовой терминологии в рамках всего спектра информационного законодательства для стран 1-Х, России, Беларуси, Украины, Восточной Европы, равно как и стран — участниц других форм содружества государств по вопросам развития информационной сферы и формирования информационного общества, остается ключевой. Слово лежит в основе информационного взаимодействия и понимания жителей планеты в условиях глобализации и любых форм сотрудничества людей и их организаций в едином информационном пространстве. В этой связи стоит отметить работу Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации Российской академии наук в области сравнительного анализа терминов и определений в законодательстве государств — участников СНГ и ОДКБ.
Контрольные вопросы
1. Как вы понимаете информационное пространство? 2. Какие подходы реализуются в целях унификации законодательства и выработки правовых механизмов рационального использования информационного пространства? 3. Какие принципы реализуются в процессах осуществления региональной информационной политики в Российской Федерации? А. Какими методами осваивается и используется мировое информационное пространство?
Литература 1. Короткое, А. В. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества / Л. В. Короткое, Б. В. Кристальный, И. Н. Курносое. - М., 2007. 2. Плигин, В. Н. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции / В. П. Плигин // Государство и право. - 2007. — № 7. — С. 82-86. 3. Семилетов, С. И. Правовые аспекты признания электронных документов при организации международного электронного обмена / С. И. Семилетов // Информационные аналитические аспекты в задачах управления. — М., 2007. - С. 195-212. 5. Юсупов Р. М. Концептуальные и научно-методологические основы информатизации / Р. М. Юсупов, В. П. Заболотский. - СПб., 2009. - С. 322-328. РАЗДЕЛ IV. ПРАВО И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
Глава 21 Государственное управление и «электронное правительство» (Electronic government) 21.1. Понятие и задачи «электронного правительства» Продвижение к новому состоянию информационного общества определяется показателями освоения потенциала ИКТ в различных направлениях жизни страны. Термин «электронное», «электронный» при этом стал ключевым. Говорим: «электронное государство», «электронная Европа», «электронный город» или иные территориальные структуры, «электронный офис», «электронный человек». Добавим, что крайне необходимы и грамотные «электронные чиновники». Однако пока нельзя сказать, что есть однозначное понимание терминов «электронное государство» и «электронное правительство». Напомним, что Комиссия ЕС определяет «электронное правительство» как 4использование ИКТ в государственном управлении в сочетании с организационными изменениями и новыми навыками для улучшения услуг и демократических процессов и для укрепления поддержки государственной политики». В США, согласно принятому законодательству, «Government» определено как «деятельность по использованию органами власти интернет-приложений и других информационных технологий, интегрированных с процессами, которые используют данные технологии для того, чтобы улучшить доступ и распространение государственной информации и услуг гражданам, другим государственным организациям или внести улучшения в деятельность органов власти, в частности в результативность, качество услуг и преобразований». В приведенных формулировках общим является внимание к тому, что «электронное правительство» (далее — ЭП) — это «деятельность» или «использование» потенциала ИКТ в сфере государственного управления. При этом часто забывают, что речь идет о структурах на разных уровнях систем управления: федеральном, региональном, территориальном, а внутри каждого уровня — об ЭП отрасли, города, организации. Такое же понимание существа этого феномена прослеживается в серии работ, изданных Центром компетенции по электронному правительству при Американской торговой палате в России, Фондом поддержки системного проектирования (ФОСТАС) и Фондом экономических исследований «Новая экономика». В России термин «е-Government», с легкой руки представителей Информационной бизнес-системы Microsoft, переведен как «электронное правительство». И это «правительство» понимается достаточно широко, его сфера деятельности проецируется на все информационное общество. Без учета того, что это лишь один параметр информационного общества, сущность которого не укладывается только в технологические и операциональные характеристики, и что смыслы, цели, принципы и другие показатели развития общества включаются в понимание «информационное». Поскольку основная задача ЭП — обеспечение инфраструктуры информатизации страны, термин «Government» в данном контексте было бы точнее перевести как «управление». Это более точно отражает цель всей идеи. Стратегия развития информационного общества делает акцент на термин «информационное» как на определение цели, которая достигается на основе использования информационных технологий. Организационно-структурной формой этих процессов и становится ЭП и его усилия по созданию адекватной инфраструктуры электронных форм деятельности реальных субъектов в современном обществе. При любом варианте информационного пространства, в котором действует ЭП, следует иметь в виду,что в структурном отношении оно представляет собой систему специализированных органов, механизмов и правил, обеспечивающих реализацию государственной политики в области информатизации на всех уровнях социальною управления во всей его сложности. Суммируя приведенные определения, можно сказать, что электронное правительство — это система организации деятельности органов государственной власти и их специализированных структур, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень взаимодействия и исполнения их функциональных обязанностей, оперативности и удобства получения организациями, гражданами и иными физическими лицами государственных услуг и информации о деятельности государственных органов. Вместе с тем надо учитывать, что бытует и иное понятие ЭП. Например, ведущий советник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации О. К). Судатова и консультант того же управления А. В. Ходила считают, что «под электронным правительством обычно понимается единая социально-ответственная и информационно открытая, с постоянной обратной связью, организация власти». Здесь акцент делается на результат действий структур, которые это состояние обеспечивают.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |