Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ. Студенты должны понимать отрасль аграрного правакак совокупность установленных или санкционированных государством правовых норм (правил поведения)




ТЕМА 1. АГРАРНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

Студенты должны понимать отрасль аграрного права как совокупность установленных или санкционированных государством правовых норм (правил поведения), регулирующих аграрные отношения.

Аграрное право - комплексная учебная дисциплина. Обоснованность выделения аграрного права как отрасли права подтверждается наличием у него признаков, присущих комплексной отрасли права. Понятие комплексной отрасли права вошло в научный обиход советской юридической науки в 40-х годах, когда стало высказываться мнение о целесообразности выделения особых обособленных правовых комплексов, включающих в себя нормы нескольких отраслей права. Вопрос об аграрном (сельскохозяйственном) праве как комплексной отрасли права стал обсуждаться с начала 1973г., когда была опубликована статья М.И. Козыря, ныне считающегося патриархом отечественной науки аграрного права, «Советское сельскохозяйственное право: тенденции становления и развития».

Понятие «аграрные отношения» сопряжено с понятием «сельское хозяйство», «сельскохозяйственное производство», «земельные отношения» и т. д.

Как известно, сельскохозяйственное производство представляет собой процесс, посредством которого люди, связанные между собой определенными производственными отношениями, производят необходимые продукты питания и сырье. Кроме того, это важная отрасль производства сельскохозяйственной продукции. Как считает ряд правоведов-аграрников, сельское производство включает в себя не только материальную производственную сферу, оно также тесно взаимосвязано с социальной сферой.

На базе социально-экономических особенностей деревни формируется комплекс аграрных отношений, который и является сферой реализации аграрной политики любого государства.

В аграрные отношения включают сельскохозяйственные, земельные, возникающие в сфере материально-технического снабжения и обслуживания сельскохозяйственного производства, сбыта сельскохозяйственной продукции, в сфере кредитования сельского хозяйства, социальные отношения в деревне и другие отношения, которые возникают в условиях становления многоукладности в сельскохозяйственной сфере экономики.

Исходным пунктом для изучения этой темы является учение об отраслях права, которые разделяются по объективным критериям: предмету, методу правового регулирования; потребности в обособленном правовом

регулировании соответствующих общественных отношений и др.

Решающим критерием для выделения аграрного права в качестве комплексной отрасли права является наличие комплекса аграрных отношений, объектом которых является преимущественно производственно-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных предприятий, организаций и объединений. Одним из объективных факторов становления и развития аграрного права как комплексной отрасли права явилось возникновение и укрепление правовой связи между сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями, осуществляющими их производственно-техническое обслуживание, материально-техническое снабжение и переработку сельскохозяйственной продукции. Особенность экономической природы и правового регулирования отношений между этими предприятиями состоит в их направленности на эффективное производство конечной сельскохозяйственной продукции (продовольствия),

удовлетворяющее потребности населения страны.

Аграрное право имеет присущий только ему предмет правового регулирования, то есть совокупность тех однородных общественных отношений, которые подпадают под упорядочивающее воздействие норм данной отрасли. Предметом аграрного права является сложный комплекс отношений, складывающихся в процессе сельскохозяйственного производства. Этот комплекс включает в себя: управленческие, имущественные, земельные и трудовые общественные отношения. Специфика сельскохозяйственных отношений делает необходимым выделение правовых норм и институтов, регулирующих их в отдельную комплексную отрасль права - аграрное право.

При рассмотрении общественных отношений, входящих в предмет аграрного права, нужно иметь в виду, что далеко не все управленческие, имущественные, земельные и трудовые отношения регулируются нормами аграрного права. Регулирование собственно этих отношений - сфера административного, гражданского, земельного и трудового права

соответственно.

Управленческие отношения, регулируемые аграрным правом - это только те отношения, которые связаны с управлением аграрными предприятиями. Названные отношения подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние управленческие отношения в аграрном праве -отношения по управлению, складывающиеся внутри сельскохозяйственных предприятий. К их особенностям относятся преобладание диспозитивных норм (содержащихся, в частности, в Примерном Уставе колхоза и в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации») и норм локальных правовых актов. Внешние управленческие отношения в аграрном праве - отношения между государственными и муниципальными органами, с

 

одной стороны, и аграрными предприятиями - с другой.

Имущественные отношения относятся к сфере аграрного права, подобно управленческим отношениям, только в тех случаях, когда в них участвуют сельскохозяйственные предприятия. Они также подразделяются на внутренние, происходящие внутри предприятий, и внешние, складывающиеся у аграрных формирований друг с другом или иными субъектами права.

Земельные отношения, которые регулируются нормами аграрного права, это отношения по использованию земли как основного средства сельскохозяйственного производства, прав на землю сельскохозяйственных предприятий и их отдельных работников, связанных с различными формами обладания земли для сельскохозяйственных целей (собственностью, владением, пользованием, арендой).

Земельные отношения, регулируемые правовыми нормами, имеют свою специфику. Земля как объект субъектных прав (гражданских) относится к недвижимым вещам (ст. 130 ГК РФ). С другой стороны, являясь недвижимым имуществом, земля отличается от иных недвижимых имуществ, поскольку признается (ст. 9 Конституции РФ) основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Сказанное означает, что земля как природный ресурс одновременно выполняет и важную социально-экономическую функцию. К уникальным свойствам земли как основы жизни человеческого общества исследователи относят ее естественное плодородие, способность производить и воспроизводить растительный мир. Осваивая земледелие, человек получает для себя продукты питания, удовлетворяя тем самым свои потребности как биосоциальное явление.

Наличие у земли указанных естественно-природных свойств обусловливает закрепление в правовых нормах особого поведения различных субъектов, начиная от государства, его органов и кончая юридическими и физическими лицами, направленного на социально справедливое и экономически обоснованное распределение земель, их рациональное использование и охрану.

ГК РФ (ст. 260) предусматривает запрет или ограничение на изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного и иного назначения.

ГК РФ (п. 2 ст. 260) с учетом указанных обстоятельств приписывает следующее: на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

Наконец, из трудовых отношений аграрным правом регулируются

отношения, касающиеся труда на сельскохозяйственных предприятиях, его особых условий, порядка оплаты, распределения доходов.

Свою специфику имеют и методы аграрного права. Под методом правового регулирования, являющегося одним из критериев деления права на отрасли, понимается совокупность приемов и способов юридического воздействия на регулируемые данной отраслью общественные отношения. В аграрном праве, предметом которого служит комплекс тесно связанных между собой отношений, используются различные методы правового регулирования, применяемые в различных отраслях права. Это такие общие способы воздействия, как: запрет, предписание (императивные), разрешение (диспозитивные), согласование. При этом отдельным группам отношений, регулируемых аграрным правом, присущи в большей степени свои специфические методы, например, управленческим отношениям - методы власти-подчинения, дозволения и координации, имущественным - методы равноправия сторон и свободы вступления ими в отношения друг с другом.

В целом с развитием с начала 1990-х годов рыночных отношений в сельском хозяйстве, основанных на свободе хозяйственной деятельности и предпринимательства, все большее значение приобретает метод разрешения (дозволения). В аграрном праве большое значение придается и рекомендательным нормам.

ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ АГРАРНОГО ПРАВА

Источники аграрного права - внешняя форма выражения, закрепления аграрно-правовых норм, документы, в которых содержатся эти

нормы.

Анализ нормативно-правовых актов, в которых закреплены нормы, регулирующие аграрные отношения, следует начинать с характеристики общих признаков, свойственных источникам любой отрасли права. Особое внимание должно быть уделено особенностям источников аграрного права как комплексной отрасли права. Для регулирования аграрных отношений достаточно широко применяются специальные комплексные нормативно-правовые акты аграрного законодательства. При изучении данной темы необходимо уделить внимание характеристике таких актов, содержащих нормы аграрного права, которые не входят ни в одну из отраслей права.

В аграрном праве используются два вида правового регулирования: унифицированное и дифференцированное. Каждое из них развивается под влиянием основных тенденций функционирования аграрного законодательства - расширения сферы регулирования аграрных отношений, обусловленных коренной перестройкой отношений, в том числе отношений собственности в сельском хозяйстве; изменением форм правового

регулирования аграрных отношений, связанного с устранением излишнего регламентирования, нормативных излишеств, администрированием, мелочной опеки; усилением процесса правового регулирования аграрных отношений.

Унифицированные (от латинского «приведение чего-либо к единой системе») нормативно-правовые акты составляют ядро аграрного законодательства, служат нормативной базой формирования данной отрасли. Такими актами признаются те, которые в равной мере единообразно регулируют аграрные отношения в частном, кооперативном, государственном секторах сельского хозяйства. Благодаря унифицированному аграрному законодательству уменьшается количество нормативных актов и содержащегося в них нормативного регулирования. Унификация в аграрном праве особенно необходима в настоящее время, когда государство устанавливает правила деятельности субъектов сельскохозяйственного производства в условиях и стремится к их равноправию на основе этих единых правил регулирования в целях достижения наибольшей эффективности сельского хозяйства. К унифицированным актам Российской Федерации относятся Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации в 1996—2000 годы, Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе», Закон РСФСР «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами» от 26 июня 1991 г., Закон РСФСР «О социальном развитии села» от 21 декабря 1990 г., Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г., Закон РФ «О селекционных достижениях» от 6 августа 1993 г., два закона РФ от 14 мая 1993 г.: «О зерне» и «О ветеринарии» и другие законы; указы Президента: «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27декабря 1991 г № 323, «О регулировании земельных отношений и развитии земельной реформы в России» от 27 октября 1993 года № 1767, «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г. № 2287, «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. № 337 и другие указы; постановления Правительства: «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» от 1 февраля 1995 г., «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 г. № 816, «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» от 4 сентября 1992 г. № 708 и другие нормативно-правовые акты.

В Республике Башкортостан к унифицированным аграрно-правовым актам относятся законы «О земельной реформе в Башкирской ССР» и «Земельный кодекс Башкирской ССР» от 22 марта 1991 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.