Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дочерние и зависимые общества 1 страница




Дочерним обшеством в сельском хозяйстве может быть любое хозяйственное общество, т.е. дочернее общество в строгом смысле не является организационно-правовой формой, разновидностью коммерческих организаций. Оно образуется тогда, когда другое («материнское») хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Это достигается обычно за счет преобладающего участия в уставном капитале дочернего общества, либо в соответствии с договором, заключенным с ним «материнским» обществом.

Зависимые общества также не являются особой формой сельскохозяйственных коммерческих организаций. В этом качестве выступают на селе различные хозяйственные общества, которые могут существенно влиять на принятие решений другими обществами. Согласно ГК РФ зависимым признается общество, в уставном капитале которого другое (преобладающее) общество имеет более 20% участия (голосующих акций или долей в капитале общества с ограниченной ответственностью). Преобладающее общество обязано в этом случае незамедлительно опубликовать такие сведения. В то же время такого рода отношения зависимости одного общества от другого не порождают взаимной или дополнительной ответственности по долгам.

Отношения, связанные с созданием и деятельностью

сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), регулируются кроме Гражданского кодекса РФ Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», земельным законодательством РФ, другими федеральными законами.

Сельскохозяйственным кооперативом признается организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.

Исходя из приведенного определения сельскохозяйственного кооператива, следует, что такой кооператив организует сельскохозяйственные товаропроизводители, под которыми понимаются физические и юридические лица, занятые производством сельскохозяйственной продукции. При этом, согласно закону, сельскохозяйственная продукция должна составлять у юридических лиц и крестьянских хозяйств более 50% от общего объема производимой ими продукции.

Кооператив создается на основе добровольного членства. Участники кооператива подразделяются на основных и ассоциированных членов.

Сельскохозяйственный производственный кооператив коммерческая организация, созданная гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной, не запрещенной законом деятельности, основанной наличном трудовом участии членов кооператива.

Членами производственного кооператива могут быть только граждане, достигшие возраста 16 лет и участвующие своим трудом в его деятельности. Причем членство граждан в кооперативе в отличие от товариществ не предусматривает их обязательного участия в предпринимательской деятельности. Однако число членов продовольственного кооператива должно быть не менее пяти человек, и они должны выполнять не менее 50 % объема работ в кооперативе.

Колхозы создаются гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем объединения имущественных паевых взносов, включая земельные участки.

Коопхозы организуются главами крестьянских хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной

деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции. 11ри этом в отличие от колхозов в имущественные паи, передаваемые в паевой фонд колхозов, не включаются земельные участки, которые остаются в собственности (владении, аренде) крестьянских хозяйств и личных подсобных хозяйств, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд.

Сельскохозяйственный потребительский кооператив некоммерческая организация, созданная гражданами и (или) юридическими лицами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности кооператива. Потребительские кооперативы в зависимости от вида деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и др.

Сельскохозяйственный кооператив функционирует на основе устава, утверждаемого общим собранием его членов. Наряду с общими сведениями о кооперативе, в уставе обязательно должны быть отражены следующие сведения:

условия о размере паевых взносов членов кооператива;

состав и порядок внесения паевых взносов и ответственность членов кооператива за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;

характер и порядок трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственность за нарушение обязательств по личному трудовому участию;

порядок распределения прибылей и убытков кооператива;

размер и условия субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива;

состав и компетенция органов управления кооперативом и порядок принятия ими решений;

порядок оценки земельных участков, земельных долей и иного имущества, вносимого в счет паевого взноса.

Кооператив является собственником имущества, переданного ему в качестве паевых взносов его членами, а также имущества, произведенного и приобретенного в процессе его деятельности. Члены же кооператива теряют право собственности на свои имущественные паи, а приобретают обязательственные права.

Сельскохозяйственные кооперативы должны найти в сельском хозяйстве широкое распространение. Прежде всего необходимо привести в соответствие с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» и перерегистрировать уставы современных колхозов. Речь идет об определении статуса каждого члена колхоза (основной или ассоциированный член), о порядке управления кооперативом, правах, обязанностях и

ответственности участников кооператива и решении других вопросов.

Члены сельскохозяйственного товарищества (общества), трудовой коллектив государственного предприятия с согласия собственника вправе принять решение о реорганизации существующей формы хозяйствования и создании на ее базе одного или нескольких кооперативов. При этом участник реорганизуемой организации может передать выделенный ему земельный участок или принадлежащую ему земельную долю и имущественный пай в паевой фонд кооператива (с условием или без условия их возврата в натуральной форме в случае выхода из кооператива).

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и в связи с этим по вкладам (долям, паям) не распределяется. В форме унитарных предприятий создаются только государственное и муниципальное предприятие.

Единственным учредительным документом унитарного предприятия является устав, где отражаются предмет и цели деятельности предприятия, размер уставного фонда, порядок и источники его формирования, порядок управления предприятием и другие сведения.

Размер уставного фонда не может быть меньше суммы, определенной специальным законом. В отсутствие такого закона сохраняют силу правила, определяющие размер уставного фонда унитарного предприятия, который не должен быть меньше суммы, равной 1000 -кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленный законодательством на дату представления указа предприятия для регистрации.

Руководство унитарным предприятием осуществляет его единоличный руководитель (директор, который назначается собственником, либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен, а не общему собранию коллектива или какому-то аналогичному органу).

Унитарные предприятия могут выступать в двух формах -основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Унитарные предприятия на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) - коммерческая организация, создаваемая по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. К таким предприятиям относятся отдельные виды подсобных сельскохозяйственных предприятий. Учредительным документом федерального казенного предприятия является устав.

В целях координации своей деятельности, представления и защиты

общих имущественных интересов сельскохозяйственные

товаропроизводители, являющиеся юридическими лицами, могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов). Такие объединения создаются исключительно на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-.иибо функции управления организациями, находящимися в их составе.

Ассоциации (союзы) являются некоммерческими организациями, хотя созданы они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими юридическими лицами. Закон исключает лишь одновременное участие в ассоциации (союзе) коммерческих и некоммерческих организаций. В сельском хозяйстве наиболее широкое распространение должны получить ассоциации (союзы) крестьянских хозяйств и кооперативов.

Цели создания ассоциации (союза) исключают необходимость постоянного участия ее членов в предпринимательской деятельности.

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, поэтому одно и то же юридическое лицо одновременно может состоять в нескольких ассоциациях и союзах.

Ассоциации (союзы) действуют на основании двух учредительных документов - договора и устава. В учредительном договоре участники выражают свою волю на создание объединения, определяют условия участия в нем, а также цели деятельности объединения. В уставе определяются статус ассоциации (союза) включая порядок образования и компетенцию органов управления, условия и порядок реорганизации и ликвидации объединения и

др.

Ассоциация (союз) становится собственником имущества,

переданного учредителями.

Ассоциация (союз) не несет имущественной ответственности по обязательствам своих членов. Но члены ассоциации несут дополнительную ответственность по ее долгам своим имуществом, что практически не предусматривает банкротства такого объединения.

Выход из ассоциации (союза) возможен лишь по окончании финансового года. Прием в ассоциацию новых членов допускается по единогласному решению всех ее участников, причем в этом случае на нового члена может быть возложена дополнительная ответственность по долгам объединения, в том числе возникшим и до его вступления, если это предусматривают учредительные документы.

ТЕМА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА

В условиях рыночной экономики государство не отказывается от регулирования экономических, социальных и иных отношений в

агропромышленном комплексе. Опыт передовых экономически развитых стран со смешанной (частной, акционерной, государственной) экономикой убедительно свидетельствует о тенденции возрастания экономической роли государства, особенно в периоды глубоких общенациональных кризисов, когда необходимо аккумулировать все созидательные силы общества и направить имеющиеся ресурсы на решение проблем при строгом контроле со стороны закона.

В связи с этим, на наш взгляд, показателен пример в период так называемой великой депрессии в США. Для вывода страны из глубокого кризиса в 1929-1933 гг. президент этой страны Ф.Д. Рузвельт совместно с правительством разработали меры регулирования: введен чрезвычайный закон о банках с национализацией тех из них, которые занимались криминально спекулятивной деятельностью; дифференцированное ужесточение налоговой системы; элементы планирования в управлении; запрет на вывоз из страны капиталов и золота; поддержка отечественных юваропроизводителей; государственные дотации фермерам с целью подъема сельскохозяйственного производства страны; режим экономии в сфере государственного управления с сокращением госадминистрации и расходов на регулирование и контроль за деятельностью монополий; ограничение сепаратистских устремлений отдельных штатов; широкая гласность и систематическая отчетность перед гражданами страны - вот неполный перечень неотложных мер, реализация которых позволила не только преодолеть кризис, стать к концу XX века в этой стране мировым лидером во всех сферах жизни.

Уместно также отметить и то, что механизм государственного регулирования в США опирается на развернутую законодательную базу, снабженную подробными комментариями и инструкциями. Например, только для работы Федеральной контрактной системы в США разработано 43000 законодательных актов, немалое количество из них касается аграрного сектора экономики.

В России сегодня на уровне высших эшелонов власти осознают важность усиления государственного управления экономикой, в том числе и ее сельскохозяйственным сектором. Для этого приняты: пакет федеральных законов, федеральных целевых программ, подзаконных нормативных актов.

Как считают аграрии-правоведы, государственное регулирование сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом - важнейшая предпосылка и условие успешного осуществления в России аграрной реформы.

В Федеральном законе от 14 июня 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства» признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и

реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. В указанном законе подчеркивается возрастание экономического воздействия государства на АПК. По мнению профессора Б.Клюкина, цель государственного регулирования на современном этапе перехода к рынку является преобразование сельского хозяйства в эффективную отрасль рыночной экономики стабилизации агропромышленного производства; осуществление аграрной реформы приватизации и разгосударствления; формирование новых рыночных отношений; развитие предпринимательства.

Мы также разделяем мнение некоторых авторов научных исследований, что государство обязано незамедлительно принимать следующие меры для подъема сельского хозяйства в стране:

1. Правовое регулирование и принятие нормативно-правовых актов;

2. Налоговая политика, предусматривающая не столько реализацию налоговых льгот, сколько упрощение системы налогообложения;

3. Прямое государственное финансирование (там, где это необходимо самому государству);

4. Гарантированные цены и государственный заказ;

5. Кредитование и страхование.

Следует согласится с авторитетным мнением профессора Р.А.Ханнанова, который полагает, что на современном этапе развития, когда государство ставит первостепенной задачей решение продовольственной проблемы в стране на основе мер, направленных на повышение эффективности всех отраслей АПК, комплексную форму правового регулирования производственных отношений сельского хозяйства следует признать преимущественной формой перед традиционными формами регламентирования.

Вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий не допускается, кроме как по установленным законодательством Российской Федерации основаниям и в пределах правомочий указанных органов. Регулирование аграрных отношений государством осуществляется преимущественно экономическими и правовыми методами, а прямое вмешательство в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается.

Экономические методы регулирования аграрных отношений ярко проявляются через бюджетное финансирование и поддержку целевых программ развития сельского хозяйства путем сельскохозяйственного кредитования и налогообложения, регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, продовольствие и материально-

 

технические средства, поставляемые для села.

Кроме того, профессор Веденин Н.Н. объективно предполагает возрастание в современных условиях роли нормативно-правового регулирования агропромышленного производства, поскольку без норм права и вне права ни о каком, кроме как криминальном регулировании не может быть и речи.

С учетом сказанного, государственное регулирование агропромышленного производства, в том числе и сельского хозяйства, может быть определено как система форм и методов государственного воздействия на основе норм права на общественные отношения по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и их производственно-техническому и социальному обеспечению.

В соответствии с Указом Президента РБ от 30 июня 1996 г. «О выпуске республиканских казначейских обязательств» и в целях оптимизации процесса исполнения республиканского бюджета, преодоление кризиса неплатежей в агропромышленном комплексе постановлением Кабинета Министров республики выпущены республиканские казначейские обязательства по авансированию товаропроизводителей за поставку зерна для государственных нужд в счет бюджетной ссуды на формирование фонда на закупку зерна и продовольствия в пределах ассигнований, предусмотренных статьей 20 Закона РБ «О государственной бюджетной системе РБ на 1996 год». Первый выпуск республиканских казначейских обязательств состоялся 01.02.1996 г. на общую сумму 100 млрд. рублей (газета «Известия Башкортостана» от 1 февраля 1996 г.).

Органы государственной власти и управления всех уровней обязаны обеспечить финансирование и материально-техническое снабжение жилищного строительства, объектов культуры, здравоохранения, школ и дошкольных учреждений, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, строительства дорог, в том числе внутрихозяйственных, газификации, электрификации и связи (Постановление Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения Российской деревни и развития агропромышленного комплекса» от 3 декабря 1990 г.).

Правительством Российской Федерации разработана долгосрочная и утверждаются ежегодные программы поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и союзов, отвечающих рыночной экономике. В них предусматривается выделение бюджетных ассигнований (с последующей индексацией) на оказание государственной поддержки фермеров и развитие межфермерской кооперации.

В соответствии с Земельным кодексом и законами «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности» Республики Башкортостан проделана

 

определенная работа по их реализации. В 1993 году создано более 1200 крестьянских (фермерских) хозяйств. На 01.01.94 г. общее число крестьянских и фермерских хозяйств республики составляло 4536. Им предоставлено 108,2 тыс. га. земли, на одно хозяйство приходится 24 га. (Организационно-правовые проблемы фермерства. Уфа, 1994). Финансовая поддержка агропромышленного комплекса осуществляется по следующим направлениям:

- создание специальных государственных фондов финансовой поддержки сельского хозяйства;

финансирование капитальных вложений на развитие сельскохозяйственных наук и реализацию федеральных целевых программ;

- компенсация части затрат на производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции по перечню, определяемому Правительством РФ;

- создание условий для перехода к возмещению из территориальных бюджетов затрат на социальное развитие села;

- компенсация части затрат на содержание объектов социальной инфраструктуры села, включая отопление жилых домов, находящихся на балансе колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий;

дотирование производства продукции животноводства, поставляемой в федеральный и региональный продовольственные фонды, а также льна и конопли;

-дотирование развития племенного животноводства и птицеводства, ведение элитного семеноводства, производства гибридных семян кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы;

- компенсация части затрат на электрическую и тепловую энергию, природный газ и другие виды топлива, используемые для технологических нужд при выращивании овощей в защищенном фунте на специализированных сельскохозяйственных предприятиях по первичной переработке льна и конопли, на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений;

- финансирование государственных мероприятий по улучшению земель, содержанию ветеринарной сети и пр.;

- возмещение части затрат ветеринарно-санитарных утилизационных заводов, части стоимости приобретаемых комбикормов, кормовой рыбы и др. кормов животного происхождения; yf

- оказание финансовой помощи в становлении и развитии крестьянских (фермерских) хозяйств;

- формирование страховой системы в аграрном секторе с компенсацией части страховых платежей за счет средств федерального бюджета.

В настоящее время треть республиканского бюджета направляется на поддержку села. Республикой Башкортостан взято содержание сельской инфраструктуры, строительство дорог и газопроводов, линий связи и электроснабжения, финансирование культурно-бытовой сферы. Государственная помощь селу будет продолжена, поскольку диспаритет цен, хронические невыплаты селянам за произведенную продукцию делают эти затраты для них непосильными.

Применение Закона РБ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд в РБ», Закона РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РБ» и Закона РБ «О сельскохозяйственной кооперации в РБ», Закона РБ «О продовольственной безопасности Республики Башкортостан» и Закона РБ «О государственном регулировании агропромышленного производства в Республике Башкортостан» позволяет более эффективно реализовать вышеуказанные задачи в аграрном секторе экономики. Оно осуществляется путем установления низких кредитных ставок и оплаты разницы в процентных ставках за счет средств бюджета. При этом краткосрочные кредиты на производственные цели фермерам, их кооперативам будут предоставляться из расчета уплаты 8% годовых, а долгосрочные (инвестиции) сроком до 20 лет с уплатой 5% годовых и погашением в соответствии со сроками окупаемости кредитуемых мероприятий. Наряду с финансово-кредитной поддержкой развития и становления крестьянских (фермерских) хозяйств государственными органами республики Башкортостан разрабатываются иные меры регулирования и стимулирования важнейших правительственных программ по повышению эффективности фермерских хозяйств. Среди них важное место занимает создание органов льготного страхования.

Предусматривается осуществлять меры государственной поддержки хозяйств, расположенных в экстремальных и неблагоприятных для ведения производства регионах. Многие отрасли агропромышленного производства функционируют сезонно. Результаты их окупаемости определяются, как правило, по итогам хозяйственного года. Такие производства не могут развиваться без поддержки кредитами. Студентам необходимо изучать правовые основы сельскохозяйственного кредита и объекты кредитования. Колхозы, совхозы, акционерные и другие хозяйственные общества, государственные сельскохозяйственные предприятия, кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства платят единый земельный налог. Вновь созданные крестьянские (фермерские) хозяйства освобождаются от налогообложения на пять лет (ст. 17 Закона РСФСР «О социальном развитии села»). Помимо того, крестьянские акционерные хозяйства, сельскохозяйственные кооперативные и государственные предприятия

обязаны вносить плату за имущество, производить отчисления в пенсионный фонд и фонд социального страхования, фонд занятости.

Фермеры и сельскохозяйственные предприятия реализуют свою продукцию, работы и услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - по государственным ценам. В соответствии с антимонопольным законодательством государство имеет право регулировать цены на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Перечень видов продукции, по которым применяется государственное регулирование цен, устанавливается правительством России. Государственная политика цен направлена на соблюдение эквивалентного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, другими отраслями народного хозяйства через систему закупочных и договорных цен на сельскохозяйственную продукцию и сырье, оптовых цен на средства производства, материальные ресурсы и тарифы на услуги. Государственное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию сочетается с договорными ценами и системой внеценовой государственной поддержки сельского хозяйства, применения свободных рыночных цен.

ТЕМА 6. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Государственный протекционизм в сельском хозяйстве стал одним из основных направлений деятельности Республики Башкортостан как крупного субъекта России. Не случайно аграрный сектор экономики республики переводится на рыночный путь при активном участии государственных органов. В отличие от других российских регионов в Башкортостане господствующее положение в аграрной сфере продолжают занимать колхозы и совхозы. Среди действующих в республике на начало 1999 года 983 крупных и средних предприятий сельскохозяйственной направленности 575 предприятий (59%) сохранили статус колхозов и совхозов. Несмотря на то, что в республике зарегистрировано 3443 крестьянских (фермерских) хозяйств, удельный вес производимой ими продукции в общей массе сельхозпродукции остается минимальным.

ГК РФ представляет работникам сельскохозяйственных организаций широкие возможности для выбора организационно-правовой формы сельскохозяйствования.

В данной теме необходимо раскрыть понятие и виды сельскохозяйственных предприятий, обратив особое внимание на новые хозяйственные формирования на селе - крестьянские (фермерские) хозяйства,

их ассоциации, кооперативы, акционерные общества и товарищества.

Подробно нужно изучить правовые основы реорганизации колхозов и совхозов, особенно Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г. и Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 г., «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организации агропромышленного комплекса» от 4 сентября 1992 г.

Студентам следует уделить внимание анализу правового положения колхозов - сельскохозяйственных производственных кооперативов, изменению их статуса в условиях рыночной экономики, Примерному уставу колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), принятому 13 февраля 1992 г. Съездом колхозников России. Совхозы в условиях перехода к рыночной экономике и образования новых хозяйственных формирований продолжают играть существенную роль. Однако в их правовом положении произошли существенные изменения. При характеристике их правового статуса следует использовать положения, содержащиеся в Примерном уставе сельскохозяйственного производственного кооператива, одобренном Постановленем Правительства РФ от 28 июля 1994 года «О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области», Рекомендациях по приведению уставов колхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования в соответствии с действующим законодательством, утвержденных Министерством сельского хозяйства РФ 4 января 1993 г. Указанные нормативные акты подлежат изучению с учетом нового Закона «О сельскохозяйственных кооперативах», действие которого предусмотрено в Законе о введение в действие Гражданского кодекса РФ. Изучение данного закона позволит студентам уяснить особенности правового положения потребительских непроизводственных кооперативов, представленных кооперативными предприятиями по производственно-техническому, агрохимическому обслуживанию, материально-техническому снабжению крестьянских хозяйств, сельскохозяйственных производственных кооперативов, колхозов, совхозов, хозяйственных обществ.

Правовое положение сельскохозяйственных акционерных обществ иных хозяйственных обществ, государственных предприятий предстоит изучить путем анализа норм Гражданского кодекса РФ и соответствующих статусных законов с учетом практики применения аграрных нормативно-правовых актов, регулирующих земельную и аграрную реформы.

Заметную роль в аграрной экономике играют подсобные сельские хозяйства промышленных и иных предприятий и организаций, получающие все большее развитие в настоящее время. Поэтому правовому регулированию

их деятельности и особенностям их правового положения также должно быть уделено соответствующее внимание.

В качестве дополнительной литературы рекомендуется:

Веденин Н.Н. Приватизация и реорганизация предприятий АПК (правовые аспекты). // Государство и право. -1993 - N 4.

Правовое положение производственных предприятий. (Под ред. В.В. Лаптева - М., 1993).

Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике - М.,1992.

ТЕМА 7. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ)

ХОЗЯЙСТВ

Изучение данной темы следует начинать с понятия крестьянского хозяйства как индивидуального (семейного) предприятия, создаваемого и действующего в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица.

Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства на принципах экономической выгоды (ст.1 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.