Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования 1 страница




§2

Современная судебная практика исходит из того, что отражение имущества на балансе субъекта хозяйствования не служит достаточ­ным основанием признания права собственности на него. Например, передача ведомственной здравницы на баланс отраслевой профсоюзной организации еще не означает возникновение у последней права собствен­ности на это имущество.

Известен также ряд случаев, когда вышестоящий хозяйственный орган предписывал субъекту хозяйствования содержать имущество на балансе до принятия решения о правовом статусе имущества. На­пример, при корпоратизации госпредприятия часть имущества, включенная в уставный фонд созданного акционерного общества, при­надлежит последнему на праве собственности. Часть имущества государственного предприятия, которая не включена в уставный фонд созданного АО, не принадлежит ему на праве собственности; режим такого имущества по отношению к АО определяется органами Фон­да государственного имущества Украины.

Учет имущества в любом случае ведется на основании докумен­тов, подтверждающих правомочия субъекта хозяйствования на элементы целостного имущественного комплекса. Эти документы называются «первичными документами», составленных с участием других лиц или органов. Документы, подтверждающие наличие законных оснований возникновения вещных прав субъекта хозяй-ования на имущество, в практике получили название «правоуста­навливающие». По большому счету, все разрешенные законом виды доказательств могут быть использованы в качестве подтверждения права на имущество. Вместе с тем, в законодательстве закрепляют­ся наиболее распространенные формы правоустанавливающих до­кументов. К ним, в частности, относятся:

---договоры, содержащие положения о переходе титула; акты приема-передачи имущества в процессе формирования уставного капитала, продажи (в т.ч. приватизации) или арен­ды имущества;

— государственные акты о праве собственности или праве посто­янного пользования на землю;

— свидетельства, выданные органами местного самоуправления, о праве собственности на недвижимость;

— свидетельства о праве на долю в наследстве, выданные нота­риусами;

— доказательства истечения приобретательской давности;

— решения судов и иные исполнительные документы, подтверж­дающие права на имущество.

При определении правомочий субъекта хозяйствования на имущество следует обращать внимание на требования законода­тельства по регистрации титула на имя приобретателя. В отсут­ствие такой регистрации приобретатель может осуществлять свои вещные правомочия в отношении имущества, однако он лишен ряда средств защиты своих прав, предоставляемых законом упра-вомоченному лицу по отношению к третьим лицам. Например, если субъект хозяйствования продал недвижимость в течение одного дня двум разным покупателям, то преимущество будет иметь покупатель, который первый зарегистрировал свое право собственности в соответствующих реестрах прав на недвижимость. Другой покупатель будет вынужден ограничиться взысканием уплаченного и убытков с продавца. Таким образом, в тех случаях, когда законом предусмотрена обязательная государственная ре­гистрация титула на имущество, последняя является заключи­тельной стадией оформления правового режима имущества субъ­екта хозяйствования.

Понятие права собственности и его форм основывается на том тезисе, что право собственности является абсолютным вещнымправом, предоставляющим его обладателю наиболее широкие правомочия из всех возможных.

ХК Украины определяет право собственности как «основное вещное право в сфере хозяйствования, которое позволяет субъекту хозяйствования по своему усмотрению, единолично или совместно
с другими субъектами владеть, пользоваться и распоряжаться при­ надлежащим ему (им) имуществом» (ст. 134). Г

Право собственности как вещное право субъекта хозяйствования характеризуется следующими свойствами:

а)правом следования, которое означает, что указанное право следует за вещью независимо от ее правомерных переходо(в от одного субъекта к другому;

б) правом преимущества, означающим, что в случае возникновения коллизии права собственности и обязательственных прав более «сильным» традиционно считается именно право соб­ственности и предпочтение отдается ему;

в) исключительностью, предполагающей, что «никакое иное лицо не может иметь на одну и ту же вещь того же права» (имеется в виду, права собственности), хотя из этого правила могут быть исключения, например, когда речь идет о праве общей соб­ственности;

г) абсолютным характером, означающим, что в отношениях собственности всегда есть две стороны — собственник, управо-моченное лицо, и иные лица, на которых лежит обязанность воздерживаться от нарушений этого права;

д) эластичностью, благодаря которой правомочия субъекта хо­зяйствования — собственника восстанавливаются в полном объеме как только исчезают законные ограничения права собственности1;

е) неприкосновенностью, характеризующейся тем, что право собственности не может быть, по общему правилу, ограничено без законных оснований; в Украине действует конституционный запрет на внесудебное лишение права собственности;

ё) бессрочностью, поскольку традиционно право собственности не имеет сроков, так как они не устанавливаются в момент приобретения такого права;

ж) независимостью, которая означает, что субъект хозяйствова­ния свободен и независим от воли иных лиц в отношении вещи, принадлежащей ему на праве собственности, и т.д.

Исходя из этого, право собственности по отношению к субъекту хозяйствования следует рассматривать как основу любой хозяй­ственной деятельности, на которой базируются все иные вещные права.

Традиционно украинская юридическая доктрина относит к со­держанию права собственности триаду правомочий собственника (владение, пользование, распоряжение).

Впадением называется фактическое господство лица над ве­щью, соединенное с намерением присвоить ее себе. При этом сле­дует заметить, что по отношению к юридическим лицам указанное господство фиксируется в виде отражения конкретного имущества (принадлежащего на любом вещном праве) на балансе. Баланс — спе­циальный финансовый документ, подтверждающий наличие у субъ­екта хозяйствования активов и пассивов. Для такой операции самым важным признаком является наличие права владения у лица. В Англии действует следующий принцип — «владение дает девять шансов из десяти законных», т.е. владение зачастую совпадает с правом соб­ственности. Следует учитывать, что согласно новому ГК Украины владение может существовать не только в виде одного из правомочий собственника, но и как самостоятельное вещное право (гл. 31 ГК).

По наличию конкретного имущества у субъекта хозяйствования различают: владение-факт и владение-право. Владение-факт (фак­тическое владение) — хозяйственное право рассматривает лишь при условии, что оно влечет какие-либо юридические последствия. На­пример, предприятие «А» и предприятие «Б» сотрудничают в опреде­ленной сфере хозяйственной деятельности: предприятие «А» преиму­щественно предоставляет имущество, а предприятие «Б» выполняет работы и оказывает услуги по эксплуатации имущества. Предпри­ятие «Б» в лице его работников и администрации, пользуясь и рас­поряжаясь имуществом, становится фактическим владельцем, но это не влечет изменения вещного режима имущества. Однако, если предприятие «Б» эксплуатирует имущество после истечения догово­ра с предприятием «А» в течение срока приобретательской давности (ст. 344 ГК Украины), то имеет место фактическое владение с наступ­лением юридических последствий в виде перехода титула на имуще­ство к предприятию «Б».

Владение-право (юридическое владение) — обязательный элемент содержания права собственности, который может иметь абстрактный характер. Например, арендодатель передает арендатору лишь право пользования имуществом. В таком случае у первого субъекта следу­ет трактовать владение-право, а у другого — владение-факт.

Подобное разграничение имеет особое значение для субъектов хозяйствования, поскольку действует презумпция правомерности владения имуществом, т.е. речь идет о том, что фактическое владе­ние вещью считается законным, если другой субъект не представит доказательств обратного.

Кроме того, в хозяйственной практике Украины устоялся термин «титульный владелец», т.е. субъект хозяйствования, которому иму­щество принадлежит на законных основаниях, но не является собствен­ником такого имущества, например, владеющий на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, оперативного пользования; а также по договору хранения, найма, аренды и т.д.

Таблица 2. Соотношение фактического и юридического владения

 

Владение-факт Владение-право
Фактическое обладание вещью Право на вещь независимо от ме­ста ее нахождения
Может быть как у собственника, так и у несобственника Принадлежит собственнику
Свойственно любому вещному праву Свойственно праву собственности
Презумпция правомерности вла­дения имуществом Собственник может потребовать возврата владения у любого не­собственника

Пользование предполагает извлечение полезных свойств вещи. Для потребляемых вещей пользование совпадает по объему с распоряже­нием. Пользование не может «однозначно распространяться на отно­шения с векселем, акциями, чеками и другими ценными бумагами. Например, векселедержатель может извлечь полезные свойства из векселя только посредством передачи его к оплате. В этом случае право пользования осуществляется через право требования»'. Поль­зование не только составляет одно из правомочий собственника, но и может являться самостоятельным вещным правом в случае сервитута (право пользования чужим недвижимым имуществом), эмфитевзиса (право пользования чужим земельным участком для сельскохозяй­ственных нужд), суперфиция (право пользования чужим земельным участком для застройки) согласно глав 32-34 ГК Украины, а также постоянного пользования землями государственной и коммунальной собственности согласно ст. 92 Земельного кодекса Украины.

Распоряжениеправомочие собственника, которое позво­ляет ему самостоятельно решать дальнейшую юридическую и фактическую судьбу имущества: например, передать вещь дру­гому субъекту хозяйствования по договору, отказаться от всех прав на вещь и т.д. Следует заметить, что право распоряжения может существовать автономно от права собственности. Например, субъект хозяйствования, являющийся должником в процедуре банкротства, лишается на основании определения хозяйственного суда права на распоряжение имуществом, собственником которого он является. Вместе с тем, такое право получает распорядитель имущества (санатор и т.д.). Таким же образом управляющий, доверительный

собственник, комиссионер (на основании договора), исполнительная служба, аукционная служба (на основании закона и решения суда), не будучи собственниками могут распоряжаться имуществом субъ­екта хозяйствования или его частью от своего имени.

Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоря­жается принадлежащим ему имуществом (ст. 4 Закона «О собствен­ности»). Это положение закона иногда используется для обоснова­ния юридической доктрины о наличии всех трех правомочий одно­временно лишь у собственника. Между тем, закон и практика доказывают, что несобственник также может реализовать всю ука­занную триаду, вопрос только в объеме правомочий последнего, которые предусматриваются в законе, договоре, административном акте, уставе или доверенности. Правомочия собственника ограни­чены только законом и волеизъявлением собственника, а несоб­ственник ограничен, кроме того, волей собственника.

В хозяйственно-правовой характеристике права собственности не­обходимо также рассматривать организационно-учредительные полно­мочия собственника, закрепленные ст. 135 ХК Украины. По содержа­нию эти полномочия можно классифицировать следующим образом:

а) телеологические:

— право определять цель и предмет деятельности субъекта хо­зяйствования, состав и компетенцию его органов управления, порядок принятия ими решений, иные условия хозяйствова­ния в локальных актах такого субъекта;

б) распорядительные:

— право единолично или совместно с другими собственниками на основе принадлежащего ему (им) имущества учреждать хозяйственные организации;

— право осуществлять хозяйственную деятельность в организа­ционно-правовых формах хозяйствования, не запрещенных законом;

— право на объединение предприятий в хозяйственные объеди­нения;

— право самостоятельно определять структуру созданного им субъекта хозяйствования, состав и компетенцию его органов управления;

— право на прекращение хозяйственной организации и др.;

в) управленческие:

— право решать любые вопросы управления деятельностью субъекта хозяйствования непосредственно либо через уполно­моченные органы (например, утверждать основные направ­ления деятельности, принимать отчеты, привлекать к ответ­ственности должностных лиц и т.п.);

г) имущественные:

— закреплять имущество за созданным субъектом хозяйствова­ния на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или оперативного пользования, либо на ином праве, не противоречащем закону;

— право определять состав и порядок использования имущества (целевое назначение).

Форму собственности следует рассматривать как порядок (способ) закрепления имущества за конкретными субъектами, а форму пра­ва собственности — как правовой режим регулирования отношений собственности. Для права собственности необходим конкретный субъект, способный быть участником имущественных (товарно-денежных) отношений. В связи с этим форма права собственности не совпадает с экономической формой собственности, а система форм права собственности не тождественна системе форм собственности (присвоения)1. См. таблицу 3.

В Украине различные нормативно-правовые акты равной юри­дической силы традиционно называют разные формы собственности, упоминая и формы права собственности. Ни Конституция, ни ГК Украины, ни ХК Украины не содержат норм, где указан исчерпы­вающий перечень форм собственности. Вместе с тем, ст.ст. 324-327 ГК Украины перечисляют формы права собственности: 1) право собственности Украинского народа, 2) право частной собственности (физических и юридических лиц), 3) право государственной соб­ственности, и 4) право коммунальной собственности.

Закон Украины «О собственности» 1991 года закрепляет наличие трех равноправных форм собственности: частной, коллективной и государственной (ст. 2) и допускает существование смешанной формы собственности (ст. 3). ХК Украины называет право собствен­ности основным правовым режимом имущества субъектов хозяйствования, но не указывает его конкретных форм. Косвенный перечень можно составить на основании главы ст. 63 ХК Украины, где закреп­лены виды предприятий в зависимости от форм собственности. Ука­занные положения хозяйственного законодательства позволяют выделить следующие формы собственности: 1) частная (граждан или юридического лица), 2) коллективная, 3) коммунальная (территори­альной громады), 4) государственная, 5) смешанная.

Это означает, что гражданским законодательством прямо не предусмотрена самостоятельная форма права собственности для реализации коллективной и смешанной форм собственности. Одна­ко это не исключает существования таких экономических форм собственности и самостоятельных форм их правового регулирования в хозяйственном законодательстве. Коллективная собственность во многом родственна коммунальной собственности (собственность территориальной громады как единого субъекта, правомочия в от­ношении такой собственности осуществляют выборные органы мест ного самоуправления), общегосударственной собственности, собствен­ности Украинского народа1. Поэтому формой правовой реализации коллективной собственности должно выступить право коллективной собственности. В настоящее время ГК Украины (ст.ст. 91, 325) пред­полагает наличие у юридического лица лишь права частной собствен­ности, что не учитывает экономического содержания и всех особен­ностей общественных отношений, в том числе связанных с коллек­тивным присвоением материальных и связанных с ними благ.

Таблица 3. Закрепление форм собственности и форм права собственности в законодательстве Украины

 

Формы собственности Формы правасобственности Нормативный акт
Частная Право частной собственности Конституция Украины, ГК, ХК Украины, Закон «О собственности»
Государственная* Право государ­ственной соб­ственности Конституция Украины, ГК и ХК Украины, Закон «О собственности»
Коммунальная* Право комму­нальной соб­ственности Конституция Украины, ГК и ХК Украины
Коллективная _** ХК Украины, Закон «О собственности»
Смешанная   ХК Украины, Закон «О собственности»
_* Право собствен­ности Украинского на­рода Конституция Украины, Закон «О собственности», ГК и ХК Украины

* — может быть истолкована как разновидность коллективной формы собственности;

** — фактически реализуется правом собственности юридических лиц;

*** — фактически реализуется объединением собственного имущества (в т.ч. общей собственностью) нескольких субъектов права собственности, как правило, без создания юридического лица.

Вопрос о смешанной форме собственности также является дис­куссионным. Согласно п. 3 ст. 3 Закона Украины «О собственности» допускается объединение имущества граждан, юридических лиц и государства и создание на этой основе смешанных форм собствен­ности (при этом в качестве примера называется собственность со­вместных предприятий с участием юридических лиц и граждан иных государств). Следовательно, законодатель не видит жесткой грани между коллективной и смешанной формами собственности. Вместе с тем, представляется, что объединение имущества различ­ных субъектов с созданием юридического лица влечет в соответствии со ст. 21 того же закона появление коллективной собственности. Такой вывод учитывает и положения ст. 63 ХК Украины о том, что могут создаваться предприятия, основанные на смешанной форме собственности (на базе объединения имущества разных форм соб­ственности). Если же при таком объединении имущества новое юридическое лицо или иной субъект права собственности не воз­никают, а создается новый объект собственности (например, по договорам о совместном инвестировании строительства), то право­мерно говорить о смешанной собственности участников такого объ­единения, в особенности если они являются субъектами разных форм права собственности.

В отличие от общей собственности, субъекты права смешанной собственности не осуществляют правомочия совместно, но каждый сохраняет полный контроль за имуществом в рамках договорных отношений. Например, в рамках договора о совместной деятель­ности субъекты хозяйствования могут действовать без объединения вкладов, при этом владея и пользуясь имуществом контрагента, а также предусматривая основания для перехода титула. Помимо договора о совместной деятельности, смешанная собственность может возникать по соглашению о разделе продукции, по соглаше­нию о производственной кооперации, по соглашению о сотрудниче­стве в оказании услуг и т.п.

На основании сказанного можно сделать вывод, что в отличие от коллективной собственности нет надобности закреплять в законе самостоятельную форму права собственности для имущества, при­сваиваемого как смешанная собственность. Целесообразнее преоб­разовать режим смешанной собственности (на равных началах с общей собственностью) в способ закрепления имущества за субъек­том хозяйствования.

Основания приобретения (прекращения) права собственности следует рассматривать исходя из того, что основанием возникно­вения любых правоотношений, являются юридические факты, т.е. обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение права собственности на определенное имущество у конкретных субъектов. Как указано в Конституции Украины (ст. 92), основы права соб­ственности устанавливаются исключительно законами Украины. Главы 24 и 25 ГК Украины, ст. 144 ХК Украины содержат основания возникновения права собственности, которые можно классифици­ровать как: первичные (создание имущества на законных основа­ниях и государственная регистрация) и производные. К производ­ным основаниям относят сделки, предусмотренные законом, либо не установленные в нем, но ему не противоречащие; акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в случаях, прямо предусмотренных в законе; приобретение имущества на основании закона.

Среди способов приобретения права собственности можно вы­делить: изготовление новой вещи; переработка вещи; хозяйственное использование имущества собственника; присвоение общедоступ­ных даров природы; бесхозяйное имущество; находка (клад); окку­пация (узаконенный захват вещей, от которых собственник добро­вольно отказался); приватизация (национализация); правопреем­ство; законная сделка, связанная с приобретением титула на имущество у собственника, либо лица, уполномоченного его пред­ставлять.

Новелла, введенная ст. 344 ГК Украины, — это приобретатель­ская давность, предусматривающая законное превращение добро­совестного владельца в собственника при соблюдении нескольких условий, среди которых, например, открытое и непрерывное вла­дение имуществом в течение длительного срока.

Основаниями прекращения права собственности являются соот­ветствующие правопрекращающие юридические факты, которые для одного субъекта могут прекращать право собственности, а для другого — становятся основанием приобретения указанного права. Право собственности можно прекратить любым из следующих спо­собов: отчуждение собственником своего имущества по сделке; отказ от права собственности (ст. 347 ГК Украины); прекращение права собственности на имущество в силу закона (ст. 348 ГК Украины); смерть (прекращение) собственника; реквизиция (ст. 353 ГК Украи­ны); конфискация (ст. 354 ГК Украины), принудительная продажа по решению суда и т.д.

Особенности правового режима собственности составных частей целостного имущественного комплекса. В процессе осуществления хозяйственной деятельности имущество субъекта приобретает определенную экономическую форму. В зависимости от этого вы­деляются: 1) основные фонды; 2) оборотные средства; 3) денежные средства. К законодательству, уточняющему критерии деления имущественного комплекса на указанные группы, помимо ХК Украины, относятся нормативно-правовые акты о бухгалтерском и налоговом учете, об аудиторских стандартах, некоторые положения финансового права, в частности, в области финансовых услуг. Одной из базовых категорий основных фондов целостного иму­щественного комплекса является недвижимое имущество (не­движимость). Этот термин широко и часто употребляется в украин­ской практике хозяйствования, его определение закреплено в ст. 181 ГК Украины. Недвижимостью признаются:

а) земельные участки;

б) участки недр;

в) объекты, расположенные на земельных участках, перемещение которых без их уничтожения и изменения их назначения невозможно;

г) леса, многолетние насаждения;

д) воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;

е) космические объекты;

ж) иные вещи, права на которые подлежат государственной ре­гистрации.

Ст. 283 ХК Украины разъясняет понятие «недвижимое имуще­ство» как строения, сооружения и помещения без дополнительных деталей. Вдобавок, ст. 66 ХК Украины и ст. 191 ГК Украины к не­движимому имуществу относят целостный имущественный ком­плекс предприятия, т.е. «хозяйственные объекты с завершенным циклом производства продукции (работ, услуг)».

Особенность правового режима недвижимости состоит в том, что любые юридически значимые действия: возникновение, изменение (в виде обременении), переход и прекращение вещных прав на них, — подлежат обязательной регистрации в едином государственном рее­стре. Эта процедура:

— имеет публичный характер;

— предусматривает обязанность регистрирующего органа предо­ставлять информацию участникам процедуры и третьим ли­цам;

— предоставляет дополнительную возможность обжалования в судебном порядке как содержания сделки с недвижимостью, так и процедуры регистрации.

Регистрация состояния титула на недвижимость призвана сни­зить риски покупателя от недобросовестного приобретения вещей, имеющих существенную цену и требующих значительных затрат на освоение. Однако доступность информации в настоящее время осложнена в связи с тем, что информация о разных видах недвижи­мости и связанных с ними обязательств содержится в разных рее­страх и находится в ведении разных органов (см. таблицу 4).

Приобретение субъектом хозяйствования существующих объ­ектов собственности осуществляется на основании сделок, как предусмотренных законом, так и не предусмотренных, но не про­тиворечащих ему.

Для создания и изменения некоторых видов недвижимости тре­буются согласования со специально уполномоченными регулирую щими органами на предмет соответствия установленным стандартам технической совместимости и безопасности для населения и окру­жающей среды. Обязательное согласование, в зависимости от объ­екта собственности, может сопровождать все стадии процесса соз­дания имущества либо требуется лишь на некоторых этапах.

Так, здания и сооружения промышленного и жилого назначения, теле- и радиовышки, радары и ретрансляторы, объекты, иные имею­щие радиоэлектронное излучение, энергогенерирующее оборудование и энергораспределительные сети, трубопроводы, земляные, мелиора­ционные и гидротехнические, водные сооружения и иные объекты капитального строительства требуют обязательного согласования:

а) при планировании (зонирование, проведение предварительных экспертиз);.

б) при разработке проектной и строительной документации (соответствие техническим заданиям, плановым нормам допу­стимости, совместимость с существующими объектами не­движимости и планами развития соответствующих террито­рий и т.п.);

в) при проведении строительных работ и пусковых испытаниях (совместимость с работой прилегающих инфраструктур и от­раслевых систем, воздействие на окружающую среду);

г) при вводе в эксплуатацию (соответствие проектным нормативам и требованиям к безопасности).

Согласование создания объектов недвижимости проводят отрас­левые органы в соответствии с отраслевой спецификой. Например, строительство газо- и нефтепроводов, энергогенерирующего обо­рудования и энергораспределительных сетей согласовывается с Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Укра­ины (НКРЭ); строительство и телекоммуникационных сетей, радио-излучающего оборудования и приборов — Национальной комисси­ей по вопросам регулирования связи Украины и центром «Укрчас-тотнадзор».

Кроме того, ряд органов осуществляют согласование по всем видам капитального строительства вне зависимости от отраслевой принадлежности:

— органы Государственного комитета по строительству и архи­тектуре Украины — по вопросам, связанным с разработкой строительной документации и ведением строительных работ в Украине;

— органы Государственного комитета водных ресурсов и водно­го хозяйства Украины — по вопросам, связанным с планиру­емым и фактическим использованием объектов водного хо­зяйства Украины;

— государственная санитарно-эпидемиологическая служба Минздрава Украины — по вопросам санитарной и эпидемиологи­ческой безопасности объектов строительства для населения;

---органы Министерства охраны окружающей природной среды Украины — по вопросам экологической безопасности объектов (в настоящее время перечень объектов обязательной государ­ственной экологической экспертизы ограничен).

По общему правилу право собственности на вновь созданное имущество возникает с момента завершения его создания. Исклю­чением из этого правила являются случаи создания недвижимости, когда закон требует принятия в эксплуатацию объекта и/или госу­дарственную регистрацию объекта права собственности. До осу­ществления таких процедур у обладателя имущества существует экономическая собственность, но правовое распоряжение составля­ющими ее правомочиями затруднено или запрещено1. ГК Украины (ст. 331) закрепляет возможность признания в судебном порядке объектом права собственности недостроенного объекта недвижимо­сти в случае, если невыполненная часть работ незначительна.

Сведения о праве собственности на построенное здание (иной объект недвижимости) должны быть внесены в соответствующий реестр на основании свидетельства о праве собственности, судебно­го решения или иного правоустанавливающего документа. Лишь после внесения в реестр прав собственности такой объект недвижи­мости может участвовать в хозяйственном обороте наравне с други­ми объектами права собственности.

Особое место в составе оборотных средств занимают ценные бу­маги, то есть документы установленной формы, подтверждающие имущественное (денежное) право и определяющие отношения между выпустившим их субъектом и собственником и предусма­тривающие исполнение обязательств в соответствии с условиями их выпуска, а также возможность передачи прав, вытекающих из этих документов, иным лицам (ч. 7 ст. 139, ст. 163 ХК Украины).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.