Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования 2 страница




Специфика ценной бумаги как объекта права собственности в хозяйственном обороте обусловлены тем, что сама по себе ценная бумага как документ никакой ценности (кроме стоимости бумаги) не представляет. Оценивается именно право, предоставляемое соб­ственнику ценной бумаги. Такие права следуют за бумагой. Владе­лец ценной бумаги имеет некоторую совокупность прав в отношении определенных субъектов, например, владелец акций — участвовать в распределении прибыли акционерного общества и формировании его органов; владелец векселя — требовать уплаты определенной денежной суммы от векселедателя или авалиста; владелец заклад­ной — передать определенную вещь или товар и т.п. Поэтому точнее, несмотря на некоторую тавтологию, звучал бы термин «право соб­ственности на обязательство» Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» опреде­ляет виды ценных бумаг. На практике предусмотренный законом перечень ценных бумаг считается исчерпывающим:

а) акции;

б) облигации, которые в свою очередь делятся: по территориальному признаку — на облигации внутриукраинских и зару­бежных займов; и по субъектному признаку: облигации госу­дарственные, территориальных громад, предприятий и орга­низаций;

в) казначейские обязательства;

г) сберегательные сертификаты;

д) инвестиционные сертификаты;

е) векселя;

ё) приватизационные бумаги;

ж) закладные;

з) ипотечные ценные бумаги.

В зависимости от степени определенности обладателя все ценные бумаги могут быть: а) именными, т.е. передаваться лишь путем полного индоссамента за специальным исключением, и б) на предъ­явителя, находящиеся в свободном обращении.

По форме выпуска ценные бумаги могут быть документарными и бездокументарными.

По содержанию ценные бумаги делятся на: а) паевые, б) долго­вые и в) приватизационные.

Ценные бумаги, принадлежащие субъекту хозяйствования на праве собственности, по общему правилу должны учитываться им среди оборотных активов. Ценные бумаги в бездокументарной форме могут храниться только у лицензированных хранителей. Каждый из хранителей, в свою очередь, открывает собственные счета в депозитарии — субъекте хозяйствования, образованном не менее, чем 10 хранителями и ведущем исключительно депозитар­ную деятельность.

Кроме того, право собственности на акции акционерных обществ учитывается в реестре акционеров субъектом хозяйствования — ре­гистратором. Кандидатура регистратора и условия договора с ним утверждаются общим собранием акционеров. Отсутствие лица в реестре акционеров лишает его возможности пользоваться правами акционера.

Закон устанавливает специальные правила для оборота ценных бумаг в Украине. Оборот ценных бумаг может осуществляться через фондовую биржу или же во внебиржевом обороте — с участием лицензированных субъектов хозяйствования — профессиональных участников рынка ценных бумаг. При этом расчеты в бездокумен­тарных ценных бумагах могут производиться исключительно хра­нителем или депозитарием.

Ценные бумаги, выпущенные в Украине, могут приобретаться иностранными субъектами хозяйствования, однако для перемещения таких бумаг через таможенную границу Украины необходимо получить специальное разрешение Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины.

В состав оборотных фондов целостного имущественного комплек­са субъекта хозяйствования могут входить также корпоративные права. Правовое регулирование режима таких прав приближено к режиму товара. Однако следует учитывать, что переход вещного правомочия на корпоративные права наступает в момент государ­ственной регистрации изменений в учредительные документы субъекта хозяйствования, корпоративные права в котором приоб­ретаются.

Особым объектом хозяйственного оборота являются денежные средства, которые могут находиться у субъектов хозяйствования только на праве собственности. По общему правилу деньги таких субъектов хранятся в банках, за исключением кассы, размер кото­рой ограничен законодательством и устанавливается банком, а фермерскими хозяйствами и частными предпринимателями — са­мостоятельно (см. подробнее главу 13 настоящей книги).

Правовое регулирование использования субъектами хозяйствова­ния природных ресурсов закреплено в главе 15 ХК Украины. Следу­ет отметить особый порядок, связанный с тем, что эти ресурсы отне­сены ст. 13 Конституции Украины к объектам права собственности Украинского народа. Природные ресурсы, используемые в хозяй­ственной деятельности, в зависимости от их формы, можно разделить на: а) воздушные, б) земельные, в) водные, г) горные (дополнительно выделяются нефть и газ), д) лесные, е) животные, ж) растительные. Последние три категории в особо ценных сочетаниях могут высту­пать как объекты природно-заповедного фонда. Каждой из катего­рий присущи особое правовое положение и специфическое участие в хозяйственной деятельности. По характеру воспроизводства при­родные ресурсы можно разделить на воспроизводимые (раститель­ные, животные, лесные) и невоспроизводимые (горные, воздушные, водные). По характеру использования в хозяйственной деятельно­сти природные ресурсы принято делить на потребляемые и не по­требляемые.

По отношению к природным ресурсам вместо традиционной триады правомочий собственника применяется правомочие управ­ления1. Исключение составляют земельные ресурсы, которые могут находиться в собственности. В отношении потребляемых природных ресурсов часто используется термин «пользование». По содержанию пользование природными ресурсами подразделяется на общее и специальное. Общее пользование природными ресурсами является бесплатным и неограниченным, без закрепления природных ресур­сов за отдельными субъектами пользования.

Для осуществления специального пользования необходимо на­личие разрешений (лицензий, билетов, ордеров и т.п.), выданных уполномоченными государством органами. Пользование специаль­ными природными ресурсами осуществляется за плату, размер которой определяется нормативно-правовыми актами по каждому виду ресурсов.

Из ст.ст. 152-153 ХК Украины следует, что субъект хозяйство­вания с целью использования природных ресурсов обязан применять новые технологии в производственной деятельности, хотя в законе не закреплена ответственность за нарушение этой обязанности.

Природные ресурсы как объект собственности Украинского на­рода не являются объектом хозяйственных обязательств. В состав имущества субъекта хозяйствования может входить право пользова­ния (управления) природными ресурсами, за исключением прямо установленных законом случаев. Так, субъект хозяйствования, как правило, не вправе передавать вытекающие из лицензии права на использование природных ресурсов другим лицам, но обязан лично осуществлять специальное пользование природными ресурсами. За­кон может содержать и прямой запрет — «не могут быть объектами лизинга земельные участки, иные природные объекты» (ст. 292 ХК Украины).

Добытые (освоенные) природные ресурсы являются товаром, выступающим сырьем и материалами для производства продукции субъектом хозяйствования. Вопросы правового режима сырья и материалов в основном урегулированы положениями законодатель­ства о правах на движимое имущество. Специальные ограничения установлены для производства и оборота продукции из драгоценных металлов и камней, пищевой промышленности, сырья для атомных электростанций, «стратегических» материалов, используемых в высокотехнологичных и оборонных секторах промышленности (цветные и редкоземельные металлы, кварцевые кристаллы и т.п.), в медицине и фармации (наркотическое сырье и прекурсоры, высо-кочастнотные и низкочастотные передатчики, источники активно­го излучения и т.п.).

Сравнительно новым вопросом для хозяйственного законодатель­ства Украины является регулирование оборота отходов, под кото­рыми следует понимать какие-либо вещества, материалы и пред­меты, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности и не имеют дальнейшего использования по месту образования или обнаружения, а подлежат утилизации или удалению (Закон Укра­ины «Об отходах» от 05.03.98 г.). По общему правилу, право соб­ственности на отходы принадлежит субъектам хозяйствования, по местонахождению которых находятся отходы.

Право промышленной собственности с каждым годом играет большую роль в хозяйственных отношениях. Право промышленной собственности (патентное право) является составной частью прав интеллектуальной собственности, используемых в сфере хозяйство­вания. К праву промышленной собственности относятся: права на изобретение, полезные модели, промышленные образцы, рационали­заторские предложения, селекционные достижения в растениеводстве и животноводстве, топографии интегральных микросхем. В то же время в сфере хозяйствования используются и другие объекты ин­теллектуальной собственности: коммерческая тайна, средства ин­дивидуализации участников хозяйственных отношений (право на коммерческое (фирменное) наименование, торговую марку, геогра­фическое обозначение), а также авторские и смежные права.

В соответствии со ст. 154 ХК Украины к отношениям, связанным с использованием в хозяйственной деятельности прав интеллекту­альной собственности, применяются положения ГК Украины с учетом особенностей, предусмотренных ХК Украины и иными за­конами. Следовательно, положения ХК Украины об интеллекту­альной собственности являются специальными по отношению к нормам ГК Украины.

Следует заметить, что объекты интеллектуальной собственности относятся к основным фондам субъектов хозяйствования, в част­ности, к такому их виду как нематериальные активы.

По отношению к нематериальным объектам содержание права собственности выглядит несколько иначе, поскольку к материальным и нематериальным правоотношениям применяются различные нормы. Различия между такими объектами отражает следующая формула: «Если у А есть яблоко, и у Б есть яблоко, и они ими обменялись, то у каждого будет по одному яблоку, а если у А есть одна идея, и у Б есть одна идея, и они обменялись ими, то у каждого будет по две идеи».

Основаниями возникновения права интеллектуальной собствен­ности являются, как правило, создание соответствующего немате­риального объекта или же договор (например, авторский договор, договор на создание и использование результатов научно-техниче­ской деятельности). В то же время, для объектов промышленной собственности и средств индивидуализации участников хозяйствен­ных отношений регистрация является необходимым условием воз­никновения соответствующих прав.

Существует определенная проблема оценки прав промышленной собственности как объекта учета в составе целостного имуществен­ного комплекса. Поскольку речь идет о нематериальных объектах, сложно выработать единые объективные критерии и методики для подобной оценки. Вместе с тем, очевидно, что ныне действующий договорный порядок оценки таких прав допускает злоупотребления со стороны субъектов хозяйствования и их учредителей, а потому нуждается в законодательных ограничения.

Таблица 4. Формы и сроки охраны объектов права интеллектуальной собственности

 

№ п/п Объект Охранные документы Срок охраны имуще­ственных прав
1. Изобретение Патент 20 лет с даты подачи заявки
2. Промышленный образец Патент 15 лет с даты подачи заявки
3. Полезная модель Патент 10 лет с даты подачи заявки
4. Новые сорта расте­ний Патент 30 и 35 лет после реги­страции
5. Селекционные до­стижения (новые породы животных) Патент 20 лет с даты подачи заявки (признаются изобретением)
6. Торговая марка Свидетель­ство 10 лет с даты подачи за­явки, может быть прод­лен каждый раз на 10 лет
7. Коммерческое наи­менование Свидетельство о регистрации, справка о ре­зервировании До момента ликвидации субъекта хозяйствования или иного установленно­го законом момента
8. Географическое обозначение Свидетельство о регистрации Бессрочно (при условии сохранения характери­стик товара)
9. Коммерческая тай­на (ноу-хау, торго­вый секрет, рацио­нализаторское пред­ложение) - До момента существова­ния совокупности при­знаков коммерческой тайны, установленных законом
10. Литературные про­изведения, компью­терные программы Свидетель­ство 70 лет с 1 января года, следующего за годом смерти автора или по­следнего из соавторов
11. Фонограммы - 50 лет после первой фиксации исполнения или постановки, пере­дачи в эфир или по про­водам

 

 

Говоря о прекращении права интеллектуальной собственности, следует разделять имущественные (исключительные права на использование, исключительные права на передачу и запрет ис­пользования объекта третьими лицами) и неимущественные (право автора на признание, право на некоммерческое использо­вание, право на целостность и неизменность произведения и т.д.) права. Неимущественные права не могут быть прекращены ина­че, чем в соответствии с законом, в то время как прекращение имущественных прав осуществляется по усмотрению собствен­ника.

§3

Особенности права хозяйственного ведения,

оперативного управления и оперативного

использования

Право хозяйственного ведения является первым производным от права собственности режимом целостного имущественного ком­плекса субъекта хозяйствования. Только собственник имущества может передать его субъекту хозяйствования — юридическому лицу на праве хозяйственного ведения, получая взамен права учредителя.

Как правило, право хозяйственного ведения, возникает у субъ­ектов хозяйствования, ведущих коммерческую хозяйственную (предпринимательскую) деятельность (ст. 136 ХК Украины). Право хозяйственного ведения прямо не предусмотрено в ГК Украины, однако ч. 2 ст. 395 ГК Украины указывает, что «законом могут быть предусмотрены другие вещные права на чужое имущество».

Исследователи отмечают, что только для права собственности и производных режимов имущества субъектов хозяйствования при­суща функция оформления имущественной самостоятельности организации, «только они могут служить правовым механизмом обособления имущества организации как юридического лица»'.

Обладая имуществом на праве хозяйственного ведения, субъ­ект хозяйствованияюридическое лицо может владеть, поль­зоваться и распоряжаться имуществом в своем интересе и по своей воле в пределах, установленных законом и учредительны­ми документами субъекта хозяйствования (ст.ст. 74, 75,136 ХК Украины, ст. 37 Закона Украины «О собственности»). В учредитель­ных документах или в законе могут устанавливаться случаи осу­ществления правомочий по отношению к имуществу, требующие согласования с собственником (уполномоченным им лицом). Кроме того, собственник может осуществлять контроль за целевым ис­пользованием имущества без вмешательства в хозяйственную дея­тельность (ст. 136 ч. 2 ХК Украины). На практике это означает, как правило, контроль «постфактум» в виде отчета субъекта хозяйство­вания собственнику об осуществлении правомочий в отношении полученного имущества или, в более редких случаях, утверждение уже совершенных сделок и заключенных договоров, уже ставших обязательными для сторон.

Субъект хозяйствования учитывает на своем балансе имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, и самостоя­тельно вступает в отношения по поводу такого имущества с третьи­ми лицами. При защите своих прав от нарушения третьими лицами обладатель права хозяйственного ведения приравнивается к соб­ственнику имущества. В отношениях с собственником обладатель права хозяйственного ведения наделен особой правосубъектностью, которую можно охарактеризовать как промежуточную между ста­тусом обладателя вещных прав и обладателем обязательственных прав. Правоотношения с собственником имущества закреплены в законодательстве как отношения между обладателем корпоратив­ных прав — собственником и субъекта, «в отношении которого осуществляются корпоративные права» (глава 18 ХК Украины). Корпоративным правам собственника корреспондируют [корпора­тивные] обязанности субъекта хозяйствования, обладающего иму­ществом на праве хозяйственного ведения. Вместе с тем, закон не закрепляет обязанности субъектов корпоративных прав по отноше­нию к субъектам, обладающим имуществом на праве хозяйствен­ного ведения. Несмотря на это, не вызывает сомнения существова­ние обязанностей собственника имущества и корреспондирующих прав субъекта, осуществляющего хозяйственное ведение в отноше­нии имущества.

Чем больше сфера деятельности субъекта хозяйствования за­трагивает общественные (публичные) интересы, тем большим огра­ничениям законодатель подвергает режим хозяйственного ведения. Если частный или коллективный собственник может практически беспрепятственно передавать имущество созданным им юридиче­ским лицам на праве хозяйственного ведения, то в отношении го­сударственной и коммунальной форм собственности установлены ограничения, а то и запреты. Так, казенным предприятиям, ком­мунальным некоммерческим предприятиям, государственным и коммунальным учреждениям имущество может передаваться ис­ключительно на праве оперативного управления.

Следует учитывать, что право хозяйственного ведения по при­роде должно распространяться только на основные фонды. Ведь оборотные фонды, состоящие из заменимых вещей, не могут нахо­диться у лица иначе, чем на праве собственности. Данное мнение находит поддержку в литературе'.

В отличие от РФ2, в Украине право хозяйственного ведения не ограничивается государственным и коммунальным секторами эко­номики. Напротив, законодательство Украины позволяет сделать вывод, что любой собственник вправе закрепить имущество за соз­данным им субъектом хозяйствования на праве хозяйственного ведения (ХК Украины, статьи 136-137). К сожалению, нет прямого ответа в законодательстве на вопрос: каков правовой режим иму­щества субъекта хозяйствования, если его учредители не указали это в учредительных и правоустанавливающих документах. Суще­ствует точка зрения, что, как правило, субъект коммерческой дея­тельности (субъект предпринимательства) получает имущество на праве хозяйственного ведения, а субъект некоммерческой деятель­ности — на праве оперативного управления, если иное специально не предусмотрено законом или локальными документами. Такой вывод заслуживает внимания, в том числе и исходя из формулы действующего законодательства: имущество, «переданное ему [субъекту хозяйствования] участниками на праве собственности», находится в собственности такого субъекта (ст. 115 ГК Украины). Ограничения прав субъекта хозяйствования в отношении имуще­ства, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, должны закрепляться в законе. В частности: по использованию имущества в качестве обеспечения собственных обязательств и обязательств дру­гих лиц, по передаче в аренду, внесению в капитал связанных субъ­ектов хозяйствования. Вместе с тем, правомерность ограничения права хозяйственного ведения в локальных документах в пределах, выходящих за рамки закона, вызывает сомнения, поскольку основы осуществления права собственности должны устанавливаться зако­ном согласно ст. 92 Конституции, что подтверждает общее правило ч. 3 ст. 134 ХК Украины.

Кстати, согласно ХК Украины, имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения, не может быть передано обладателем такого права в оплату корпоративных прав (акций) других субъек­тов хозяйствования. Оплата может быть произведена исключи­тельно за счет имущества, находящегося в собственности учреди­теля (участника) (ч. 1 ст. 56, ст. 135).

Право хозяйственного ведения возникает на основании решения собственника имущества и оформляется актом приема-передачи, что, в свою очередь, позволяет субъекту хозяйствования — получателю имущества принять его на баланс. Право полного хозяйственного ведения прекращается:

а)' на основании решения собственника (уполномоченного орга­на) в соответствии с законом и локальными актами субъекта хозяйствования — путем передачи имущества, что оформля­ется соответствующим актом приема-передачи;

б) после передачи имущества третьим лицам в собственность — на основании договора, решения суда либо в силу закона;

в) после прекращения существования объекта прав, что должно подтверждаться соответствующим документом.

Право оперативного управления по содержанию близко к праву хозяйственного ведения. Оперативное управление может быть охарактеризовано как вещное право юридического лицасубъ­екта хозяйствования по поводу владения, пользования и рас­поряжения целостным имущественным комплексом в соот­ветствии cl) законом, 2) целью деятельности субъекта хозяй­ствования, 3) назначениемимуществаи,наконец,4) заданиями Собственника имущества (уполномоченного им органа). Как видно из определения, правомочия обладателя права оперативного управления имеют дополнительные ограничения по сравнению с Правом хозяйственного ведения.

Как правило, режим оперативного управления устанавливается По отношению к имуществу субъекта хозяйствования, занятого не­коммерческой хозяйственной (неприбыльной) деятельностью (ст. 137 ХК Украины). Ведь такие субъекты финансируются, зачастую, за счет внешних источников, а не собственной деятельности. Опе­ративное управление применяется, в частности, для казенных пред­приятий, предприятий потребкооперации, предприятий обществен­ных и религиозных организаций. Режим оперативного управления целесообразно устанавливать также для целостного имущественно­го комплекса холдинговых организаций, учебных заведений, других форм хозяйствования в сфере предоставления услуг.

Режим оперативного управления устанавливается собственни­ком или уполномоченным им органом. Таким уполномоченным органом, среди прочих, может считаться субъект хозяйствования, наделенный имуществом на праве хозяйственного ведения, если собственник прямо не запретил подобного распоряжения имуще­ством. Следует учитывать, что целевое назначение имущества может вытекать как из объективных характеристик имущества, так и из предварительных указаний собственника. Собственник имеет право контролировать использование имущества и при необходимости вмешиваться для устранения негативных последствий такого ис­пользования. ХК Украины не предусматривает запрет на вмешатель ство собственника в оперативную хозяйственную деятельность юридического лица, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления. Более того, он вправе изымать у субъекта хозяйствования излишнее имущество, а также не используемое иму­щество и имущество, используемое им не по назначению (ч. 2 ст. 137 ХК Украины).

В отличие от права хозяйственного ведения, закон не предусма­тривает прямо защиты прав оперативного управления от собствен­ника имущества (ч. 3 ст. 136 и ч. 3 ст. 137 ХК Украины). Собствен­ник может изменить компетенцию субъекта права оперативного управления, что лишает последнего независимости от собственника. Однако широкая компетенция собственника в режиме права опера­тивного управления предполагает расширение его ответственности: собственник несет субсидиарную ответственность по долгам субъ­екта хозяйствования, обладающего имуществом на праве оператив­ного управления (ст. 39 ч. 3 Закона Украины «О собственности», ст. 77 ч. 7 ХК Украины (казенные предприятия).

Объекты права оперативного управления, а также основания и порядок возникновения, изменения и прекращения права опера­тивного управления являются идентичными соответствующим элементам института права хозяйственного ведения.

Право оперативного использования является новеллой ХК Украины, предусматривающей введение нового правового режи­ма целостного имущественного комплекса субъекта хозяйство­вания в порядке ст.ст. 55 и 138 ХК Украины. Вместе с тем, сле­дует подчеркнуть, что такой режим не возник на пустом месте. Крупные субъекты хозяйствования и ранее предоставляли ши­рокие полномочия своим обособленным подразделениям, струк­турным единицам. Примерами могут служить производственные объединения, комбинаты, тресты и концерны, где входившие в них предприятия не обладали статусом юридического лица до принятия Закона Украины «О предприятиях в Украине» от 27.03.91 г. Практически неизменной с середины прошлого века осталась практика хозяйственной деятельности в Украине кре­дитных и финансовых учреждений, которые осуществляют основ­ную деятельность — операции с денежными средствами не столь­ко по месту центрального органа управления, сколько через филиалы и отделения; то же самое касается предприятий желез­нодорожного транспорта, почтовой связи, фиксированной теле­фонной связи, радиосвязи (в т.ч. мобильной связи) и т.п. Крупные субъекты хозяйствования, обладающие географически диверси­фицированным производством, часто вынуждены наделять про­изводственные единицы дополнительной хозяйственной компе­тенцией. Законодательство ЕС и международные налоговые со­глашения также выделяют структурную единицу (обособленное подразделение) в качестве самостоятельного субъекта хозяйствен­ных отношений.

Некоторые аспекты практики ведения хозяйственной деятель­ности обособленными подразделениями субъектов хозяйствова­ния — юридических лиц уже нашли свое отражение в действую­щем законодательстве(Ct.ct. 9, 35, 41 Закона Украины: «О хозяйственных обществах» от
19.09.91; Глава 4 Закона «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000; ст. 23 Закона «О Национальном банке Украины» от 20.05.99; ст.ст. 1.16,1.32, 2.1.3 Закона «О налогообложении прибыли предприятий»; ст.ст. 10,14 Закона «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000; ст. 3 Закона «О внешнеэкономической дея­тельности» от 16.04.91; ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» от 12.05.91 и др.), а правовой режим целостного имуще­ственного комплекса был закреплен ХК Украины и Законе Украины «Об аренде государственного и коммунального имуще­ства» (ст.ст. 4, 5). Следует учесть, что режим «оперативно-хозяй­ственного использования» и режим «оперативного использова­ния» имущества (ч.ч. 3 и 5 ст. 55, ст.ст. 133, 138 ХК Украины) имеют идентичное содержание.

Деятельность обособленного подразделения, как правило, явля­ется составной частью производственного процесса всего субъекта хозяйствования: (например, цех, контора, шахта, склад и т.п.) в со­ставе производственного предприятия. Бывают и исключения, когда обособленное подразделение осуществляет самостоятельное направ­ление хозяйственной деятельности, не связанное с деятельностью других подразделений субъекта хозяйствования: например, в состав автотранспортного предприятия, оказывающего услуги по перевозке, входит автозаправочный комплекс или гостиница. Зачастую разли­чие в наборе функций обособленного подразделения и головного ор­гана, обладающего статусом юридического лица, представляется формальным: например, филиал банка самостоятельно ведет деятель­ность, имеет свой бюджет, баланс, счета, собственные финансовые показатели, уплачивает ряд налогов, участвует в распределении при­были и т.д. Таким образом, несмотря на зависимость от субъекта хозяйствования, целостный имущественный комплекс обособленно­го подразделения должен обладать определенной автономией, спо­собностью обеспечивать осуществление части функций субъекта хозяйствования.

Правовой режим оперативного использования заключается в использовании имущества обособленного подразделения в пределах, определенных субъектом хозяйствования, передающим имущество. Очевидно, субъект хозяйствования, передающий имущество, не может передать больше полномочий, чем имеет сам. Право собствен­ности, право хозяйственного ведения и право оперативного управ­ления однозначно исключены из правового режима имущества обособленного подразделения (ХК Украины, ст. 55 ч. 5), однако фактический режим может ненамного от них отличаться.

Современный порядок наделения и учета имущества обособленных подразделений, защиты их имущественных прав требует более под­робного закрепления в законодательстве. В настоящее время порядок передачи имущества, объем правомочий и обязанностей обособленного подразделения, его внутрихозяйственная ответственность и иные аспекты правового режима оперативного пользования опреде­ляются локальными актами субъекта хозяйствования, в состав ко­торого входит обособленное подразделение.

§4

Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования

В отличие от хозяйственных обязательств вещные права на це­лостный имущественный комплекс являются жизненно важными для каждого субъекта хозяйствования и охраняются наиболее тща­тельным способом. Поэтому защита вещных прав субъектов хозяй­ствования осуществляется, как правило, в судебном порядке. Основными способами защиты вещных прав являются виндикаци-онный и негаторный иски, взыскание убытков, причиненных нарушением вещных прав, признание вещных прав.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.