КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наличные расчеты — это способ осуществления расчетов, при котором платеж производится бумажными деньгами или металлической монетой
При расчетах посредством наличных денег не возникает таких ярко выраженных обособленных отношений в рамках исходных имущественных отношений, как при безналичных расчетах. Здесь, как правило, неразрывны процессы передачи товаров и уплаты денег, что делает денежный платеж органичной частью эквивалентных отношений. В то же время, действуют специальные правила документального оформления процедур приема-передачи наличности, а также неразрывно связанных с ними операций по хранению, учету и обороту наличности (кассовые операции). Это позволяет рассматривать наличные расчеты в рамках самостоятельных правоотношений. Согласно ст. 198 ХК Украины платежи по денежным обязательствам, возникающим в хозяйственных отношениях осуществляются в безналичной форме либо в наличной форме через учреждения банков, если иное не предусмотрено законом. Наличная форма расчетов через банковские учреждения в этом случае должна пониматься как внесение наличности в кассу банков для зачисления на счета субъектов хозяйствования, либо выдаче им в виде наличных средств. Таким образом, по общему правилу не могут осуществляться наличные расчеты между субъектами хозяйствования, минуя банковские учреждения при отсутствии специального разрешения в законодательстве. Это положения ХК Украины уточняют общее правило ст. 1087 ГК Украины о том, что между юридическими лицами, а также с участием граждан — предпринимателей наличные расчеты допускаются, если иное не установлено законом. «Иное» в данном случае установлено ХК Украины для сферы хозяйствования. Положения ХК Украины развиваются в Законе Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. в редакции Закона от 01.06.2000 г. (далее — «Закон об РРО») и Положении о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденном постановлением Правления НБУ от 19.02.2001 г. № 72.
Статья 3 Закона об РРО устанавливает обязанность субъектов предпринимательства при наличных расчетах в сфере торговли, общественного питания и услуг использовать регистраторы расчетных операций (далее — РРО), то есть устройства или программно-технические комплексы с реализованными фискальными функциями, а также расчетные книжки с номерными расчетными квитанциями и книги учета расчетных операций. РРО, расчетные книжки и книги учета подлежат регистрации в налоговых органах. Аналогичные требования распространяются на расчеты в этих же сферах с использованием платежных карточек, платежных чеков и жетонов. В ряде случаев РРО, расчетные книжки и книги учета расчетных операций в наличных расчетах не применяются. Так, в случае продажи предприятиями продукции собственного производства расчеты производятся через кассы предприятий с оформлением приходных либо расходных кассовых ордеров. При продаже проездных и перевозочных документов оформляются билеты, квитанции, талоны и т.п. Однако в любом случае потребителю должен быть выдан расчетный документ установленной формы на сумму проведенной операции (кассовый или товарный чек, квитанция, билет и др.). Раздел V Закона об РРО устанавливает административно-хозяйственные штрафы к субъектам хозяйствования за не проведение расчетов через РРО, не оформление расчетного документа, проведение расчетной операции без использования расчетной книжки в установленных случаях. Кроме того, работники субъектов хозяйствования за такие нарушения привлекаются к административной ответственности по ст. 155-1 КУоАП.
Положение о ведении кассовых операций, утвержденное НБУ, является обязательным для всех субъектов хозяйствования Украины. Субъекты хозяйствования, имеющие текущие счета в банках, обязаны хранить денежные средства на этих счетах. Получение наличности производится с текущих счетов в банках по оформленным чековым книжкам. Наличность должна расходоваться исключительно на определенные в чеке цели, не противоречащие действующему законодательству Украины. Субъекты хозяйствования должны предоставлять обслуживающему банку (по его требованию) платежные и расчетные документы, подтверждающие целевое использование наличности. В этом проявляются контрольные функции банков. Расчеты наличностью субъектов хозяйствования между собой, а также с гражданами могут осуществляться за счет средств, полученных из касс банков, а также за счет выручки от реализации товаров (работ, услуг) и вне реализационных поступлений (например, взнос учредителей в уставный фонд предприятия). Сумма платежа наличностью одного субъекта хозяйствования другому субъекту хозяйствования не должна превышать 10 тыс. грн. в течение одного дня вне зависимости от количества платежных документов. Однако количество субъектов хозяйствования, с которыми могут проводиться расчеты в течение дня, не ограничивается. Платежи сверх указанной суммы должны осуществляться исключительно безналичным способом. Действие данного правила не распространяется на закупки сельхозпродукции, на расчеты за потребленную электроэнергию, на расчеты с бюджетами, а также на расчеты субъектов хозяйствования с гражданами. Если осуществляются наличные расчеты сверх указанных выше сумм, то превышающие их средства расчетно прибавляются к остаткам наличности в кассе для последующего контроля со стороны государства. При этом предприятия обязаны соблюдать лимит остатка наличности в кассе — максимальный размер денежной суммы, который может находиться в кассе предприятия на конец дня, и установлен банком в соответствии с нормативными актами НБУ с учетом особенностей хозяйственной деятельности предприятия (режим и специфика работы, отдаленность от банка, размер кассовых оборотов, график работы инкассатора). Сельскохозяйственные предприятия самостоятельно устанавливают себе лимиты кассы, но обязаны их соблюдать в течение года. Лимит кассы не устанавливается фермерским хозяйствам, осуществляющим исключительно операции с сельхозпродукцией, и гражданам-предпринимателям.
Все сверхлимитные суммы наличности предприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, установленные банком, для зачисления на их текущие счета. В случае поступления в кассу предприятия наличности после истечения времени, когда она может быть сдана в банк, сверхлимитные суммы должны быть сданы в банк не позднее следующего рабочего дня. Невыполнение указанных требований влечет хозяйственно-правовые санкции, которые установлены Указом Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436 в редакции от 11.05.99 г. № 491 за такие нарушения, как превышение лимитов кассы, неоприходование наличности в кассе и др.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |