Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование и развитие научной мысли об управлении




Греция

Индия

Китай

Египет

Развитие управления в древних цивилизациях

Тема: Эволюция управленческой мысли

Законодательные и нормативно-правовые акты

1. Постановление правительства Российской Федерации «О порядке и условиях социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 15.04.96 г., № 473.

2. Федеральный Закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95 г.

4. Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15.05.98 г.

5. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания от 25.11.95 г., №1151.

Интернет-ресурсы

38. http://www.spb-family.ru

39. http://bmsi.ru/doc

 

По отношению к менеджменту уместно выражение «Древняя практика – новая наука», приведенное в книге «Основы менеджмента» (Мескон, Альберт, Хедоури).

Практика управления так же стара, как организации. Висячие сады Вавилона, инкский город Мачу Пикчу, пирамиды Египта могли появиться в свет только вследствие организованных, координированных усилий.

О развитии управленческой мысли в Древнем Египте свидетельствуют как архитектурные сооружения, так и письменное наследие. К примеру, пирамида Хеопса, которая имеет высоту 146,6 м, занимает площадь 5 гектаров, состоит из 2 млн 300 тыс каменных блоков, каждый из которых весит в среднем полторы тонны.

По имеющимся подсчетам, строительство пирамиды требовало труда свыше 100 тысяч человек в течение 20 лет, что сегодня соответствует управлению 100 тысячным коллективом строителей, включая планирование, организацию и контроль работы, а также такие дополнительные проблемы, как организация питания рабочих, их проживания и т.п.

Есть свидетельства, что египтянам было известно количественное ограничение людей, находящихся под управлением одного человека – как правило, десять человек. Египетский принцип организации труда, получивший название «правило десяти», впоследствии применялся во многих цивилизациях (например, организация монгольского войска).

В литературных источниках, в различных административно-хозяйственных и юридических документах нашли отражение представления древних египтян о собственности, о рабстве, товарно-денежных отношениях.

1. Осуществлялся суровый учет трудовых и материальных ресурсов. Поэтому периодически проводилась перепись населения с учетом возрастных и профессиональных особенностей, составлялись земельные кадастры, учитывался скот и другие материальные ресурсы.

2. Особое место уделялось защите идеи централизма, единого государства – опоры порядка в стране и стабильности доходов чиновников.

3. Определялась иерархия государственной системы, организация труда царских ремесленников и земледельцев, политические и экономические функции самого фараона – главы государства.

4. Была введена должность первого «профессионала» управленческой деятельности – «визирь» (1750 год до н.э.). Оставляя духовные дела фараонам, визирь занимался мирскими заботами: организовывая, координируя и принимая решения практически по всем вопросам, от которых зависело развитие экономики страны.

Визири оставили многочисленные советы (поучения), в которых изложены принципиальные указания, как для оперативного, так и для государственного управления.

В оперативном управлении можно выделить:

· осознание ценности планирования;

· польза от советов персонала;

· понимание сути и значения управленческой власти и ответственности;

· осознание важности детального описания заданий.

В государственном управлении:

· значение централизации и децентрализации в управлении и контроля над большими территориями;

· специализация в деятельности;

· обязательность ведения документации с целью фиксации: сколько было получено денег, от кого и когда, как они были использованы.

Важно отметить, что культурные традиции в Египте обязывали свободных людей трудиться, при этом государственная система брала на себя решение остальных проблем.

Вавилонская империя (находилась недалеко от современного Багдада, между реками Тигр и Ефрат)

1. Еще до Хаммурапи, известного короля Вавилонии (2123-2081 гг. до н.э.), существовали законы, которые имели коммерческий характер и оперировали такими понятиями как продажа, заем, контракты, товарищества, договора, векселя.

2. Уникальный Кодекс Хаммурапи, состоявший из 282 законов, является важнейшим вкладом в управленческую мысль. Кодекс регулировал сделки между людьми и контроль над соблюдением их условий, определял минимум заработной платы, устанавливал ответственность исполнителей и т.д. Считается, что один из законов Кодекса был, по сути, первым историческим документом, который регулировал регистрацию поступлений, т.е. то, что в дальнейшем превратилось в бухгалтерский учет. Смысл другого закона заключается в том, что сегодня известно как защита прав потребителей. В нем в частности говорится, что каменщик, построивший дом, который обвалился и убил жителя, должен быть приговорен к смертной казни.

3. При царе Навуходоносоре, который стал править Вавилоном в 604 г. до н.э., управленческая мысль получила свое дальнейшее развитие. На текстильных фабриках этого периода применялись производственный контроль и стимулирование заработной платы: количество продуктов питания, которыми оплачивалась работа женщин, зависело от объёма работы.

Древняя китайская цивилизация демонстрировала высочайшую культуру во многих областях знаний, в том числе и в управлении. Более 3 тысяч лет назад в Китае известны были термины, понятия которых широко используются и сегодня: организация, кооперация, функции, системный подход к деятельности, меры по повышению эффективности, специализация, разные виды техники контроля. Источником этих терминов являются Конституция Чоу и летописи Менсиса (1100-500 гг. до н.э.).

Наиболее оригинальными и значимыми в области управления были взгляды генерала Сан Цзу (около 600 лет до н.э.). В своем всемирно известном трактате «Искусство войны» он осветил следующие аспекты управления:

1. Планирование

Сан Цзу считал:

· для победы решающим является подготовка к сражению;

· разработка многочисленных вариантов сражения – залог успеха.

2. Ответственность за качество принятых решений и умение организовать их исполнение:

· если приказы нечеткие и непонятные, то в этом виноват генерал;

· если они понятные, но все же не выполняются – виноваты офицеры.

«Если генерал не имеет власти, если его приказы непонятны, если офицерам и служащим четко не определены их обязанности – результатом будет полный хаос».

3. Организационная структура:

· разделить армию на подразделения;

· градация чинов среди офицеров.

4. Коммуникации – использование гонгов и сигнальных огней.

5. Воспитание лояльности – важность флагов и другой военной символики.

Известный китайский моралист Конфуций (551(552)-479 гг. до н.э.) уделял большое внимание вопросам государственного управления, в частности подбору людей на важные правительственные посты путем оценки и проверки их заслуг перед обществом. Конфуцианство при оценке правителей значительное внимание уделяло эффективности их социально-экономической деятельности по показателям:

· обеспечение социальной стабильности общества;

· экономия на затратах;

· накопление и сохранение излишков в обществе;

· забота об обеспечении народного благосостояния;

· уменьшение налогов;

· привлечение людей к общественным работам учитывая сезонность сельскохозяйственных работ.

Эти скорее морально-этические, чем законодательно закрепленные показатели привели к практике, которую сегодня назвали бы рейтингом заслуг для продвижения по службе. Такая практика особенно широкое распространение получила во времена династии Хань (206 г. до н.э.).

Известный трактат «Гуань-Цзи» (4 столетие до н.э.), которого мы бы назвали рыночно-ориентированным учением, считал необходимым регулярное влияние государства на общественную жизнь. Авторы трактата увидели в использовании государством товарно-денежных отношений большие возможности для управления экономикой страны. Именно через рынок, подчеркивалось в трактате, правитель «держит в руках возможности для регулирования хлеба, денег и металлов», обеспечивая стабильность в стране.

В трактате обоснован «принцип уравновешенного хозяйства». Согласно этому принципу в стране следовало создавать государственные фонды, которые потом использовались бы для выравнивания и стабилизации цен на хлеб.

Правителям рекомендовалось постоянно рассматривать вопросы, связанные с налогами и денежным обращением. Предлагалось прямые налоги заменить на косвенные, применять для стабилизации хозяйства нормированную эмиссию денежных знаков и т.п.

Основной вклад в развитие научной мысли – труд «Артха-шастра» советника царя Чандрагупта I Каутильи, посвященный вопросам государственного управления. Свое учение о древнеиндийском хозяйстве Каутилья излагает не с позиций теоретического анализа. Оно скорее написано с позиций практической организации и управления его отраслями: земледелием, ремеслами и торговлей. Вот некоторые тезисы учений Каутильи:

· чтобы продукция изготавливалась специалистами этого дела;

· стимулирование за качество и объем продукции путем поощрений и наказаний;

· избегать такой прибыли, которая хотя и может быть значительной, однако приносит вред подданным

(Для местных товаров прибыль определялась в размере 5%, а для зарубежных – 10%);

· разработка должностных обязанностей;

· требования к государственным администраторам:

ü благородное происхождение;

ü мудрость;

ü уверенность;

ü красноречие;

ü энергичность;

ü общительность;

ü преданность;

ü здоровье и мужество;

ü последовательность;

ü неспособность откладывать дело изо дня в день;

ü отсутствие ненависти и вражды.

Хотя идеи Каутильи касались государственного управления, даже краткое знакомство с ними свидетельствует, сколь древними являются многие из современных идей менеджмента.

Древние греки, определив название самой науки – «экономика» («ойкос» - дом, «намос» - закон), дав миру первых ученых в этой области, тем не менее, отрицательно относились к бизнесу. Субъекты, представители производительного труда и торговли занимали низшую степень в социальной системе греческой демократии, были лишены гражданства. Греки-аристократы и греки-философы выбирали правительственную администрацию, поскольку

в Греции выступали против профессиональных администраторов. Тем не менее, греческие мыслители определили черты, которыми должны обладать эти администраторы и сформулировали требования относительно организации их работы.

Сократ (469-399 до н.э.) считал, что только тот может успешно управлять общественными делами, кто достиг успехов в личных делах.

Аристотель (384-322 до н.э.) связывал успехи с такими элементами управления и организации как:

· специализация труда;

· централизация;

· децентрализация и распределение полномочий;

· лидерство;

· гармоничное взаимодействие.

Аристотель считал, что реальность познается через чувства и анализ причин явлений. В дальнейшем этот дух научного познания сформировал основу для научного менеджмента.

Ксенофонт (около 430-355/354 до н.э.). Управленческие идеи носили практический характер. Его основное произведение – «Домострой» представляет собой руководство по организации рабовладельческого хозяйства. Ксенофонт был сторонником рационального ведения хозяйства.

Способность управлять как государством, так и хозяйством продемонстрировала Римская империя. Завоевав эллинскую цивилизацию, римляне создали гигантскую государственную военную систему, которой успешно управляли на протяжении многих лет.

Не останавливаясь подробно на управленческих идеях Римской империи, выделим, тем не менее, разработку проблем управления сельским хозяйством. Изучение научных трактов Катона и Варрона, написанных более чем 2 тыс. лет назад, было бы полезно и сегодняшнему фермеру.

 

Эволюция управления как научной дисциплины происходит в тесной связи с фазами промышленного развития. Различают три основные фазы, которые характеризуют участие человека в системе производительных сил:

· эпоха массового производства;

· эпоха массового сбыта;

· постиндустриальная эпоха.

Мощное влияние на развитие управленческой мысли в Европе оказала промышленная революция 18 века, когда новые формы организации производства потребовали и новых методов управления.

В совершенном виде теория управления начала формироваться в трудах Ф.У. Тейлора (1856-1915). Этому во многом способствовало бурное экономическое развитие США, строительство сети железных дорог, что привело к ускорению темпов промышленного производства и торговли.

Кроме того, вплоть до 1880 года в индустриально развитых странах применялся один производственный процесс, что не составляло трудностей в управлении и определении его эффективности. Промышленная революция привела к использованию нескольких производственных процессов, расширению сфер деятельности.

Деятельность предприятий сразу в нескольких отраслях потребовало выявление наиболее прибыльного размещения капитала. Традиционные методы управления и прогнозирования путей развития предприятий стали непригодными, что определило появление системы «научного управления» Ф.Тейлора. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, он сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

  1. Научный подход к выполнению каждого элемента работ.
  2. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение.
  3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда.
  4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

Также существенным вкладом в развитие науки об управлении стало выделение Ф.Тейлором в отдельный вид деятельности процесса планирования, являющегося одной из функций менеджмента.

Тейлор и его последователи (супруги Гильбрет, Генри Гант) являлись представителями школы научного управления, наиболее важным постулатом которой была идея о самостоятельности управления как вида деятельности.

По мере развития знаний о внешних и внутренних факторах, влияющих на успех организации, формируются новые подходы к управлению.

Впервые полная теория менеджмента, его функции и принципы были изложены Анри Файолем (1841-1925). Ему принадлежит четкое понятие управления. «Управлять – значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимальное возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов».

Файоль являлся представителем классической и административной школы управления, представители которой пропагандировали применения своих идей об управлении применительно к любой организации, являющегося объектом управления. Таким образом, Файоль и его последователи рассмотрели управление как универсальный процесс, чего до Файоля никто не делал.

Файоль рассматривал организацию как единый организм и выделял в любой организации 6 видов деятельности:

  1. Техническая деятельность (производство).
  2. Коммерческая деятельность (закупка, сбыт, обмен).
  3. Финансовая деятельность.
  4. Деятельность безопасности (защита собственности и людей).
  5. Эккаутинг (учет, анализ, статистика).
  6. Управление (планирование, организация, распорядительство, координация, контроль).

На основе своего собственного опыта Файоль разработал перечень основных принципов менеджмента. Он не считал их универсальными и неизменными, тем не менее, многие из них существенно обогатили теорию менеджмента, многие являются фундаментальными принципами. Перечислим их:

  1. Разделение труда.
  2. Власть и ответственность.
  3. Дисциплина.
  4. Единоначалие.
  5. Равенство руководства.
  6. Субординация личного интереса и общей цели.
  7. Вознаграждение.
  8. Централизация.
  9. Скалярная цепь (цепь команд, цепь начальников не должна быть противоречивой).
  10. Порядок.
  11. Равенство и справедливость.
  12. Стабильность персонала.
  13. Инициатива, обдумывание и выполнение плана.
  14. Корпоративный дух (в единстве сила).

Главный вклад Файоля заключается в том, что управление не является врожденным талантом, а представляет собой искусство, которому можно научить.

Дальнейшее развитие науки об управлении привело к формированию следующих школ и подходов к управлению.

Школа человеческих отношений (1930-1950) или неклассическая школа.

Представители классической школы и школы научного управления не очень заботились о социальных аспектах управления, они игнорировали социальные интересы и личные отношения между рабочими.

Перенос акцентов в управлении с функций и процедур на человека, является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений.

Создателем этой школы считается профессор социологии Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо. Принципиальным этапом в разработке концепции управления данной школы являлось проведение Хоуторнского эксперимента, который проводился в 1923-1940 годах на заводах «Вестерн Электрик компани». Это было самое крупное эмпирическое исследование в истории менеджмента.

Целью эксперимента ставилось выяснение факторов, в максимальной степени влияющих на производительность и качество труда рабочих. В результате эксперимента выяснилось, что важнейшими факторами оказались не система оплаты труда и управленческий контроль, как считали представители школы научного управления и классической школы, а творческий интересный труд, самостоятельность работников, возможность роста индивидуального мастерства, отношение в рабочем коллективе, благоприятные условия труда (температура, освещенность и т.д.).

Это обусловило практические рекомендации по совмещению профессий, отказу от конвейерной системы, переходу от принципа иерархичности к делегированию полномочий, побуждению подчиненных к самостоятельности, подбору работников с учетом их психологической совместимости, повышению удельного веса моральных стимулов к труду.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.