Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ударение. Вв. галло-романский язык




Вв. галло-романский язык

Билет 12. Основные этапы и тенденции в развитии фонетической системы французского языка.

1)изменение природы ударения: в латыни было музыкальное ударение. Появилось силовое ударение - яснее всего звучит гласный под ударением, а безударные гласные не такие ясные (как в РЯ). Это привело к ослаблению, а позднее к исчезновению безударных гласных в разговорном языке: Tabula - tabla

Существовали Окситоны (слова, в кот ударение падает на конечный гласный), Парокситоны (на предпоследнем слоге), Пропарокситоны (ударение на третьем с конца слоге)

2)место ударения

В совр франц постоянное (фиксированное) удар. Было подвижное удар - в разн словоформах одного и того же слова ударение падает на разные слоги.

Безударные формы: - предударные и заударные

Тенденция к ослаблению и исчезновению безударных гласных привела к полной или частичной редукции.

3)характер слога

Слог может быть открытым и закрытым (оканч на согласный). Гласные в закрытых слогах в общем сохраняются.

4)качество гласного

Закрытые гласные первого подъема переднего ряда, а также заднего сохраняются в ударной позиции. Полузакрытые гласные второго подъема переднего и заднего ряда, а также открытые претерпевают значительные изменения, удлинняясь и превращаясь в дифтонги.

5)комбинаторные условия (коннексия)

Изменение гласных зависит от согласного звука, идущего за этим гласным. Как правило, в романских языках в самом слоге ассимиляция имеет регрессивный хар-р. Речь идет о сонантах и особенно о носовых. В основном слова имели ударение на том же слоге, что и в классической латыни.

В пропарокситонах, в которых последний слог содержит группу взрывной + плавный, ударение перемещается на предпоследний слог, например: cAthedra - cathEdra - chaire

1)Ударение перемещается в словах, в которых ударный гласный находится в зиянии (зияние - гласный находится перед другим гласным). Если в начальной форме ударение было на первом гласном, то перемещается на второй: fil i olam - filiOlu - filleul (крестник)

Перемещение происходит в суффиксах eolum, iolum, ierem, ieten

2)Латинское "u", наход в зиянии, выпадает, если перед ним было 2 согласных звука, ударение перемещается на предшествующий слог: batUere - bAtere - battre

3)В лат глаголах ударение перемещается по аналогии с примитивными формами (когда не было префикса):

nEgat (примитив) - renEgat - renier

Перемещение ударения в этих трех случаях привело к таким результатам: сохранение пропарокситонов, которые становятся парокситонами. Во франц это привело к окситонам.

4)В инфинитивах глаголов 3 спр происходит перемещение ударения на предпоследний слог по аналогии с глаголами 2 спр: sApere - sapEre (ere -> oir) savoir

Дифтонгизация

Ударные гласные в открытом слоге подверглись очень большим изменениям - дифтонгизации. Дифтонгизация коснулась прежде всего полузакрытых гласных второго (среднего) подъема переднего и заднего рядов.

1)Открытый "е" под ударением превращается в дифтонг "ie":

открытый слог: feru - fier, pede – pied, закр слог: mel - miel

2)Закрытый "e" под удар превращается в дифтонг "ei": me - mei - moi, habere - abere - aveir

3)Открытый "o" под удар превр в дифтонг "ue": nove - nuef, opera - uevr (oeuvre)

4)Закрытый "о" под удар превр в дифтонг "ou": flores - flours, hora - ora - oure (heure)

Но в закрытом слоге "о" сохраняется: corsu - cors - copa

5)"a" в открытом слоге под ударением -> ae -> e: mare - mer, claru - cler (clair)

В закрытом слоге a сохраняется: grassu - grace, valle - val (vallée)

6)закрытые гласные первого подъема (i, u) не были затронуты дифтонгизацией

i сохранилось: libra - livre, escriptu - escrit - écrit

u [ou] под ударением или без ударения перешло в [y]: tu [ou]- tu [y]

7)латинское "au" перешло в монофтонг еще в народной латыни (6 в) aurum - or

Влияние соседних гласных (коннексия)

Соседство палатального звука и носового очень сильно повлияло на гласную

1)палатальный звук + а -> ie: capu - chief, cane - chien

2)открытый "e" + палатальный -> I:lego - li, sex - six, lectu - lit

3)открытый "o" + палатальный -> ui: nocte - nuit, octo - huit, corui - cuir

4)а + носовой -> ai: manu - main, pane – pain (usine de panification – хлебзавод)

5)"e" закрытое в словах на sp, sk, st:stellae – étoile, scribere – écrire, scala - éscalier

Редукция

1)полная

-конечный безударный гласный в словах-парокситонах выпадает: carru - char, muru - mur[y]

-безударный гласный, непосредственно предшествующий ударному, выпадает: civitate - citet, cerebellu - cervel - cerveau

-в пропарокситонах первый заударный гласный выпадает: comite - comte

2)частичная

-романский умлаут (нем. Umlaut — «перегласовка») — фонетическое явление сингармонизма в некоторых германских, кельтских, а также уральских и алтайских языках (например, уйгурском[1]), заключающееся в изменении артикуляции и тембра гласных: частичная или полная ассимиляция предыдущего гласного последующему, обычно — коренного гласного гласному окончания (суффикса или флексии).

Конечный безударный i повлиял на предшествующие "e", "o" закрытые, делая их более закрытыми: veni - le vent, elli - il

-безударный а за исключением полного редуцирования сохраняется в редуцированном виде (стал почти непроизносимым "e" закр): terra - tere, rosa - rose

-другие безударные гласные также переходят в "e" закр в случае, если являются опорными гласными, т.е. если идут за группой br, vr, tr, dr, bl, kl, lm, sm, bn, nn: vostrus - votre, entro - entre, helmu - helme

-безударные гласные в 3 л.мн ч (у глаголов) переходят в "e" закр (потом перестает читаться): amant - aiment, vendunt - vendent

-гласные, находящиеся в зиянии (если это одинаковые гласные) слились: prehendere - prendre

Редукция конечного послеударного гласного с последующей утратой из произношения явл особенностью французского языка. Это привело к окситонному ударению.

Качественная оппозиция гласных приходит на смену количественной опп в классич латыни (кратк/ долг в класс латыни -> откр/ закр в нар латыни)

В народной латыни были звуки: i, e откр и закр, o откр и закр, u

Вследствие редуцирования окситоны начинают превалировать над парокситонами - фундаментальное отличие народной латыни от классической.

1-я дифтонгизация затронула е открытый и о открытый - в нач 3в

2-я дифт-ия затронула е закрытый и о закрытый, коснулась сев и центр Галлии, начиная с 6в.

Первоначально в галло-романском было 7 дифтонгов: ai, ei, oi, ui, ou, ie, uo (ue)

Явление назализации носит регрессивный хар-р. Еще не было носовых. Под влиянием n, m предыдущий гласный назализировался.

Система согласных народной латыни

Подвергались влиянию окружения. Артикуляция становится все более небрежной.

Различают слабую позицию (в конце слова или слога, в позиции между гласными) и сильную позицию (в начале слова и внутри группы согласных). В сильной позиции согласные остаются, в слабой сначала оглушаются, затем исчезают или видоизменяются. Сонанты r, l носят стабильный характер в любой позиции. Согласные в слабой позиции подвергаются редукции, ассимиляции, диссимиляции, метамезе, палатализации, озвончению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.