КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение действительности и возможности в праве 1 страницаРассмотрением понятий действительности и возможности в их проявлении в праве юриспруденция ограничиться не может. Важно вскрыть динамику их соотношения, определить процесс, стадии, механизм превращения правовой возможности в само право, а вслед за этим и пути реализации его предписаний в социальной действительности. Лишь в этом случае мы сможем с научной обоснованностью осуществлять наиболее рациональное правовое регулирование соответствующих общественных отношений, эффективно обеспечивать законность и правопорядок в жизни общества. И в этой связи следует вновь вернуться к концепции А. А. Пионтковского, и других авторов, подчеркивающих органическое единство системы правовых норм и правоотношений в общем понятии права. Не соглашаясь с тем, что в определение права следует включать систему не только правовых норм, но и соответствующих им правоотношений, мы вместе с тем должны отметить глубокий смысл одной из сторон этой концепции, состоящей в ориентации на видение права не только в его статике, но и в динамике. Право только как возможность лишается качества средства, с помощью которого осуществляется правовое регулирование общественных отношений, обеспечивается законность и правопорядок. Жизнь права не в одном лишь его существовании, но и в его действии, функционировании, реализации. Лишь в движении права от возможности к действительности, в.воплощении правовых норм в регулируемых отношениях обнаруживается его назначение, действенность. Оно обретает преобразовательную силу не само по себе, а в процессе воздействия на развитие социальной действительности, в процессе реализации в данной действительности. Основной же формой реализации правовых норм являются правоотношения (хотя и не только правоотношения), через посредство которых осуществляется практический переход правовой возможности (заключенной в правовых нормах) в социальную действительность, в жизнь. Превращение правовой возможности в действительность нельзя себе представить вне деятельности людей, творящих и реализующих правовые акты. Но для того чтобы эта деятельность оказалась успешной, необходимо ее освещение научной теорией. Если социальная действительность изменяется и превращается в новую действительность через реализацию, в частности, правовой возможности, то и правоведение, как научная теория, должна не только отражать объективно существующую в данных условиях места и времени действительность, но и вскрывать правовые возможности, определять среди них реальные, конкретные и необходимые, указывать рациональные пути их практического перехода в действительность. Задача марксистско-ленинского правоведения состоит, следовательно, не только в описании, комментировании, систематизации и т. д. знаний о правовой действительности, но и в логическом «вычислении» вероятности ее изменения, в научном предвидение возможностей ее развития, в исследовательском поиске наиболее рациональных путей ее совершенствования. Мир возможного бесконечно многообразен, будущее всегда предстает перед нами в виде богатейшего спектра возможностей. В действительности же воплощается только одна возможность или несколько возможностей. Взаимоисключающие возможности могут рассматриваться как потенциально сосуществующие в действительности до тех нор, пока реализация одной из них не стала самой действительностью. Смысл правотворческой и правореализующей деятельности состоит в том, чтобы избрать ту именно возможность (или несколько возможностей), которая в наиболее полной мере отвечает интересам, целям и воле господствующего класса (или народа в целом), позволяет максимально эффективно осуществлять правовое регулирование соответствующих общественных отношений, способствовать социальному прогрессу. Этот вопрос в каждом отдельном случае решается особо в зависимости от совокупности ряда объективных и субъективных факторов, обстоятельств, ситуации каждого данного конкретно-исторического момента общественного развития. Однако между избранием той или иной возможности для реализации в действительность и самой ее фактической реализацией — дистанция довольно значительная[17]. Преодоление этой дистанции, т. е. превращение правовой возможности в действительность, зависит в основном от совокупности взаимосвязанных обстоятельств, а именно: а) действия определенных объективных закономерностей; б) наличия благоприятных объективных и субъективных условий; в) отбора той именно правовой возможности, которая в наибольшей степени отвечает потребностям общественного развития; г) зрелости правовой возможности для ее практической реализации; д) практической деятельности в правотворческой и правореализующей сфере. Действие определенных объективных закономерностей является не только источником возникновения самой правовой возможности, но и основанием ее превращения в действительность. Но одного лишь основания еще недостаточно для перехода возможности в действительность. Необходимы также соответствующие условия, обеспечивающие этот переход. Отмечая зависимость возможности от конкретных условий, В.И.Ленин указывал, что при наличии сложных, разнообразных и противоречивых тенденций «все дело именно в том, какие условия в данный момент в данной стране налицо имеются». Зависимость каждой реальной возможности от данных конкретно-исторических условий выражает собой закономерную связь этих условий с тем явлением или событием, возможность возникновения которого она создает. Поскольку же каждая реальная возможность является своего рода совокупным выражением и проявлением главным образом внутренней специфики данных конкретно-исторических условий, постольку внутренние специфические факторы этих условий играют непосредственно решающую роль в определении характера существующих возможностей, в определении того, какая из реальных, в частности правовых, возможностей может и должна быть реализована. Вот почему как правотворческая, так и правореализующая деятельность государственных органов (или должностных лиц) может претендовать на научную обоснованность лишь в том случае, если она опирается не только на глубокое знание объективных закономерностей, но и на всесторонний учет тех конкретных условий места и времени, в которых они действуют. «Марксова диалектика, — писал В. И. Ленин, — требует конкретного анализа каждой особой исторической ситуации». И это понятно, поскольку объективные законы, определяя лишь основное направление, основную тенденцию, наиболее общие потребности социального развития, вовсе не исключают возникновения различных возможностей в зависимости от конкретных условий. Поэтому, для того, чтобы превратить желаемую возможность в действительность, исключая все другие возможности, для того чтобы дать простор тем законам, действие которых наиболее выгодно для общества, или ограничить действие других законов, тормозящих движение общества вперед, необходимо не только изучить требования самих объективных законов, но и тщательно проанализировать условия, в которых они действуют, использовать в практической деятельности как сами эти законы, так и конкретные условия их проявления. Такое познание позволяет установить в законе конкретные плановые задания, определить необходимые условия их реализации в данной конкретно-исторической ситуации, предвидеть результаты превращения соответствующих возможностей в действительность и указать па значение этого превращения для практики коммунистического строительства. Из сказанного вытекает, что правотворчество должно основываться на изучении и использовании тех возможностей, которые вытекают из закономерностей общественного развития, действующих при данных конкретно-исторических условиях. Задача в том и состоит, чтобы глубоко и всесторонне изучить состояние общественного бытия в тот именно период, когда осуществляется правотворчество или реализация права. Нельзя думать, что во всех случаях правотворческие органы обладают достаточными сведениями о сущности и характере тех общественных отношений, которые подлежат правовому регулированию в силу условий социально-экономического развития. Эти условия могут вполне созреть, а познание их в той мере, в какой это необходимо для правового регулирования соответствующих отношений, может отсутствовать. Аналогичным образом дело обстоит и с реализацией права: даже при наличии научно обоснованной системы действующих правовых норм и благоприятных условии, как известно, в практике имеют место так называемые административные и судебные ошибки. Конечно, конкретно-исторические условия сами по себе не являются причиной перехода правовой возможности в действительность, по их познание необходимо для того, чтобы обнаружить содержащиеся в них причины, вызывающие определенные следствия — превращение возможности в действительность. С другой стороны, неправильно представлять дело так, будто бы познание объективных закономерностей и наличие благоприятных условий (также познанных) являются сами но себе достаточными предпосылками для перехода правовой возможности в само право, а права в социальную действительность. При таком понимании проблемы оказалось бы помимо всего прочего неясным, по какой же именно конкретной причине из всего множества правовых возможностей только некоторые из них реализуются. В социальной жизни, и в частности в правовой ее сфере, развитие происходит значительно сложнее. Здесь, как и во всех иных областях жизни общества, действуют противоположности во всем многообразии проявлений их противоречивых тенденций, противостоящих сил, факторов и обстоятельств. Можно отметить три основные и взаимосвязанные линии, но которым проявляются эти противоположности: во-первых, между социальной действительностью и действующей правовой системой; во-вторых, между социальной действительностью (в том числе и действующей правовой системой) и порождаемыми ею правовыми возможностями; в-третьих, между самими правовыми возможностями[18]. Для иллюстрации этих положений укажем, например, на проводимые в нашей стране большие кодификационные работы, которые призваны способствовать раз решению отмеченных противоречии. Но для нас в данном случае важно отметить другое: именно эти противоречия выдвигают проблему отбора правовой возможности для ее реализации. Рассмотрим эту проблему применительно к правотворческому процессу. Многообразие существующих правовых возможностей является выражением различных тенденций развития социальной действительности. Следовательно, борьба противоположных тенденций в сфере действительности имеет существенное, более того, определяющее значение в выборе той правовой возможности, которая должна оказаться практически осуществимой. Иначе говоря, разрешение противоречий в области действительной жизни в конечном счете обусловливает исход борьбы в области отбора правовых возможностей. И это понятно, поскольку компетентный государственный орган призван правовыми средствами не только разрешать возникающие противоречия, но и закреплять те тенденции социальной действительности, которые отражают закономерный процесс ее развития. Здесь мы вплотную подошли к вопросу о соотношении категорий действительности, необходимости и возможности в праве, которого коснемся лишь в той мере, в какой он связан с анализом интересующего нас процесса. Необходимость развития объективной действительности, проявляясь в форме случайности, может породить также возможности, которые при определенных условиях не обязательно должны превращаться в действительность. В этом случае событие, наступление которого ожидается или предполагается, является только возможным, но не необходимым. Наряду с этим та же необходимость, выражая внутреннюю тенденцию развития объективной действительности, порождает такие возможности, которые рано или поздно, но в конечном счете обязательно превратятся в действительность. В этом случае событие, которое должно произойти, является не только возможным, но и необходимым. Действительность, порождая такие возможности, вместе с тем создает и условия, при которых их превращение в действительность является неизбежным. Следовательно, в зависимости от исторического характера действительности необходимость ее развития порождает возможности, которые имеют характер либо необходимой возможности, либо возможности случайной[19], как дополнение к форме проявления этой необходимости. Сложившаяся конкретно-историческая ситуация вместе с тем предопределяет как то, какая из наличных взаимоисключающих возможностей на данном этапе развития будет реализована, так и быстроту превращения возможности в действительность. Нетрудно видеть, что данные общие положения исторического материализма имеют огромное значение для осуществления научно обоснованного правотворчества. Если развитие действительности порождает как необходимые возможности, так и возможности случайные, то прогрессивное воздействие па действительность может быть достигнуто лишь тогда, когда правотворчество опирается на необходимые возможности, способствует правовыми средствами их превращению в действительность. Если не всякий процесс превращения возможности в действительность есть вместе с тем и превращение возможности в необходимость, то лишь ориентация на необходимую возможность является условием научного правотворчества. Если, наконец, развитие действительности порождает наряду с необходимыми случайные возможности, не отражающие закономерных тенденций развития этой действительности, то, следовательно, в процессе правотворчества следует учитывать и контролировать случайные возможности, предотвращать их превращение в действительность[20]. Из положения об обязательной ориентации на необходимую возможность при создании правовых норм вовсе, разумеется, не вытекает, что при познании действительности допустимо в процессе правотворчества игнорировать случайные возможности. Изменчивость социальной действительности, выступающей в разнообразных формах необходимости и случайности, ставит перед правотворчеством задачу познания этих форм в их единстве н соотношении к моменту создания правовой нормы, нормативного акта в целом. Лишь в этом случае законодатель не только обнаружит закономерное развитие необходимости, пробивающей себе дорогу через массу случайностей[21], но и сможет контролировать действие. случайных факторов. Таким образом, научно обоснованное правотворчество, отражающее объективность общественного развития. исходит из необходимой тенденции этого развития, опирается па нее, реализует ее и тем самым открывает простор социальному прогрессу и обеспечивает его правовыми средствами. Необходимость поэтому оказывается тем мостом, через который проходит путь превращения правовой возможности в само право, а затем—в результате его практической реализации — в социальную действительность. Отмеченное соотношение необходимости и случайности в правотворчестве носит всеобщий характер и в силу этого не исключает использования того благоприятного стечения случайных обстоятельств, которое в конечном счете способствует быстрому и полному достижению целей законодателя. И в этом также проявляется творческий характер процесса создания права и его реализации. Обнаружение необходимой правовой возможности еще не является достаточным основанием для ее превращения в право и реализации в социальной действительности. Требуется помимо этого определить обоснованность, зрелость, степень развитости ее для практического перехода в действительность. Мерой развитости возможности является вероятность, которая характеризует величину основания осуществимости возможности, силу действия причин и условий, ее породивших. Иначе говоря, вероятность характеризует «параметры» возможности, ее осуществимость. У правовой возможности может отсутствовать достаточно обоснованная вероятность осуществления в данных конкретных условиях места и времени. В этом случае мы будем иметь дело с абстрактной правовой возможностью, которая связана с действительностью значительным временно-пространственным расстоянием и переход которой в действительность происходит посредством множества других, более конкретных правовых возможностей. При этом нередко переход абстрактной правовой возможности в действительность осуществляется не через сумму однозначных правовых возможностей, а через их комплексную систему. Познание этой системы позволяет не только обнаружить всю сложность механизма перехода абстрактной правовой возможности в действительность, но и определить, в какой степени прошлое и настоящее детерминируют и предопределяют основные черты будущего состояния правовой системы и ее действия. Процесс перехода от абстрактной к конкретной правовой возможности есть процесс нарастания тех условий и причин, которые увеличивают вероятность ее реализации. Из сказанного следует, что практика правотворческой и правореализующей деятельности государства, опираясь на необходимые возможности и определяя степень их зрелости для перехода в действительность, должна своевременно создавать правовые нормы и осуществлять их предписания. В равной мере недопустимо как преждевременное превращение правовой возможности в действительность, так и запаздывание в этом деле. Эффективное правовое регулирование соответствующих общественных отношении предполагает обнаружение возникающих возможностей, определение их зрелости, развитости, обоснованности для перехода в действительность и — при наличии таковой—изучение путей, средств, методов их практической реализации. В этой связи возникает важный для правового строительства вопрос об определении момента превращения возможности в действительность, своевременного разрешения правовыми средствами намечающихся противоречий. Не каждая только что возникшая правовая возможность должна быть тут же превращена в действительность. Преждевременность принятия правового акта не способствует созданию условий для реализации соответствующей возможности, ее наиболее безболезненного перехода в действительность, для успешной ликвидации образовавшегося противоречия. Уместно в этой связи напомнить высказывания М. И. Калинина по поводу проекта Закона о браке, семье и опеке: «Целью законодателя было внести в проект максимально возможное в данных условиях обеспечение, взаимную гарантию членов семьи и в особенности детей. Затем целью законодателя было закрепить новые намечающиеся прогрессивные черты в нашем новом семейном быту, черты, приближающиеся к социализму, но вместе с тем избегая абстракции, отрыва от существующего быта. Главная задача — уловить все то, что есть прогрессивного, и вместе с тем не забежать чересчур далеко вперед, чтобы не сделать закон абстрактным, не сделать его бестелесным, отвлеченным от рабоче-крестьянских масс». В процессе создания правового акта и его осуществления необходимо предвидеть те конкретные препятствия и трудности, которые могут возникнуть при разрешении назревших или назревающих противоречий, и с учетом этого установит!) не только наиболее целесообразные пути и методы, по и сроки реализации правовых норм, при которых практическое разрешение противоречий, переход возможностей в действительность будут осуществлены в максимальной степени безболезненно, легко и гармонично.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ПРАВ §1. Понятие содержания права” Исследование любого исторического типа права предполагает определение не только его сущности, но также и содержания, в котором непосредственно обнаруживается классовое назначение, направленность, цель каждой данной правовой системы. Содержание права представляет собой продолжение его сущности в смысле конкретизации в правовых нормах, правилах поведения общей воли государственно организованного господствующего класса. Определение сущности права как общей воли государственно организованного господствующего класса не имело бы ни теоретического, ни практического смысла, если бы на основе этого определения не последовало рассмотрение той системы правовых норм, содержание каждой из которых раскрывает в подробной регламентации поведения людей природу этой воли, ее конкретную определенность. Если сущность вскрывает то, чем право фактически является (общая воля государственно организованного господствующего класса), то содержание определяет, в чем право конкретно состоит (.назначение, направленность, цель этой воля). Общая воля государственно организованного господствующего класса как сущность права обретает соответствующую конкретизацию в содержания каждой правовой нормы — властном суждении по поводу определенного должного или возможного поведения членов общества. Разнообразие общественных отношений и многосторонняя нормотворческая деятельность государства, как правильно отмечает В. М. Чхиквадзе, вызывают необходимость формулирования государственной воли в виде самых различных по содержанию, но единых по своей сущности правил поведения[22]. Сущность и содержание права едины[23]. Следовательно, в содержании права продолжается, раскрывается, конкретизируется, развертывается его сущность. Поэтому сущность права нельзя не противопоставлять, ни отождествлять с содержанием права и каждой правовой нормой как стороной, моментом, частичкой этой сущности. Между тем иногда в юридической литературе наблюдаются подобные тенденции. Например, В. А. Кучинский, упрекнув ряд авторов за «оперирование» категориями содержание и форма, сущность и явление в противоречии «с их действительным назначением», решительно возражает, в частности, против трактовки содержания права как выражения и конкретизации его сущности. По мнению В. А. Кучинского, сущность и содержание права — категории «разноплановые»: содержание права — это идеальное отражение в нем объективной действительности, а сущность права — это воля «господствующего класса, которая, будучи сама производной от материальных условий жизни общества, это содержание санкционирует»[24]. Но такой искусственный разрыв сущности и содержания права ничем не оправдан: не только содержание, но и сущность права является «идеальным отражением» объективной действительности, хотя бы уже потому, что представляет собой концентрацию и обобщение содержательных свойств права. С другой стороны, не только сущностью, но и содержанием нрава является воля государственно организованного господствующего класса, поскольку «идеальное отражение» объективной действительности в праве осуществляется лишь через сознание и волю этого класса. Поэтому воля господствующего класса не только «санкционирует» содержание нрава, но и творит его, «идеально отражая» объективную действительность. Сущность права проникает в содержание всей совокупности правовых норм и в каждую отдельную правовую норму, в которой заключена определенная часть содержания данного типа права. Через содержание конкретных норм права выражается и проявляется частичка, сторона или момент сущности права. Содержание права, каждой отдельной правовой нормы не существует иначе как в той связи, которая ведет к сущности права[25] всякое содержание правовой нормы есть (так или иначе) сущность права, но неполно входит в нее и т. д. и т. п. Всякое отдельное содержание правовой нормы тысячами переходов связано с другого рода правовыми нормами и в совокупности с ними дает возможность обнаружить сущность права. Следовательно, сущность и содержание права отнюдь не «разноплановые», а именно однопорядковые категории. Но это вовсе не означает их полного совпадения; сущность права в абстрактно-концентрированной форме обобщает главные, основные, важнейшие свойства его содержания; в содержании права находит свою конкретизацию, продолжение и раскрытие его сущность. Это удачно показывает А. А. Федосеев, отмечая, что сущность нормативных актов проявляется прежде всего в их содержании. Общенародная государственная воля, составляя сущность нормативных актов, выражается в содержании нормативных актов. Однако отсюда отнюдь не следует, что эта воля i есть специфическое содержание нормативных актов. Такое утверждение вело бы к отождествлению понятий сущности и содержания, так как государственная воля выражается не только в нормативных актах, но и в санкционированных государством обычаях и нормативных договорах, а также в ненормативных актах. Между тем отождествление понятий сущности и содержания недопустимо, хотя они и являются однопорядковыми категориями. Категория сущности — это более глубокое, более общее понятие, нежели категория содержания. Если сущность — это основа, суть процесса, то содержание — это совокупность важнейших составных элементов данного процесса. Сущность — определяющая основа, содержание — основные моменты, теснейшим образом взаимосвязанные друг с другом. Если категория сущности применительно к нормативным актам Советского государства показывает, что последние выражают общенародную государственную волю, то категория содержания вскрывает, какие конкретные требования выдвигает эта воля. А это значит, что содержанием нормативных актов является не просто государственная воля, а государственная воля, опосредованная в правовых нормах[26]. Перейдем теперь к более подробному рассмотрению понятия содержания права[27]. Право определяется в конечном счете материальными условиями жизни общества. Оно формируется государством под воздействием ряда общественных факторов, среди которых производственные отношения являются в последнем счете решающими, но не единственными[28]; его содержание определяется главным образом экономикой общества, но испытывает та себе воздействие и многих других факторов общественной жизни (например, политики, морали, культуры). Однако определять что-либо отнюдь не значит быть определяемым. Поэтому нельзя представлять себе дело так, будто все эти факторы общественной жизни, определяющие и воздействующие на право, составляют сами по себе его содержание. Между тем именно подобного рода утверждения имеются в юридической литературе[29]. Так, О. С. Иоффе указывает, что соотношение содержания и формы в различных явлениях естественной и общественной жизни выражается по-разному. «В одних случаях, — пишет он, — содержание оказывается непосредственно включенным в форму его выражения. Так, сюжет любого литературного произведения непосредственно включен в те словесные, стилистические и грамматические приемы, которыми воспользовался его автор. Напротив, в других случаях содержание только отражается в данной форме, но непосредственно не включается в нее. Так, хотя содержание человеческого сознания и образует объективный мир, окружающий человека, однако этот мир не переносится в самое сознание, а только отражается в нем. В таком же соотношении друг с другом находятся также юридические нормы и общественно-производственные отношения людей»[30].Уже в своих исходных положениях О. С. Иоффе допускает ошибку, говоря о различиях там, где они фактически не существуют. Анализируя приведенные им примеры, легко заметить, что общие закономерности соотношения содержания и формы в них тождественны. Содержание литературного произведения (или, как полагает О. С. Иоффе, его «сюжет»[31]) не переносит, а отражает объективный мир и выражается в определенной литературной форме. Аналогично этому содержание юридических норм, т. е. воля господствующего класса, отражая общественно производственные отношения людей, проявляется в определенной юридической форме. Следовательно, объективный мир не переносится в сюжет литературного произведения, так же как и в содержание человеческого сознания вообще, а только отражается в них. С другой стороны, любое содержание, а не только сюжет литературного произведения, непосредственно включено в определенные формы. В частности, содержание той или иной правовой нормы также непосредственно включено «в те словесные, стилистические и грамматические приемы», которыми воспользовался законодатель. Право, как и любые иные идеологические явления, представляет собой форму по отношению к базису общества, который в данном соотношении выступает как содержание, хотя в свою очередь является формой по отношению к производительным силам данного общества. Здесь проявляется общий закон диалектической взаимосвязи формы и содержания. И об этой связи О. С. Иоффе правильно пишет: «В мире нe существует явлений, которые выполняли бы функцию либо содержания, либо одной только формы. Форма превращается в содержание, а содержание переходит в форму. То, что выступает как форма в одном виде взаимодействия, в другом его виде может приобрести значение содержания»[32]. В соответствия с этим О. С. Иоффе проводит смысловое различие между понятиями «правовая форма» и «форма права», указывая, что «понятие «правовая форма» ориентируется на право в целом, его место среди других идеологических явлений, его роль по отношению к экономическому базису общества», а понятие «форма права» ориентирует па рассмотрение нрава как известного самостоятельного явления, «которое выражается вовне при помощи определенных конкретных способов»[33]. Трудно отказать О. С. Иоффе в обоснованности данных положений, из которых вытекают два вывода: 1) в отношениях с другими явлениями общественной жизни право выступает либо в качестве формы, либо в качестве содержания; 2) право само по себе, как относительно самостоятельное общественное явление, имеет и свою собственную форму, и свое собственное содержание (которые находятся в определенном соотношении между собой). Эти выводы намечают пути дальнейшего исследования проблемы: можно исследовать ее в направлении первого вывода или в направлении второго вывода. Можно, конечно, исследовать проблему одновременно в двух направлениях, но при этом необходимо не упускать из виду различие между первым и вторым выводами и тем более не игнорировать это различие, не смешивать и не переносить oтношения первого вывода в область второго вывода, что, к сожалению, допускает О. С, Иоффе и своих дальнейших рассуждениях.
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |