КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение действительности и возможности в праве 3 страница
В. И. Ленин, излагая известные 16 элементов диалектики, в пункте 9 писал: «... не только единство противоположностей, но переходы каждого определения, качества, черты, стороны, свойства в каждое другое...»[66]. Указанные авторы охотно подчеркивают тесную, непосредственную или даже органическую связь между содержанием и формой, но при этом забывают, что всякая «связь и есть переходы...»[67]. Между тем именно это взаимопроникновение, эти «переходы» являются ключом для понимания диалектики содержания и формы в правовой норме (равно как и в системе права в целом). Так, в частности, правило поведения, как содержание правовой нормы, является определенной конкретизацией сущности права и одновременно, будучи структурно организовано, есть внутренняя форма данного правила. Или, наоборот, правило поведения, как структурно организованная норма, является внутренней формой права, и одновременно, будучи определенной конкретизацией сущности права, есть его содержание. В этой связи следует обратить внимание еще на один, весьма тонкий момент особенности понятия содержания права, определяющий его соотношение со своей формой. Во всех рассуждениях выше речь шла о содержании права как о простом его объективном субстрате — воле господствующего класса. Между тем при более глубоком проникновении в понятие содержания права обнаруживается, что лишь этим оно не ограничивается. Как известно, Гегель отличал «содержание» от «материи». Это отличие состоит в том, что, хотя материя «отнюдь не бесформенна вообще», тем не менее она «относительно... равнодушна к форме...»[68], что «вещество, хотя оно в себе не лишено формы, однако в своем наличном бытии показывает себя равнодушным к ней; напротив, содержание, как таковое, есть то, что оно есть, лишь благодаря тому, что оно содержит в себе развитую форму»[69]. По Гегелю, следовательно, понятие содержания, будучи куда более сложной категорией, чем категория «материя», включает в себя в снятом виде как «материю», так и форму. Гегель писал, что содержание объемлет собой как форму, как таковую, так и материю, и оно имеет, таким образом, некоторую форму и некоторую материю, основу коих оно составляет.
Методологическое значение этих положений[70] заключается в том, что позволяет рассматривать, в частности, содержание права как более высокую ступень понимания единства и взаимопроникновения его субстанциональной природы и форм организации и выражения, как более глубокую зависимость формы права or его содержания, как действительный процесс «формообразования в его различных фазах» '. Понятие содержания права включает не только сам но себе субстрат государственной воле господствующего класса, но н его определенное внутреннее состояние, сложную систему связей и отношений его компонентов как между собой, так и с внешней средой, которые характеризуются многими признаками, направленностью, целью, перспективами. Именно этот момент содержания права детерминирует (и вместе с тем объясняет) особенности той или иной правовой формы, которая имманентна специфическому состоянию развивающегося содержания. Проблема еще более осложняется, если иметь в виду, что форма права характеризуется не только внутренней структурной организацией, но и разнообразием внешнего выражения. Иначе говоря, здесь мы имеем, по глубокой мысли Гегеля, «удвоение формы: во-первых, она, как рефлектированная внутрь себя, есть содержание; во-вторых, она, как нерефлектированная внутрь себя, есть внешнее, безразличное для содержания существование». Однако эта формула требует уточнения. Форма, рефлектированная внутрь себя, сливается со своим содержанием, хотя это вовсе не исключает в процессе анализа возможности обнаружения.как содержания права, так и его внутренней структурной организации. С другой стороны, безразличие к содержанию формы, не рефлектированный внутрь себя, нельзя понимать абсолютно; при всем многообразии и разнообразии внешних форм выражения нрава все они так.или иначе, но в конечном итоге зависят от своего содержания. Это обстоятельство правильно подчеркивал М. А. Аржанов. «Содержание,— писал он, — может выступать в разных, по не в любых формах. Форма может быть формой различного, но не всякого содержания. Полной самостоятельности, полного безразличия здесь нет и быть не может, как бы велика она в отдельных случаях ни была»[71]. Специфика самого содержания нрава как воли господствующего класса предполагает юридически «развитую» форму в смысле наибольшей степени ее соответствия своему содержанию. Органическая связь и взаимопроникновение содержания и формы не должны давать повод для их смешения. Между тем в философской литературе последних лет наблюдается подобное смешение, в частности содержания объекта с его организационной структурой. Так, В. С. Тюхтин полагает, что «если познаваемый объект представить как систему, то его состав... действительно необходимый компонент содержания, однако оно им далеко не исчерпывается. Отождествив сведения о составе объекта с его содержанием, отнеся организацию, структуру к категории «форма», мы значительно обедним категорию «содержание» или, образно выражаясь, вынем из нее душу, ликвидируем как самостоятельную категорию». И отсюда делаются далеко идущие выводы. Указав на то, что при одном и том же составе может качественно измениться содержание объекта в зависимости от типа его структуры, В. С. Тюхтин пишет: «... если принять определение формы как структуры самого содержания, то следует признать, что форма определяет содержание, а не содержание форму. А признание примата формы над содержанием, как известно, характерно для идеалистической философии»[72].
С этими положениями и выводами нельзя согласиться (за исключением лишь положения о недопустимости отождествления состава объекта с его содержанием). Прежде всего отметим, что при обогащении категории содержания за счет включения в него организации и структуры не только значительно обедняется, но и вовсе выхолащивается категория формы. Далее, состав (субстанция) является душой содержания, а отнюдь не то, что его структурно организует. Невозможно, наконец, ликвидировать не существующее в действительности: содержание не самостоятельно, а выступает лишь в единстве с формой (организацией, структурой).
После этих предварительных замечаний обратимся к главному — к выводам автора. Действительно ли признание формы в качестве структуры содержания влечет за собой возрождение идеалистической философии? Отнюдь нет. Согласно материалистической диалектике, как известно, содержание не только может, но.и, как правило, изменяется под воздействием формы. Более того, различная структурная организация одной и той же субстанции может дать качественно отличные друг от друга содержания. Но отсюда вовсе не следует, что все зависит только от структуры, что форме принадлежит примат над содержанием. Та или иная организация, структура объекта может качественно изменить его содержание лишь в том случае, если сама субстанция данного объекта поддается преобразованию. Как 'бы мы ни изменяли организационную структуру объекта, последний невозможно превратить в нечто такое, что потенциально не содержится в его субстанциональном составе. Именно поэтому первичным в изменениях содержания объекта является в конечном итоге его же субстанция. Во взаимодействии содержания.и формы права определяющая роль принадлежит содержанию, ибо форма права, будучи структурной организацией данного правового содержания, зависит от того, что именно ею организуется и выражается[73]. «Форма существенна, — указывал В. И. Ленин. — Сущность формирована. Так или иначе в зависимости и от сущности...»[74]. Содержанию права присуще постоянное развитие, непосредственно отражающее движение и изменение общественной жизни; развитие же формы права является опосредованным, происходит через изменение направленности и функций содержания. Однако определяющую роль содержания права по отношению к его форме не следует абсолютизировать: на развитие той или иной формы права влияют и иные факторы социальной действительности (национальные традиции, особенности исторической обстановки и т. д.), равно как и уже существующие формы позитивного права (например, наличие развитых форм конституционного законодательства, влияющих на формы текущего законодательства). Но в основном определяющее значение в развитии форм права принадлежит его содержанию.
Следует, далее, иметь в виду, что, подобно тому как сущность может быть первого, второго и т. д. порядка, так и форма может быть более или менее глубоко рефлектированной внутрь себя. Если, например, структура правовой нормы внутренне имманентна, типична для содержания всякого правового правила поведения, то внешнее выражение данной нормы в зависимости от ряда объективных и субъективных условий и обстоятельств имеет отнюдь не одинаковую степень связанности со своим содержанием. В одних случаях она выражается только в форме закона, в других случаях — либо в законе, либо в иной форме актов высших органов государственной власти или управления, в третьих — может быть выражена в форме актов как высших, так и местных государственных органов, в форме актов как органов общей компетенции, так и органов специальной компетенции и т.д. Итак, следует различать внутреннюю и внешнюю формы права, в частности правовой нормы. Внутренняя форма правовой нормы — это система строения, способ связи частей, структура, определенным образом организующая содержание этой нормы. Обычно в литературе эту форму называют структурой правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). А. Ф. Шебанов обращает внимание и на другой важный аспект исследования формы права. Он указывает, что внешняя форма права, как и всякая форма, может быть более или менее общей, что, различаясь по степени своей общности, форма может быть способом организации и выражения как элементов данного, единичного, конкретного предмета, явления, так и некоторого класса предметов (см. А. Ф. Шебанов. Форма советского права, стр. 25). См. также А. Г. Спиркин. Курс марксистской философии, стр. 166; «Марксистско-ленинская философия», стр. 174. Внешняя форма правовой нормы — это выражение вовне внутренне организованного содержания ее. Обычно в литературе эту форму называют формой выражения права, нормативным актом или источником права в так называемом формальном смысле (закон, указ, постановление и т. д.). Проведенное различие между сущностью и содержанием права, между внутренней и внешней формами права позволяет более глубоко уяснить единство его содержания и формы. Это различие не только теоретически вскрывает диалектику взаимопроникновения содержания и формы права, но и имеет непосредственное практическое значение. Так, если сущность права обнаруживает волю какого именно господствующего класса, организованного в государство, право выражает и закрепляет, то содержание права определяет, какие именно требования эта воля выдвигает. Если, далее, внутренняя форма придает всем правовым нормам обязательную силу, то внешняя форма определяет степень юридической силы каждой правовой нормы по отношению к другим правовым нормам. Все правовые нормы, как известно, обязательны к исполнению, но не все правовые нормы в соотношениях между собой обладают одинаковой юридической силой (например, закон и постановление одинаково обязательны к исполнению, но закон обладает большей юридической силой, чем постановление). А. А. Ушаков правильно пишет: «Проблема содержания и формы в праве выступает как важнейшая часть методологии законодателя... ибо к какому бы вопросу мы ни обращались, будь это вопрос о мастерстве законодателя, о качестве законодательства, о роли языка в праве, его решение связано с решением вопроса о содержании и форме в праве. Отсюда изучение проблемы содержания и формы имеет огромное не только теоретическое, но и практическое значение»[75]. Наконец, предложенная трактовка содержания и формы права раскрывает взаимодействие между ними. В процессе развития содержания права наступает такой момент, когда его новые качества не укладываются в рамки старой формы. Тогда происходит «сбрасывание» старой формы права новым правовым содержанием, возникновение новой формы, адекватной своему содержанию. Однако следует иметь в виду, что такое «сбрасывание» старой формы права в целом происходит лишь при смене социально-экономической формации, что отдельные старые формы права при определенных исторических условиях могут выражать новое правовое содержание, что иногда правовые правила поведения прошлой социально-экономической формации (а следовательно, и их формы) могут сохраниться в новой формации (разумеется, в преобразованном, трансформированном виде в связи с утверждением нового способа производства). Отмечая эти обстоятельства, авторы монографии «Марксистско-ленинская общая теория государства и права» правильно пишут: «Отдельные старые законы, использованные новой властью, нельзя рассматривать лишь как форму права. Закон — единство содержания и формы. Новая власть может использовать отдельные законы, потому что их содержание и форма не вступали в противоречие с социально-классовой основой нового общества, с новым содержанием политической власти. Но при всем этом необходимо иметь в виду главное: эти институты, включаясь в новую систему права, изменяют свою социально-классовую направленность, становятся элементами новой системы. Использование элементов старой формы в праве или даже отдельных старых законов не означает, что форма остается неприкосновенной, не изменяется. Старая форма в процессе развития новых отношений переделывается, видоизменяется, обогащается новыми чертами, определяемыми новым содержанием»[76]. До сих пор рассматривалась диалектика соотношения содержания и формы в праве преимущественно по отношению к правовой норме как части целостной правовой системы. На этой основе следует перейти к системно-структурному анализу права в целом. Однако такой анализ окажется плодотворным лишь при условии предварительного рассмотрения соотношения отдельного, особенного и общего, а также целого и части в праве, имеющих существенное методологическое значение для познания его сущности, системы и структуры.
* Член Верховного суда РСФСР, кандидат юридические наук. [1] В этой связи нельзя, на наш взгляд, признать точным утверждение О. С. Иоффе о том, что правовое отношение представляет собой способ конкретизации общественных отношении и что специфическим признаком всякого правоотношения является то, что оно существует как отношение между конкретными лицами |см. О, С. Иоффе, Правоотношение по советскому гражданскому праву. Л., 1949, с. 17, 18), В действительности сами общественные отношения существуют как единичные, конкретные и особенные отношения между конкретными лицами. Типичным примером этого являются брачно-семейные отношения, которые независимо от юридического оформления представляют собой отношения между конкретными липами. Свойство конкретности — объективное свойство самих жизненных отношений и не вносится извне правам, а закрепляется, уточняется и развивается им. [2] См. А. И. Денисов, Теория государства н права, М„ 1948, [3] См. А. И. Денисов, Теория государства н права, М„ 1948, [4] Б. В. Шебндлин. Сущность советского права, Л. 1959, с. 8, 9. [5] В этой связи верным следует признать утверждение Б. В. Шейвдлина, что общность норм права выражается в общей обязательности содержащихся в них правил и в регулировании множества отношении, содержащих общевидовые признаки (см. Б. В. Шейндяин. днт. соч., с. 88). [6] Таковы, например, ст. 1 и 5 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ст. 2, 5 н 7 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, ст. 1, 3, 4 н 5 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке н семье, ст. I. 7. 20, 32 и 33 Основ уголовного законодательства Союза ССР н союзных республик. [7] Так, в работе «Общая теория советского права», изданной под редакцией С. Н. Братуся и И, С. Самощенко, в разделе «Понятие советского права» н в книге О. С. Иоффе «Советское гражданское право» в разделе. Понятне советского гражданского права содержатся положения, согласно которым право представляет собой систему общеобязательных правил. Правовые принципы не включены в общее понятие права. Правильный в научном я практическом отношении представляется определение права как системы норм (правил поведения) и принципов (см. «Теория государства и права», под ред. А. И. Денисова, М. 1967, с, 76). [8] См. об этом «Общая теория права», под ред. С. Н. Братуся я И. С. Самощешенко, М. 1966. с. 68-69. [9] См. С. Н. Братусь, Принципы советского гражданского права («Правоведение 1960, № 1, с. 48); В. М. Семенов, Принципы общенародного права («Правоведени 1964, № 1, с. 20); Теория государства н правах, под ред. А. И. Денисова. [10] К. Маркс н Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 34. [11] См. Л. Пионтконвский. К методологии изучения действующего права.-- «Ученые записки ВИЮН», вып. VI, стр. 30:Н. [12] В буржуазной правовой теории широко распространен взгляд, согласно которому в отличие от всех наук, познающих «сущее», особенностью правоведения является изучение лишь «должного». Русский криминалист С. П. Мокринский писал: «Не каузальная оценка нрава, как явления социальной жизни, но само право, как таковое, нормативная природа права составляет предмет юриспруденции. Юрист изучает право, не как явление сущего, не как частицу реальной действительности, а как нечто, лежащее вне действительности, относящееся к совершенно иной сфере человеческого сознания,— как.непосредственное выра.жение должного» С.П. Мокринский. Система и методы науки уголовного права. СПб., 1906, стр. 3-4; см. также Н. Ке1zзеп. Hauptprobleme der staat srechtslehre, 1911, 5. IV. — «Reine Rehtshehre». Wien, 1960). Несостоятельность этих взглядов показана во многих работах представителей марксистско-лепинской теории права. Так, А. А. Пионтковский пишет, что «между «сущим» и «должным» нет непроходимой пропасти. «Сущее» и «должное» находятся в диалектическом единстве. «Сущее» порождает «должное» и «должное» превращается в «сущее». Связь «должного» и «сущего» в общественном развитии есть в логическом смысле взаимоотношение «возможности» и «действительности». Должное, имеющее опору в сущности, есть реально возможное. Оно в результате практической деятельности людей превращается в действительность. Общее решение вопроса о связи «сущего» и «должного» в общественном развитии имеет непосредственное отношение и к праву» (А. Пионтковский. К методологии изучения действующего права. -«Ученые записки ВИЮН», выи. VI, стр. 25). [13] См. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 20, стр. 66. 2 См. А. Е. Ф[)рлшн. Материалистическая диалектика. М., 196е), стр. 81. [14] Поскольку в обоснование существования формальной возможности приводятся лишь формальные основания, постольку вероятность ее превращения в действительность ничтожна. Это достаточно ясно выразил Гегель (см. Гегель. Соч., т. I, стр. 241). [15] Между тем в философской литературе формальная возможность отождествляется с абстрактной (см. «Основы маркснстско-ленинской философии», стр. 147). При этом абстрактная (формальная) возможность в свою очередь отождествляется с невозможностью, которая, как пишет, например, М. Н. Руткевич, «противоречит законам природы и общественной жизни» и существует «лишь в фантазии людей» {М. Н. Руткевич. Диалектический материализм, стр. 541). [16] Через категории возможности и действительности Гегель следующим образом показывает процесс развития: «Чтобы понять, что такое развитие, мы должны различать, так сказать, двоякого рода состояния: одно есть то, что известно как задаток, способность, в-себе-бытие... Если мы, например, говорим, что человек от природы разумен, то он обладает разумом лишь в потенции, в зародыше; в этом смысле человек обладает от рождения и даже в чреве матери разумом, рассудком, фантазией, волей. Но так как дитя обладает, таким образом, лишь способностью или реальной возможностью разума, то выходит то же самое, как если бы оно совсем не обладало разумом; последний еще не существует в нем... ибо дитя еще не способно совершать что-либо разумное и не обладает разумным сознанием. Лишь тогда, когда то, что человек, таким образом, есть в себе, становится для него, следовательно, когда оно становится разумом для себя, человек обладает действительностью в каком-нибудь отношении; лишь тогда человек действительно разумен...» (Гегель. Соч., т. IX. Партиздат, 1922, стр. 2. [17] Э. В. Кузнецов пишет: «Какой бы степени напряженности ни достигла та или иная правовая возможность, она еще не становится от этого правовой действительностью. Для этого необходим качественный «скачок». Конкретная возможность результата по есть сам результат» (Э. В. Кузнецов. Категории причины и следствия в советском прапотворчестве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических паук. Л., 1970, стр. 9). [18] Развивая эту мысль, Э. В. Кузнецов пишет, что «взаимодействие между правовыми возможностями можно рассматривать как причину, детерминирующую правовую действительность (следствие). Однако это взаимодействие может быть не только внутренним (возможность—возможность), но и внешним (возможность —действительность), а также в форме обратной связи, когда следствие воздействует на причину, когда правовая действительность определяет правовую возможность» (Э. В. Кузнецов. Категория причины и следствия в советском правотворчестве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических паук, стр. 7). [19] Следует различить понятия случайности и возможности: если случайность — уже существующий фактор, то возможность — лишь предпосылка такого фактора. Выражение же «случайная возможность» в данном случае используется в том смысле, что такая возможность не только еще не существует в действительности (как и всякая возможность), но и потенциально отражает не закономерные, а случайные тенденции развития действительности. [20] Э. В. Кузнецов отмечает, что при исследовании вопроса о возникновении правовых норм как правовой действительности считают, что ее порождает определенная правовая возможность. «Между тем, — пишет он, —без анализа причины как субстанции будет довольно трудно определить, как та или иная правовая возможность переходит в правовую действительность». И далее автор отмечает: «Сложным моментом в познании причины правотворчества является ее двуединая природа. С одной стороны, причина есть субстанция. которая существует через спое действие и равна ему, с другой — причина есть нечто внешнее по отношению к следствию. Но это внешнее есть в то же время внутреннее по отношению к самой причине, которая сама себя порождает. Поэтому эта субстанция является и материальной, и активной» (Э. В. Кузнецов. Некоторые вопросы правотворчества в свете категорий причины н следствия. — «Вестник Ленинградского университета», 1969, № 11, вып.2, стр. 105). [21] Вопрос же о том, обладает ли избранная для реализации возможность характером необходимости, определяется практикой. «...Доказательство необходимости, — писал Ф. Энгельс, — заключается в человеческой деятельности, в эксперименте, в труде: если я могу сделать некоторое роя{ Нос, то оно становится тождественным с «propter Hoc » (К Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2П, стр. 544). [22] См. б. М. Чхиквадзе. Государство, демократия, законность. Ленинские идеи и современность. [23] См. Т. Ионашку, А. М. Нашиц. К вопросу о сущности социалистического права. — «В. И. Ленин о социалистическом государстве и праве», стр. 301-302. [24] В. А. Кучинский.. Личность, свобода, право. Минск 1969, стр. 80-82. [25] Л. А. Ушаков полагает, что право помимо собственного внутреннего содержания имеет eщё «внешнee» содержание, каковым является «бытие или базис общества» (см. А. А. Ушаков. Содержание и форма в праве и советское правотворчество. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Свердловск, 1970, стр. 18). Трудно понять научное значение этого утверждения. Вo-первых, базис определяет содержание не только права, но и всех иных явлений общественной жизни; во вторых, не существует «внешнего» содержания объекта, которое находилось бы за его пределами. [26] См. А. А. Федосеев. Нормативные акты Советского государства и формы их выражения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Л., 1964, стр. 5-6. А. А. Упокоя отмечает, что некоторые юристы не различают понятия сущности и содержания права, «коль скоро они ставят вопрос о сущности советского пролетарского права и сущности современного советского общенародного права. А ведь сущность советского права как в прошлом, так и в настоящем одна — социалистическая, ибо советское право всегда является правом советского трудового народа. В процессе развития изменилась не сущность советского права, а его содержание: н прошлом содержанием советского Ирана была воля рабочего класса, а сейчас советское право выражает волю всего народа, оставаясь однотипным по своей социалистической сущности. Ведь с изменением сущности права изменяется и его тип. Но никто не утверждает, что современное общенародное советское право изменило свой социалистический тип» (А. А. Ушаков Очерки советской законодательной стилистики. Пермь, 1967, стр. 30). [27] Следует заметить, что в последние годы проблема содержания и формы права в советской юридической науке оживленно обсуждается. В этой дискуссии принял участие и автор настоящей работы (см. Д. А. Керимов. Законодательная деятельность Советского государства. М., 1955, стр. 36-37; его же. Свобода, право и законность. М., 1960, стр. 185-205). Однако ньне возникла потребность остановиться вновь на данной проблеме. [28] Ом. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 42, стр. 276. [29] Этим ошибочным взглядам положил начало, по-видимому, Н. Г. Александров. «В каждой юридической норме можно... — писал он, — различать 2 элемента. Во-первых, элемент, воспроизводящий (разумеется, идеально) известные отношения, существующие или могущие существовать в объективной действительности. Во-вторых, элемент, воздействующий на отражаемые общественные отношения...» (Н. Г. Александров. Сущность права. М., 1950, стр. 11). Однако в правовой норме невозможно отличить «воспроизводящий элемент» от «элемента воздействующего». Воспроизведение объективной действительности в правовой норме осуществляется не в простой зеркальной форме, а в преобразованной, концентрированной и обобщенной форме. И только благодаря такому воспроизведению действительности правовая норма приобретает способность обратно воздействовать на нее.
[30] О. С. Иоффе. О форме и содержании социалистического права. — «Вестник Ленинградского университета», 1959, № 11, вып. 2, стр. 83. [31] Кстати заметим, что в советском литературоведении под содержанием литературного произведения отнюдь не понимается его сюжет (см., например, Л. И. Тимофеев. Проблемы теории литературы. М., 1955, стр. 139; И. И. Виноградов. Проблемы содержания и формы литературного произведения. М., 1958, стр. 7-26, 169-215, и др.). [32] О. С. Иоффе. О форме и содержании социалистического права. — «Вестник JIенинградского университета», 1959, №11, вып. 2,. стр. 84. [33] Там же. [34] Там же. [35] Природа идеальности отражения состоит отнюдь не в том, что она обладает свойствами самого отражаемого объекта. «Идеальная природа сознания обусловливается не природой отражаемого объекта, а формой отражения, способом воспроизведения особенностей воздействующего объекта. Сознание отражает объект в форме идеальных образов, являющихся снимками, копиями последнего. И это касается любого объекта, будь он по своей природе материальным, идеальным или единством материального и идеального» («Ленинская теория отражения и современность». София, 1969, стр. 148). [36] К сказанному следует добавить, что некоторые положения самого О. С. Иоффе не согласуются с его же конструкцией. Так, он пишет: В юридическом содержании нормы выражается классово-волевое содержание права, которое служит лишь идеальным отражением его экономического содержания» (О. С. Иоффе. О форме и содержании социалистического права. — «Вестник Ленинградского университета», 1959, № 11, вып. 2, стр. 85). Следовательно, «юридическое содержание» — это и есть «классово-волевое содержание», поскольку первое выражает второе. «Классово-волевое содержание» же является отражением «материального содержания права», которое вообще в право не включается, а находится «за его пределами». Таким образом, в праве оказалось только «юридическое содержание», которое выражает «классово-волевое содержание», а это последнее отражает «материальное содержание». Тогда каков же смысл всей конструкции О. С. Иоффе?! [37] См. О. С. Иоффе. О форме и содержании социалистического права. — «Вестник Ленинградского университета», 1959, № 11, вып. 2, стр. 86-87. [38] О. С. Иоффе, М. Д. Шаргородский. Вопросы теории права, стр. 136. [39] В статье «О содержании и форме социалистического права» Г. А. Белов[39], солидаризируясь с этими положениями, пишет: «О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородский полагают, что содержание нормы соотносятся с сущностью права, как сущность второго порядка соотносится с сущностью первого порядка. Но содержание нормы права не вытекает как ближайшая новая ступень познания, следующая за сущностью права. В. И. Ленин, говоря о сущностях разного порядка, имеет в виду последовательное развертывание, развитие нашего знания одного и того же предмета, а не разных, пусть даже и соотносящихся каким-то образом между собой, предметов». И далее: «Положение О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородского о соотношении сущности права и содержания нормы права подвергает обоснованной критике Д. А. Керимов, который правильно указывает, что содержание имеет не несколько компонентов — материальное, классово-волевое, непосредственно юридическое, а одно, единое-правовое». Вслед за этим Г. Л. Белов делает заявление, которое вызывает недоумение: «Однако если отбросить этот явно ошибочный момент концепции О. С. Иоффе и М. Л. Шаргородского, то нетрудно заметить, что Д. А. Керимов соотношение сущности и содержания права понимает точно так же: конкретное правило поведения — это содержание, непосредственно вытекающее из сущности».
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |