Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные философские школы и направления




Особенности философского мышления

Ключевые понятия

Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тесты

Отрывки из философских текстов

Дао — глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения — корень неба и земли. Оно и мельчайшее и беско­нечное, а его действие неисчерпаемо.

***

Дао постоянно пребывает в недеянии, однако нет ничего такого, что бы оно не сделало.

***

Дао скрыто и не имеет имени. Но только оно умеет помо­гать всему и вести все к совершенству.

***

Превращение в противоположное — это движение дао. Слабость есть способ действия дао. Все сущее в мире рожда­ется из бытия. А бытие рождается из небытия.

Лао-цзы.

Правитель должен быть правителем, сановник — санов­ником, отец — отцом, сын — сыном.

Если у человека естественность превосходит воспитан­ность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность пре­восходит естественность, он подобен ученому книжнику. После того, как воспитанность и естественность уравновесят друг друга, он становится благородным мужем.

***

Если только учиться и не стремиться к размышлениям, то от этого мало будет проку. А если только размышлять и не учиться, то это приведет к возникновению сомнений и непо­стоянства.

***

Я видел, как люди умирали от воды и огня, но я не видел, как они умирали от человеколюбия.

***

Конфуций

Экономией называется метод, порожденный знанием дао и ли. Ведь способный к экономии — это тот, кто следует дао и подчиняется ли.

Хань Фэй-цзы

 

1. К первым мудрецам Древнего Китая можно отнести:

а) Дхармакирти;

б) Лао-цзы;

в) Патанджали;

г) Конфуция.

2. Термин "дао" выражает:

а) созерцание мира;

б) отрицание возможности постижения истины;

в) вселенский закон.

3. Принцип "увэй" означает:

а) человеколюбие;

б) следование долгу;

в) настройку на "камертон" дао.

4. Важнейшим понятием нравственного учения Конфу­ция является:

а) инь;

б) янь;

в) жэнь;

г) сяо;

д) фа.

 

 

Архэ — первоматерия, исходное состояние вещей.

Стойхео н — элемент, ядро, основа мира в логическом смысле слова.

Логос — божественное слово; закон, лежащий в основе мира.

Майевтика — диалектический метод обретения истины путем столкновения противоположных суждений, разрабо­танный Сократом.

Объективный идеализм — философская система, впер­вые разработанная Платоном.

Натурфилософия — философия природы.

 

1. Экстравертный характер философского умозрения.

2. Преимущественный интерес мыслителей к гносеологи­ческой проблематике.

3. Связь философских идей с естественнонаучным знанием.

4. Усвоение элементов субъективной диалектики.

 

Античная философия зародились в VII в. до н.э. По своему характеру, содержанию и направленности она является ис­торически первой попыткой формирования рациональной картины мироздания.

В развитии античной философии условно можно выде­лить четыре этапа:

1) досократовский (VII-VI вв. до н.э.);

2) классический (V—IV вв. до н.э.);

3) эллинистический (III—II вв. до н.э.);

4) римский (I в. до н.э.-529 н.э.).

Попытки ответить на вопрос, что является основой мира, привели к возникновению философских школ. Древнейшая из них — милетская (VII в. до н.э.). Ее основателем и первым древнеевропейским философом принято ­считать Фалеса (625-547 до н.э.). Основой сущего Фалес полагал воду. Он понимал ее не как конкретную форму, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Для обо­значения первоосновы, из которой возникает все остальное, в древнегреческой философии использовались два термина: "стойхеон", означающий элемент, ядро в логическом смысле слова, и "архэ", означающий первоматерию, исходное состо­яние вещей. Следовательно, основа сущего, по Фалесу, — во­да — означала основополагающий принцип как в смысле стойхеон, так и архэ.

Также к числу выдающихся милетских философов при­надлежали Анаксимандр и Анаксимен. Первый считал перво­основой сущего беспредельное (апейрон), второй — воздух.

Во второй половине VI в. до н.э. в Эфесе возникла школа, основателем которой являлся Гераклит (около 525-480 до н.э.). Первоначалом сущего Гераклит счи­тал огонь. Ядром его учения был диалектический принцип "panta rei" ("все течет"). Всеобщую диалектическую изменчивость он уподобил течению реки, в которую «нельзя войти дважды». Также им было создано учение о логосе, который имел несколько основных интерпретаций: мистическое божественное слово; божество, управляющее миром; всеобщий закон и т.д. Логос по Гераклиту, так же вечен, как и мир, его познание предполагает понимание закономерного развития мира как единства и борьбы противоположностей.

Философия Гераклита явилась вершиной стихийно-диалектического понимания мира не только в досократовской, но и в античной философии в целом.

Переход от наглядно-образного к понятийно-аналитиче­скому стилю мышления связан с именами представителей элейской школы, прежде всего Парменида. Мыслитель сфор­мулировал и ввел в философский обиход фундаментальное понятие "бытие". Последнее неподвижно, едино, неделимо и однородно.

Разрыв между умопостигаемым миром и миром очевидного был углублен учеником Парменида — Зеноном. Философ стал известен тем, что им были выявлены противоречия между разумом и чувствами. Речь идет о знаменитых апориях — непреодолимых затруднениях мышления, если оно признает наличие небытия и следствие подобного призна­ния — движение и дискретность бытия. Наиболее известны апории "Дихотомия", "Ахиллес", "Стрела", в которых дви­жение фактически отрицается.

Видной философской школой была школа пифагорей­цев. Пифагор (VI в. до н.э), ее основатель, считается мыслите­лем, который впервые выразил свои рассуждения понятием "философия". Основу мироздания он и его последователи ви­дели в числе, которое экстраполировали не только на приро­ду, но и на мораль и нормы человеческого поведения. Также Пифагору приписывается учение о метемпсихозе, т.е. о пере­селении душ умерших людей во вновь родившихся. Однако несмотря на элемент мистицизма его учение явилось истори­чески первой попыткой постижения количественной сторо­ны универсума.

Демокрит (460-370 до н.э.) создает логически последова­тельную, всеобъемлющую систему атомизма. Атомы. — мельчайшие частицы, составляющие предметы и вещи окру­жающего мира. Они обладают величиной и тяжестью. Дви­жение, присущее атомам, передается их столкновениями. Поскольку же развитие универсума жестко детерминирова­но механическим движением атомов, то в системе Демокри­та нет места для объективного существования случайности. Античный атомизм стал гениальным предвосхищением позд­нейшего естественнонаучного атомизма.

Развитие греческой философии классического периода приходится на V-IV вв. до н.э., т.е. на период расцвета античной демократии. Рабо­владельческая демократия предоставляла возможность ши­рокому кругу граждан участвовать в делах государства. Это в свою очередь предполагало овладение определенными зна­ниями для отстаивания своих интересов в различных ситуа­циях. Особое значение приобрело знание риторики и философии, которому обучали софисты. Они помогали ученику овладеть искусством "доказательства" своей правоты в любых ситуациях, даже в том случае, когда последний был не прав. Софисты впервые создали науку о слове. Нарушая еще не открытые законы мышления, они способствовали их от­крытию в будущем.

"Уроки" софистов первым подверг критике Сократ (469-399 до н.э.), принадлежавший к наиболее выдающимся мыс­лителям античности. Важнейшей своей задачей он считал "воспитание людей", смысл которого видел в беседах и дис­куссиях. Основой понимания этических принципов Сократ полагал познание человеком "себя самого". В разговорах и дискуссиях постепенно сформировался знаменитый фило­софский метод диалектического спора, целью которого было достижение истины путем обнаружения противоречий в ут­верждениях противника. Данная новация Сократа стала ис­точником развития понятийной (субъективной) диалектики.

Метод Сократа был воспринят и развит его учеником Пла­тоном (427-347 до н.э.), первым в истории философии сфор­мулировавшим положение, согласно которому всякая вещь и вообще все, что существует, имеет свою идею. Философ разра­ботал учение об идеях как объективно существующих сущ­ностях всех вещей. Методом познания являлась диалектика как умение возводить все единичное и частное к общей идее и низводить ее планомерно к единичным элементам.

Социально-политические воззрения Платона заслужива­ют особого внимания, особенно учение об идеальном госу­дарстве. По Платону, идеальное государство — общество, состоящее из трех социальных групп. Такими группами яв­ляются: правители — философы; стратеги — воины; про­изводители — земледельцы и ремесленники. Социальной функции и общественному призванию идеального государ­ства соответствовала предложенная им система воспитания. Она была направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей.

Хотя творчество Платона отличается тенденцией к иррационализму и мистицизму, его философия явилась первой рационально и логически построенной системой объективного идеализма. Богатый понятийный аппарат дал возмож­ность Платону постичь, хотя бы в идеалистической форме, ряд объективно существующих диалектических отношений.

Философия Аристотеля (384-322 до н.э.) явилась не только обобщением, но и логической переработкой всей пред­шествующей ему философской мысли. Особое внимание он уделял в своих трудах онтологии — науке о сущем. Основой всякого бытия он считал так называемую первую материю. Наипростейшей ее определенностью являются четыре эле­мента — огонь, воздух, вода, земля. Конкретные вещи есть результат всевозможных комбинаций этих элементов. Они — соединение материи ("гиле") и формы ("морфе"). Аристотель считал, что существуют шесть видов движения: возникнове­ние, гибель, увеличение, уменьшение, перемена, изменение места. В своем труде "Физика" он полагал, что движение при­суще самим вещам, хотя в другом труде "Метафизика" — свя­зывал его с неподвижным Перводвигателем (Богом). Основ­ным в социальных взглядах Аристотеля была характеристи­ка человека как общественного существа ("zoon politicon"). Философ понимал государство как развитое сообщество об­щин, а общину — как развитую семью. Идеал государства, по Аристотелю, — общество, которое опирается на частную соб­ственность, орудия труда, рабов, землю. Мыслитель различал два противоположных типа хозяйствования — "экономику" и "хрематистику". Первый тип считался правильным в хо­зяйственной деятельности. Цель "экономики" — разумное удовлетворение хозяйственных потребностей. Второй тип хо­зяйствования подразумевал беспредельное приобретение и накопление, служил неограниченной наживе. Жизнь, в кото­рой преобладают усилия, направленные на приобретение власти и денег, Аристотель называл паразитической и харак­теризовал ее как животную, свидетельствующую о рабском образе мышления. Мыслитель сопрягал счастье с добродете­лями человека, гарантию же добродетельной жизни видел в уклонении от крайностей, в умеренности. Он заложил основы логики как науки, открыл закон противоречия и закон ис­ключенного третьего. Оригинальны и весьма плодотворны эс­тетические идеи Аристотеля. Философ относил искусство и науку к высшей познавательной деятельности.

В эпоху эллинизма (III—II вв. до н.э.) меняется мировоз­зренческая ориентация философии, ее интерес все более со­средотачивается на жизни отдельного человека. Особенно характерны в этом отношении этические учения эпикурейцев и стоиков.

Этика Эпикура (341-270 до н.э.) предполагала полный отказ от социального активизма. Индивидуалистической интерпретации человека соответствовала атомистическая натурфилософия: реально только бытие отдельных атомов, а то, что состоит из них, — лишь вторичные образования - скопления атомов. Высшая цель человеческой жизни, по Эпикуру, — достижение блаженства, счастья, понимаемого им как удовольствие. При этом он имел в виду не грубые чувственные наслаждения, а невозмутимое состояние духа (атараксию), когда человек освобождается от страстей, подчиняя их разуму.

В античном Риме эпикуреизм являлся единственной материалистической философией. Известный его представитель — Тит Лукреций Кар (99-55 до н.э.). Основой сущего он считал атомы и пустоту. Философ придерживался положения Эпикура о том, что при падении по прямой линии атомы отклоняются от своего первоначального пути. Тем самым опровергалась стоическая идея рока, фатальной неизбежности. Понятие закономерности носило у Лукреция материалистический характер. Оно заключало в себе признание естественного самодвижения вещей и решительное отрицание всякого вмешательства в этот процесс сверхъестественных сил, стоящих вне материи.

Для стоиков философия выступала как жизненный путь, жизненная мудрость. Зенон из Кития, Панэций Родосский Посидоний и другие философы считали освобождение человека от власти внешнего мира, прежде всего от политико-социальной сферы, условием добродетельной жизни.

Школа стоиков приобрела огромную популярность в Древнем Риме. Ее представителями были Сенек а (около 4 до н.э. — 65 н.э.), Эпиктет (около 50 — около 140 н.э.) Марк Аврелий (121-180 н.э.). По их мнению, высшая нравственность состоит в том, чтобы жить "сообразно природе" - божественному миропорядку, который человек ни в чем не способен изменить.

Античная философия дала могучий импульс всему последующему развитию философской мысли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.