Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные философские школы и направления. Особенности философского мышления




Особенности философского мышления

1. Теоцентрический характер философского умозрения.

2.Основные философские методы: герменевтический, дидактический, рационалистического интуитивизма.

3. Доминирование религиозно-идеалистического мировоззрения, главный принцип которого — "Философия - служанка богословия".

4. Магистральные идеи: Бог, Троица, Творение.

5. Схоластические дискуссии как способ «диалектического» сопряжения «Мира Горнего» и «Мира Дольнего».

 

В философии Средних веков условно можно выделить два этапа: этап патристики (II – IV вв) и этап схоластики (XI – XIV вв.). На этапе патристики шел весьма сложный процесс разработки и оформления христианской догматики и философии. В отличие от античности, где истина – основа постижения, «отцы церкви» закрепили в догмах новую для своего времени идею откровения в Священном Писании. Считалось, что человек должен постичь истину не ради себя, а ради самой истины, поскольку источником ее был Бог.

Наиболее яркий представитель патристики – Аврелий Августин (354 - 430). Его философские труды посвящены проблемам бытия, исторического прогресса, личности человека, его воли и разума перед лицом Творца. Особое место в учении Августина занимает проблема общества и истории. По существу, А. Августин явился родоначальником европей­ской христианской философии истории, в основу которой был положен метод рационалистического интуитивизма. Мистически осмысливая диалектику исторического процес­са, он выделял два противоположных вида человеческой общности: "град земной" — государственность, основанную на любви человека к самому себе; "град Божий" — духовную общ­ность, основанную на любви к Богу.

С XI в. началась рационализация западного богословия. Место созерцательного, мистического, познания постепенно занимает деятельность ума — схоластика. Как философ­скую школу схоластику отличали следующие черты: сосредоточение мыслителей на том, что представлялось им религиозной ортодоксией для обоснования ее правоты; использование для этого трудов Аристотеля как наиболее авторитетного античного автора; переход от религиозной мистики к «диалектике» и силлогистическому методу рассуждения в диспутах.

Один из крупнейших представителей схоластики — Фома Аквинский (1225-1274), в сочинениях которого представ­лена своеобразная энциклопедия средневековой философии. Он разграничивал философию и теологию. Предмет первой — истины разума, второй — истины откровения. Поскольку же конечным объектом и той и другой, а также источником всякой истины являлся Бог, то отрицалось всякое противоречие между теологией и философией. Известны пять способов рационального доказательства бытия Бога предложенных Ф. Аквинским: 1) доказательство от причины; 2)наличие движения в мире; 3) случайность всех вещей; 4) несовершенство каждого творения; 5) целесообразность всего в мире.

На рубеже XIII – XV вв. в идеологии средневековья обнаружился поворот, который свидетельствовал о кризисе религиозного рационализма. Номиналисты предложили свою программу, которая предстала в форме противопоставления: абстрактное – конкретное, с акцентом на конкретном. Абстрактному, словесному миру церкви и схоластики противопоставлялся мир в его чувственном богатстве. Философией, которая идеологически реализовала эту общественную потребность, был номинализм Д. Скота и В. Оккама.

Таким образом, в Средние века был внесен существенный вклад в дальнейшее развитие философской мысли. В последующем все это станет своеобразным фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.