Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Практика и познание




1. Понятие деятельности и практики.

2. Структура практической деятельности.

3. Основные формы практики.

При рассмотрении первого вопроса «Понятие деятельности и практики» следует исходить из того, что активное отношение к миру является важнейшей отличительной чертой человеческой жизнедеятельности.

Такое понимание деятельности позволяет увидеть ее принципиаль­ное отличие от активности животных, выявить ее основные свойства, формы и структуру. Очень кратко это отличие состоит в следующем.

Во-первых, в отличие от животных, деятельность человека предпола­гает наличие смысла и цели, а так же продукта деятель­ности в виде материальных и духовных ценностей.

Во-вторых, поведение животных определяется биологической прог­раммой и генетически передается по наследству. В обществе усвое­ние программ деятельности осуществляется в процессе воспитания и обучения, а информация последующим поко­лениям передается с помощью знаковых систем (язык, письменность) и в результате социального наследования

В-третьих, свое отношение к природе люди опосредуют через орудия труда, создают искусственную "вторую природу".

И, наконец, в-четвертых, деятельность носит общественный

характер. Она может осуществляться только в условиях коллективной, общественной жизни людей.

Человеческая деятельность выступает как деятельность материаль­ная, чувственная, предметным образом изменяющая окружающий мир и самого челове­ка. Эта деятельность получила название практики.

Практика (от греч. "практикос" - деятельный) - это предметная, чувственно-материальная целенаправленная деятельность людей. Она составляет основу всей че­ловеческой жизни и узловой пункт всех материальных и духовных ее проблем.

Категория практики является ключевой в объяснении характера человеческой жизни. В практике была выявлена единая, общая основа для всех видов человеческой жизне­деятельности. Такая основа имеет материальный источник – труд, общественное производство.

Все разновидности духовной деятельности (познавательная, нравственная, политическая и др.) так или иначе, обусловлены общественной практикой и имеют род­ственную с ней внутреннюю структуру.

Опосредующая роль практики в отношениях между человеком ими­ром ( человек - природа), между людьми (человек - человек) постоянно обнаруживается в ходе исторического развития. В каждый момент этого развития результаты деятельности "фиксируются" в вещах, предметах, объектах, теориях, наследуются новыми поколениями людей.

Принцип практики дал возможность получить ответ на вопрос: ка­ков на самом деле мир сам по себе и, практически осваи­вая мир, углублять представления о нем.

Студенту следует знать, что человеческие воз­можности практической деятельности всегда исторически ограничены.

Итак, практи­ка - это постоянно развивающийся процесс, в котором приращива­ются не только предметные богатства, но и весь накапливаемый опыт людей, который становится условием их жизни и используется как сред­ство их последующей деятельности,их самоутверждения. Природа человека реализуется в многообразных формах его жизне­деятельности. Но человек может существовать, только вступая в практическую связь с миром.

Рассматривая второй вопрос «Структура практической деятельности» следует помнить, что практическая деятельность это объективный процесс, происходящий независимо от со­знания людей, по объективным законам.

Субъектами практики могут быть отдельные индивиды, социальные группы, профессиональные слои, нации, государства и т.п. Обще­ственно-историческое разделение труда, общественное производство и требования технологической и социальной эффективности его развития в интересах тех илииных социальных групп приводят все к большей дифференциации практической деятельнос­ти и соответственно ее субъектов.

Субъект регулирует свою деятельность, ее порядок в соответствии с определенными объективными и субъективными условиями, в соответствии с информацией об объекте. Поэтому практика есть и определенная последовательность действий для обеспечения нужного результата: знание спосо­ба, рецепта, технологии, овладение правилами предметных преобразований.

Студенту необходимо знать, что в практической деятельности объективное и субъективное, материальное и идеальное органично взаимосвязаны. Поскольку по­средством деятельности человек вступает во взаимодействие с внешни­ми предметами, его деятельность объективна. Одновременно практика включает в себя субъективный момент в виде де­йствия, способного производить реальные изменения в объекте, на который направлена человеческая деятельность. Измененный в результате дея­тельности объект приобретает свойства человеческой субъективности (например, удовлетворять потребности в информации, энергии).

Являясь результатом деятельности субъекта, практика в определенной степени субъективна. Субъективная сторона практики проявляется в выборе цели и конкретных объектов, а также путей и средств реализации целей.

Цель субъективна в том смысле, что она принадлежит определенно­му субъекту, выражает его потребности, характер и средства деятельности. Обосновывая задачу изменения объекта, цель в этом смысле направляет практичес­кую деятельность.

Цели, которые человек сознательно перед собой ставит - не просто плод его сознания. Цели порождаются жизнью общества, услови­ями жизни человека, его положением в обществе, потребностями, кото­рые возникают в процессе его жизни.

От того, что цель по­ставлена, в реальном мире еще ничего не изменилось. Для того чтобы изменить окружающий мир, необходимо воздействовать на него, так как цели могут быть осуществлены только в процессе материальной деятельности, в производстве и в других формах общест­венной практики.

На практике осуществляется перевоплощение идеальных образов (целей), схем, моделей будущего в мир желаемых предметов, мир техники и технологий. Поэтому прак­тика, выступая как целеполагающая деятельность, является объективным процессом. В практической деятельности могут осу­ществиться лишь цели, которые соответствуют объективным законам действительности. Успехи (и неудачи) в практической деятельности убедительно свидетельствуют об этом.

В структуре практической деятельности проявляется двойственная функция предметов. С одной стороны, предметы высту­пают как объекты, с другой - как чувственные орудия (средства) практики, как "органы чувств", обогащенные возможностями практи­ческой деятельности и вы­несенные вовне, в мир. Вещественные элементы практики оказываются средствами, носителями человеческих сил и способностей. Они "открыты" к накоплению информации, энергии и опыта.

Практика, направленная на освоение и преобразование внешних объектов изменяет и самого субъекта деятельности, становится формой его саморазвития. И в этом смысле, практика не только средствок жизни, а она есть подлинная сущность человека, его удвоение, внешнее, предметное воплощение того, что он есть внутри себя, реализация его внутренних возможностей.

В процессе практической деятельности субъект развивает свои потребности и способности, чувства и мышление, свои духовные твор­ческие силы. Он выдвигает новые цели, выбирает новые объекты практи­ки, средстваих осуществления, что составляет основу его твор­ческой деятельности в качестве продолжателя имеющегося наследия, со­зданного предшествующей практикой людей и поколений.

Рассматривая третий вопрос «Основные формы практической деятельности» важно знать, что обществу свойственна дифференциация практических и духовных способов деятельности.

Практическая деятельность отличается от духовной, теоретической тем, что ее предметом являются не мысленные, а реальные, чувственные объекты, которые преобразовывают­ся в соответствии с потребностями, возникшими у людей. Она осуществляется в многообразных фор­махжизнедеятельности: материальное и духовное производство, общение, познание.

Формы практики отличаются друг от друга в зависимости от объекта преобразования, целей преобразования и средств деятельности. Можно назвать такие формы практики: материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей; социальная практика - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений; научный эксперимент.

С материальной производственной практикой органично связана социальная практика. Если материальная производ­ственная практика есть отношение людей к природе, то социальная - отношения людей друг к другу и к самим себе.

Социальная практическая деятельность направлена на преобразова­ние общественного бытия, результатом, которого становится не только изменение условий и форм жизнедеятельности, но изменяются и сами люди.

Особой формой практики выступает научный экспе­римент - активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать те или иные свойства объективного мира. Эксперимент представляет собой чрезвычайно сло­жную форму практической деятельности.

Расширение границ научных исследований в современных условиях сопровож­дается качественными изменениями в технических средствах научных исследований. В этой связи имеет смысл кратко проанализировать такую форму практики как техническая деятельность. Она включает в себя как создание различных устройств, так и определенный уровень профессиональных навыков, уме­ний для практического применения этих устройств.

Техническая деятельность имеет свои особые законы - законы пре­образования одних предметов, видов энергии, информации в другие, в соответствии с заранее поставленной целью. Чем сложнее цели, чем больше преобразований необходимо дляих осуществления, тем больше требуется способностей и особой конструкторской дея­тельности.

Студенту следует помнить, что значение техники и технической деятельности не сводится только к преобразованию предметной среды, в которой живет человек. Через систему общественных отношений они влияют на образ жизни и миро­воззрение человека. В силу этого гума­низация научно-технического прогресса в современном мире – все более актуализируется, превращаясь в обще пла­нетарную глобальную проблему.

* * *

По данной теме в справочной литературе смотрите статьи:

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М., 2001-2002; Философский энциклопедический словарь. Ст.: “Практика”, "Теория познания", "Объект", "Субъект".

Філософський словник. Ст.: "Практика", "Пізнання теорія", "Суб'єкт і об'єкт".

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.