Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 11. Диалектика, ее альтернативы и основные законы




 

1. Диалектика как философское учение.

2. Принципы и альтернативы диалектики.

3.Законы диалектики и их методологическое значение.

 

При рассмотрении первого вопроса «Диалектика как философское учение» изучение следует начать с уяснения того, что уже античность внесла существенный вклад в разработку диалектических идей. Это, прежде всего учение о мире как связном целом ("все есть одно"), как единстве многообразия, связи единого и многого.

Важнейшим вкладом в сокровищницу диалектики была разработка античными философами идеи мира как вечного потока, вечного процесса изменения, становления, движущей силой которого является борьба противопо­ложностей. Особенно ценной является идея Гераклита не только о единстве, но о тож­дестве противоположностей.

Античная философия обнаружила диалектические черты как в объективном мире (природе, обществе), так и в мышлении. В этом отношении следует особо выделить Сократа и Плато­на.

Многие черты диалек­тики нашли отражение в философии средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени. Подлинный же триумф ожидал идею развития, начиная с конца XVIII в. (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Студенту следует знать, что диалектика - это учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, об­щества и познания.

Диалектика изучает связь и развитие не в полном объеме (в противном случае специальным наукам не оставалось бы объе­кта исследования), а выявляет их всеобщие черты. Ее задача состоит в том, что­бы воссоздать идеальную модель развития в его всеобщих характеристи­ках.

Диалектика имеет свою структуру, которая, как и структура любой научной теории, включает в себя: исходные принципы; основополагающие понятия (категории); законы.

Диалектика является не только теорией, но и методом мышления (познания). Метод, отвечая на вопрос "как осуществлять процедуру познания и преобразования дейст­вительности?", дает знание наиболее экономных путей познания.

Изучая второй вопрос «Принципы и альтернативы диалектики», студенту необходимо предварительно остановиться на определении понятия «принцип».

Принципы – это исходные, наиболее общие идеи, лежащие в основе познания, позволяющие объединить законы и категории той или иной научной дисциплины в единую систему знания.

Такими основополагающими идеями или принципами в диалектике являются принцип связи и принцип развития. В диалектике выделяют также принципы: объективности, всесторонности, конкретности, историчности.

Связь - это такое отношение, при котором наличие или изменение одного объекта есть условие наличия или изменения другого объекта. Связь - это всегда и взаимосвязь, всеобщей формой которой являются взаимодействие. Для нее характерны:объективность; всеобщность; универсальный характер.

Связь является объективной, так как существует независимо от субъекта и его сознания; всеобщей - в мире нет ни одного абсолютно изо­лированного объекта. При характеристике универсального характера связи следует знать, что связи могут быть классифицированы по многим основаниям: по формам движения материи, по степени общности, по глубине, харак­теру и т.д.

Важнейший вид связей - з а к о н. Он фиксирует необходимые, наиболее общие, повторяющиеся, существенные связи.

Переходя к анализу развития, необходимо отметить, что оно составляет главное, основное в диалектике. Развитие - это такое изменение, при котором имеют место: поступательность; необратимость; возникновение принципиально новых качествен­ных состояний.

Развитие имеет определенную направленность (а именно: от низшего к высшему) и процесс этот представляет собою движение по этапам в определенной последовательности.

Принцип связи и принцип развития ориентируют на то, что бы любое явление, которое познаем, или на которое воздействуем, рассматривалось, с одной стороны, как вклю­чающее в себе множество внутренних связей, с другой - как взаимосвязанное бесчисленными нитями с другими явлениями.

Из этого вытекает важнейшее методологическое требование диалектики - учет всех свя­зей, сторон познаваемых предметов, всесторонность анали­за. Важнейшим методологическим тре­бованием принципа развития является также требование конкретно-исторического подхода к явлениям.

Диалектика имеет ряд альтернатив. Альтернатива (от фр. alternative - чередование) – наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимость выбора между ними. Альтернативами диалектики выступают: метафизика, софистика и эклектика.

При анализе вопроса об отношении диалектики к метафизике студенту следует помнить о том, что диалектика рассматривает универсально всеобъемлющие связи, в то время как метафизика объединяет, упрощает связи, сводит все многообразие связей к наиболее простым связям одного типа, как правило, к связям механическим. (В этом смысле правомерно говорить о том, что метафизика отрицает связи).

Софистика – сознательное использование неправильных доводов и уловок, внешне выступающих как правильные, т.е. происходит вырывание отдельных несущественных связей из взаимосвязей и взаимозависимостей объективной реальности и осуществляется попытка представить их в качестве существенных, определяющих.

Эклектика беспринципно, механически объединяет в единое целое несовместимые между собой идеи, связи и отношения, претендуя при этом на объективность и всесторонность анализа процессов и явлений.

Переходя к изучению третьего вопроса “Законы диалектики и их методологическое значение» следует знать, что основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. Эти законы были сформулированы Гегелем.

При рассмотрении закона единства и борьбы противоположностей (закона диалектического противоречия), следует особое внимание обратить на то, что к категориям, посредством которых раскрывается содержание данного закона, относятся прежде всего «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие».

Тождество есть совпадение друг с другом объектов по определенным признакам. Различие - это несовпадение объектов по некоторым признакам. Противоположности – это исключающие друг друга несовпадающие признаки объекта. Отношение между противоположностями есть отношение противоречия. То есть, противоречие - это взаимное исключение предполагающих друг друга признаков предметов и явлений.

Развитие противоречия идет путем раздвоения единого («тождества») на противоположности и взаимодействие их между собой. Возникновение предельно резких противоречий называется конфликтом. На стадии конфликта противоречия устраняются (снимаются), возникает новое тождество.

Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей говорит о том, что всем предметам и явлениям присущи внутренние противоречия, находящиеся в единстве и борьбе. Внутренняя противоречивость, борьба противоположностей дает толчок к развитию, к нарастанию противоречий, к исчезновению старого и возникновению нового.

Студенту следует иметь в виду, что закон единства и борьбы противоположностей, собственно как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер и проявляется в многообразии противоречий, присущих природе, обществу и человеческому мышлению.

При изучении закона перехода количественных изменений в качественные необходимо проанализировать категории: качество, количество, мера, скачек.

Качество представляет собой устойчивую совокупность свойств, указывающих на то, чем данная вещь является. Иными словами, данная категория отвечает на вопрос: «Каков объект?» Количество - совокупность свойств, предметов и явлений действительности, которая указывает на величину, размеры вещи, объем. Данная категория отвечает на вопрос: «Сколько?» - и характеризует объект со стороны числа его сторон, темпов развития.

Качества не существует без количества (как и количества без качества). Их единство составляет меру, которая представляет собой те количественные границы, в рамках которых существует данное качество.

При достижении границ меры происходит переход от одного качества к другому, протекающий в форме скачка (нагрев воды до определенных пределов превращает ее в пар). Скачок - это момент перехода от одного качества к другому, это перерыв постепенности, непрерывности.

Из всего многообразия скачков обычно выделяют скачки в виде взрыва, когда качество переходит в другое качество мгновенно, и медленные, когда элементы нового качества появляются постепенно.

Итак, закон перехода количественных изменений в качественные показывает, что количественные изменения постепенно накапливаясь, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям, протекающим в виде скачка.

При завершении изучения законов диалектики, следует рассмотреть категорию отрицание. В диалектике отрицание характеризуется двумя моментами: уничтожением и сохранением.

Диалектическое отрицание - это не уничтожение предмета любым способом, а уничтожение, которое есть вместе с тем и сохранение (единство уничтожения и сохранения). Оно предполагает связь, преемственность между старым и новым. Если бы отрицание было полным, абсолютным, то не было бы развития как единого процесса.

Категория «отрицание» отражает один из моментов процесса развития, само же развитие представляет собой бесконечную цепь следующих друг за другом отрицаний. Диалектика как теория развития и метод познания устанавливает определенный порядок, повторяемость и закономерность в следовании отрицаний, что находит свое отражение в законе отрицания отрицания.

Содержание рассматриваемого закона включает в себя следующие моменты: отрицание отрицания есть форма движения и разрешения противоречий; отрицание отрицания является выражением диалектического синтеза противоположных ступеней развития; отрицание отрицания есть завершение определенного цикла в развитии; отрицание отрицания представляет собой движение с возвратом якобы к старому.

Итак, закон отрицания отрицания, выражая сложный, спиралеобразный характер развития,показывает, что на определенном этапе развития повторяются на качественно новой основе некоторые особенности пройденных этапов (зерно – росток – зерно).

Законы диалектики позволяют понять следующее: а) закон единства и борьбы противоположностей - почему происходит развитие, его источник и содержание; б) закон перехода количественных изменений в качественные - как происходит развитие, его механизм; в) закон отрицания отрицания - в каком направлении происходит развитие, какова связь нового со старым.

В заключение необходимо понять, что значение диалектики заключается не только и не столько в том, что она дает ответ на вопрос "что есть?" или "как протекают процессы?", но главным образом в том, что она направляет мышление и деятельность человека, составляя методологическую базу для дальнейшего познания и практического преобразования действи­тельности.

* * *

Для более детального рассмотрения вопросов темы в справочной литературе обратитесь к статьям:

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М., 2001-2002; Философский энциклопедический словарь. Ст.: “Диалектика”, “Метафизика”, “Софистика”, “Эклектика”, “Единство и борьба противоположностей”, “Отрицание”, “Отрицания отрицания закон”, “Переход количественных изменений в качественные”, “Методология”.

Філософський словник. Ст.: “Діалектіка”, “Метафізика”, “Софістика”, “Еклектизм”, “Єдність і боротьба протилежностей”, “Заперечення”, “Заперечення заперечення закон”, “Перехід кількісних змін у якісні”, “Методологія”.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.