Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Установления отцовства 2 страница




Следует обратить внимание на то, что в силу положений п. 6 ст. 137 СК РФ правовые последствия усыновления ребенка в виде приравнивания усыновленных детей и их потомства по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновителей и их родственников по отношению к усыновленным детям и их потомству в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении этого ребенка.

 

Статья 46. Изменение записи акта о рождении в связи с отменой усыновления

 

Комментарий к статье 46

 

В связи с тем что установление усыновления ребенка возможно только на основании решения суда, отмена усыновления ребенка также допускается только на основании судебного решения. При этом необходимо учитывать, что, несмотря на то что дела об установлении усыновления ребенка рассматриваются в порядке особого производства на основании гл. 29 ГПК РФ, требования об отмене усыновления могут быть рассмотрены только в порядке искового судопроизводства в соответствии с положениями ст. 275 ГПК РФ. Также следует обратить внимание на то, что положениями действующего законодательства не предусматривается прекращения усыновления и аннулирования актовой записи об усыновлении ребенка в связи с признанием усыновления ребенка недействительным.

Положениями ст. 141 СК РФ предусматривается неисчерпывающий перечень оснований для отмены усыновления. В качестве них могут рассматриваться следующие обстоятельства:

- уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, предусмотренных ст. ст. 63 - 64 СК РФ, согласно которым родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечить получение детьми основного общего образования и защищать их права;

- злоупотребление усыновителями родительскими правами. Представляется наиболее верным вывод о том, что под злоупотреблением усыновителями своими родительскими правами необходимо понимать использование этих прав в ущерб интересов детей, в том числе установление препятствий в реализации прав ребенка;

- жестокое обращение с усыновленным ребенком - осуществление в отношении усыновленного ребенка физического или психического насилия, покушение на его половую неприкосновенность, применение к несовершеннолетнему недопустимых способов воспитания, то есть совершение действий, которые унижают или оскорбляют человеческое достоинство ребенка, выражены в грубой форме или связаны с эксплуатацией несовершеннолетнего. Физическое или психическое насилие в отношении детей может быть выражено в форме систематических побоев, угроз расправы за незначительные проступки. Покушение на половую неприкосновенность - это совершение со стороны родителей по отношению к детям изнасилования, насильственных действий сексуального характера, принуждения к действиям сексуального характера, а также развратных действий. В таких ситуациях усыновители будут привлекаться и к уголовной ответственности в соответствии с положениями действующего УК РФ;

- усыновители являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, что подтверждено соответствующими медицинскими документами - справками о постановке на учет у нарколога. Отмена усыновления по данному основанию возможна только в случае, если в отношении усыновителя имеется вступившее в законную силу решение суда о признании его ограниченным в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Как выше отмечалось, перечень данных оснований не является исчерпывающим, и законодателем допускается отмена усыновления по иным основаниям в соответствии с интересами ребенка и с учетом его мнения в случае достижения ребенком десятилетнего возраста.

Как следует из положений ст. 140 СК РФ, в случае принятия судом положительного решения об отмене усыновления копия решения суда в течение трех дней со дня вступления в законную силу направляется в орган ЗАГС по месту государственной регистрации усыновления. Необходимо учитывать, что датой отмены усыновления считается дата вынесения судом решения об отмене усыновления, и именно она заносится в документы. Дата внесения органом ЗАГС сведений об отмене усыновления в актовую запись об усыновлении ребенка и восстановления первоначальных сведений о фамилии, имени, отчестве, о месте и дате рождения ребенка, а также сведений о родителях ребенка не влияет на дату прекращения усыновления.

Отмена усыновления, как и другие акты гражданского состояния, влечет за собой возникновение определенных правовых последствий. В первую очередь таким последствием является прекращение взаимных прав усыновителя и усыновленного. В случаях когда данные действия не будут противоречить интересам ребенка и это возможно в силу положений действующего законодательства, происходит восстановление взаимных прав и обязанностей ребенка и его биологических родителей.

Решением суда, кроме факта отмены усыновления ребенка, должны быть разрешены и такие вопросы, как:

- изменение сведений о фамилии, имени и отчестве ребенка. Если при усыновлении ребенка производилось изменение фамилии, имени или отчества, решением суда ребенку присваиваются первоначальные фамилия, имя и отчество;

- изменение сведений о месте и дате рождения ребенка, в случае если при усыновлении ребенка в возрасте до одного года такие изменения производились, а также сведений о родителях ребенка в записи акта о рождении.

Вследствие принятия решения суда об отмене усыновления ранее выданное свидетельство о рождении со сведениями, внесенными на основании решения суда об установлении усыновления, аннулируется, и выдается новое свидетельство о рождении с учетом изменений, внесенных в запись акта о рождении.

Как следует из ст. 144 СК РФ, отмена усыновления ребенка не допускается, если к моменту предъявления требования об отмене усыновления усыновленный ребенок достиг совершеннолетия. Исключение из данных положений законодательства допускается в случаях наличия взаимного согласия усыновителей и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными.

 

Статья 47. Обеспечение тайны усыновления органами записи актов гражданского состояния

 

Комментарий к статье 47

 

1. Закрепление п. 1 ст. 47 комментируемого Закона принципа охраны тайны усыновления является выражением конституционного права человека и гражданина на неприкосновенность личной и семейной тайны, установленного положением п. 1 ст. 23 Конституции РФ. Данный принцип раскрывается в ряде норм широкого круга нормативно-правовых актов, действующего законодательства, вместе с тем представляют интерес и исторические аспекты данного вопроса.

Охрана тайны усыновления на законодательном уровне регламентировалась еще нормами ст. 110 КоБС РСФСР. Так, положениями данной статьи в обеспечение тайны усыновления, охраняемой законом, был установлен запрет на сообщение без согласия усыновителей, а в случае их смерти без согласия органов опеки и попечительства каких-либо сведений об усыновлении. Также данный запрет распространялся на выдачу выписок из книг регистрации актов гражданского состояния, из которых было бы видно, что усыновители не являются кровными родителями усыновленного. Таким образом, можно отметить, что значительная роль в данном вопросе отводилась органам опеки и попечительства.

Исполнение требований КоБС РСФСР о сохранности тайны усыновления нормативно гарантировалось положениями п. 35 Постановления Совмина РСФСР об утверждении Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР от 17.10.1969 N 592. Правила данной Инструкции предписывали осуществлять производство регистрации усыновления, внесение изменений в записи актов о рождении усыновленных, хранение книг регистрации актов об усыновлении (удочерении) и о рождении усыновленных и всех других материалов, связанных с усыновлением, в порядке, обеспечивающем сохранение тайны усыновления.

На сегодняшний день принцип защиты тайны усыновления установлен п. 1 ст. 139 СК РФ. В силу абз. 2 п. 1 данной статьи обязанность обеспечения тайны усыновления возложена на судей, вынесших решение об усыновлении; должностных лиц, проводящих государственную регистрацию данного акта, а также на лиц, иным образом осведомленных об усыновлении. Необходимо отметить, что данная обязанность, таким образом, распространяется на неопределенный круг лиц, потому как установленный перечень лиц, ответственных за сохранность тайны усыновления, является открытым и может толковаться расширительно.

Об обеспечении мер, направленных на сохранность тайны усыновления, свидетельствует и судебная практика Пленума Верховного Суда РФ. Так, Верховный Суд указал, что в целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления суд рассматривает все дела данной категории в закрытом заседании, включая объявление решения. В этих же целях участвующие в рассмотрении дела лица должны быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении. О рассмотрении дела об усыновлении в закрытом судебном заседании указывается в протоколе судебного заседания, а также в решении суда (подробнее см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей").

Нормы комментируемого Закона также раскрывают правовые механизмы защиты тайны усыновления. Например, положениями ст. 44 регламентируется порядок внесения изменений в запись акта о рождении ребенка на основании записи акта об усыновлении, кроме того, п. 2 данной статьи предусматривается возможность составления новой записи акта о рождении усыновленного ребенка.

2. В связи с обеспечением тайны усыновления п. 2 ст. 47 комментируемого Закона конкретизирует положение абз. 2 п. 1 ст. 139 СК. Так, устанавливается противоправность действий работников органов ЗАГС по сообщению каких-либо сведений об усыновлении и выдаче документов, из содержания которых видно, что усыновители не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка, без согласия усыновителей. Следовательно, требование о представлении без согласия усыновителей документов, свидетельствующих об усыновлении, нарушает требования действующего законодательства, устанавливающего охрану тайны усыновления.

Пример: Архангельским областным судом признаны противоречащими федеральному законодательству положения областного закона, оспоренные заместителем прокурора области, согласно которым к заявлению граждан для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, необходимо приложить документы, удостоверяющие состав семьи, среди которых значится решение об усыновлении (удочерении). Указаний о том, что оно может быть представлено по согласию гражданина, областной закон не содержит.

Санкцией, предполагающей ответственность за нарушение правила о защите тайны усыновления, выступает ст. 155 УК РФ, устанавливающая перечень мер наказания, применяемых за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя.

Вместе с тем необходимо отметить, что сообщение сведений об усыновлении в рамках, предусмотренных действующим законодательством, не является противоправным деянием. Так, возможно предоставление таких сведений согласно требованиям ст. 12 комментируемого Закона по запросам суда, органов прокуратуры, дознания или следствия, а также Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного по правам ребенка.

 

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

 

Статья 48. Основания для государственной регистрации установления отцовства

 

Комментарий к статье 48

 

1. Как установлено положениями действующего семейного законодательства, требованиями комментируемого Закона, происхождение ребенка от матери устанавливается при государственной регистрации рождения ребенка на основании документов, подтверждающих рождение ребенка конкретной матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения - на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

Вместе с тем законодательно закреплены случаи, когда сведения об отце ребенка не указываются в актовой записи о рождении ребенка, либо указываются со слов матери, либо вносятся в силу требований закона (например, в качестве отца ребенка указывается супруг его матери), но лицо, внесенное в актовую запись в качестве отца ребенка, не является его биологическим отцом.

В связи с этим положениями ст. 47 ГК РФ, комментируемым Законом нормативно закрепляется возможность государственной регистрации акта гражданского состояния - установления отцовства.

Законодателем в положениях комментируемой статьи предусматривается исчерпывающий перечень оснований для государственной регистрации установления отцовства, которые представляют собой три вида, соответствующие трем видам процедур установления отцовства, предусмотренных положениями СК РФ и основанными на них положениями комментируемого Закона.

2. В качестве первого основания для государственной регистрации установления отцовства предусмотрено совместное заявление об установлении отцовства отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка. Указанное основание вытекает из положений п. 3 ст. 48 СК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 утверждена форма заявления об установлении отцовства (форма N 12). Порядок проведения процедуры государственной регистрации установления отцовства на основании совместного заявления отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка, устанавливается положениями ст. 50 комментируемого Закона (подробнее см. комментарий к ст. 50).

3. В качестве второго основания для государственной регистрации установления отцовства комментируемой статьей предусмотрена подача заявления об установлении отцовства отца ребенка, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка, в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 51 комментируемого Закона.

Случаи возможности государственной регистрации установления отцовства по данному основанию, закрепленные в ст. 51 комментируемого Закона, также предусмотрены и п. 3 ст. 48 СК РФ, согласно которым в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав установление отцовства производится по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия - по решению суда.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 утверждена форма заявления об установлении отцовства по данному основанию (форма N 13). Порядок проведения процедуры государственной регистрации установления отцовства на основании заявления отца, не состоящего в браке с его матерью на момент рождения ребенка, устанавливается положениями ст. 51 комментируемого Закона (подробнее см. комментарий к ст. 51).

4. В качестве третьего основания государственной регистрации установления отцовства предусматривается вступившее в законную силу решение суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства.

Как следует из положений ст. 49 СК РФ, установление отцовства в судебном порядке производится по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия в случаях рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка. При этом судом могут быть приняты любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. Также СК РФ в ст. 50 закрепляется возможность установления судом факта признания отцовства в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка. Факт признания таким лицом его отцовства может быть установлен в судебном порядке по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством, в особом порядке либо в исковом порядке, если будет выявлено наличие спора о праве. Процедура государственной регистрации установления отцовства на основании решения суда закрепляется в ст. 54 комментируемого Закона (подробнее см. комментарий к ст. 54).

Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 утверждена форма заявления об установлении отцовства по соответствующему решению суда, вступившему в законную силу, которое подается в органы ЗАГС (форма N 14).

Как прямо закреплено в ст. 268 ГПК РФ, решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию. Данное положение распространяется и на решения суда об установлении факта признания отцовства.

Как следует из положений гражданского процессуального законодательства, в особом порядке рассматриваются заявления об установлении факта признания отцовства при отсутствии спора о праве, все иные дела об установлении отцовства рассматриваются судами общей юрисдикции по общим правилам искового производства.

Указанное положение подтверждено и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 9 "О применении судами СК РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов", согласно которому в случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей вопрос о происхождении ребенка разрешается судом в порядке искового производства по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, либо по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия (ст. 49 СК РФ). Суд также вправе в порядке искового производства установить отцовство по заявлению лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, в случае, когда мать ребенка умерла, признана недееспособной, невозможно установить место ее нахождения либо она лишена родительских прав, если орган опеки и попечительства не дал согласие на установление отцовства этого лица в органе ЗАГС только на основании его заявления (ч. 1 п. 3 ст. 48 СК РФ). Поскольку законом не установлен срок исковой давности по делам данной категории, отцовство может быть установлено судом в любое время после рождения ребенка. При этом необходимо учитывать, что в силу п. 4 ст. 48 СК РФ установление отцовства в отношении лица, достигшего возраста 18 лет, допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным - с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства. В случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с его матерью, суд в соответствии со ст. 50 СК РФ вправе установить факт признания им отцовства. Такой факт может быть установлен судом по правилам особого производства на основании всесторонне проверенных данных, при условии, что не возникает спора о праве. В случае если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).

 

Статья 49. Место государственной регистрации установления отцовства

 

Комментарий к статье 49

 

В положениях комментируемой статьи закрепляется порядок определения места проведения государственной регистрации установления отцовства, то есть органы ЗАГС, уполномоченные на проведение государственной регистрации данного акта гражданского состояния. Вполне закономерным будет вывод о том, что государственная регистрация установления отцовства в иных органах ЗАГС не допускается, и он будет являться основанием для отказа в проведении государственной регистрации. Законодатель предоставляет лицу, обращающемуся с заявлением о государственной регистрации установления отцовства, право самостоятельно выбрать орган записи гражданского состояния, где будет проведена государственная регистрация данного акта гражданского состояния, из первых двух определенных комментируемой статьей вариантов. Третий вариант осуществления государственной регистрации установления отцовства определен императивно.

Проведение государственной регистрации установления отцовства во внесудебном порядке возможно:

1) в органе ЗАГС по месту жительства отца ребенка либо матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка, если они проживают в разных местах.

Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" установлено, что местом жительства гражданина является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. В данном случае ключевой является административно-территориальная единица, на территории которой действует орган ЗАГС и проживает гражданин;

2) в органе ЗАГС, производившем государственную регистрацию рождения этого ребенка;

3) органом ЗАГС по месту нахождения суда, вынесшего решение об установлении отцовства либо об установлении факта признания отцовства, в случаях, когда факт отцовства установлен вступившим в законную силу решением суда.

 

Статья 50. Государственная регистрация установления отцовства на основании совместного заявления отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка

 

Комментарий к статье 50

 

1. Пунктом 1 комментируемой статьи определяются правила подачи совместного заявления о государственной регистрации установления отцовства, подаваемого отцом и матерью ребенка, которые на момент рождения ребенка не состояли между собой в браке, а также форма такого заявления. Эти положения вытекают из смысла положений п. 3 ст. 48 СК РФ. Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган ЗАГС совместного заявления отцом и матерью ребенка. Законодателем императивно определена форма подачи такого заявления - только письменная. Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 утверждена форма совместного заявления отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка, которое подается в органы ЗАГС (форма N 12).

2. Пунктом 2 комментируемой статьи предусматривается возможность подачи совместного заявления родителей, не состоявших в зарегистрированном браке на момент рождения ребенка, об установлении отцовства в орган ЗАГС одновременно с заявлением о государственной регистрации рождения ребенка, а также и после государственной регистрации рождения ребенка. Следует учитывать, что положениями действующего законодательства не устанавливается определенных сроков для подачи совместного заявления об установлении отцовства отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка, а также предельного возраста ребенка, когда на основании указанного заявления в свидетельство о рождении ребенка могут вноситься сведения об отце.

При одновременной государственной регистрации рождения ребенка и установления отцовства ребенка сведения об отце ребенка вносятся в запись акта о рождении ребенка на основании записи акта об установлении отцовства, что предусматривается п. 3 ст. 17 комментируемого Закона (подробнее см. комментарий к ст. 17). В ситуациях, когда совместное заявление об установлении отцовства в орган ЗАГС подается уже после проведения государственной регистрации рождения ребенка, сведения об отце вносятся в запись акта о рождении ребенка в порядке, предусмотренном комментируемым Законом для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния.

3. Рассматриваемыми положениями комментируемой статьи будущим родителям ребенка, не состоящим в зарегистрированном браке, законодательно предоставляется право обратиться в органы ЗАГС с совместным заявлением отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка, об установлении отцовства до момента рождения ребенка, в период беременности матери.

Как следует из буквального толкования положений рассматриваемой нормы, такое право возникает у указанных лиц только в случае наличия обстоятельств, дающих основание предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства может оказаться после рождения ребенка невозможной или затруднительной.

В случае подачи такого заявления до рождения ребенка не требуется повторная подача в органы ЗАГС заявления об установлении отцовства после рождения ребенка. Исключение будут составлять только случаи, когда первоначальное совместное заявление было отозвано отцом или матерью ребенка.

В случаях подачи в период беременности матери в орган ЗАГС такого заявления сведения о родителях ребенка в актовую запись будут вноситься после рождения ребенка и государственная регистрация установления отцовства будет производиться одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка.

4. Положениями п. 4 комментируемой статьи закрепляются основные требования к содержанию совместного заявления об установлении отцовства отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка.

В первую очередь, комментируемой статьей устанавливается исчерпывающий перечень сведений, необходимых для обязательного указания в совместном заявлении. К таким сведениям относятся:

- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства лица, признающего себя отцом ребенка;

- фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения ребенка, а также реквизиты записи акта о его рождении при установлении отцовства после государственной регистрации рождения ребенка;

- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства матери ребенка;

- реквизиты записи акта о заключении брака в случае вступления матери ребенка в брак с его отцом после рождения ребенка;

- фамилия, имя, отчество ребенка после установления отцовства;

- реквизиты документов, удостоверяющих личности отца и матери ребенка.

Сведения о национальности матери и лица, признающего себя отцом ребенка, указываются в заявлении только по их личному желанию, что соответствует требованиям ст. 26 Конституции РФ, в силу которых каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

При написании такого совместного заявления лицо, не состоящее в браке с матерью ребенка, подтверждает факт признания своего отцовства в отношении ребенка, а мать ребенка подтверждает свое согласие на государственную регистрацию данного лица в качестве отца ее ребенка.

В случаях когда такое заявление подается до рождения ребенка в порядке, предусмотренном п. 3 комментируемой статьи, в совместном заявлении родители ребенка также подтверждают свое взаимное согласие на присвоение ребенку фамилии отца или матери, а также имени в зависимости от пола ребенка.

Совместное заявление подписывается матерью ребенка и отцом, признающим себя отцом ребенка, в обязательном порядке проставляется дата подписания такого заявления.

Рассматриваемыми положениями комментируемой статьи предусматривается обязанность представления в органы ЗАГС одновременно с заявлением об установлении отцовства следующих документов:

- в случае если совместное заявление об установлении отцовства подается до рождения ребенка, должен быть представлен документ, подтверждающий беременность матери, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом;

- при подаче совместного заявления после рождения ребенка - свидетельство о рождении ребенка;

- в случае если государственная регистрация установления отцовства производится одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка, представление свидетельства о рождении ребенка не требуется.

В обязательном порядке должны быть представлены документы, удостоверяющие личность матери ребенка, лица, признающего себя отцом ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.